• 15:35 Март 13, 2015

    В гостях

    Дамир Мухетдинов

    Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России

    А.ГУДОШНИКОВ: Дамир Мухетдинов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, здравствуйте.

    Д.МУХЕТДИНОВ: Здравствуйте.

    А.ГУДОШНИКОВ: Дамир Ваисович, вопрос к вам, говорите якобы вы в рамках 5-го форума мусульманской культуры «Мусульманский мир», якобы вы сказали, что русский мир, как идея, не подходит современной России, почему?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Не так было сказано. А был призыв наполнить концепцию русского мира мусульманской составляющей. Потому что, что ученые и философы прошлого, что современные политтехнологи, специалисты в этом направлении, не замечают, или не обращают внимания на наполнение этого проекта мусульманской составляющей. Вообще слово ислам, как правило, склоняется к такому негативному виду, применительно к террористам к экстремистам, хиджабам  и так далее. Поэтому здесь хотелось бы сказать, что ислам – это и философия, это образ жизни, это огромная многовековая культура, и поэтому я активно цитировал одного из таких родоначальников русского мусульманства, русского ислама, как Исмаила Гаспринского.

    А.ГУДОШНИКОВ: Да я обратил внимание, я читал полностью текст вашего выступления, и можно я буду цитировать это выступление, а вы дадите некоторые пояснения, которые мне, например, нужны. Вы говорите – по Конституции в России не может быть государственной идеологии, но фактически в правящей элите развивается и прорабатывается протоидеология, формула которой воссоздание русского мира и в самой этой концепции место и роль ислама никак не продумывается, а мусульманское население страны не учитывается. Я бы хотел, чтобы вы назвали представителей этой элиты, кто это?

    Д.МУХЕТДИНОВ: Дума, что все люди, которые заявляют на крупных симпозиумах, мероприятиях, пытаются как-то очертить границы и концептуально изложить концепцию русского мира имеют к этому отношение.

    А.ГУДОШНИКОВ: Нет, вы говорите о правящей элите, которая развивает и прорабатывает протоидеологию русского мира, кого причислить к этой элите, потому что я должен понять, кого вы определяете?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Еще раз повторю – это любой чиновник, который высказывается публично в вопросах идеологии можно считать представителем правящей элиты.

    А.ГУДОШНИКОВ: А конкретного имени вы не можете назвать сейчас, или это абстрактный представитель?

    Д.МУХЕТДИНОВ: А какой смысл в названии фамилии человека, если идеология это не вот один человек представляет ее. Ее разделяют, разрабатывают группы людей, приверженцы этой концепции.

    А.ГУДОШНИКОВ: Просто вы говорили о том, что есть какие-то представители. Почему я хочу узнать, возможно, для того, чтобы спросить их мнение на этот счет. Потому что, когда вы определяете человека, который что-то  прорабатывает, я бы хотел понять кто это, кто этот идеолог, просто сам для себя. Но вы ответить мне не можете или не хотите?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  А вы наберите через гугл слово русский мир, и все, кто высказывается по теме концепции русского мира, будут вашими потенциальными собеседниками.

    А.ГУДОШНИКОВ: Ну, так и вы сейчас высвечиваетесь в первых рядах, но вряд ли вы идеолог воссоздания русского мира.

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Нет, мы только говорим о мусульманской составляющей, что 20 миллионов мусульман и количество мусульман из года в год растет, и помимо количественного, происходит качественное обновление. И события, которые произошли во Франции, этот миллионный марш, который был в Чечне, видим, что вопросы ислама и мусульман, скажем так, меняется повестка дня, она становится все более шире, более глубже. И важно, чтобы не только специалисты узкого профиля, религиоведы, говорили об исламе и мусульманах, а чтобы это стало более широким достоянием, и была более  широкая платформа и площадка для обсуждения таких острых вопросов, которые касаются будущего России, места российских мусульман, а не только в отдельно взятых субъектах Российской Федерации, будь то республики Северного Кавказа, Татарстана, Башкортостана, а вообще в целом в России – их роль и место. Очень важно, чтобы не была такая попытка сформировать из мусульман 5-ю колонну, которая против государственности, против…

    А.ГУДОШНИКОВ:  А сейчас такая попытка предпринимается, кто-то это делает?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Конечно, это делается с момента распада Советского Союза, когда совершенно другие императивы закладываются в сознание молодых мусульман. Мы видим, как активно пытаются вовлечь мусульман в такой дискурс, как ИГИЛа, Дайш, вербуются сторонники этого движения.

    А.ГУДОШНИКОВ: То есть это угроза, она исходит изнутри или снаружи относительно России , например?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Именно эта угроза исходит не снаружи, конечно. Но если не контролировать внутренние процессы, а ведь идет угроза снаружи, а непосредственно ее реализации претворяется в жизнь здесь внутри, уже на территории Российской Федерации.

    А.ГУДОШНИКОВ:  Вы в своем выступлении говорите, я цитирую: «… разве сложно решить проблемы мусульман в России от строительства мечетей и культурных центров до запрета платков у девочек в школах и классики исламской литературы? Нет. Все эти проблемы легко решаемы, но только при наличии ясной стратегии». У меня вопрос к вам такой – литература и мечети это понятно, но вот когда этот вопрос с платками он вообще стал проблемой, почему столько внимания этому уделяется?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Вопрос пока не был проблемой, пока на это не стали обращать внимание преподаватели конкретно взятых школ. Потому что те проблемы, они не были на поверхности, и не были в повестке дня, когда разные стороны, с одной стороны, может быть мусульманская сторона, а где-то, может быть, педагоги на этом стали заострять внимание. Потому что в тех же социальных сетях мусульмане правильно задаются вопросом, почему в регионе, например, республики Мордовии вопрос платков стал такой злободневный, а в соседнем регионе  в Ульяновской области девочки как носили платки, так и продолжают их носить. Я уже не говорю про территорию Северного Кавказа, та же  Чечня, Ингушетия, Дагестан, где главы этих республик даже высказываются по этому вопросу очень категорично, я не говорю про Татарстан. Поэтому получается, что законы Российской Федерации не однозначны в исполнении для всех субъектов. Эти вопросы можно легко решить и с повестки дня убрать, если где-то не заострять внимание на те, или иные процессы, не политизировать суть ситуации как таковой.

    А.ГУДОШНИКОВ: Вы говорите о том, что в некоторых регионах мусульманам живется лучше , а в некоторых не так хорошо и возникают некие проблемы..

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Вопрос не в том, живется хуже или лучше, живется им везде прекрасно, речь ведется о том, как их непосредственные права будут реализовываться согласно Конституции Российской Федерации. Если в одном региона, как говорит глава Чечни, я у себя в регионе строю и православные храмы и мечети, почему в других субъектах Российский Федерации построить  мусульманских храм вызывает столько нареканий?

    А.ГУДОШНИКОВ: Может быть, потому что мало мусульман в конкретном регионе?

    Д.МУХЕТДИНОВ: Да, да, у нас же есть, например, Москва, в которой проживают 2 с лишним миллиона мусульман, для которых явно 4 маленьких мечети, которые в общей сложности могут вместить 10 тысяч человек, явно не достаточно.

    А.ГУДОШНИКОВ: Дамир Ваисович, дело в том, что когда мы говорим с коренными жителями и мы это делаем так же как с вами, вот в прямом эфире, мне люди так же в лицо отвечали, проблема в том, что слишком много мигрантов не зарегистрированным, они  приходят на наши праздники и наши места занимают.

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Да,  но это же не говорит о том, что мы должны этих мигрантов внутренними силами развязать внутреннюю войну, чтобы местное население начало выгонять из мечетей мигрантов. Мы же когда говорим метрополитен, больница, школа – рассчитываем для всего населения, которое трудится в нашей стране, те же мигранты они становятся гражданами Российской Федерации, в конце концов, это бывший Советский Союз, это будущее евразийское пространство, поэтому это вопрос времени и он относительный…

    А.ГУДОШНИКОВ: Дело в том, что, возможно, кто-то из этих мигрантов и станет гражданами, а кто-то и не собирался становиться гражданином и, например, вообще с того момента, как в России обострился экономический кризис вообще уехали к себе домой и забыли что такое Россия. То есть он никогда и не собирался получать гражданство.

    Д.МУХЕТДИНОВ: Но, когда он вернется туда, поживет пару месяцев там  и поймет, что такой же обвал экономики произошел и в Узбекистане, Таджикистане он опять все пересчитает и вернется назад.

    А.ГУДОШНИКОВ: Так может лучше помочь нам Узбекистану, Таджикистану и Киргизии, строить там мечети и помочь развиваться  сопредельным государствам?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  А мечети они и без нас их очень хорошо строят. Вопрос не в мечетях, вопрос в том, что российская экономика нуждается в трудовых мигрантах. Это не мусульмане придумали  и не вот они решили и поехали сюда. Не хотите мусульман, значит активно поедут китайцы, не хотите говорить с бывшими гражданами Советского Союза, будете говорить с людьми совершенно другой ментальности -  с китайцами, с корейцами, а может из Индии кто-то поедет, а может из Индии.

    А.ГУДОШНИКОВ:  А это могут быть, например, и белорусы, и украинцы или молдаване.

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Но почему-то братские славянские народы белорусы, украинцы почему-то  больше предпочитают Евросоюз, как-то тяготение происходит туда. И глава Белоруссии в один день говорит одно, а в другой день заявляет совершенно другое. Поэтому с мусульманами попроще, они нацелены на Россию, нацелены на интеграцию с Российским государством, это позиция и Казахстана, и Кыргызстана, а вот позиция братских республик по одному вероисповеданию и по одной культуре, она что-то в последнее время пробуксовывает.

    А.ГУДОШНИКОВ: Вот вы упомянули Казахстан, я хочу сказать, что из Казахстана я как-то мало мигрантов видел, почему-то казахи не едут в Россию, из Узбекистана едут, а из Казахстана не особо?

    Д.МУХЕТДИНОВ: Потому что в Казахстане намного выше и экономический уровень, и на самом деле казахов не так много, обеспеченность нефтью и другими ресурсами позволила им самим принимать тех же мигрантов из Киргизии, Узбекистана и поэтому они не нуждаются в том, чтобы массово работать на территории Российской Федерации. А мы нуждаемся в мигрантах, потому что каждый построенный дом, школа, больница, храмы – это все работа мигрантов. И не надо видеть только негативное в их деятельности за последние 20 лет, а очень много позитивного.

    А.ГУДОШНИКОВ:  Вы занимаете какую-то оборонительную позицию, занимать ее не надо. Я просто не понимаю, зачем нам… я не против строительства мечетей, поймите меня правильно, но я не понимаю, зачем нам их строить для тех людей, которые не были гражданами РФ и не собираются ими быть. Я всегда апеллирую к тем людям, которые издревле здесь жили в России мусульмане, которые говорят, нам  мечетей хватает.

    Д.МУХЕТДИНОВ: Вот я и говорю, как представитель коренного населения, что нам их не хватает. Я не могу привести свою семью из 5 человек на праздничную молитву просто потому, что мне негде встать и это говорят наши коренные москвичи, которым негде молиться. Поэтому еще раз говорю, что если вы хотите, чтобы мы пошли в бой с мигрантами и своими руками начали вычищать храмы, указывая на то, что здесь молиться должны только коренные жители, то это абсолютно в корне противоречит нашей религии. Наоборот, они должны приходя в наши храмы получать российскую культуру, образованность, приобщаться к русскому языку, нашей цивилизации. Поэтому в этом огромное социальное благо, которое надо транслировать. А если мы не будем строить мечети, они и так продолжат молитву, вы не бойтесь, они будут молиться у себя на квартирах, будут молиться на территории базаров, рынков. Можно это в культурное русло перевести, а можно этот процесс сделать не контролируемым.

    А.ГУДОШНИКОВ: Дамир Ваисович, объясните мне одну вещь, которая меня интересует, я не мусульманин, я не знаю, може,т вы мне объясните.  А почему, когда есть какие-то исламские праздники мусульманские, в основном, мусульманское население Москвы собирается в одном месте, это Проспект Мира, и мы знаем мечеть там строится, почему именно там, почему другие места не вызывают столько интереса?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  На самом деле, конечно не так, потому что последние праздники показали, что  десятки тысяч собираются и в других мечетях города Москвы. Но, во-первых, Московская соборная мечеть это главный храм страны, это намоленное место, и из этого храма из этой мечети вещает Равиль Гайнутдин, уверен, что многие  мусульмане знают его, как духовного лидера российских мусульман и приходят послушать проповедь именно главного духовного лидера, руководителя российских мусульман.

    А.ГУДОШНИКОВ: Дамир Ваисович, объясните, пожалуйста, почему такого не происходит, например, в православных храмах и люди просто идут по разным храмам?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  А это вы спросите у представителей православной церкви, почему у них там такого не происходит, почему они не идут послушать Патриарха.

    А.ГУДОШНИКОВ: Может быть потому, что неудобно собираться в одном месте всем.

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Нет это потому, что в Москве несколько сотен еще православных храмов и еще строятся 350, если бы у нас было 100 мечетей в Москве, у нас наверно тоже не собиралось 100-150 тысяч на Проспекте Мира, а собиралось поменьше.

    А.ГУДОШНИКОВ: Вы считаете, что в Москве нужно построить около 100 мечетей, я правильно вас понял?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Я сказал, если было бы примерно 100, строить нужно ровно столько, сколько есть в этом потребность и необходимость. Сейчас мы строим одну мечеть на 10 тысяч молящихся. Когда мы ее закончим, мусульманская община будет просить последующую, это процесс продолжительный, мусульмане готовы терпеливо, спокойно строить, преумножать.

    А.ГУДОШНИКОВ: Дамир Ваисович, я спрашиваю на ваш взгляд сегодня, если мы не говорим о том, что  хорошо было бы 100 или 1000, цифрами не апеллируем, сколько сейчас нужно в Москве мечетей на ваш взгляд?

    Д.МУХЕТДИНОВ:  А мы писали обращение от имени главы российских мусульман к мэру города Собянину и просили, чтобы в каждом районе, в каждой префектуре была хотя бы одна мечеть. Вот наши скромные просьбы сейчас выглядят так, что 4 мечети действующие, еще построить в ближайшие годы еще по одной мечети в каждой префектуре, то есть порядка 10  мечетей на всю Москву.

    А.ГУДОШНИКОВ: Вы сначала сказали районов, я подумал 125…

    Д.МУХЕТДИНОВ: Нет префектур, у нас таких возможностей нет, вы не переживайте, мы не в состоянии построить  125 мечетей.  Хотя, как сказал один политик, все дает Господь Бог и финансы тоже, будет ему угодно, значит, построим и 125 мечетей.

    А.ГУДОШНИКОВ: Это вы Рамзана Кадырова процитировали?

    Д.МУХЕТДИНОВ: Да, он же правильно сказал. Все в руках Господа Бога, он дает все богатства.

    А.ГУДОШНИКОВ: С точки зрения людей верующих – наверное, да.

    Д.МУХЕТДИНОВ:  А в данном случае о других людях мы и не можем рассуждать.

    А.ГУДОШНИКОВ:  Наверное, просто люди атеисты они всегда рассуждают не с этой точки зрения, они наверное нас тоже слушают.

    Д.МУХЕТДИНОВ: Да имеют право.

    А.ГУДОШНИКОВ: Я хотел спросить, вы в своей речи еще говорите – мы будем критиковать упущение классиков русской мысли, русских философов, будь то русская идея или иная или Бердяева, славянофильство Данилевского и Леонтьева, евразийство Савицкого и Трубецкого, то, что в них практически не уделено внимание мусульманскому фактору. Я вот единственное не понимаю вот этого противопоставления, это какая-то дихотомия или что это такое, зачем критиковать, когда можно дополнить?

    Д.МУХЕТДИНОВ: На самом деле я сказал другое слово, я сказал  - осмыслять. К сожалению, не правильно выложили в тексте. Это грубая ошибка, которую допустили, выкладывая на портал мою речь.

    А.ГУДОШНИКОВ: Понятно это ошибка. Я с портала читал, пока эта ошибка не исправлена.

    Д.МУХЕТДИНОВ:  Да еще не исправлена. Осмыслять было произнесено мною слово.

    А.ГУДОШНИКОВ: Спасибо вам большое, единственное, я еще хотел спросить, вы почему-то мне о личностях не хотите говорить, вы говорили о представителях вот этой новой евразийской идентичности, которая есть, в том числе, и во власти, кого вы могли бы перечислить?

    Д.МУХЕТДИНОВ: Ну, я не любитель  переходить на какие-то личности, кого-то обозначать.

    А.ГУДОШНИКОВ: На мой взгляд, страна должна знать своих героев, но если не хотите не называйте.

    Д.МУХЕТДИНОВ: Ну, вы их найдете.

    А.ГУДОШНИКОВ: Спасибо, с нами был заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено