Александр Асафов

10:28 Июль 23, 2020

Научиться любить. Родину.

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях президентский законопроект об усилении патриотического воспитания в российских школах и вузах. Он вступит в силу 1 сентября 2020 года.

По законопроекту «воспитание» — это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения». Кроме патриотизма документ возлагает на государство обязанности по формированию у детей уважения «к закону и правопорядку». Школьные программы будут скорректированы к 1 сентября 2021 года.

При обсуждении патриотизма в прессе, социальных медиа и обывательских разговорах легко отметить две крайности — от полного принятия всего, что для конкретного человека может быть связано с этим широким понятием, до полного отвращения и осуждения ко всему, что хоть сколько-нибудь похоже на «навязанный», привнес`нный, не «естественный» патриотизм.

Интересны оба случая, но второй больше, поскольку он встречается в обсуждении значительно чаще. Это не означает, что большинство граждан думает так, просто это мнение чаще произносится вслух и обсуждается лидерами мнений. Считается, что патриотизм чиновника — это часть его рабочей компетенции, поскольку он часть государственного аппарата, ему за это платят.

А вот простым гражданам быть патриотами своей страны, «такой ужасной и несправедливой», — просто преступление против чести, достоинства, будущего и, конечно, советского прошлого. Причём в разных возрастных группах это «неприятие» выражается по-разному и имеет разный аргументный базис. От «такую страну потеряли» до «это все несправедливо, а значит тут нет и не может быть ничего хорошего».

Оба случая обусловлены одним простым фактом — у нас нет и не было патриотического воспитания. Те усилия и потуги в этом направлении, которые делались, не имеют всеобъемлющего, системного характера, а являются лишь частными случаями «экспериментов» или проявления воззрений конкретных преподавателей. При Ельцине отрицание необходимости подобного воспитания имело системный характер. Что характерно, нынешние организаторы «Ельцин-центра» используют все приёмы патриотического воспитания, но не для обучения патриотизму, а «ельцинизму» — позитивного отношения к делам и личности одного человека.

Обесцененная фраза «Я вас научу Родину любить!», многократно повторенная постсоветским негативным кинематографом и определенной прессой, ярко демонстрирует отношение к процессу патриотического воспитания. Причём для людей пожилого возраста, которые прошли через «принудительное» воспитание советским индуцированным патриотизмом, понятней осуждать нынешнее времена, поскольку они отталкиваются от понимания государства, заложенного в детстве и юности как раз через патриотическое воспитание.

Почему-то считается, что именно в России с юных лет человеку нужно вываливать весь ассортимент идеологий, воззрений и мнений, поскольку он самостоятельно должен сделать свой выбор и выбрать себе и Родину, и идеологию и уж совершенно точно не выбирать в качестве объекта уважения свою собственную страну, если у него есть к ней какие-либо вопросы. Такое мнение рождает удивительных и забавных кадавров — ксенопатриотизм, однозначное принятие всего иностранного и любовь к СССР  у молодых людей, рождённых через десятилетия после трагического финала красной империи.

Сторонники «самостоятельного выбора мировоззрения» обнуляют институт семьи, опыт общества, идентификацию с ним и необходимость долго и много учиться восприятию любых изложенных идей.

Часто критики патриотического воспитания, заявляя, что «заставить любить эту страну невозможно, так же как невозможно заставить любить апельсины, того, кто их не любит» ссылаются на западный опыт, как максимально прогрессивный.

Что же происходит у них там, на школьной скамье? Патриотизм, по данным опросов,  свойственный от 85 до 90% американцев, является жестко регламентированным и формализованным процессом. Например, если ученик в школе перед началом занятий не встал с места и не прижал руку к сердцу во время исполнения гимна — он может быть исключён из учебного заведения. С первого класса в большинстве штатов школьники ежедневно произносят Клятву верности флагу. Подобная практика не вызывает никакой отрицательной реакции, допустимо лишь не упоминать в клятве Бога исходя из семейных или личных религиозных воззрений ученика.

И в школе, и в высшей школе программа воспитания патриотизма (гражданское воспитание) основывается на двух основных законодательных актах — «Акте о национальном и общественном служении» (1990 г.) и «Акте об образовании для демократии» (2001 г). То есть граждане и правители «самой свободной страны мира» не видят в патриотическом воспитании ничего предосудительного.

Схожие процессы и законы есть и в Японии, Франции, Китае и многих других странах.

Никак не учат патриотизму, уповая на его «естественное происхождение», лишь в Германии и Италии, странах переживших исторический опыт нацизма. Мне кажется, что отсутствие патриотического воспитания в России после СССР объясняется таким же «стыдом» окружения Ельцина от всего советского или напоминающего о нем.

Для общества, ищущего свой путь в мире кризисов, школьный патриотизм (от которого любой «свободномыслящий» человек потом сможет легко отказаться в силу «сознательного выбора» или жизненного опыта) наличие патриотического воспитания является залогом выживания.

Можно по-разному относиться к истории, религии, государственным символам, но их необходимо изучать и знать, причем не факультативно, а в качестве основного гражданского базиса. Знание о механизмах выборов, государственном устройстве, основных моральных и нравственных категориях, присущих нашему обществу исторически, является одной из основ государственности. И формировать его должны не «ютуб-блоггеры» и не интернет- и телеконспирологи, а учителя. Для которых обучение подрастающего поколения — основная работа. Конечно, учителей тоже нужно учить, но это значительно проще. 

Я предвижу трагические заламывания рук людей, осуждающих всё, что есть в нашей стране, и плохого и хорошего. «Опять детей лишают выбора, нужно давать им полную свободу». Однако, лишая детей знания основных правил жизни страны и общества, пусть ваши личные убеждения с ними и расходятся, вы лишаете их шанса на социализацию и успешное будущее, как бы странно это не звучало. Воспитание и есть обучение необходимым навыкам. Воспитание не может быть без ограничений. Если ваш ребенок с детства привык драться, ругаться и кусаться, и ему никто не объяснил, что это неприемлемо, его будущие шансы на успех в коллективе крайне низкие. А значит и шансы на счастье значительно ниже.

Человек, не способный любить Родину, не способен идентифицироваться с обществом и обречен на длительные поиски себя, уходя во внутреннюю или внешнюю эмиграцию. Часто время на эти поиски требуется значительно больше, чем нам суждено прожить.

У нас нет исторической травмы, свойственной немцам и итальянцам, хотя нам старательно пытаются ее создать, обесценивая значение Победы и подвигов наших предков. Такой путь тоже есть, неуважение к своей истории приводит к социальным конфликтам, которые выражаются в политических кризисах. Введение всеобщего патриотического воспитания значительно снижает эти риски. Пусть и (в теории) ущемляет воззрения политизированного либерального меньшинства. Стоит помнить, что выбор страны проживания в дальнейшем остается у всех.

Версия для печати
Другие статьи

comments powered by Disqus
Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus