• 12:05 Янв. 20, 2015

    В гостях

    Александр Роднянский

    Продюсер фильма "Левиафан"

    С.РЫБКА: Беспокоим вас по теме, может быть, немного неожиданной.  Разумеется, поздравляем вас и с присуждением премии и с номинацией.

    А.РОДНЯНСКИЙ: Спасибо!

    С.РЫБКА: Случилось так, что вы и Андрей Петрович, вы два россиянина, которые присутствовали на этой церемонии «Золотой глобус» наверняка, а мы вас беспокоим по тематике связанной с телесериалами. Там ведь и за это тоже премии вручали. Вы готовы об этом немного поговорить? Вы обратили внимание на номинантов, которые получали «глобусы» по всяким сериальным номинациям?

    А.РОДНЯНСКИЙ: Конечно, обратил внимание. Но я не все сериалы видел, не все запомнил, но ключевые какие-то, да.

    С.РЫБКА: Это понятное дело. Всего не пересмотришь. Главный приз там получила драма «Любовники». Вы этот сериал не смотрели?

    А.РОДНЯНСКИЙ: Нет, к сожалению. «The Affair» вы имеете ввиду. Это у нас она называется «Любовники». Она не получила приз, а была номинирована.  А получил в этой номинации приз «Фарго».

    С.РЫБКА: Нет, по-моему «Фарго» получил приз как лучший мини-сериал. Я вас не ввожу в заблуждение. Возможно, вы в  общем азарте церемонии не обратили на это внимание. А “Affair” получил как лучший драматический сериал. Вы  “Affair” смотрели?

    А.РОДНЯНСКИЙ: «Фарго» я смотрел, а “Affair” я смотрел, да.

    С.РЫБКА: Тогда если сравнивать эти два сериала со всем прочим подобным выходившим в течение года, то достойны ли этого приза? Они главные претенденты? Вернее не претенденты даже уже, а обладатели.

    А.РОДНЯНСКИЙ: Ну, слушайте, у них в США на сегодняшний день очевидна эпоха расцвета сериала. Да, это я даже для себя называю вторым рождением великого американского романа. У них невероятное количество необычайно сильных, мощных, объемных телевизионных романов, иначе не назовешь, талантливо написанных или адаптированных, если речь идет о большой литературе. Этому причины тоже можно найти, можно объяснить, почему такой расцвет. Но в номинации было несколько выдающихся совершенно картин. Например, «Настоящий детектив», ну, трудно сказать, что он хуже, чем условно говоря, «Фарго», хотя получил «Фарго». Но просто его пик популярности и какой-то такой волне эйфории по поводу этого сериала прошел в прошлом году, когда он получил специализированный приз «Эмми» за лучшую режиссуру. Но и «Affair» достойнейшая, конечно, работа. Но все они, в общем, хороши.

    С.РЫБКА: Александр Ефимович, вопрос больше как к зрителю рядовому, если позволите так вас воспринимать: вы верите в то, что второй сезон «Настоящего детектива» может быть так же хорош? Просто есть ощущение, что вот такой нуар американской южной готики отработан по максимуму в первом сезоне, и во втором сезоне каких персонажей не вводи, все уже будет не то.

    А.РОДНЯНСКИЙ: Наверное. Я просто не убежден, что они будут следовать только этому жанру. Вы понимаете, главным преимуществом, на мой взгляд,  «Настоящего детектива» является его режиссер Кевин Фукунага и автор идеи сценария Ник Пиццолатто. Вот они выдающиеся, говоря бизнес-языком, активы этого сериала. И от них можно ожидать неожиданностей, посему   я и не убежден, что это будет вот ровно такой же жанр и это будет чем-то бесконечно сходно с первым сезоном. Но если так случится, то я с вами скорее соглашусь. Полагаю, что если второй сезон, если он пойдет след в след с первым по интонации, по жанру, да еще и переместится из южных штатов мистически наполненных традиционными культами много веков живших там черных жителей, которые были сначала рабами и так далее, то, конечно, это скорее всего не будет на пользу. Но надеюсь, что все же сезоны будут отличаться.

    С.РЫБКА: Александр Ефимович, вы сказали: «Эпоха нового американского романа наступает». И сказали, что готовы объяснить, почему так происходит. Действительно готовы? Это коммерческое скорее объяснение или есть какие-то социальные факторы?

    А.РОДНЯНСКИЙ: Зачем же тут коммерческая? Коммерческого объяснения тут вообще быть не может. Тут происходит просто процесс связанный с изменением потребительского поведения аудитории. Кинематограф на сегодняшний день, если говорить очень общо, разделился на два потока: поток фильмов, которые предназначены для большого экрана и, соответственно, для малого. Для большого экрана естественно, мы это видим и дома, представлены картины аттракционные, необычайно зрелищные, с необычайным количеством специальных эффектов, с применением новых технологий, форматов и показа и, собственно говоря, съемки. И все больше и больше в кинотеатрах доминирует именно такое кино, которое привело к торжеству комиксов, да, «Marvel»  сегодняшний главный чемпион кинотеатрального показа. Ну, понятно почему, люди идут на аттракцион. Очень выросли качество и разнообразие на малом экране. И соответсвенно, идти в кино нужно только за чем-то, что может быть в кино и только в кино. Условно говоря, «Аватар» на телеэкране уже никак не «Аватар» и так далее. Соответственно, огромное количества жанров, которые раньше долгие годы истории кино доминировали и были основой репертуара, как то драма, мелодрама,исторические фильмы, шпионские фильмы и еще огромное количество жанров, они, конечно, оказались вытеснены с большого экрана и двинулись на малый, как мы сегодня называем телевидение и стрининговые ресурсы. Так вот оказавшись на малом экране, миссия этих сериалов, которые увели с собой талантливых сценаристов, актеров, продюсеров и режиссеров, они почувствовали возможность не ограничивать повествование естественными кинематографическими двумя часами показа, появилась возможность рассказывать большие объемные истории многолинейные и многофигурные, достаточно драматургически изощренные. Собственно говоря, это и появилась романная структура. Это первая причина, а вторая сугубо американская. Первая касается всех стран. Качество телевизионных сериалов растет в общем и целом везде.Но вторая  причина сугубо  американская  и объясняет уникальное качество именно американских сериалов помимо их умений, наличия индустрии и огромного количества талантливых людей, денег, возможностей, а именно наличия и доминирования для американских зрителей прежде всего премиумного кабельного телевидения. Того самого телевидения, за которое зрители платят по подписке, которое существует вне рекламной модели, и которое предлагает своим зрителям эксклюзивный контент, там спорт, и сериалы. Так вот на премиумное  кабельное телевидение и кабельное как таковое, поскольку оно контролируется родителями и не является общедоступным как эфирное, не распространяется в той степени как на эфирное законы регулирующие показ, иными словами, все то, что ограничивает возможности авторов со сценами насилия, откровенными сценами, лексикой, конечно, поэтому появились сериалы с объемными героями сложными, с отсутствием хеппи-эндов, с большим количеством жестких сцен или  сцен откровенных, с героями, которых трудно интерпретировать как позитивных и в то же время мы им сочувствовать, иными словами, появились признаки полноценной серьезной литературы исследующей человеческую психологию. Из множества сериалов последних лет, которые награждаются и имеют устойчивую аудиторию,  стали культовыми, только один сериал был произведен для эфирного канала – сериал «Хорошая жена», а все остальные сериалы для кабельного телевидения. То есть эти возможности кабельного телевидения и плюс  процесс смены зрительского поведения привели к   естественному росту возможностей на малом экране. Туда пришли деньги, авторы и те зрители, которые это кино смотрели раньше в кинотеатрах.

    С.РЫБКА: Александр Ефимович, вы навели меня на два вопроса. Смотрите, в нашем случае у нас с кабельными сетями все не так здорово устроено, поэтому, когда мы видим на нашем ТВ какой-то задумчивый сложносочиненный сериал, если видим, это как правило дробление полнометражного фильма, то есть не в «капусту» рубят, а на аккуратные такие  детальки и демонстрируют. К этому как относиться? Это выход в  ситуации, когда у нас по-настоящему таких сложносочиненных сериалов похоже нет, и просто предлагают большое кино, но порезанное на фрагменты.

    А.РОДНЯНСКИЙ: Ну, мое субъективное мнение: мне не нравится большое кино трансформированное в телесериал. Я полагаю, что нужно специально телевидение делать качественное и глубокое и сцены драматургии с первой секунды для телевизионного показа. Собственно говоря, как это мы видим по большому американскому сериалу к примеру, а это не более, чем выход из положения, который очень редко приносит положительные результаты. У нас единственный жанр, мне кажется, могу ошибаться, но качественных сериалов, который, пожалуй, по уровню исследования человеческой психологии сопоставимы с американскими, очень условно, но сопоставимы, это, пожалуй, экранизация классики. Потому что классика наша хороша и глубока,  персонажи там как бы необъяснимые, описаниями черно-белая привычная для регулярного и ежедневного телевидения. Она хорошая женщина, надо вознаградить, её нехорошие люди обижают. У нас же традиционно все очень примитивно описано.

    С.РЫБКА: То есть беда с современными авторами?  Современные сюжеты выдумывать не получается?

    А.РОДНЯНСКИЙ: Да, и с современными авторами, с другой стороны есть очень мощные авторы, которые могли бы писать сложную конструкцию со сложными характерами, интересную я имею ввиду для телевидения. Они естественно не пишут, потому что телевидению такое не нужно. С утра до вечера идут либо скромные мелодрамы с очевидной конструкцией вознаграждения Золушки за честную моральную жизнь или детективы, которые строятся по конструкции возмездия несправедливо обиженного и оскорбленного лишенного или еще что-то человека своим нехорошим врагам и с бесспорным хеппи-эндом. Конечно, сложная литература сюда не встроится. Хотя, условно говоря, у нас  же есть современный роман, который может быть основой для телевидения. Ну почему бы не Улицкая, тот же Терехов , и многие,  и Прилепин, который сейчас будет делать для телевидения «Обитель», но это опять же историческая вещь, она будет в исторических костюмах, а это во многом для нас оправдание, почему персонажи сложные. Обратите внимание, что у нас нет ни одного сериала, где были бы сложные и интересные конструкции, необычные отношения полноценные и объемные, современного. У нас блистательный сериал появился в прошлом году «Оттепель», но опять же 60-е годы. Или там экранизация классических произведений и даже, что будут делать ту же «Обитель» по-моему та же компания Тодоровского, бесспорно делают сильно. Я думаю, что опять же необычная и сложная, в смысле замечательная книжка, имеет шанс на полноценную адаптацию для телевидения. А так, мы в сложном положении. Попытка «Амедиа» создать какой-то островок кабельного телевидения естественно приветствуется всеми, но требует очень большого количества времени для того, чтоб она, во-первых, оказалась поддержана зрителем, потому что далеко не все зрители готовы платить за телевидение, а они фактически это делать вынуждены, для того чтобы не было рекламы, чтобы оно могло существовать, это же строится на совершенно другой бизнес-модели. Вот в этом собственно и причина.

    С.РЫБКА: Александр Ефимович,  в финале хотел бы вас вернуть к рассуждениям об американской индустрии. Вы говорите, огромные силы финансовые и творческие сосредоточены на том, чтобы вот эти сложные,задумчивые, затяжные сериалы делать. А на этом фоне комедийный сериал не проигрывает? Потому что есть куча комедийных персонажей, в которые публика влюблена и у нас здесь тоже начиная от «Друзей» и «Альфа», заканчивая «Modern family» нынешней. Вот кроме «Modern family» , пожалуй, наверное никто на таком уровне комедию сериальную не делает или я ошибаюсь?

    А.РОДНЯНСКИЙ: Мне кажется, что нет, ошибаетесь. У них же комедия традиционно начиная с жанра стендап и заканчивая, так сказать, ситкомами, комедия – это ответ на вызовы сегодняшнего дня. Это всегда такая фактически дискуссия очень острая и сатирическая того, что можно видеть на улице,или дома,или рядом. Это опять же, такие дискуссии о современности. Чем отличаются кинематограф и американское телевидение от нашего? Тем что они постоянно экранизируют и дискутируют, проговаривают время, в котором живут.

    С.РЫБКА: Да, но вы говорите, что чемпионы сегодня это как раз сериалы со сложными характерами, современные.

    А.РОДНЯНСКИЙ: Да! Мы просто с вами не видим. Например, получил тоже «Золотой глобус» ситком, который я не видел. Напомните мне название.

    С.РЫБКА: «Девственники» по-моему он называется. Английское название, к сожалению, не помню.

    А.РОДНЯНСКИЙ:  Нет,  там, где папа меняет пол. Трансгендерная история. Он становится мамой. И это смешная очень история, которая обыгрывает вот эти межгендерные отношения чрезвычайно остроумно и остро, даже сатирически.  И тем не менее, это реальности сегодняшнего дня, которые нам здесь по понятным причинам не близки, и вряд ли это окажется у нас на экранах, но это ответ на вопрос: развивается ли комедия. В том числе она развивается и так. И они как правило не боятся очень острых тем. Был же когда-то в свое время знаменитый ситком «Джефферсоны», который первым не боялся исследовать тему межрассовых и национальных отношений. Тоже самое есть и в современной «Американской семейке», какие-то такие элементы. То есть, я полагаю, они никак в этом смысле не теряют. «2,5 человека» тоже современный сериал идущий в эфире, правда, претерпевший изменения достаточно сильные. Я полагаю, что это все еще успешно, но ситкомы, как правило, делаются для эфирного телевидения, там  они идут очень успешно. Конечно, они в каком-то смысле с точки зрения внимания аудитории очевидно проигрывают новому драматическому сериалу кабеля, тому , что живет на кабельном телевидении и того, что все ждут. Но скажу вам, завершая ответ, что количество снимаемых сериалов на сегодняшний день, количество компаний, которые перестроились из производства кино в производство сериалов неописуемое, оно просто невероятно. На сегодняшний день все так или иначе обсуждают сериалы, обсуждают их не только и не столько для телевидения, потому очевидно совершенно происходит трансформация и этой сферы, то есть платформ показа. Помимо того, что «Netflix» так удачно заявивший о своем интересе к эксклюзивному  контенту,профинансировавший «Лили Хамер» и, конечно же, «Карточный домик», стал домом для уникальных, ну, то есть снимаемых только для него сериалов и «Амазон»... Вот вчера новость главная о том, что Вуди Аллен подписал договор с «Амазоном» для производства сериалов. Он еще не знает какой сериал будет снимать, но уже знает, что свою историю он будет рассказывать на «Амазоне».  «Apple» на сегодняшний день тоже ищет контент. И представьте, платформ становится все больше. Бесспорно это дает возможность показывать то, что не видишь в кинотеатрах, то есть реальные большие полноценные истории.

    С.РЫБКА: Вы упомянули Вуди Аллена, который контракт подписал. Конечно, я понимаю, что это не вам скорее вопрос нужно адресовать, но вы в принципе представляя творческий склад Андрея Петровича Звягинцева как полагаете, вот он способен не для большого экрана? Он морально или может творчески готов был бы связаться сериальной историей?

    А.РОДНЯНСКИЙ: Андрей Петрович выдающийся режиссер способный на все по моему глубокому убеждению. Мы обсуждали несколько разных сериалов. У него нет базового такого отрицания сериальной телевизионной истории. Другое дело, что он, конечно же, готов делать только то, что ему покажется любопытным. Мы обсуждали с ним и какие-то классические произведения, прежде всего, у него была такая идея. Может быть найдется некий материал и современный, но, конечно, он готов, я убежден.

    С.РЫБКА: Александр Ефимович, большое спасибо за этот разговор. До свидания.

    А.РОДНЯНСКИЙ: И вам всего лучшего. 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено