Говорит Москва

19:28 Янв. 25, 2018

80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого

Ведущий «Музыкального бюро» на «Говорит Москва» Антон Лемесев о юбилее артиста.

Советскую культуру принято считать слишком формальной, загнанной в рамки соцреализма и одобренных шаблонов. Конечно, так думают не все, но очень многие. Советская музыка, например, существовала пусть и не в полной изоляции, но в отрыве от западной культуры. Если в 60е по всему миру в огромном количестве появлялись рок-группы, то у нас в стране всё ограничилось вокально-инструментальными оркестрами, которые играли каверы и минимум собственного материала. Была группа Сокол, но от неё осталась лишь одна песня, а это не совсем считается.

В этом смысле, фигура одного лишь человека заменила советскому человеку и The Beatles, и The Rolling Stones и Боба Дилана. Это – Владимир Высоцкий. Воспитанный в послевоенной Москве в семье военного и переводчицы, он успел какое-то время пожить в Германии, затем вновь вернулся в СССР, попробовал себя в технических науках, но, разочаровавшись в сухом практицизме, решил стать актёром. Сцена повлияла на всё его творчество – ведь Владимир Семёнович умел ловко перевоплощаться из одного образа в другой. В песне «Милицейский протокол» он точно вживается в роль заядлого алкоголика, в «Рецидивисте» он уже вор-карманник со стажем, а в «Скалолазке» влюблённый романтик-турист. Выступления Высоцкого неотделимы от его актёрской карьеры. Владимиру Семёновичу принадлежат выдающиеся роли Гамлета, Лопахина из «Вишневого сада» и Галилео Галилея. В кино он перевоплощался в радиста, геолога из фильма Муратовой «Короткие встречи» и, конечно же, в капитана милиции Глеба Жеглова – строгого и принципиального человека. Настоящего советского героя.

И всё-таки именно своими песнями Высоцкий навечно вошёл в русский культурный код. Его слушали и продолжают слушать все – и бандиты, и стражи порядка, и мечтатели-студенты, и стареющие диссиденты. В этом заключается феномен творчества Владимира Семёновича – оно универсальное и доходчивое.

Смелое предположение: но, наверное, в каждой семье найдётся свой фанат Высоцкого. В моей – это дядя Валера. У него здорово получается пародировать творческую манеру Высоцкого. А ещё он тоже поёт под слегка расстроенную гитару. В этом дребезжащем и надрывисто-грустном звуке семиструнки Высоцкий нашёл свой простой, но уникальный саунд – как это сделал депрессивный Ник Дрейк или близкий всем американцами Джонни Кэш.

Кроме того, Высоцкий – это настоящий герой контркультуры. Не какой-нибудь истеричный диссидент, который через самиздат искал себе дорогу на запад, а настоящий мужик, у которого есть своё мнение и позиция, своё тонкое мироощущение. У них были декадентствующие The Velvet Underground и крикливые The Stooges, а у нас – с виду простой работяга, почти что соседский типаж, который со сцены пел о проблемах быта и философии. Многие концерты Высоцкого проходили подпольно. Посетителей таких мероприятий нередко задерживали.

Владимира Семёновича упорно не хотели признавать люди наверху. Хотя из него можно было сделать звезду мирового масштаба, который бы с легкостью мог гастролировать по всему миру. Хотя это не мешало Высоцкому, к примеру, выезжать во Францию, записывать там музыку, выступать по телевидению, познакомиться с Мариной Влади – звездой западного кино – и пожениться на ней. У Высоцкого было много того, чего не было у обычного советского человека – он ездил на «Мерседесе» 1975 года, жил в просторной московской квартире. Вместе с тем он оставался понятным и близким для жителей СССР.

Когда Высоцкого не стало в 1980 году, в Москве проходила Олимпиада, и артиста обремененные должностями господа проводили скромным некрологом в газете. А простые и не очень люди толпами вышли отдать почесть своему герою.

Сейчас, спустя годы, ему поставили множество памятников, среди которых хватает весьма уродливых. Сняли спорный фильм. Однако самый настоящий Высоцкий остался в песнях, без которых мало обходится какой междусобойчик. Сегодня Владимиру Семёновичу 80, и кажется, что в этом возрасте он смог бы записать что-то мощное и мрачное.


Версия для печати
Другие статьи

comments powered by Disqus

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus