Александр Капков

22:39 Ноя. 26, 2015

Крым - старый и новый свет

Жизнь полуострова без электричества и попытка попасть на территорию Украины

Лето 2014 года - первое после вхождения Крыма в состав РФ. Тогда мы делали большой репортаж о том как налаживается жизнь на полуострове в составе России, как проходит курортный сезон и что ждут местные жители в российском будущем. В тот момент общее настроение было победоносным, а все надежды только на лучшее. Сейчас ноябрь 2015, прошло чуть более года. ЛЭП обеспечивающие почти стропроцентно Крым украинским электричеством подорваны в Херсонской области. Весь полуостров в буквальном смысле погрузился во тьму. 

Прилетев в Симферополь визуально понять, что на всей территории республики введен режим ЧС трудно. Работают кафе и магазины, в окнах горит свет, люди спешат по делам. Забирая машину в прокатной компании, я с легкостью расплачиваюсь картой VISA (первый и последний раз, так как терминал оказался привязан к Питеру, в Крыму VISA не работает, лучше наличные), а в торговом центре, где мне предстояло купить местную cимку и зарядку для iPad, все залито светом и ни о какой экономии электричества судя по всему тут не слышали.

Местные рассказывают, что в городе проблемы с электричеством есть, однако многие используют собственные резервные источники питания. Это касается ТЦ, АЗС, гостиниц, ресторанов и магазинов. В то время как в жилых районах свет дают по графику час через три, объекты социальной, военной и стратегической важности подключены к электричеству в бесперебойном режиме. Администрация города предписала всем ресторанам и кафе закрываться после 22:00. Тех, кто будет работать после этого времени ждет штраф. В Севастополе такого правила нет, а в остальном ситуация схожая. Сотовая связь работает сносно, но ее хвататет максимум на звонки, о мобильном интернете пришлось сразу забыть.

Первым делом я отправляюсь в Керчь, где дела обстоят хуже всего. Выезжая из города мне встретился только один работающий светофор и несколько регулировщиков. Уже на трассе стало понятно, что заправки делятся на две категории: на одних нет никого - это значит на заправке нет либо света, либо бензина (дизель, как правило, есть везде), а к другим выстроились большие очереди - значит там есть и свет и бензин. Стоять приходится долго, в средним от 30 минут до 1,5 часов. При этом все относятся к ситуации с пониманием. Если заправив полный бак водитель доставал из багажника еще пять канистр, никто не слал в его адрес проклятия.

Прибрежные города, вымирающие после окончания курортного сезона, без электричества похожи на города призраки. В Коктебеле свет дают раз в сутки на пару часов и никто не знает когда именно. Сотовая связь перестала работать еще в начале недели, как разрядились батареи на базовых станциях. Чтобы позвонить лучше выехать из города на трассу, там есть заправка со своим генератором и работающим интернетом, правда без бензина. Там его раскупили моментально, и теперь стоят в очереди на соседнюю заправку, где продают паршивых бензин.

Не смотря на это, ситуация еще не самая плохая. В этих городах есть центральный водопровод и газ, поэтому люди совершенно спокойно говорят, что готовы ждать электричество хоть до нового года, а если будет тепло, и того дольше. Единственная проблема для них сейчас это отсутствие информации и связи.

В самых маленьких селах и деревнях в глубине полуострова центрального отопления и водоснабжения нет. И если греться можно у печки, готовить еду на баллонах с газом, то с водой есть проблемы. В одном из сел мужики на тракторе перекопали все улицы, говорят, если бы не отключили электричество, то еще неизвестно когда воду бы развели. А сейчас радуются - скоро будет и вода и свет, уверены они. У местного магазина тарахтит генератор.

Керчь - город побольше, здесь и свет встречается чаще. Здесь можно, правда предварительно выбрав правильную точку и скорее всего с 10го раза, кому-либо дозвониться. У кого есть свои источники питания - работают, остальные предпочитают закрываться. С магазинами проблем нет, с продуктами тоже. Разве что цены на свечи и бытовые генераторы выросли почти вдвое.

На следующий день мне предстояло пересечь границу и попасть на территорию Украины. Пока добирался до Перекопа, эта идея мне казалось довольно здравой. Отстояв в очереди часа три шлакбаум передо мной открывает солдат с полной уверенностью, что я заезжаю на сам АКПП, после чего вернусь. Узнав о моем намерении покинуть территорию РФ, он 5 (пять) раз переспрашивал меня, конечно же рассказывая, как и чем занимается правый сектор, крымские татары, и батальон «Азов» сразу после выезда с украинского КПП. Далее на всех этапах контроля, каждый считал своим долгом отговорить меня от этой затеи, а пограничники и таможенники то и дело, не смотря на дождь, покидали свои вагончики, чтобы посмотреть на человека с паспортом РФ на машине с питерскими номерами собирающегося на Украину.

Всё же за один совет я благодарен бойцам на последнем блок посте. Именно они посоветовали сначала пройтись до украинцев пешком и поговорить, при этом настойчиво рекомендовав не заходить за бетонный блок раскрашенный в жёлто-голубой цвет и не брать с собой паспорт. Жаль они не напомнили мне, что закон запрещает записывать на диктофон сотрудников погранслужбы. С другой стороны, мы бы тогда долго не беседовали с этими прекрасными парнями, прячась от поливного дождя под камуфляжной сеткой, и я бы не рассказывал им о том, как услышал: "Руки за голову, отойти в сторону, телефон на асфальт".

Автомобили с украинскими номерами и люди с такими же паспортами попадают на российскую сторону беспрепятственно. 

Возвращаясь в Симферополь, женский голос из приемника на украинском рассказал мне о температуре в "оккупированном" Крыму, и я подумал, что идея все-таки была не самой удачной.

Версия для печати
Другие статьи

comments powered by Disqus

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus