Говорит Москва

16:54 Дек. 11, 2020

Возвращение оперной легенды

Фильм Николая Сергеева продемонстрировал величие Пласидо Доминго, в период пандемии давшего уникальный концерт в Большом.

Праздники в этом «пандемийном» году – наперечет. Один из них подарил Москве великий испанский тенор Пласидо Доминго. В конце октября он приехал в нашу столицу, да еще и привез звезд мировой оперы для Гала-концерта.

А кинорежиссер Николай Сергеев по следам этого события сделал документальный фильм «Пласидо Доминго. Возвращение в Большой».

Событие действительно было уникальное. Доминго должен был появиться в Москве еще в апреле. Но жизнь в мире тогда остановилась. Театры закрылись. 79-летний певец в марте сам переболел ковидом. Но выздоровел, восстановился и даже не потерял голос. Однако в нынешний приезд он повсюду в маске. Ведь говорят, что болезнь может поразить повторно. Доминго снимает с лица малоприятный атрибут, только когда поет.

Камера повсюду следует за великим тенором. Вот он под зонтиком шагает по дождливой Москве. Вот руководит оркестром Большого театра на репетиции. Вот обсуждает с певцами и режиссером постановки «Манон Леско» Адольфом Шапиро какие-то детали.

Ведь Доминго здесь не только как певец. В первый вечер на сцене Большого он продирижирует знаменитой оперой Пуччини.

«Поначалу, когда я узнал, что дирижировать будет Доминго, то даже испугался: ведь это один из лучших исполнителей роли Де Грие – моей роли!», - рассказывает тенор Олег Долгов. Но Доминго сразу же нашел общий язык и с певцами, и с оркестром. «За 10-15 минут до начала он уже изучает партитуру, готовится, волнуется, - говорит гендиректор Большого театра Владимир Урин. – Видно, как Пласидо сосредоточенно ведет репетиции и как доброжелательно делает замечания».

В фильме Николая Сергеева много действующих лиц. Урин, Долгов, Шапиро. Знаменитый бас Ильдар Абдразаков. Концертмейстер оркестра Большого, скрипач Михаил Цинман. Но главное звено, вокруг которого вращается все действо – это сам Доминго. В фильм аккуратно вплетена беседа великого певца с телеведущим Михаилом Зеленским.

- У меня впереди осталось не так много лет. Поэтому я хочу получать удовольствие, когда куда-то приезжаю, - откровенничает Доминго.

Москва – одно из таких мест для Пласидо. Вот хроникальная съемка – 1974 год, гастроли «Ла Скалы» в Большом. Доминго тогда впервые приехал сюда. Феноменальная овация зрителей, сцена Большого буквально усыпана цветами! И толпы поклонников оперы возле театра. Телохранители, которые были приставлены к Пласидо, отговаривали его идти в гостиницу пешком. Но Доминго не побоялся ринуться в толпу. И полтора часа общался со своей публикой.

После этого он не раз приезжал в нашу страну. Был, например, два года назад на чемпионате мира по футболу. «Но петь здесь – это совсем другое», - уверен Доминго.

Сейчас Москва почти пустынна, далеко не то, что было в 74-м. Эпидемия дает себя знать. Камера выхватывает только бредущих в поисках туристов артистов, изображающих каких-то роботов. Или двух женщин, исполняющих на фоне Большого театра «Многая лета». Исполнение не самое «звездное» - но Доминго и тут на мгновение останавливается, чтобы послушать. Ведь в мире музыки давно известно: Пласидо всегда с радостью помогает молодым или неизвестным артистам.

«Он может с восторгом, по 10-15 минут, рассказывать о каком-то из своих конкурсантов, - говорит Владимир Урин. - Он всегда следит за их судьбами».

«Конкурсанты» - это участники конкурса «Опералия», который когда-то придумал Доминго и который уже много лет проходит поочередно в разных странах. Некоторых из них Пласидо привез в Москву на Гала-концерт. Где они – на сцене Большого! - выступили вместе с самим Доминго. И с такими звездами, как Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков или Шавьер Андуага.

«Мне написал сын Доминго Альваро – мы с ним дружим – и спросил, не найду ли я возможность поучаствовать в концерте его папы в Москве, - рассказывает Ильдар Абдразаков. - Смеешься? – ответил я. Я буду счастлив. Я уже готов!». «Мы все восторгаемся Пласидо – не только как певцом, но и как человеком, - соглашается с мнением коллеги Анна Нетребко. – Вот почему мы здесь».

…И снова овации в Большом! Пусть не такие, как раньше, а зрители в зале сидят в масках и в шахматном порядке. Но ведь пандемия – она не навсегда? Гендиректор Большого уже озвучил планы на ближайшее будущее: в феврале 2021-го Пласидо Доминго снова вернется в Москву. Продирижирует еще одним шедевром Пуччини – «Богемой», даст несколько мастер-классов и обязательно споет.

Пока же кадры фильма Николая Сергеева, метко и образно выхватывающие из действа самые важные детали, показывают, как усталый, но довольный маэстро идет по уже пустой сцене Большого театра. Сопровождающие несут громадную охапку цветов. Но вот Пласидо неожиданно останавливается... И вдруг в одиночку возвращается на сцену. Здесь он опускается на одно колено – и перекрещивается.

А значит, новое возвращение легенды в Большой действительно состоится. Авторы фильма не дают зрителю в этом усомниться.

Дмитрий Филипченко.

[орфография и пунктуация автора сохранены]

Версия для печати
Другие статьи

comments powered by Disqus
Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus