• Первый заместитель начальника московского метрополитена Дмитрий Дощатов

    13:00 Сен. 26, 2019

    В гостях

    Андрей Васильев

    Заместитель генерального директора по развитию городского транспорта АО «Трансмашхолдинг»

    Дмитрий Дощатов

    Первый заместитель начальника метрополитена – начальник Дирекции инфраструктуры

    А.КАПКОВ: 13 часов и… ровно 5 минут. Эти две секунды потребовались ровно для того, чтобы так сказать. Здравствуйте все. Меня зовут Александр Капков, это программа «Говорит Москва». А значит, ближайшие 25 минут проведем с вами в разговорах о транспорте, о транспортном комплексе Москвы. Делаем это по традиции с самыми компетентными гостями. Сразу же представляю, кто у нас в гостях.

    Первый заместитель начальника Московского метрополитена, начальник дирекции инфраструктуры Дмитрий Дощатов. Дмитрий Алексеевич, приветствую вас.

    Д.ДОЩАТОВ: Добрый день.

    А.КАПКОВ: Спасибо, что пришли.  И сегодня у нас не один спикер, сегодня двое гостей. Заместитель генерального директора по развитию городского транспорта «Трансмашхолдинга» Андрей Васильев. Андрей Арнольдович, вас тоже с радостью привестствую.

    А.ВАСИЛЬЕВ: Здравствуйте.

    А.КАПКОВ: Дорогие друзья, коротко сейчас попрошу наших гостей обозначить просто сферу деятельности. Таким образом, мы поймем, о чем пойдет диалог в ближайшее время. Дмитрий Алексеевич, давайте с вас начнем. Вы — первый заместитель. На самом деле, я лично понимаю, что ваша сфера деятельности достаточно широкая. Но если коротко, то это что?

    Д.ДОЩАТОВ: Безусловно, на сегодняшний день Московский метрополитен — это основной перевозчик в городе Москве по пассажирам, и наша основная деятельность — именно перевозки. Также по роду своей деятельности я занимаюсь новым строительством станций метрополитена, приемкой их в эксплуатацию. И конечно, это касается и темы нашей сегодняшней встречи, это взаимоотношения с «Метровагонмашем», поставка новых вагонов и таким образом, обновление парка подвижного состава.

    А.КАПКОВ: Андрей Арнольдович, «Трансмашхолдинг». Давайте так. Лично я знаю, чем вы занимаетесь, и если не ошибаюсь, мы с вами единожды уже встречались. Может быть, даже чаще. Тем более я вас очень часто встречаю в информационном пространстве. Для наших слушателей еще раз. «Трансмашхолдинг» сегодня для Московского метрополитена это? 

    А.ВАСИЛЬЕВ: Для Московского метрополитена это поставщик подвижного состава, вагонов метро, и некоторых других решений, связанных с подвижным составом. Это некоторые системы управления, видеонаблюдения, передача данных и все, что связано вокруг вагонов метро.

    А.КАПКОВ: Иными словами, как вы можете понять, давайте я уже подвожусь к нашей теме, поставки подвижного состава в Московский метрополитен 2019-го. И я особенно хочу подчеркнуть — давайте и на 2020 год залезем. 2019-го мало осталось, конечно, поговорим о том, что было сделано за этот год. Но у нас уже есть новости и о том, что будет в 2020 году, которые напрямую касаются подвижного состава, так что будем об этом говорить.

    Я увидел наконец-то, не то что бы прямо вживую, но можно сказать и вживую, недавно прошел фестиваль «Круг света», у нас была совсем недавно, в прошлой программе, Юлия Темникова, которая нам это анонсировала, сказала приходите посмотреть на фасад, на лицо нового поезда «Москва-2020», именно это я и сделал, на фасаде Большого театра. Коллеги, немножко про фестиваль, немножко про этот самый вагон, потому что сегодня, я смотрю, у меня собрались те, кто напрямую с технической точки зрения, с организационной точки зрения отвечает за ввод этого состава. Дмитрий Алексеевич?     

    Д.ДОЩАТОВ: Облик нового поезда выбирали наши пассажиры, и у москвичей была уникальная возможность именно проголосовать и выбрать дизайн маски нового поезда. Победителем, сразу скажу, стала маска округлой формы с удлиненными вертикальными фарами. Голосование длилось порядка десяти дней, и в нем приняли участие 24 тысячи человек. Опрос проходил в демонстрационном павильоне Московских центральных диаметров около Киевского вокзала. И параллельно большое количество людей высказывались в интернет-изданиях, СМИ, социальных сетях. И в итоге было принято такое решение, которое вы видели. 

    А.КАПКОВ: Как будет выглядеть этот поезд со всех сторон? И с технической, это в первую очередь мне интересно, и конечно же, с пользовательской, я думаю, это в большей степени касается интерьера и экстерьера. Дмитрию Алексеевичу сначала вопрос, потому что вы выступаете заказчиком, вы принимали решение в первую очередь, как должен выглядеть поезд, что нужно построить.

    Д.ДОЩАТОВ: Это очень длинная сложная процедура, и во многом даже немного творческая. И одним из промежуточных результатов становится разработка технических требований и техническое задание. Это делает ФГУП «Московский метрополитен» совместно с департаментом транспорта. Дело в том, что это огромный, большой документ, там больше ста страниц, где очень подробно расписаны технические характеристики, это скорость разгона, скорость торможения, я не буду углубляться. Это также пассажирские сервисы, это элементы интерьера, экстерьера, то, что мы с вами видим в том числе как пассажиры. И после этого мы эти требования передаем производителям, и они уже по этим данным делают тот вагон, тот продукт, который мы все с вами видим. 

    А.КАПКОВ: Я представляю этот список требований, это ТЗ огромное. Оно собиралось в том числе… были специалисты, инженеры, которые говорили, что нам нужна такая динамика… я сейчас образно, я абсолютно не специалист. Такая динамика, такое торможение, такой разгон. Но ведь были и требования, например, как это было с первым поездом «Москва» — зарядки, чтобы здесь поручень был. Жители говорили, те, кто пользуется транспортом, говорили: нам неудобно, не знаю, стоять около стенки, сделайте нам подушечку, да? И подушечка появилась. Я сейчас образно. Такое что-то было?

    Д.ДОЩАТОВ: Да, конечно. Вы упомянули про поручень, и в самой первой модификации модели были поручни, которые стояли около прохода, где пассажиры осуществляли выход и заход в подвижной состав. Но после многочисленных жалоб мы совместно с производителем приняли решение модифицировать и изменить вид этого поручня. Поэтому сейчас его нет, кроме новых поездов, которые курсируют по Филевской линии, там такая конструкция осталась в головных вагонах. Кстати, если мы коснулись вагонов, которые сегодня эксплуатируются на Филевской линии, если вы были там, видели, то там часть сидений развернута поперек, это тоже было пожелание наших пассажиров. Линия имеет семь открытых станций из 13, это вызывает повышенный интерес, и мы всегда с удовольствием смотрим, как пассажиры занимают эти места и смотрят на то, что их окружает.

    А.КАПКОВ: А можно такой исторический вопрос? Развернутые поперек сиденья для Московского метрополитена… что значит? Значит, по ходу движения либо против движения, это для тех, кто вдруг не понял. Это новшество, этого никогда не было? Я для себя могу понять, что это делалось изначально наверняка для экономии места, потому что вагон не такой просторный, если поставить все сиденья поперек, то посадочных мест будет меньше, чем если они будут параллельно устроены. Во-первых, правда ли? Я правильно понимаю, почему в вагонах исторически было так.

    Д.ДОЩАТОВ: Для того чтобы как раз решить проблему, как вы говорите, свободных мест, в этом поезде сделан сквозной проход. Это новшество. И вот последняя модификация состава «Москва», вообще поезд «Москва», вот эта серия, она как раз и отличается тем, что есть сквозной проход. Это повышает вместимость, это позволяет пассажирам переходить из более загруженных вагонов туда, где меньше пассажиров, и таким образом регулировать загрузку фактически. Соответственно, нам позволяет немного больше на одном поезде перевозить пассажиров, это тоже большой плюс.  

    А.КАПКОВ: И благодаря этому, если я правильно понимаю, появляется возможность хотя бы некоторые сиденья поставить таким образом?

    Д.ДОЩАТОВ: В том числе.  

    А.КАПКОВ: Мы-то в детстве, чтоб смотреть в окно, как делали: встаешь на коленки, ручки на подоконник и смотришь в окно.

    Вопрос тоже по поводу ТЗ. Но давайте я перейду уже к Андрею Арнольдовичу. Это ТЗ для вас. Во-первых, я хочу напомнить, если я где-то неправильно скажу, пожалуйста, меня поправьте. Раньше технология сотрудничества с производителем у метрополитена была следующая: вот что можете построить, давайте то и купим. Что у вас есть, грубо говоря, пришли в магазин, на витрину посмотрели — давайте нам вот это. Теперь это несколько изменилось, покупатель приходит в магазин, а в данном случае, к производителю, и говорит, не смотрит на полку и выбирает, а говорит, что ему нужно. Мне нужно а, б, в, г… и все остальное.

    А.ВАСИЛЬЕВ: Да, именно так. Мы с вами находимся во времени, когда эта парадигма изменилась. И условно с диктата производителя, когда производитель мог предоставить ту или иную модель подвижного состава, все трансформировалось в требования заказчика. Заказчик смотрит на свои потребности, смотрит на свои задачи. Это и по количеству пассажиров, вы правильно ответили, некоторые технические характеристики, а также привлекательность подвижного состава, пассажирский сервис, как упомянуто уже здесь, розетки или возможность трансляции телевизионных передач или какие-то другие особенности, в том числе сквозной проход. И выдвигает технические требования. Нам, производителям, приходится выпускать подвижной состав в соответствии с этими техническими требованиями. Мы приняли этот вызов, и на примере того же поезда «Москва», мы действительно им гордимся, можно убедиться в том, что мы смогли исполнить все требования, которые Московский метрополитен перед нами поставил.

    А.КАПКОВ: Андрей, вы производитель. Если говорить откровенно, я для себя понимаю как пользователь метро, что подобная схема, конечно же, выгодна. Хотя она отличается от, например, автомобилестроения. Потому что в автомобилестроении непосредственно производитель контактирует с покупателем, и он точно знает, какой автомобиль ему нужен, строит его и дальше начинается производство, реализация и все остальное. Здесь несколько иная технология, потому что вы работаете не с конечным, не со мной, как с пассажиром, а вы работаете с большими, крупными предприятиями транспортными, которые используют ваш продукт. Поэтому у вас, как мне кажется, связь с клиентом несколько потеряна. В итоге вот сейчас она восстанавливается, но именно через производителя, он вам диктует условия. Но я, например, понимаю, для вас как для производителя это не самая удобная форма взаимоотношений. Или я ошибаюсь?

    А.ВАСИЛЬЕВ: Здесь относительно удобства я бы не ставил так вопрос. Потому что все-таки мы понимаем, что мы работаем в конечном итоге для пассажира. В конечном итоге, мы понимаем, что пользователь наших продуктов — это пассажиры Московского метрополитена. Поэтому абсолютно не обращать внимания на нужды пассажиров было бы в высшей степени недальновидно, да и просто невозможно. Поэтому здесь, скорее всего, я бы назвал некую общую работу вместе с Московским метрополитеном, департаментом транспорта, с «Трансмашхолдингом» над решением каких-то транспортных задач для жителей города. Поэтому нет, я не скажу, что это неудобно. Я скажу, что это правильно, а учитывая, что, в том числе, мы и наши сотрудники являемся пассажирами, жителями города, поэтому это правильная работа, и мы только приветствуем такую форму работы. Быть ближе к пассажирам.

    А.КАПКОВ: Давайте чуть поподробнее пройдемся сейчас по поезду «Москва». Он у нас уже, получается, имеет две генерации, можно сказать, два поколения. Я все на автомобили меряю, потому что с ними проще для понимания. Первый, это «Москва», будем его называть 2018, потому что он весь называется «Москва». Есть ли у вас какое-то представление о том… вот он отработал, уже скоро будет два года, и вы какую-то оценку этому даете. Либо, грубо говоря, как вы анализируете свой продукт, который уже отработал почти два года?

    А.ВАСИЛЬЕВ: Дело в том, что все поезда «Москва», которые поставляются нами в настоящее время в Московский метрополитен, в том числе поставляются с контрактом жизненного цикла. Что это значит — это значит, что производитель отвечает за работоспособность этого поезда не только в гарантийный период, а на протяжении всех лет жизни этого поезда. Именно производитель выполняет все регламентные работы, все ремонты и так далее. Все техническое обслуживание выполняем мы. Поэтому для нас при производстве и при проектировании этого поезда было чрезвычайно важно ставить такие компоненты, которые были бы сверхнадежные, которые бы отвечали самым строгим требованиям по срокам службы, по своим качествам, включая любой элемент, за который вы можете зацепиться взглядом в этом поезде — это и переходы, и двери, и окна, и экраны, и поручни, и обивка сидений, и обивка пола и так далее. Мы иногда позволяем себе менять какие-то элементы, по согласованию, естественно, с заказчиком, но исключительно в сторону увеличения либо комфорта, либо каких-то пользовательских вещей. На самом деле, генераций поезда «Москва» больше, чем две. Давайте возьмем этот поезд для Филевской линии, где большое количество станций и перегонов находится под открытым небом. Мы сделали там и кнопки в дверях, которые можно настроить таким образом, чтобы двери открывались по требованию для того, чтобы не морозить или не терять кондиционированный воздух, потому что все эти поезда оборудованы кондиционерами для наших пассажиров. Есть генерация 2019 года, где мы тоже много чего изменили и с точки зрения интерьерных вещей, но и с технической точки зрения, которая сейчас не видна пассажиру впрямую, тоже много инноваций введено. Например, это полное электродинамическое торможение без использования тормозов, колодок, если хотите, на автомобильный лад, полностью тормозит двигателями до нуля. До этой генерации поезда так делать не умели, они тормозили до какой-то низкой скорости, 5-7 км/час, а дальше дотормаживались колодками. На сегодняшний день поезда тормозят полностью электродвигателем. С прикладной точки зрения, это повышает комфорт и это, в том числе, способствует более чистому воздуху. Потому что так или иначе большое количество торможений, колодки стираются, есть пыль, некий абразив и так далее. Сейчас поезда становятся все больше экологичными. И подобного рода решений, их достаточно много в поезде, об этом можно говорить поистине бесконечно.  

    А.КАПКОВ: Если коротко, ТЗ нового поезда для вас было ожидаемой вещью? То есть я хочу понять, когда вы открыли его, вы поняли: ох, придется поработать. Или вы просто понимаете, да, мы этого ожидали, и в принципе, новый поезд должен по этим параметрам стать лучше. 

    А.ВАСИЛЬЕВ: Да, ТЗ сложное. Однако в нем заложены решения, которые в целом на планете Земля существуют. И в этой связи для себя мы принимаем этот вызов и говорим, что если это кто-то смог сделать, значит, мы это сможем тоже. Но это действительно некий вызов для нас. Но в содружестве с Московским метрополитеном, с пассажирами мы готовы к этим вызовам, и будем исполнять техническое задание.

    А.КАПКОВ: Дмитрий Алексеевич, мы затронули техническую часть производства этих поездов. Машинисты принимают ли участие в отзывах, вносят ли предложения о том, что вот так нужно сделать, здесь нужно поменять, насколько сильна их вовлеченность в этот процесс?

    Д.ДОЩАТОВ: Безусловно, машинист электропоезда является ведущей профессией на Московском метрополитене. Поэтому мы наших лучших машинистов, машинистов-инструкторов, а это наставники для машинистов, уже на этапе формирования технического задания привлекаем для этой большой работы. Скажу сразу, что смена машиниста длится от 6.5 до 8 часов, и большую часть этого времени он проводит в кабине. Поэтому наше пожелание всегда было сделать кабину более комфортной. В результате на поезде «Москва» кресло машиниста имеет множество регулировок, есть подгрев, как в машинах, о которых вы сегодня не раз вспоминали. Машинист может опустить шторку для того, чтобы при проезде на открытом участке ему не светило солнце. Даже есть такой элемент, как место, где можно охладить бутылку с водой. В общем, основное действие в кабине — это управление поездом, и требования, которые мы выдвигали именно к пульту управления, именно к удобности, интуитивности управления и получения информации с поездных устройств, нашими коллегами выполнены. Поэтому отзывы машинистов по новому поезду самые положительные, и управление доставляет истинное удовольствие.

    А.КАПКОВ: Думаю, что вопрос, наверное, скорее, к Андрею. Сергей Собянин называет поезд «Москва» самым лучшим в мире. Вы как производитель как оцениваете поезд «Москва» по сравнению с другими? Не с нашими прежними моделями поездов, а в целом мы на мировой арене?

    А.ВАСИЛЬЕВ: На сегодняшний день компания «Траснмашхолдинг» занимает четвертое место по объему произведенных поездов метро за последние пять лет, уже, наверное, шесть. Это высокое и почетное для нас место, поэтому мы уверяем, что находимся на техническом если не пике, то реально на первых местах. С точки зрения формирования технического задания, о котором мы с вами говорили, действительно, специалисты Московского метрополитена объехали огромное количество и получили опыт метрополитенов в других городах. И буквально предложили нам собрать лучшие практики в одном поезде. Что было, собственно, и сделано. И именно поэтому я согласен с тем, что этот поезд на сегодняшний момент действительно, пожалуй, самый передовой из всех, что производятся для различных городов. По большому счету, поезд метро вещь такая, и легко доступная, в этом легко убедиться — достаточно проехать основные города, где есть большие метрополитены, и убедиться в том, что поезд «Москва» на сегодняшний момент действительно резко отличается.

    Давайте вспомним воспоминания болельщиков, иностранных болельщиков на чемпионате мира по футболу.

    А.КАПКОВ: Отдельная благодарность за трансляции.

    А.ВАСИЛЬЕВ: Да. И болельщики все, как один, отмечали, что для них было удивительно спускаться в Московский метрополитен, и с точки зрения архитектуры и красоты, но и с точки зрения тех поездов, которые они увидели, и были удивлены тем инновациям, которые на сегодняшний день, каждый день доступны гостям и жителям нашего города.

    А.КАПКОВ: Такой вопрос. У нас в России кто-то еще… ну, придет же за поездами «Москва», у нас же не один столичный метрополитен?

    А.ВАСИЛЬЕВ: Не один столичный метрополитен. И на сегодняшний день в России эти поезда пока не поставлялись. Есть некоторые поставки в соседние страны, в Азербайджан, Узбекистан. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими российскими метрополитенами о поставке этой модели поездов. В целом, поезд оказался на удивление удачным, поэтому, я думаю, у него большое будущее.

    А.КАПКОВ: Дмитрий Алексеевич, слушатели спрашивают, а как вагон попадает в метро? Я примерно представляю, естественно, нужно его до депо доставить, дальше он заезжает в систему метрополитена. А он в депо попадает в разобранном виде или как он приезжает? Или он прям готовым приезжает, его на рельсы ставят и поехал?

    Д.ДОЩАТОВ: После того как вагон произведен на заводе «Метровагонмаш», по железнодорожным путям из города Мытищи он попадает в депо Московского метрополитена «Сокол». Там есть соединительная ветка между Московским метрополитеном и путями РЖД.

    А.КАПКОВ: А «Сокол» просто потому, что направление на Мытищи?

    Д.ДОЩАТОВ: Да, это просто рядом, и исторически там был проложен путь только по этому. У нас есть еще одна ветка, это депо «Печатники». Но на сегодняшний день она эксплуатируется редко. Мы в основном все перегоняем через «Сокол».

    А.КАПКОВ: То есть, по большому счету, новый поезд, прежде чем он спустится в метро, можно будет увидеть на Ярославском направлении где-то?

    Д.ДОЩАТОВ: Мы получаем его со станции Подмосковная.

    А.КАПКОВ: Он не в камуфляже едет? Нет такого, что его там скрывают?

    Д.ДОЩАТОВ: Нет. Конечно, там нет части оборудования, которое потом в депо «Сокол» наши коллеги монтируют, но это вагон в полном смысле этого слова. Вы его видите: это окна, двери, кузов, все на месте, он движется на колесах. Но попадая в депо «Сокол», сотрудники «Метровагонмаша» производят монтаж необходимого оборудования, а после этого состав перегоняется уже под напряжением в депо приписки. Но это еще не все. Здесь мы начинаем приемку. Коллеги домонтируют оставшуюся часть оборудования. И после этого, после того как произведены пуско-наладочные работы, проверены все основные системы, и мы убеждаемся, что поезд готов к эксплуатации, мы проводим обкатку. Обкатка без пассажиров, длина порядка 300 километров. В этот момент мы считываем все необходимые параметры. Я скажу сразу, что «Метровагонмаш» разработал отличную систему мониторинга, это регистратор параметров движения поезда, где можно расшифровать все данные вагона. Вся аналитика, и мы видим, как работают системы электрики, как работают системы пневматики, как работают системы связи, и делаем выводы. После того как убеждаемся, что все работает правильно, мы даем на подвижной состав готовность, и он эксплуатируется уже с пассажирами.

    А.КАПКОВ: Период всех этих процедур, которые вы сейчас перечисляли, это примерно сколько времени занимает?

    Д.ДОЩАТОВ: Это две недели, может быть, еще плюс два дня, не более того.

    А.КАПКОВ: По большому счету, как только вагон к вам попал, две недели мы его допиливаем, что называется, настраиваем, эксплуатируем, тестируем, и после этого в него уже садятся первые пассажиры?

    Д.ДОЩАТОВ: И после этого он выходит на линию.

    А.КАПКОВ: Дорогие друзья, совсем не хватило времени. Я боюсь, что у меня даже не хватит времени напомнить, кто у нас был. Это была программа «Город дорог». У нас в гостях были первый заместитель начальника Московского метрополитена Дмитрий Дощатов. Дмитрий Алексеевич, благодарю вас, спасибо большое. А также заместитель генерального директора по развитию городского транспорта «Трансмашхолдинга» Андрей Васильев. Андрей, также благодарю за то, что к нам присоединились. Это была программа «Город дорог». Меня зовут Александр Капков. Пока.

    Версия для печати
Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus