• Город дорог на #говоритмосква: Юрий Песелис, Ирина Острогорская, Константин Трофименко

    Благоустройство подуличных пешеходных переходов метро

    12:33 Фев. 4, 2016

    Благоустройство подуличных пешеходных переходов метро

    В гостях

    Юрий Песелис

    Начальник Службы тоннельных сооружений Московского метрополитена

    А. КАПКОВ: 12:35. Я всех приветствую! Это программа «Город дорог». Меня зовут Александр Капков. В ближайшие 25 минут будем с вами традиционно в этой программе разговаривать о транспорте.

    И сегодня я хочу немножко вместе с вами спуститься в метро, но не в саму подземку (хотя туда тоже зайдём), а под уличные переходы. И вот здесь я должен отметить и обратить ваше внимание: под уличные переходы, которые именно относятся к метрополитену, потому что переходы обычные, по которым вы переходите улицу, не относятся к метрополитену. С радостью представляю вам своих экспертов. Начальник службы тоннельных сооружений Московского метрополитена Юрий Песелис. Юрий Александрович, здравствуйте.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Добрый день.

    А. КАПКОВ: И сегодня нам ещё помогает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Трофименко Константин. Константин Юрьевич, здравствуйте.

    К. ТРОФИМЕНКО: Здравствуйте.

    А. КАПКОВ: Ещё раз напоминаю вам наши средства связи. Телефон вряд ли сегодня пригодится, а вот ваши текстовые сообщения буду принимать, во-первых, на SMS-портал +7 (925) 8888-948 и на наш сайт govoritmoskva.ru. Я думаю, они у вас будут, потому что наша главная тема — это реализация реконструкции тех самых подуличных переходов метрополитена, ещё раз обращаю ваше внимание. Пожалуйста, не путайте: обычные уличные подземные переходы нас сейчас не касаются, и мои гости не смогут вам по этим вопросам ответить. А вот всё, что касается подуличных переходов, именно сопряжённых (если простым языком говорить) с входом в подземку, — вот это как раз то, что нас интересует.

    Многие, кто пользуются подземкой, заметили, что с прошлого года стартовала глобальная реконструкция этих помещений. Всё это для чего? Юрий Александрович.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Ещё раз добрый день, уважаемые радиослушатели. Мы сегодня реализуем большую программу Правительства Москвы по благоустройству и реконструкции вестибюлей Московского метрополитена. Данная программа подразумевает два этапа. Сейчас мы реализуем программу по работам, связанным с реконструкцией 96 станций Московского метрополитена. С пуском станции «Саларьево», ожидаемым в этом месяце, всего будет насчитываться 200 таких станций.

    А. КАПКОВ: Когда мы говорим «станции», мы имеем в виду как раз вот эти пространства?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Да, и всё, что с ними связано. И второй этап — это ещё 88 станций. Проектирование по этим станциям будет реализовано в этом году, и к концу этого года мы приступим к окончанию этой программы. Безусловно, всех пользователей Московского метрополитена волнует, когда закончится данная программа, потому что определённые неудобства возникают с закрытием и сужением проходов. И здесь мы можем сказать, что в первом квартале текущего года первый этап мы планируем завершить.

    А. КАПКОВ: 30 станций, если я правильно понял, уже готовы?

    Ю. ПЕСЕЛИС: По 30 объектам из этой программы заканчиваются работы, идёт полноценная приёмка, данные станции практически готовы к проходам и приёму пассажиров. Здесь все ремонтные работы практически закончены, а доработка ведётся в ночные окна, вне пассажиров.

    А. КАПКОВ: Все эти 30 станций сейчас имеют тот вид, который предполагается для всех станций метро, для всех подуличных переходов метрополитена? Есть какое-то единое видение того, как он должен выглядеть? Я понимаю, можно сейчас приехать на эти 30 станций, посмотреть, как это выглядит, и понять. Но как это подразумевается программой непосредственно?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Программа разработана организацией, которая выиграла проектирование на данные объекты. Всё действительно практически в едином стиле разработано. Это устройство навесов (типа в дни города), это лестничные сходы, замена аварийных несущих конструкций. В общем-то, большая работа проведена для граждан с ограниченными возможностями, то есть организованы колясочные спуски, уложена тактильная плитка для слабовидящих пассажиров. В общем-то, сделан большой объём.

    А. КАПКОВ: Будем говорить, для колясочных средств передвижения, помимо пандусов, лифты, автоматические пандусы, если я правильно их называю, где-то предусматриваются? Наклонные поверхности — да, это мы знаем, видим. У нас, кстати говоря, на Октябрьском поле недавно открыли половинку вестибюля, всё хорошо отремонтировали. А что касается центральных — может быть, там есть возможность? Или нет? И почему они не предусматриваются?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Колясочные спуски входят в проектирование всех станций. А что касается лифтового хозяйства, что касается более серьёзных конструкций, то это, конечно, закладывается при реконструкции полностью объектов метрополитена и новом строительстве.

    А. КАПКОВ: То есть сейчас такой косметический ремонт, чтобы всё хорошо выглядело, чтобы было приятно заходить туда?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Что касается подуличных переходов — да, потому как на данных объектах не проводился ремонт с начала строительства станций. И данная программа — это первая программа в городе Москве.

    А. КАПКОВ: Кстати, да, я хотел спросить. Я хотел понять сначала, для чего это нужно. Просто я почитал, познакомился и понял, что вот как построили в своё время, так никто этим и не занимался. Грубо говоря, только палатки поставили — это было единственное изменение.

    Что касается самих вестибюлей, я примерно понимаю. Многие задают вопрос (в том числе сейчас вижу перед собой): когда перестанут торговать всяким хламом в переходах? Насчёт торговли в принципе. Я думаю, вопрос к обоим моим гостям. Юрий Александрович, может быть, сначала вы коротко, а потом я хочу Константина Юрьевича тоже услышать, потому что я знаю, что у вас большой международный опыт. Расскажете о том, как это у нас должно быть реализовано, и о том, как это вообще для подземки в мире предусматривается — торговля в переходах и в самой подземке, я так полагаю.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Безусловно, во время проведения ремонтных работ вся торговля была ликвидирована из подуличных переходов. Это вызвано двумя моментами: поскольку закончились договора аренды, плюс мы ещё проводили ремонтные работы. Безусловно, торговля в «подуличниках» восстановится после проведения определённых конкурентных процедур и выявления победителя.

    А. КАПКОВ: Торги?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Да, безусловно. И далее будут возведены новые комфортабельные современные места для проведения торговли.

    А. КАПКОВ: Павильоны?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Павильоны, да.

    А. КАПКОВ: Есть ли какие-то ограничения для тех компаний (я не знаю, кто там торгует — может быть, юридические лица, исключительно ИП), которые туда заходят? Я имею в виду — если я захожу туда, образно, с китайскими зажигалками, мне говорят: «Нет, прости, этого мы не хотим видеть». А если я захожу туда, допустим, с какими-то пирожками, то говорят: «Ладно, хорошо». Есть какие-то ограничения на то, чем торговать?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Наверное, вопрос к метрополитену — это предоставление площадей в первую очередь. А вопрос торговли чем — это уже, наверное, другие структуры будут заниматься.

    А. КАПКОВ: Я понял, хорошо. Константин Юрьевич, как должен выглядеть современный подуличный переход метрополитена? Когда должна закончиться программа?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Первый этап основной программы — это первый квартал текущего года.

    А. КАПКОВ: Первый квартал текущего года. Как они будут выглядеть? Кто там будет торговать? Как вообще вы относитесь ко всей этой программе? Нужна, не нужна? Какие результаты она принесёт? И потом уже вкратце, соответственно, я хотел бы, чтобы вы немного сравнили с подземками других городов мира.

    К. ТРОФИМЕНКО: Четыре вопроса в одном. Давайте последовательно начнём — наверное, с вопроса о торговле, потому что он прозвучал первее остальных.

    Если мы берём метрополитены других городов, а особенно крупных городов, сопоставимых с Москвой, соответствующие по размерам метрополитены, то там, конечно, арендодателем является либо сам метрополитен, либо специальная дочерняя структура. У нас вплоть до недавнего времени каких-то промежуточных финансовых «прокладок» нигде нет. Что это влечёт за собой, помимо того, что, естественно, цены становятся чуть ниже? Это влечёт некоторое единообразие. Хотя Юрий Александрович говорит, что этого пока не будет делаться, но тем не менее регламентировать необходимое количество пунктов питания, торговли какими-то сопутствующими товарами… Ну, это, конечно, работа маркетологов — узнавать, что именно. Некий набор пассажира, который может быть востребован — естественно, в зависимости от пассажиропотока на каждой станции и, естественно так, чтобы это не мешало навигации самих людей. Безусловно, всё-таки главная цель метрополитена — транспортная.

    Опять же возвращаясь к тому, как это может быть организовано, а особенно в городах Европы (Германия, Англия). Часто крупные пересадочные узлы они превратили чуть ли не в торговые центры.

    А. КАПКОВ: Небольшие рынки.

    К. ТРОФИМЕНКО: Ну, даже не рынки, а именно моллы, по которым ещё ходят поезда и осуществляют движение людские потоки. Тем не менее, никто никому не мешает. Видно при этом, что, скорее всего, это какие-то единые сети. Обычно это системы фастфуда, фудкорта и тому подобные вещи, то есть явно пакетами разыгрываются предложения, и на несколько станций сразу один и тот же поставщик товара или услуги получает это право.

    Теперь ваш вопрос: нужно или не нужно это? Здесь уже прозвучало то, что помимо желания упорядочить и повысить цивилизованность торговли, помимо желания привести метрополитен в соответствие с нуждами маломобильных граждан (эта социальная задача сегодня по умолчанию актуальна), всё-таки, как мне видится, первопричина — это аварийное состояние многих переходов. То есть это, конечно, не от жиру делается, скажем так, а действительно насущная проблема. Но то, что одновременно с ней город решил решить и все остальные проблемы переходов — это похвально. И действительно, когда как не сейчас это делать?

    А. КАПКОВ: Кстати, если сравнивать, даже недалеко можно уходить. Если спуститься в питерскую подземку, мне раньше казалось (честно говоря, я просто давно уже там не был), что там гораздо больше было точек торговли в принципе под землёй. На станциях газетные киоски, жвачку, водичку можно было купить, это же касалось и переходов — чего не было у нас. Как-то поменяется ситуация? Мы увидим этого больше, меньше? Кто ответит? Вы так переглядываетесь. В принципе, я Константину Юрьевичу задавал вопрос, потому что это в плане именно торговли.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Я, наверное, повторюсь.

    А. КАПКОВ: Юрий Александрович.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Проектом заложены торговые места, то есть они уже определены. Собственно, их количество уже известно.

    А. КАПКОВ: Меня просто интересует… Переходы — все себе прекрасно представляют, как это выглядит, там всегда этого было много. Меня сейчас интересует именно если спуститься глубже, на станцию. Будет ли, допустим, какой-то газетный киоск на платформе? Будут ли какие-то точки на крупных пересадочных узлах, на небольших переходах?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Все торговые точки у нас будут расположены непосредственно в подуличных переходах. Спускаться на станцию — это вообще не представляется возможным, учитывая наши пассажиропотоки.

    К. ТРОФИМЕНКО: Я здесь тоже поддержу. Конечно, мы видим во многих городах Европы — Берлинский метрополитен, например — действительно на станциях там бывают и пирожки, и сосиски, и газетные киоски. Но под наши пиковые пассажиропотоки, когда люди иногда вынуждены (к сожалению, пока ещё у нас такое бывает) толкаться локтями…

    А. КАПКОВ: Это будет некомфортно.

    К. ТРОФИМЕНКО: Да, это будет некомфортно.

    А. КАПКОВ: Где-то на большом переходе Арбатской или ещё где-то продавали хот-доги как-то. Уйдём от этого, не будет этого? Или будет, но как-то цивилизованно? Затрудняетесь ответить. Хорошо, давайте тогда немножко вернёмся к самим переходам.

    Были ли какие-то сложности? Я знаю, что некоторые объекты затягивались. Это связано с ремонтом? Это связано с какими-то бюрократическими проволочками? С чем? Либо это какие-то конструктивные особенности? Юрий, вопрос к вам, я думаю.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Согласно первоначальному графику, все работы по благоустройству должны были завершиться в конце 2015 года, однако на большинстве станций появилась необходимость проведения дополнительных работ в связи с тем, что реальный объём работ стал понятен только после вскрытия полов, стен, потолков, лестничных сходов. Было выявлено в большей части пассажирской инфраструктуры аварийное состояние труб, несущих конструкций, бетона. И, естественно, мы были вынуждены увеличить объём проводимых работ — что, собственно, и затянуло срок выполнения работ.

    А. КАПКОВ: Я, честно говоря, не могу сказать, что большой знаток, но мы прекрасно знаем, что станции метро представляют собой историческую и архитектурную ценность. Можно ли такое переносить на переходы? Возможно, был какой-то переход, который построили, он был исторически важен, где нужно было соблюдать какие-то подобные ограничения?

    Ю. ПЕСЕЛИС: По концепции данного проекта и по согласованию с Департаментом транспорта города Москвы облик станций, которые находятся внутри кольца, остался прежним. То есть был подобран мрамор, был подобран гранит — и вестибюли остались в том же виде, в котором они и были. За пределами кольца, как на станции Пражская, было большое количество вопросов по ней…

    А. КАПКОВ: Там огромная сеть этих переходов.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Да. Там действительно был изменён облик подуличного перехода, но сам вестибюль остался прежним, станция осталась прежней. Были сохранены колонны, латунные двери, это всё осталось. В связи с тем, что чешскую плитку 1985 года найти на сегодняшний день невозможно, было принято решение по согласованию с департаментом — подобрать определённый вид данного перехода. По мнению наших пассажиров (а такой опрос ведётся), нравится, как выглядит сегодня Пражская.

    А. КАПКОВ: О материалах, которые используете, мы услышали буквально коротко. Какие-то антивандальные покрытия, какие-то современные технологии, необходимые исключительно для переходов? Понятное дело, что вход в метро закрывается, если я не ошибаюсь, в 1:30, переход работает круглосуточно. Там дежурят сотрудники полиции, там находятся всегда люди, но бывает, что и хулиганы заходят.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Конечно. К сожалению, мы не можем защитить себя сегодня от ряда наших граждан, которые могут принести вред метрополитену. Мы стараемся реагировать на все эти выпады, то есть на вандальные надписи, на порчу нашего имущества. Конечно, вынуждены защищаться. В данном проекте применены покрытия, которые помогут нам легче справляться с удалением надписей, поскольку надпись въедается в гранит и в мрамор. Но данная обработка позволит нам справляться с устранением данных надписей. Посмотрим, как это будет.

    А. КАПКОВ: Ну, надписи — это как-то так легко, это такое мелкое хулиганство. А если кто-то захочет разбить витрину павильона, она разобьётся?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Конечно, она разобьётся, и мы вынуждены будем заменить витрину.

    А. КАПКОВ: Это стекло обычное либо какое-то оргстекло, пластик?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Триплекс — стекло, которое безопасно в случае, если оно разобьётся.

    А. КАПКОВ: Какие-то сроки по конкретным станциям готовы сейчас дать? У меня есть несколько вопросов. Например, Площадь Ильича — когда намечено окончание реконструкции?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Я могу сказать, что на сегодняшний день 30 объектов принято, а на остальных объектах мы занимаемся приёмкой ежедневно, будут приняты в течение первого квартала. За пределы квартала выходит ряд станций (такие, как Китай-город, Новоясеневская и Новогиреево), поскольку там объём довольно приличный, и мы столкнулись с определёнными сложностями. Но ещё раз повторяю, что задача стоит — закончить данный проект в первом квартале текущего года.

    А. КАПКОВ: До окончания марта, если я правильно вас понимаю?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Абсолютно верно, до 1 апреля.

    А. КАПКОВ: Совсем немного осталось. Константин, хочу вернуться опять к торговле, вопрос к вам. Безопасно ли это? Безопасно ли пускать торговлю в подуличные переходы метрополитена, в саму подземку? Не влечёт ли это скопления? Знаете, около ларёчка соберутся люди — нет-нет, да и поговорят. А там, глядишь, ещё что-нибудь другое придумают.

    К. ТРОФИМЕНКО: Ой, это как у классиков — «не собираться больше, чем по трое», да?

    А. КАПКОВ: Конечно. В этом смысле, может быть, стоит совсем убрать это всё дело оттуда?

    К. ТРОФИМЕНКО: Да нет. Вы знаете, всё-таки торговлю убирать, наверное, не стоит. Безусловно, понятно, что людской поток — это сопутствующий финансовый поток. У людей есть потребности, и эти потребности могут быть удовлетворены, и ничего в этом плохого нет. Конечно, не нужно торговать сигаретами и алкогольными напитками в метрополитене. Может быть, не очень популярное решение, но тем не менее. Это то, что для безопасности.

    А. КАПКОВ: Вы говорите «потребности». Вот у меня очень часто в метрополитене возникает потребность выкинуть мусор, но я чётко знаю, что мусорка есть только наверху в вестибюле. Знаю я это почему? Потому что мозг пытливый. Я думаю: почему я должен таскать этот фантик с собой? Не позволяет мне воспитание выбросить его на пути или куда-нибудь в уголок. Изучал и понял, что урн нет в Московском метрополитене из соображений безопасности.

    К. ТРОФИМЕНКО: Да, мотивируется это террористической безопасностью, чтобы нельзя было оставить пакет с чем-то.

    А. КАПКОВ: Но опять же, вот она — моя потребность. Казалось бы, вполне себе дружелюбная потребность, даже логичная потребность, но не удовлетворяется она, потому что есть другие нормы. Так здесь, может быть, тоже? Да, может быть, кто-то захочет и перекусить, и газетку купить — но, дорогой друг, давай ты лучше выйдешь наверх, а здесь будет чистенько, спокойненько, люди будут ходить. Всё-таки это место повышенной опасности. Как мы помним, нам девушка всегда на эскалаторе об этом говорит.

    К. ТРОФИМЕНКО: Юрий Александрович уже упоминал о том, что всё-таки внизу, где самые большие пассажиропотоки, торговли не будет. А подуличные переходы, о которых мы говорим, — наверное, по отношению к метро это и есть уже тот самый верх.

    А. КАПКОВ: В принципе, немного времени осталось. Я хотел у Юрия Александровича спросить. Вы вначале называли цифры, но я, честно вам скажу, не особенно их запомнил. Мы все вестибюли к концу марта должны будем преобразовать?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Практически все, за исключением небольшого количества станций.

    А. КАПКОВ: Которые новые, соответственно, недавно открылись.

    Ю. ПЕСЕЛИС: По первой программе, да.

    А. КАПКОВ: Я понял, хорошо. Спрашивает 09-й: «А будут ли туалеты?» Мы недавно открывали на Проспекте Мира первый туалет. Я знаю, что он, по-моему, закрылся. Вообще это подразумевается какими-то нормами, ещё чем-то, увидим ли мы в скорейшем будущем?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Я могу сказать, что в 2016 году данной программой не предусмотрено, но данный вопрос ещё рассматривается, он в проработке.

    А. КАПКОВ: Хорошо. Что касается подуличных пешеходных переходов — может быть, вам есть что добавить? Потому что я не всё могу знать в этой сфере. Может быть, вы сталкивались с какими-то проблемами? Может быть, вы хотели к гражданам обратиться? Слушайте, если кому-то не понравилось, он может написать вам и сказать: «Дорогие мои друзья, давайте поменяем мрамор с серого на коричневый — так будет гораздо красивее!»? Нет? Можно куда-нибудь написать с какими-то жалобами, просьбами, отзывами о том, как произошёл ремонт? Может быть, что-то поменять, попросить пересмотреть выигранный конкурс какого-нибудь продавца неблагоприятного и нечестного?

    Ю. ПЕСЕЛИС: У нас сегодня действует портал «Наш город», куда каждый гражданин может обратиться с любым вопросом в адрес метро. Более того, у нас на каждой станции есть стойка обращений, где также каждый гражданин или гражданка может обратиться к метрополитену и получить ответ на поставленный вопрос.

    К. ТРОФИМЕНКО: Здесь я позволю себе вмешаться. Конечно, это, наверное, ещё тот момент, над которым следует работать, чтобы не просто были обращения граждан, а чтобы была действительно возможность у граждан как-то ситуацию поменять — может быть, в каких-то рамках, как это было, допустим, по конкурсам, которые объявлялись Правительством Москвы.

    А. КАПКОВ: У вас уже диалог завязался. Прекрасно!

    Ю. ПЕСЕЛИС: У нас ещё в ремонте ряда станций участвуют наши граждане.

    А. КАПКОВ: Каким образом?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Есть такая программа «Активный гражданин», где в облике станций принимаются мнения наших граждан. К примеру, такая станция, как Китай-город, — её облик напрямую связан с опросом наших пассажиров.

    А. КАПКОВ: А почему именно Китай-город? Либо этот небольшой список станций? Почему не все? Это сложно сделать, либо просто есть какие-то именно исторические переходы, где мнение особенно важно?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Видимо, так. Основной проект, я ещё раз говорю, выполнен по определённой концепции организацией, которая выиграла конкурс на данное проектирование.

    А. КАПКОВ: Всё-таки несколько станций есть в этом смысле, а во всём остальном (и мои гости сказали, и я напомню) есть и «Активный гражданин», есть и портал «Наш город». Я думаю, можно и на сайте метрополитена найти какие-то контакты, куда можно в том числе и отзывы, в том числе и какие-то претензии, пожелания писать, отправлять — и на всё будет реакция.

    Итак, я напомню, 30 станций уже готовы, и все остальные… А это огромное количество — более 200, вы сказали. Нет?

    Ю. ПЕСЕЛИС: Нет, всего на сегодняшний день 199 станций. 96 по программе.

    А. КАПКОВ: 96 будут готовы к окончанию марта. Во-первых, спасибо всем тем, кто присылал нам вопросы. Я ещё раз напомню, что это всё касается исключительно подземных подуличных переходов, которые относятся к метрополитену. Я благодарю наших гостей. Начальник службы тоннельных сооружений Московского метрополитена Юрий Песелис. Юрий Александрович, спасибо вам большое.

    Ю. ПЕСЕЛИС: Спасибо.

    А. КАПКОВ: Будем надеяться, что претензий будет гораздо меньше. Но, честно говоря, выходишь здесь на Октябрьском поле — да, стало лучше. Слушайте, отопление или тёплый пол — вот что я забыл!

    Ю. ПЕСЕЛИС: Безусловно, это ноу-хау определённые — навесы, полы с подогревом для того, чтобы в зимний период времени не было возможности упасть пассажиру. То есть это всё применено сегодня.

    А. КАПКОВ: Я просто сейчас прямо мысленно выходил и вспомнил об этом. Спасибо большое, Юрий Александрович. И Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики. Константин Юрьевич, и вам большое спасибо.

    К. ТРОФИМЕНКО: Спасибо.

    А. КАПКОВ: Меня зовут Александр Капков. Программа «Город дорог» подошла к концу. Всем большое спасибо за вопросы и за диалог. Новости далее.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено