• Военно-патриотическое кино

    15:05 Фев. 21, 2015

    Военно-патриотическое кино

    В гостях

    Игорь Угольников

    Актер, режиссер, продюсер фильмов “Брестская крепость” и “Батальон”

    О.БАЙКАЛОВА:  Это программа «Русский дух» на «Говорит Москва». У микрофона Ольга Байкалова. Я всех приветствую. И сегодня мы будем говорить о патриотическом кино. Вчера в российских кинотеатрах стартовал показ фильма "Батальон" о женском батальоне смерти, который создавался Марией Бочкарёвой.  И сегодня у нас в гостях актёр, режиссёр, продюсер  фильмов "Брестская крепость" и "Батальон" Игорь Угольников.

    Игорь Станиславович, здравствуйте!

    И.УГОЛЬНИКОВ: Добрый день!

    О.БАЙКАЛОВА:  Вчера после работы рванула смотреть "Батальон". Субъективное мнение позволяете мне?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Да?

    О.БАЙКАЛОВА:  Очень понравилось! Очень понравилось! Вышла из кинотеатра уже в час ночи, в бесконечных каких-то думах. Настолько какой-то получился проникновенный, глубокий, одновременно тяжёлый и очень женский фильм - давненько я таких не видела.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Вы  выходили, наверное, в час ночи и столкнулись со зрителями из соседнего зала, которые выходили с фильма "Пятьдесят оттенков серого"? Нет, не столкнулись?

    О.БАЙКАЛОВА:  Мне повезло, потому что все школьницы в час ночи уже спят. Все остальные смотрят "Батальон".

    И.УГОЛЬНИКОВ: Очень рад, что вам понравилась наша работа. Это сделано как следует, с большим количеством людей, с душой. Два года жизни отняли у меня съёмка, подготовка к этой картине. Что удивительно, конечно, что если бы я её выпускал 1 августа в прошлом году к столетию Первой мировой войны, а я никогда не делаю фильмы к датам, но всё-таки, если бы этот фильм выходил тогда, он был бы  просто историческим фильмом. Теперь, в связи со всеми событиями, которые происходят у нас,  в нашей соседней братской стране и  у нас внутри, этот фильм приобрёл, конечно, иное звучание. Вы вчера, наверное, посмотрев его, на это обратили внимание.

    О.БАЙКАЛОВА:  Вы знаете, я шла смотреть фильм с небольшой долей скепсиса, потому что, если честно, я побаиваюсь термина "патриотический".  Я ожидала, знаете, как это в американских фильмах бывает: на фоне американского флага, с шашкой, ну, не с шашкой, так с каким-нибудь другим оружием - "За Отечество! За царя!".  Не было этого вообще. Мне знаете, что понравилось? То, что патриотизм в фильме "Батальон",  друзья, это не спулер, я просто вас призываю, я такой ваш буду сегодня агент, Игорь Станиславович, - пойдите и посмотрите этот фильм. Мне понравилось,  как показан патриотизм - абсолютно ненавязчиво. То есть, нам не говорят, за что мы идём умирать, почему мы приходим на войну. Это наши цветы, это цветы, которые растут на нашей земле. Мне кажется,  эта самая главная фраза всего патриотического фильма: "Там немцы за мной бегут, потому что я на их территории цветы собираю". "Ты не понимаешь, это - наши цветы, русские,  и, вообще, это немец на нашей русской земле стоит". Вот это мне понравилось, потому что там не было какой-то жёсткой привязки к тому, за что эти женщины шли воевать. Они шли воевать за русскую землю. Мне это понравилось, честно.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Они шли воевать за русскую землю,  и они шли для того, чтобы поднять боевой дух русской армии, когда мужики уже не хотели сражаться и хотели пойти домой. Если говорить вообще об этом периоде истории нашей, которая мало была показана: Первая мировая война является забытой войной  и забытой намеренно, об этом уже сейчас много говорится, и, слава богу!  Тогда этот период нашей жизни, наших с вами предков, 17-ый год, начиная с февраля и по октябрь, - это  самое уникальное, трагическое время, о котором надо и должно  говорить. А когда говорим о патриотизме, вы люди молодые, и от вас я слышу: "Вот, я не люблю, когда говорят "патриотизм, патриотизм". И уже к  слову "патриотизм" надо какие-то прилагательные к этому существительному прилагать: истинный патриотизм,  такой-то... А ведь он один  единственный. И, наверное, последние десятилетия это чувство патриотизма, которое было утеряно нацией, стоит и должно возвращать, иначе, нас будут, извините, будут разводить, как уже развели Украину.

    О.БАЙКАЛОВА:  А как вам пришла, вообще, идея фильма? Почему вы решили говорить о патриотизме глазами женщин?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Ну, ведь это - уникальная история, такого, по-моему, в истории не было мировой, чтобы такое количество женщин собрались в воинское подразделение, обучились воинскому делу и пошли на фронт. Тогда это было необходимо, потому что, повторюсь, армия разваливалась. Мы долго уже стояли против немцев и не хотели воевать. Свершилась революция, февральская, истинная революция - царь отрёкся от престола, и она была почти бескровной. Мы  чувствовали, я имею в виду - наши предки, чувствовали эмоциональный подъём, эпический подъём. Это дальше уже свершилось то, что свершилось - Октябрьский переворот, равно, абсолютно нацию надвое разбил, и начался кромешный ужас, когда брат убивал брата. Это очень русская история, к сожалению, и Мария Бочкарёва, создавшая батальон по приказу Керенского была тоже очень русским характером. Она была иногда крайне жестока, но так, где необходимо, она была истинной матерью для этих девчонок.

    О.БАЙКАЛОВА:  Недаром, американские историки называют Марию Бочкарёву "русской Жанной Д’Арк". Вообще, личность очень мифическая, очень много легенд вокруг неё существует. Вот вчера, буквально, после фильма я полночи ещё читала про Марию Бочкарёву. Интересен вот такой момент: в фильме она показана очень, с одной стороны, жесткой, да, но справедливой и глубокой психологичной героиней. Кстати, про Марию Аронову хотела поговорить. Вы сразу утвердили её на эту роль?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Да. Это было всем понятно, и изначально, и кино для неё придумал. Маша, моя подруга, начала работать у меня ещё в 93-ом году, будучи студенткой 3-его курса Щукинского училища. Они пришли ко мне с Нонкой Гришаевой, и она за время прошла огромный профессиональный и человеческий путь: стала народной артисткой России. Но таких ролей она не играла, а мне очень хотелось, чтобы она перешла в иное качество, и человеческое, и профессиональное. Но, и потом она похожа и внешне, и внутренне на свою героиню. Конечно, она совершила гражданский и профессиональный подвиг, снявшись в этой картине, как и многие девчонки, побрившиеся наголо, и все тяготы и лишения солдатские претерпевшие. Для меня было очень важно, когда заканчивались съёмки, тяжёлые съёмки,  и девушкам приходилось, ой как, не сладко. А это уже был единый батальон. И уже не было разницы между актрисами, девчонками-спортсменами-каскадёршами и массовкой, это уже было единое целое. И тогда-то мне стало понятно, что фильм  надо называть именно "Батальон", и не "Батальон смерти", как  это было изначально, хотя, "батальон смерти" он так и назывался. Для меня стало понятно, что главная героиня, наверное, не Мария Бочкарёва, или не кто из этих девчонок, а батальон, это и есть главный герой, единое целое, женский батальон. И ещё, когда говорят и спрашивают у меня: "Как же так, женщины на войне - это же противоестественно, вообще, природе?".  Да, это противоестественно, но посмотрите на Мамаев курган. Родина-Мать там стоит с мечом в руках, и ведь, там не зря поставили этот монумент. Он ведь где стоит? На костях погибших мужиков, когда мужиков уже нет, за Родину встаёт женщина, и, ой, берегитесь тогда!

    О.БАЙКАЛОВА:  Когда писали сценарий "Батальона", большая работа историческая была проведена? Всё равно в фильме есть определённые несоответствия с теми, что говорят биографы Бочкарёвой. Например, я нигде не встречала, и в литературе не встречала, и в документах не встречала, на крайне мере, то,  что доступно в Интернете или библиотеке, что Бочкарёва встретилась со своим мужем на фронте. То есть, это такое художественное допущение, чтобы раскрыть характер главной героини, правильно?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Есть несколько документов, в том числе, и признания самой Бочкарёвой, но не это главное. Конечно, мне открылись все архивы, после "Брестской крепости" так, вообще, мне стало проще работать, когда мне что-то нужно, я это без труда достаю. Так вот, Бочкарёва была расстреляна, у меня есть приказ 20-ого года о её расстреле. Карандашиком подписано: "Приведён в исполнение". А многие считаю, что нет...

    О.БАЙКАЛОВА:  Что нет этого документа.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Нет, документ есть, а вот была ли она расстреляна. И поскольку нет свидетельств документальных, то она, якобы, не была расстреляна. Но это всё домыслы, которые, в данном случае, уже для картины уже не важны. Важен тот самый момент, когда женщины стали батальоном.  Это, кстати, тоже для меня важно: в батальон же пришли девушки и женщины разного сословия,  и с горничными проходили служить. Были уже революционерки и простолюдинки, и там всё было очень непросто, в самом батальоне, и это тоже интересно.

    О.БАЙКАЛОВА:  Девчонки, которые снимались в вашем фильме, они уже знали, на что они идут, когда  они приходили на кастинг? Что им придётся распрощаться с волосами, по-настоящему?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Как ни странно, с этим было всё просто. Актрисы намой  вопрос: "Ты готова подстричь свою голову, отстричь свои волосы?". Говорили: "Ну, если, надо - то надо". Всего две актрисы, не буду, называть фамилии, отказались стричь волосы, поэтому не снялись в нашей картине. А одна из них позже сказала: "Жаль, что я так не сделала".  Так это было, как ни странно, самое простое, хотя, в общем, трепетное, когда мы их стригли в кадре.

    О.БАЙКАЛОВА:  Эмоции-то настоящие были в кадре! То есть, это не игра была!

    И.УГОЛЬНИКОВ: И они плакали, и вся съёмочная группа, естественно.

    О.БАЙКАЛОВА:  73-73-948 - координаты прямого эфира. Я напоминаю, что у нас в гостях актёр, режиссёр, продюсер фильма "Брестская крепость" и "Батальон" Игорь Угольников. Мы говорим с вами о патриотических фильмах. Сейчас мы говорим с вами о фильме "Батальон", который со вчерашнего дня показывают в кинотеатрах. Фильм о женском батальоне смерти, который создавался Марией Бочкарёвой. В главной роли Мария Аронова, потрясающая абсолютно роль. Я буду сегодня хвалить всю передачу этот фильм, так что простите меня, пожалуйста, друзья, за субъективность.

    73-73-948. Ваши вопросы, подключайтесь к нашей беседе.

    Алло, здравствуйте!

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день! Меня зовут Елена. Вы знаете, конечно, женщина может вынести всё, даже какие-то лекарства, которые тебя просто усыпляют и, в то же время, не убивают, то есть ты просто умираешь, но легко. Думаю, что это самый большой подвиг женщины, которая может умереть и при этом сопротивляется ещё.

    О.БАЙКАЛОВА:  Да, большое спасибо за реплику. Вот, когда задумали этот фильм, когда вы его снимали, какие цели вы преследовали? Вы что хотели сказать зрителю, в первую очередь?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Я бы хотел сказать зрителю, прежде всего, молодому зрителю, именно, ему посвящена наша работа, очень простую вещь:  мне кажется, и мы, прежде всего, тому виной, что наши дети не очень задумываются о прошлом, им, вообще, кажется, что мир создан только сейчас и только для них, и не было ничего раньше и ничего не будет после. Я думаю, что если наши дети, посмотрев фильм "Батальон", начнут нам задавать вопросы: кто были дедушки?, кто были бабушки?, а кто были прабабушки у нас? И как они жили и любили? И чего они хотели? К чему стремились? Как они погибли?  Если они погибли, и ради чего? Вот, тогда значит, мы выполнили свою задачу. Собственно, также было после "Брестской крепости", когда молодые люди начали интересоваться этой темой Великой Отечественной войны. Да, и я тоже, не знавший ничего о Первой мировой, после "Брестской крепости" заинтересовался историей Второй мировой войны и понял, что истоки этой мировой войны лежат в первой. И вообще, Вторая мировая - это незаконченная Первая. И все эти противоречия, которые существуют и ныне, вот тогда, сто лет назад и закладывались. Оказывается, всё непросто. И война началась очень непросто. Никому не нужна была сильная Россия, никому. И воспользовались ли чем наши, как сейчас говорят "партнёры" в кавычках, нашей братской любовью к нашим братьям сербам. Мы пошли защищать наших братьев, православных братьев, и ввязались в огромную войну, которая в результате вылилась в гражданскую и т.д. При этом надо ещё понимать, как сербы к нам относятся в Белграде, где мы будет показывать наш фильм 8-ого марта, стоит огромный монумент защитнику Белграда, защитнику сербов, русскому солдату, именно Первой мировой войны, к нам, относятся до сих пор, как к абсолютным братьям. Они даже нам простили Белградскую бомбардировку американцами, они нам это простили, потому что, всё равно, мы для  них братья были и будем всегда.

    О.БАЙКАЛОВА:  Женщины на войне, женщины, которые показывают солдатам пример, как нужно воевать. Но вы сами в фильме показываете немножечко другое: да, девчонки сражаются на передовой, они умирают и порой очень нелепо умирают, потому что они не умеют воевать. Они эмоциональны,  они плачут после каждого убитого немца, абсолютно бездумно бросаются на эти пули. Но, вот эти все солдаты, разложившиеся, которую там ханку попивали немецкую и баварские колбаски ели, они почему-то бегут защищать линию фронта именно после того, как офицер срывает с себя погоны.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Именно, это так и должно было быть. Мы долго спорили с нашими сценаристами и с моим режиссёром Дмитрием Дмитриевичем Месхиевым,  должен быть какой у нас финал. И даже те, кто и не хотел, и защищать в конце,  ой, мы  предвосхищаем для тех, кто не видел фильм, раскрываем финал, но ладно, простительно. Я думаю, что так и должно быть в нашем русском патриотическом кино, в конце, когда надо идти всем вместе  защищать уже своих, тут уже не важно, кто плохой, кто хороший. Тем более, не надо говорить о наших солдатах, как о разложившихся солдатах, негодяях. У них тоже своя была мотивация. И вообще, когда ты выстраиваешь противостояние положительного и отрицательного героя, у отрицательного героя мотивация должна быть сильней, чем у положительного. И солдаты наши говорят: "Вы чего сюда пришли, девки, мы с немцами договорились, мы с ними не воюем. Граница между нами уже проведена. Там у нас революция случилась, там сейчас землю будут делить, нам домой надо. Война уже никому не нужна. Не ввязывайтесь, мы не будем воевать и вам не дадим". А девки ввязываются, потому что, как вы правильно говорите, здесь наши цветочки, и немец на русской земле стоит, ничего?

    О.БАЙКАЛОВА:  То есть, такой момент: абсолютно получается не принципиально - кто у власти - император, большевики или временное правительство, - сражаться пришли за нашу русскую землю, за наши цветы.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Так было столетиями и столетиями в жизни наших предков, и если изучать эту историю, а я уже пошёл дальше, и дальше, и дальше копаюсь. Вообще, такой прикладной историк получился с этими двумя картинами, о чём не жалею. Так вот, в нашей русской истории так всегда и было. Мы могли сколь угодно много предавать друг друга, мы могли, как говорит Жванецкий: "В драке не поможем, в войне победим". Да, ощущение русской земли должно быть незыблемым для всех русских людей.

    О.БАЙКАЛОВА:  008-ой интересуется, пишет на СМС-портал, уже спрашивает вас как историка: "Подскажите, а чем была сильна Россия, если  в 17-ом году она рухнула, как карточный домик?"

    И.УГОЛЬНИКОВ: Она перерождалась, к сожалению, с такой болью, с такой кровью. Мы потеряли великую империю, потом, в результате, собирали другую. А чем сильна Россия? Как раз, и 17-ым годом тоже. Кстати, у нас через два года будет 17-ый год, и об этом надо будет серьёзно говорить, и совсем серьёзно о всех событиях февраля и октября месяца, о людях, которые свершили эту историю, надо будет говорить.  Другое дело, для меня - что такое кино? Что такое "Брестская крепость"?  Это выбор. А мы делаем поступки. Вот майор Гаврилов, комиссар Фомин совершили поступок, бессмысленный поступок, по сути, как бы, ну, что уж бороться до конца, если тебя бросили, фронт ушёл далеко. Нет ни воды, ни боеприпасов, ты не нужен никому. В подвале погибают твои родственники. Зачем бороться, если твой поступок бессмысленный. Но они остались до конца и тем самым совершили переворот не только своей жизни и своей страны, но и мира. Они приблизили 9-ое мая 45-ого года, потому что, если занимается этим серьёзно: чего там застряла 45-ая дивизия фон Шлипера. Это ударная дивизия, которой так гордился Гитлер. Чего потом Гитлер приехал  в августе смотреть на развалины Брестской крепости? Он не понимал, что здесь произошло. А вот, именно, поступок человека меняет жизнь и историю, вообще.  Когда-то нам в школе преподавали и в институте роль личности в истории. Когда-то нам говорили, что роль личности в истории не так важна, как движение народных масс. Так нет, личность в истории, и каждый наш поступок меняет историю.

    О.БАЙКАЛОВА:  Друзья, это программа "Русский дух" на "Говорит Москва". У нас в гостях актёр, режиссёр, продюсер фильмов "Брестская крепость" и "Батальон" Игорь Угольников. Как вы думаете, патриотический фильм - он обязательно должен быть военным?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Не обязательно. Мы все прекрасно помним:  в советские время снимались великолепные картины о патриотах, не обязательно военных. Да, весь вопрос в том, как мы ощущаем свою Родину, понимаете? И вся эта полемика сейчас - о фильмах "Левиафан" или "Батальон", на какой фильм идти и какой фильм поддерживать - она, наверное, справедлива, значит, люди не равнодушны. Мы говорим просто о том,  что разрушив одну империю, очень трудно создавать другую. А всё это и есть - наша Россия.  И если интересоваться, повторюсь, жизнью наших предков, а для меня это всё вызывает огромный интерес, а то, может быть, и все происходящие события сейчас и те, которые были, будут восприниматься, во всяком случае, более для нас понятными. Возвращаюсь к слову "патриотизм".  Здесь, повторюсь, не стоит ничего прилагать, он должен быть у нас внутри, истинным патриотизмом.

    О.БАЙКАЛОВА:  73-73-948 - это телефон прямого эфира, подключайтесь к нашей беседе. Я вижу, что у вас накопилось много вопросов нашему гостю.

    Алло, здравствуйте! Вы в прямом эфире.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте! Виктория.  Я хочу спросить: Бочкарёва - это реальный сюжет, это женщина из жизни, да?

    О.БАЙКАЛОВА:  Да.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: А фильм  "Сволочи",  сняли фильм "Сволочи", выдумка, полная выдумка про войну. Как вы считаете: режиссёр - сволочь или не сволочь?

    О.БАЙКАЛОВА:  Я, кстати, вспоминаю этот фильм, не припомню, правда, в каком году он вышел, про мальчишек-сирот, которых готовили как смертников. Помните, этот фильм?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Да всё прекрасно помню. Я читал даже сценарий, когда его делали, я сказал, что это никогда в жизни никто не будет снимать, ни у кого не поднимется рука на откровенное враньё. Однако же, сняли. Так же, как я читал 9 лет назад, став председателем телерадиовещательной организации союзных государств, России и Белоруссии, сценарий про Хатынь, где западноукраинские полицаи истребили эту деревню, и всю подноготную можно было показать. Сценарий ужасный, я сказал, что никогда нельзя это снимать, ни при каких условиях, потому что нельзя показать, как одни убивают других - и это наши люди, свои, близкие друг другу по духу. Этого делать нельзя. А сейчас, надо было бы, наверное, снять этот фильм, может, нынешние события не повторились бы, хотя, это страшно и ужасно.

    О.БАЙКАЛОВА:  А какие фильмы надо снимать?

    И.УГОЛЬНИКОВ: "Батальон".

    О.БАЙКАЛОВА:  "Батальон" уже снят.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Надо снимать фильм о 17-ом годе. У кого поднимется на это рука, правду рассказать всем, что там творилось, почему это произошло. Человек этот будет мне крайне интересен.

    О.БАЙКАЛОВА:  А хотите эксперимент? Давайте, мы вместе с нашими радиослушателями будем вашими киноконсультантами. Сейчас объясню, что я имею в виду. Друзья, я предлагаю вам голосование. Подскажем сюжет нового фильма нашему гостю. А в гостях у нас сегодня Игорь Угольников, продюсер фильмов "Брестская крепость" и "Батальон". Друзья, призываю вас поддержать меня в этом эксперименте.

    134-21-35 - Хотите патриотический фильм о Российской империи.

    134-21-36 - Хотите патриотический фильм о Советском Союзе.

    134-21-35 - Вы хотите патриотические фильмы, и больше, о Российской империи.

    134-21-36 -   Вы хотите смотреть патриотические фильмы о Советском Союзе.

    Пока идёт голосование, смотрю наш СМС-портал, а лучше принимаю звонки, буквально, есть у нас две минутки  до новостей.

    Алло, здравствуйте! Подключайтесь к нашей беседе, ваш вопрос.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Алло, я бы хотела сказать, какие фильмы надо снимать.

    О.БАЙКАЛОВА:  Попробуйте!

    И.УГОЛЬНИКОВ: Какие не надо снимать?

    О.БАЙКАЛОВА:  Какие не надо или какие надо?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Какие надо.

    О.БАЙКАЛОВА:  Давайте, рассказывайте.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Меня удивляет до сих пор такое произведение Толстого, но не обязательно, там можно переделать события, которое называется "Фальшивый купон". Там показано, как мы все связаны в мире этом. Это такая, самая главная идея. И почему никому не приходит это в голову, я удивляюсь!

    И.УГОЛЬНИКОВ: Как и мне, как и  многим приходит в голову, но никто никак до сих пор не снимет "Хаджи-Мурата". Вот сюжет, который достоин, действительно, и это, наверное, тоже стоит сделать. А какие фильмы я бы хотел смотреть после всех этих военных? Наверное, семейные тёплые комедии.

    О.БАЙКАЛОВА:  Семейные тёплые комедии! Давайте подводить итоги нашего голосования. Смотрите, что у нас получается. Друзья, спасибо за активность.

    43 %  наших радиослушателей хотят смотреть патриотичные фильмы про Российскую империю, и 57 % говорят, что они хотят патриотичные фильмы про Советский Союз.

    Друзья, я напоминаю, что у нас в гостях актёр, режиссёр, продюсер фильмов "Брестская крепость" и "Батальон" Игорь Угольников.

    Мы продолжим нашу беседу после выпуска новостей.

     

    О.БАЙКАЛОВА:  Это программа "Русский дух" на " Говорит Москва". У микрофона Ольга Байкалова. Я напоминаю, что у нас в гостях актёр, режиссёр, продюсер фильмов "Брестская крепость" и "Батальон" Игорь Угольников.  Мы говорим о патриотическом кино.

    Игорь Станиславович, вы знаете, вчера, когда пошла в кинотеатр, ни одна пошла, естественно, взяла с собой друзей. И когда начинаются вступительные титры, сидят мои товарищи, я говорю: " Друзья, смотрим внимательно, потому что завтра в "Русский дух" ко мне приходит Игорь Угольников, мне надо будет знать, о чём с ним общаться". Они на меня смотрят: "А кто он, режиссёр?".  "Нет, - говорю - продюсер фильма".  "А написано, что продюсер Бондарчук, ты нас куда притащила". И сразу такой скепсис на лицах возник у людей. Я не поняла немножечко, почему такая реакция.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Вообще, надо внимательно было титры смотреть начальные, так продюсер Бондарчук, а автор идеи и генеральный продюсер - Игорь Угольников,  а режиссёр-постановщик фильма - Дмитрий Месхиев. А Фёдора Сергеевича я пригласил на финальные части производства фильма тогда,  когда мне нужна его была помощь и поддержка по выпуску картины, и я очень благодарен Фёдору, к нему можно, как угодно относиться, это серьёзный кинопрофессионал, понимающий в том, как нужно правильно выводить кино на экран. Мало того, он серьёзно мне помог,  а ведь кино мы делаем для молодых людей. Он считает меня ретроградом, человеком старой формации, и мне нужен был его свежий взгляд. И он вложился как сопродюсер, и в производстве, и деньгами, и по выпуску, я ему благодарен. Поэтому, если такое всегда восприятие, всегда в шорох восприятие нас. Мы привыкли  к таким. Я помню, когда "Брестскую крепость" делал, там письма писали, все орали: "Как вы доверили этому телевизионному клоуну делать фильм о защитниках Брестской крепости". Так же, как мне говорили: "Зачем ты берёшь Пашу Деревянко после этого "Гитлер капут" на героическую роль комиссара Фомина". Или сейчас говорят: "Зачем ты взял Машу Кожевникову?".

    О.БАЙКАЛОВА:  Да, как раз слушатели интересуются, почему вы Алку из "Универов" взяли?

    И.УГОЛЬНИКОВ: "Зачем ты её взял? Зачем Алку из "Универов"? Зачем ты взял, никто её не поверит?". А  вот сходите на фильм и увидите, что она совсем иная. Мы живём всегда с прикреплёнными ярлыками ко лбу: вот этот человек плохой, а этот человек хороший, от этого человека ничего ждать не приходится. Мы проживаем разные жизни, мало того, если ещё правильно соединять свои усилия, то можно добиться чего-то очень хорошего. Не прикрепляйте ярлыки, будьте внимательными друг к другу, и, может, мир для вас станет иным.

    О.БАЙКАЛОВА:  В "Батальоне" было очень много женских имён, о которых мы раньше не знали, в широкоформатном кино, в кассовом их не показывали. Открытием, если можно так сказать, для меня была актриса, которая играла Дусю. Это что-то с чем-то! Девушка, которая играла Веру, с абсолютно потрясающим, проникновенным лицом, с удивительными глазами, очень было приятно  на неё смотреть в кадре. И как-то  получилось всё гармонично. А вот сам съёмочный процесс: девчонки между собой как взаимодействовали? Они сдружились?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Да. Это стал действительно настоящий батальон, они крепко сдружились. Ведь они абсолютно разные: вот эта большая Дуся, которую мы искали по всей стране, мне нужна была не просто девочка крепкая, а двухметровая, крепкая. Ей пришлось таскать эти пулемёты и стрелять с руки из этого немецкого пулемёта, и тем более, что там такая была в батальоне девочка, которая  подковы гнула. Мы не могли найти обаятельную девочку, и нашли, где бы вы думали? В Бресте. Та, где и снимали Брестскую крепость. Это актриса Брестского театра Янина Малинчик. Добродушная, большая, очень крепкая. А так же мы нашли на роль княгини Веру Шкирандо с абсолютно таким лицом, достойным кисти великих художников. И также мы переделывали сценарий под них.  И в результате, вы правы, девочки объединились. Был финальный съёмочный день, когда мы им сказали, что съёмки закончились. Они обнялись, у меня есть эта фотография, лысые девчонки в шинелях обнялись, и их было не разнять. А одна из них сказала: "Наверное, ничего подобного в моей жизни уже не будет". И был страшный для меня день, когда мы снимали газовую атаку. Девочки должны были бежать в грязи, в дыму в противогазах с настоящими винтовками, потому что пластиковые штыки, которые мы заготовили ломались и тряслись, мы поставили настоящие боевые. И я понимал, что не дай бог, одно неправильное движение, они же плохо видят в этих противогазах,  и будет катастрофа. Я молился и говорил: "Господи, убереги их!". Господь меня услышал.

    О.БАЙКАЛОВА:  Но, не обошлось без травм.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Да, шутим теперь, что у нас за весь съёмочный период один выбитый зуб, один разбитый нос, и то не во время съёмок.

    О.БАЙКАЛОВА:  В начале передачи я рассказывала о том, как я ходила в кино на "Батальон",  а вы меня спросили: не столкнулась ли я с теми, кто ходил на "Пятьдесят оттенков серого". На самом деле смешная эта ситуация, потому что выходит какой-нибудь голливудский блокбастер, и полный зал! Вот полный зал! А идёт "Батальон", ну, сколько нас сидело в 11 часов вечера в кинотеатре, ну, человек 20. Но мы сидели, мы пошли на "Батальон". Как молодёжь современную загнать смотреть наши российские фильмы? Но, даже, не загнать, это я грубовато сказала.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Знаете, тут ничего не сделаешь. Загнать никого невозможно, против воли ничего не сделаешь. Просто, мы поднимаемся вместе, занимаясь киноиндустрией,  нам всем надо вместе возвращать доверие нашего зрителя к собственному отечественному кино. И здесь не важно, на какую картину мы хотим зазвать наших детей: на мультфильм, сказку или патриотический фильм. Главное, чтобы они, вообще, привыкли доверять собственному кино, вот этого, к сожалению, нет. Это утеряно, и это надо возвращать. Другое дело, что у нас, слава богу, действует, так называемое сарафанное радио, и постепенно, день за днём, в том числе и молодые люди, а это главные посетители кинотеатров,  передают эту вещь, что, пожалуй, наверное, этот фильм стоит посмотреть. Но, всё равно, в процентном соотношении с американскими блокбастерами, не всегда хорошего качества, и не всегда идеальной морали, вызывает больший интерес, к сожалению.

    О.БАЙКАЛОВА:  73-73-948 - телефон прямого эфира. Я вижу, что у вас накопилось много вопросов, сейчас буду подключать вас к нашей беседе.

    Игорь Станиславович! Как относитесь к критике?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Спокойно.

    О.БАЙКАЛОВА:  26-ый критикует  "Батальон". 26-ой, а меня вопрос к вам: "А вы видели фильм?".

    "На выходе из кинотеатра ни одного положительного отзыва не услышала",  - девушка нам пишет. И одно было сообщение: "Критиковали ли вас, именно, за выбор, обращение к сюжету, именно, за обращение  к временам Первой мировой войны? И обвиняли ли вас в том, что вы не можете придумать сюжет с нули?". Как бы люди говорят о том, зачем нам обращаться к истории, когда мы можем придумать классную историю, снимайте фантастику!

    И.УГОЛЬНИКОВ: Что я могу ответить на это?  Буду снимать то, что считаю нужным.

    О.БАЙКАЛОВА:  Если идеи? О будущем фильме?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Идей всегда много,  я себя приучил со студенческой скамьи. Я жаворонок, потому мне утром свыше, наверное, а может, я сам себя так настраиваю, даётся возможность записать и что-то придумать, потому что дальше уже такой возможности организм не испытывает, я уже что-то репетирую или играю в спектакле, который, кстати, только что сейчас играл, днём. Не люблю днём спектакли играть. Так вот,  в этот момент что-то придумывается. И сейчас компьютеры за много лет переполнены сюжетами, но несколько  сюжетов в виде сценариев уже существует, их надо будет дорабатывать, а дальше уже коллективное дело. Мало придумать фильм,  как я придумал, скажем, "Батальон", надо дальше уже выписывать, как следует сценарий, спорить, дальше уже надо правильно найти режиссёра, или самому снимать. Тут на двух стульях сидеть сидалища не хватает. Это, всё-таки, разная работа. Поэтому,  дальше уже коллективное творчество, кино - это всегда коллективное дело. Есть идеи, не расскажу пока.

    О.БАЙКАЛОВА:  Не расскажите? Интригуете. 73-73-948 - телефон прямого эфира.

    Ваш вопрос нашему гостю, здравствуйте!

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Алло! Добрый день! Игорь, у меня к вам такой вопрос: беру книгу "Окружающий мир" внука 4-ый класс. Ни слова о  Святославе-храбром, только ложь об Иване Грозном, о Сталине.   Пожалуйста: Иван Грозный разбил под Молодях, вы помните, 20 тыс. русских воинов 120-тысячную армию Девлет-Гирея. Прекрасный сюжет!

    О.БАЙКАЛОВА:  Это идея! Это идея для сюжета! Спасибо!

    И.УГОЛЬНИКОВ: В истории, к сожалению, много переписывалась, особенно в начале 20-ого века. К этому прилагали усилия и руку многие люди. Особенно, ведь нужны были символы, а символов прямолинейных было не так много. Любые исторические персоналии крайне сложны для нашего нынешнего восприятия, и мы может только воспринимать их через призму своего понимания, как нужно жить, что можно делать, а что нельзя. А если окунуться серьёзно в историю и понимать, кто был тот самый Иван Грозный, а его называли и кровавым, и диким, и кровожадным. А ведь это был очень православный, набожный человек, и он понимал прекрасно, что нужно делать со своей страной, которую так же, как и сейчас, кто-то очень хочет развалить. И это очень серьезный вопрос. И мы можем, как угодно, опять-таки повторюсь, воспринимать исторических героев наших с вами предков через призму своего времени,  а это  - неправильно!

    О.БАЙКАЛОВА:  Это неправильно. 57-ой вам предлагает снять ленту про батьку Махно,  самый нераскрытый малоупоминаемый персонаж времён Гражданской войны. А ведь некоторое время реально был третьей силой. Такая вот реплика. Но мы с вами говорим о поисках сюжета в историческом времени, и, как правило, как вы только что отметили, мы всё равно смотрим на то или иное историческое событие  через определённую парадигму, которая существует.  А может быть, пора снимать фильмы о реальных событиях? Как вы думаете: стоит ли снимать патриотические фильмы о том, что происходит сейчас? Но, например, события в Крыму? Или, например,  фильм о том, происходило на Майдане год назад? Нужны такие фильмы?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Время должно немножко пройти, сейчас это очень больно, нельзя снимать. Чуть-чуть пройдёт время, и можно будет к этому вернуться. Сейчас надо снимать документальные фильмы, и я этим всё время занимаюсь, и снимал документальные фильмы о Первой мировой войне, в том числе и про террористическую организацию "Чёрная рука" сербского, которая  приложила свою "чёрную руку"  к началу  Первой мировой войны,  и она же приложила руку в к тому, что Великая Отечественная война началась против Советского Союза не в мае, как планировал Гитлер, а в июне. А в мае он пошёл на Югославию. Это была спланированная операция по тому, чтобы направить Гитлера сначала на Югославию, чтобы он не пошёл на Советский Союз в мае, потому что неизвестно, что было бы дальше. Так вот, надо сейчас снимать документальные фильмы, и мои коллеги, документалисты, снимают,  снимают и в Дебальцево, снимают и Майдане сейчас. И это нужно показывать. Другое дело, что мы, конечно, психологически сильно от этого устаём, и подчас наши переживания, потому что  происходит с нами, настолько психологически нас расшатывает, что мы не способны  отсоединить плохое от хорошего, истинные мотивации тех или иных людей. Но снимать нужно документальное кино ежедневно, сейчас.

    О.БАЙКАЛОВА:  Вы видели фильм Звягинцева "Левиафан"?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Следующий вопрос.

    О.БАЙКАЛОВА:  73-73-948 - телефон прямого эфира. Следующий вопрос, и вопрос уже будет от вас. Подключайтесь к нашей беседе. Я напоминаю, что у нас в гостях актёр, режиссёр, продюсер фильмов "Брестская крепость" и "Батальон" Игорь Угольников. Я прошу вас в прямой эфир.

    Алло, здравствуйте!

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! У меня вопрос вот такой: я знаю очень пламенного патриота,  такой есть политик, Борис Надеждин. Но у меня  к  патриотизму совсем другое отношение. Это  я к чему? У каждого патриотизм  ассоциируется  по-разному. Вы говорите вот: патриотический фильм. Вы что, прямо в титрах написали это?

    О.БАЙКАЛОВА:  Спасибо! Что для вас патриотизм?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Патриотизм, когда в зале на премьере в кинотеатре  "Октябрь" зал аплодировал фотографии Марии Бочкарёвой, которую мы разместили в конце. Заметьте - не фильму получается, не  истории, которую мы рассказали, а  реальную историческому персонажу за  её поступок, зал ей аплодировал. Вот это и есть, для меня,  патриотизм. Фотографии этой очень странной женщины с очень непростой судьбой. Повторюсь, жестокосердной, жестокой, но ей аплодировали, это и есть патриотизм, мой личный.

    О.БАЙКАЛОВА:  Магнус интересуется, пишет сообщение на сайт: Игорь, «я злой и страшный серый вол,  я в поросятах знаю толк», - ваши слова в "Джентльменах удачи". Как работалось с Евгением Леоновым и не хотели ли бы вы снять фильм об актёрах на войне?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Не понял вопроса совсем. А как работалось с Евгением Леоновым, я этого не помню совсем, это было раннее детство. А что такое - солдаты на войне - не понял вопроса.

    О.БАЙКАЛОВА:  А про актёров на войне не хотите снять фильм?

    И.УГОЛЬНИКОВ: А, про актёров на войне? Нет, не хочу. Актёры должны быть на экране и на сцене, а на войне - там им не место.

    О.БАЙКАЛОВА:  73-73-948 - телефон прямого эфира, подключайтесь к нашей беседе.

    Алло, здравствуйте! Вы в прямом эфире, прошу ваш вопрос.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Я хочу поблагодарить Игоря  за фильмы, за хорошие фильмы, патриотические фильмы. И ещё хочу спросить: у меня дед в 1914-ом году был тяжело ранен под Каунасом, тогда Ковно назывался город. И мы ничего не знаем. Мама мечтала найти могилу. Куда бы обратиться?

    О.БАЙКАЛОВА:  Где искать родственника?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Спасибо за вопрос. Я так же занимаюсь сейчас поисками своих прадедов и прапрадедов, благо есть такая возможность, но это такой сложный вопрос. Все архивы Первой мировой войны, к сожалению, почти все, были уничтожены, и это было сделано намеренно, поэтому найти какие-то в результате пути, чтобы отыскать своих родственников очень трудно. Хотя, существует всё-таки возможность, и исторические музеи всё-таки открывают архива. Многие моменты засекречены до сих пор, постепенно они рассекречиваются. И я бы тоже с удовольствием посмотрел некоторые документы, которые будут рассекречены. И, в общем, прилагаю к этому руку, потому что считаю, что многие документы надо рассекречивать, ничего там в них уже такого нет. Но, это всегда приходится делать трудно, потому что это соотносить надо с нашими западными историками, которые не всегда хотят и позволяют нам открыть  собственные документы, потому что мы тогда им должны позволить открыть их документы. Поэтому это очень сложный процесс.

    О.БАЙКАЛОВА:  Я правильно вас понимаю, что когда вы готовили, писали сценарий фильма "Батальон" у вас доступа к иностранным источникам по этой теме не было, потому что  Бочкарёва была и в Америке, с Вудро Вильсоном встречалась?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Нет, нет, это меня уже не интересовало. Дальнейшая судьба после боя основного, который  произошёл в Сморгони, кстати, в Белоруссии, меня уже не интересовала. Мне нужна была только эта история. У меня есть немецкие документы, их достаточно большое количество для того, чтобы понять, что там тогда происходило, именно там, на пересечении русских и немецких окопов. Что же касается её дальнейшей судьбы? Может быть, об этом можно будет дальше кино снимать? Хотя, не уверен, мне уже хочется что-то другое делать. Исторические документы, поиск наших дедов и прадедов - это очень важно. И мой прадед погиб в 18-ом году при невыясненных обстоятельствах, будучи Георгиевским кавалером. Я тоже хочу узнать, каким образом его предали свои, и в результате его расстреляли англичане. Мне это очень надо знать. Мой дед, мамин папа, погиб в народном ополчении в 41-ом году, кстати, он работал на радио, был радиоинженером, и ушёл именно оттуда, хотя и не должен был уходить. У него был белый билет. Нет, он пошёл в народное ополчение и пропал без вести в сентябре 41-ого. Поэтому это надо знать. Если мы, ещё раз повторюсь, сможем отыскать могилы наших предков и отвести туда наших детей - это будет очень правильно.

    О.БАЙКАЛОВА:  С чего начинать поиски?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Существуют в интернете архивы, они открыты, можно делать заявки. Что касается Великой Отечественной войны, здесь уже становятся всё более простыми поиски, есть несколько сайтов, в том числе, сайт Музея Великой Отечественной войны, и там можно делать заявки постепенно, постепенно там люди помогают. Так, эту  ниточку её надо тянуть, одну за одной, одну за одной, тогда можно что-то вытащить. Просто этим надо заниматься серьёзно.  А могилы защитников Отечества Первой мировой войны, к сожалению, мемориалов в России нет, есть в Белоруссии, в Минске очень хорошо сделан мемориал. Надеюсь, здесь недалеко, на Соколе также будет сделан небольшой мемориал на месте захоронения погибших воинов. Надо постепенно, постепенно возвращать память, память о защитниках Отечества Первой мировой.

    О.БАЙКАЛОВА:  Друзья, это программа "Русских дух" на "Говорит Москва". Я напоминаю, что у нас в гостях актёр, режиссёр, продюсер фильмов "Брестская крепость" и "Батальон" Игорь Угольников. У нас остаётся несколько минут до конца передачи, и я отдаю бразды правления вам. Ваши вопросы нашему гостю. 73-73-948 - телефон прямого эфира.

    Алло, здравствуйте!  О военно-патриотическом кино ведём разговор.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день! Меня зовут Александр, я хочу вам сказать, что патриотизм воспитывается не фильмом, а настоящим,  из чего складывается наша жизнь.  По нашему телевидению показывают  ветерана, который до сих пор, 90-летний, живёт в какой-нибудь хибаре. И вот эти чиновники говорят: мы вам на следующий год продлим, ремонт и ещё что-нибудь какое. Это так цинично по отношению к людям, которые провоевали всю жизнь!

    И.УГОЛЬНИКОВ: Вы правы, безусловно, правы! Я отвечу вам на это. Существует, я знаю, достаточно большое количество людей, которые реально помогают ветеранам, в том числе и молодёжные организации. Конечно, это не носит повсеместного характера, и многие люди забыты  и несправедливо забыты, но это не говорит о том, что телевидение наше, нынешнее телевидение не отвечает запросам общества. Конечно, отвечает, и тем, что оно показывает как раз забытого старика, оно тоже, хоть каким-то образом облегчает его судьбу, потому что, я знаю, когда после некоторых таких сюжетов людям помогали.

    О.БАЙКАЛОВА:  Игорь Станиславович, видите, вы сами говорите о том, что если бы, у вас была возможность, вы сами бы  смотрели комедии, лёгкие такие фильмы. А может быть, и надо снимать больше комедий, продумывать, чтобы они были глубокими такими, как снимали 20 лет назад. Может, на комедии обратить внимание, потому что она, в любом случае, в человеке какие-то мысли закладывает, потому что комедии снимались не ради того, чтобы посмеяться, это же  и  доброта, и какая-то отзывчивость, и эмоциональность.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Юмору нашему надо подняться выше пояса.

    О.БАЙКАЛОВА:  А он не поднимается!

    И.УГОЛЬНИКОВ: А он не поднимается, всё время там находится. Именно поэтому я когда-то, много лет назад, ушёл с телевидения, потому что я уже чувствовал, что происходит. Это не мой формат, я не могу так работать. И коммерциализация телевидения привела к тому, что 95 %, я видел социальные выкладки, хочет именно такого. Своим рейтингом голосуют за такой юмор - это не для меня. Если кому-то это было бы нужно, наверное, я бы продолжал работать. Нет, я ушёл намеренно, может и вернулся бы, если бы чувствовал, что у меня есть мой зритель и мой слушатель. Я с удовольствием делал бы юмористические  программы и снимал бы сатирические даже фильмы, но сейчас не время для этого.

    О.БАЙКАЛОВА:  Как вы думаете, когда будет время? Когда наше отношение к юмору начнёт меняться?

    И.УГОЛЬНИКОВ: Когда мы с вами захотим поменяться, когда захотят поменяться наши дети, когда им будет интересно что-то такое, чего они даже пока себе не представляют. Пока что они живут в неких шорах от того, что  им пичкают.

    О.БАЙКАЛОВА:  Но, вот, это американский, как раз,  блокбастер...

    И.УГОЛЬНИКОВ: Ну, я не буду говорить, уподобляться всем людям, что они виноваты. Нет, не надо никого винить. Надо честно и правильно делать своё дело и делать это без фиги в кармане, откровенно, как следует, с душой - и тогда всё будет в порядке. Если это будут делать все - у нас будет полное правильное  гражданское самосознание у всех.

    О.БАЙКАЛОВА:  Как вы думаете, у нас сейчас гражданское самосознание, оно на каком этапе развития находится? Нам всегда говорят, что оно у нас находится в зародыше. Нам уже 20 лет говорят, что оно находится в зародыше.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Мы просто сейчас ещё болеем, болезнь пройдёт постепенно под воздействием внешних обстоятельств и внутренней силы. Постепенно болезнь пройдёт. Как говорили раньше, к сожалению, большая беда для этого нужна, для объединения нации, не дай бог. Мне кажется, мы постепенно выздоровеем. И то, что  сейчас на нас навалилось, на нас навалили, и мы сами на себя взвалили - это и есть, мне кажется, постепенный выход из болезни нашего общества.

    О.БАЙКАЛОВА:  73-73-948 - телефон прямого эфира. Ещё успеваю один телефонный звонок до конца передачи взять. Ваш вопрос нашему гостю, надеюсь, он будет итоговый, завершающий.

    Алло, здравствуйте!

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Я попала в передачу к Угольникову?

    О.БАЙКАЛОВА:  Да, вы попали в передачу к Угольникову. Ваш вопрос.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Вопрос такой: я бы очень хотела, чтобы для будущих поколений был снят объективный фильм, именно,  о 17-ом годе, о создании Красной Армии, которую так заклевали все, и которая на протяжении многих лет и победила, и создали Советский Союз. Объективно покажите, пожалуйста, создание Красной Армии.

    О.БАЙКАЛОВА:  Большое спасибо за вопрос.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Хороший вопрос. И я сейчас об этом смотрю документы и думаю, как же всё это могло уместиться в моей замечательной любимой и моей родной стране. И если говорить о создании Красной Армии, то нужно начинать чуть раньше. И если снимать фильм о 17-ом годе, то надо начинать с февраля, идти через март и доходить до октября, и затем переходить к настоящему созданию Красной Армии,  к 18-ому году. Но надо будет говорить всю правду о том, как это всё создавалось, и кто противодействовал друг другу. И,  к сожалению, там очень много крови, много. И к этому надо быть готовыми.

    О.БАЙКАЛОВА:  И скрывать это тоже не получится.

    И.УГОЛЬНИКОВ: Скрывать не получится. Правду нужно говорить, и говорить о том, что мы - великая нация, даже истребляя другу друга, всё равно остаётся великой и поднимается во весь рост.

    О.БАЙКАЛОВА:  Игорь Станиславович, я благодарю вас за беседу. Очень интересно. Друзья, мы сегодня говорил о военно-патриотических фильмах, мы говорили о фильме "Батальон". Не жалейте времени, ходите, смотрите, делитесь впечатлениями. Он того стоит! Это моё субъективное мнение. У вас сегодня в гостях был  актёр, режиссёр, продюсер фильмов "Брестская крепость" и "Батальон" Игорь Угольников.  Большое спасибо вам за беседу, приходите к нам ещё!

    И.УГОЛЬНИКОВ: Смотрите кино!

    Версия для печати

Написать в эфир

Для публикации сообщения решите пример с картинки

captcha

Отправить
Сообщение отправлено
Система Orphus