• Программа "Город дорог" от 19.06.2014

    12:05 Июнь 19, 2015

    В гостях

    Сергей Смирнов

    Заместитель начальника Управления развития транспортных коммуникаций Департамента транспорта Москвы

    А.КАПКОВ: Именно так, и никак иначе, всем здравствуйте. 12.06 на наших студийных. Это радиостанция «Говорит Москва», за окном 19 июня, пятница, что не может  не радовать. И знаете, что еще не может не радовать? То, что в это время теперь, каждую пятницу, мы будем выходить с программой «Город дорог», это совместный проект радиостанции «Говорит Москва» и департамента транспорта города Москвы. Я всех с этим поздравляю, это значит, это еще одна программа, в которой вы можете задавать вопросы насущные, по транспорту, дорогам, автобусам, троллейбусам, трамваям. И на все эти вопросы будут отвечать самые компетентные представители. Как сегодня. Я с радостью вам представляю:            Сергей Смирнов, заместитель начальника управления транспортных коммуникаций столичного департамента транспорта. Сергей, добрый день.

    С.СМИРНОВ: Здравствуйте.

    А.КАПКОВ: Рады видеть вас, и поздравляем, вы в качестве первого гостя у нас в сегодняшнем дебюте. Мне приятно.

    С.СМИРНОВ: Спасибо.

    А.КАПКОВ: Мы сегодня с Сергеем будем говорить об общественном транспорте, которым вы пользуетесь, я надеюсь. По крайней мере, город очень много делает для того, чтобы вы им пользовались. Вы помните, пробки вынуждают нас пересаживаться на общественный транспорт, и огромная работа по этому ведется. Вот Сергея мы сегодня пригласили для того, чтобы разобраться, как будет выглядеть общественный транспорт в ближайшем будущем. А именно: для вас не секрет, что коммерческий транспорт, так называемые маршрутки, давно уже колесят по нашим дорогам, и все это хотят совместить в одно – единое с общественным транспортом города Москвы. Как это будет происходить? Какие вопросы, какие проблемы вы решили? И вообще когда мы все это увидим, и в каком виде? Вот об этом обо всем ближайшие 20 минут будем разговаривать. Итак, Сергей, мы интегрируем коммерческий транспорт, так называемые маршрутки, в общественный транспорт города, правильно мы понимаем?

    С.СМИРНОВ: Да, это именно так, сегодняшней ситуацией  на рынке частных перевозчиков недовольны не только мы…

    А.КАПКОВ: Мы – это кто?

    С.СМИРНОВ: Департамент транспорта. Но также и пассажиры, что показал опрос, который провел исследовательский холдинг Ромир. Собственно говоря, поэтому мы и начали реализовывать реформу наземного городского пассажирского транспорта. Что это такое? Суть этой реформы – это в первую очередь интеграция коммерческих перевозчиков в общегородскую систему перевозок пассажиров. Именно поэтому мы и разработали единые требования к качеству оказываемых услуг и к качеству подвижного состава, автобусов, на которых будут перевозить наших жителей.

    А.КАПКОВ: Вот это слово «интеграция», оно принципиально важное. Нам нужно его раскрыть. Что это такое, интеграция? Ведь мы можем предъявлять требования к автобусу, потому что это городской транспорт. Там сидит человек  за рулем, который работает на автобусный парк, который принадлежит городу. Маршрутка пока не принадлежит городу. И водитель там сидит, которого нанимает частная фирма, платит ему какие-то деньги. Какая работа в этом смысле будет проводиться?        

    С.СМИРНОВ: Интеграция под собой подразумевает следующее. Частные перевозчики так и останутся частными перевозчиками. Просто все машины частных перевозчиков, и маршруты, которые они обслуживают, будут интегрированы в единую систему перевозок. То есть будет единое расписание для всех, не только для городского перевозчика, но и для частного перевозчика. Будут единые требования к качеству оказываемых услуг. Хотел бы остановиться в первую очередь на автобусах. Автобусы будут новые, либо не старше 2 лет, автобусы будут оснащены климат-системой, спутниковой навигацией ГЛОНАСС.

    А.КАПКОВ: Когда мы говорим «автобусы», мы представляем большие автобусы, как мы привыкли в автобусном парке видеть, либо эти микроавтобусы по типу Фордов, Мерседесов, Фиаты еще есть у них.

    С.СМИРНОВ: На самом деле это все называется автобусы. Есть небольшая классификация: есть автобусы большой вместимости, средней и малой вместимости. То, что мы привыкли называть «маршрутки» - это автобусы малой вместимости.

    А.КАПКОВ: Они останутся?

    С.СМИРНОВ: Они абсолютно точно останутся. Это необходимо, потому что не везде улично-дорожная сеть у нас позволяет проехать большому автобусу. Радиусы поворотов, ширина улиц….

    А.КАПКОВ: Водители очень умело управляются с этими большими машинами, потому что когда смотришь, как они выезжают, думаешь: ну, опыт. Послушайте, единые требования, которые, я так полагаю, будет разрабатывать департамент транспорта…

    С.СМИРНОВ: Я бы сказал, они уже разработаны.

    А.КАПКОВ: Почему они должны согласиться? Им скажут: вы должны купить новые автобусы, вы должны ездить по этому маршруту, а не по этому. Договоренность какая с ними?

    С.СМИРНОВ: В первую очередь хотелось бы отметить, что для нас, для департамента транспорта очень важны удобство, комфорт и безопасность пассажиров. Собственно говоря, поэтому мы и начали эту реформу. И перевозчики, которые заключат контракт с городом, в первую очередь получат стабильный доход на протяжении пяти лет. То есть всего действия контракта.

    А.КАПКОВ: Это контрактные отношения.

    С.СМИРНОВ: Это контрактные отношения, совершенно верно. Во вторую очередь, это позволить им полностью обновить подвижной состав. Также они будут получать дополнительный доход от размещения рекламы, как внутри салона, так и снаружи. На установленных департаментом транспорта местах. То есть автобус не будет полностью заклеен…

    А.КАПКОВ: Ну понятно, это будет красиво, эстетично, она не будет бросаться в глаза, выцарапывать их. Вы собираетесь обновить подвижной состав за счет города,  либо это какие-то будут дотации, либо перевозчик сам должен за свои деньги обновить  его, чтобы соответствовать вашим требованиям.

    С.СМИРНОВ: В рамках госконтракта перевозчик будет получать оплату за проделанную транспортную работу, также туда включены и определенные затраты на обновление подвижного состава. Это все в рамках контракта. Также хотелось отметить, что сама модель самоокупаемая. То есть все доходы от перевезенных пассажиров, от проданных билетов будут идти напрямую в бюджет города. То есть перевозчик не будет получать никакой прибыли с билетов. Все это будет идти в бюджет города.

    А.КАПКОВ: И потом уже, соответственно с контрактами, выделяться вновь на этих же перевозчиков.

    С.СМИРНОВ: Совершенно верно.

    А.КАПКОВ: Реклама, вы сказали…

    С.СМИРНОВ: Доход от рекламы будет полностью отдан коммерческому перевозчику. 

    А.КАПКОВ: Вот где они смогут зарабатывать. Слушайте, но если они не смогут зарабатывать с перевозки – я правильно понимаю, что вот это вот «передайте 45 рублей», монетками, одна упала, он наклонился, чтобы ее поднять – это уйдет.

    С.СМИРНОВ: Совершенно верно.

    А.КАПКОВ: Как это будет выглядеть?

    С.СМИРНОВ: Выглядеть это будет следующим образом. В рамках новой модели все коммерческие перевозчики будут возить пассажиров по единому городскому билетному меню. То есть пассажир может использовать для проезда карту «Тройка», единый, карту «90 минут». Все льготы для пенсионеров, бабушек, студентов, школьников, незащищенных слоев, будут сохранены. То есть автобусы все будут оборудованы валидаторами, то есть системами погашения билетов.

    А.КАПКОВ: Как в обычном автобусе.

    С.СМИРНОВ: Также, как и в городском перевозчике, например, Мосгортрансе сейчас.

    А.КАПКОВ: Только не будет турникета, я так полагаю.

    С.СМИРНОВ: Турникет будет.

    А.КАПКОВ: Ах, вон оно что. На входе?

    С.СМИРНОВ: Турникет будет обязательно, но мы не стали прописывать жестких требований в условиях госконтракта, и мы это отдали на усмотрение перевозчиков.

    А.КАПКОВ:  То есть, как будут оплачивать, и чтобы каждый оплачивал, это останется на совести частного перевозчика.

    С.СМИРНОВ: Да, но понимая ситуацию, я могу с уверенностью сказать, 90%, что турникеты останутся, так как вознаграждение перевозчиков будет зависеть также от количества перевезенных пассажиров.

    А.КАПКОВ: Вот второй вопрос, который я хотел задать. Мотивация. Сегодня она понятна – сколько заработал, столько получил. Здесь, в новом формате, мотивация будет зависеть также от количества перевезенных пассажиров.

    С.СМИРНОВ: Да, конечно. Перевозчик будет замотивирован на необходимое количество перевезенных пассажиров. То есть он должен будет постоянно стремиться улучшать качество обслуживания, чтобы пассажиры садились именно к нему. Также будет часть мотивации нацелена на транспортную работу. То есть перевозчик должен будет соблюдать трассы маршрутов. То есть не будет, как сейчас: мы видим пробку, и видим, как желтая маршрутка уходит куда-то во дворы….

    А.КАПКОВ: Уходит в космос. По обочине.

    С.СМИРНОВ:  Вот этого не будет.  За этим будет следить спутниковая навигация ГЛОНАСС, автоматизированная система, с помощью которой мы, собственно говоря, и будем контролировать перевозчика. Также по данной системе мы будем отслеживать остановку в положенных местах, никаких остановок по требованию, как сейчас, не будет.

    А.КАПКОВ: Где-то здесь.

    С.СМИРНОВ: Да, где-то здесь, около магазина, перехода остановите – вот этого не будет. Потому что в первую очередь это не безопасно для пассажира.

    А.КАПКОВ:  Это верно. Для дорожного движения это всегда  было проблемным местом, для остальных водителей в том числе.

    С.СМИРНОВ: Я сам вожу автомобиль, и сам нередко попадал, когда маршрутка из второго ряда резко берет вправо…

    А.КАПКОВ: Да, потому что кто-то попросил: вот здесь, рядом… Послушайте, какие еще проблемы, которые сейчас присущи маршрутным транспортным средствам…. Хотя ведь называть их маршрутными неправильно, согласно правилам дорожного движения. Ведь маршрутное транспортное средство – это то средство, которое имеет четкие остановки. Чем не может похвастаться маршрутка. Будем называть их просто маршрутками. Какие еще проблемы, которые есть у них сейчас, решаться после этой реформы? Водители новые, качество, аттестация, форма, все что угодно…

    С.СМИРНОВ:  В первую очередь хотелось бы отметить, что для пассажира транспорт будет работать по удобным и комфортным правилам. Это расписание. Он будет понимать, что выходя с работы в 8 часов, подойдет на остановку в 8.05, и туда подойдет хороший, новый, чистый автобус. Он спокойно зайдет, сможет спрогнозировать время до своего конечного пункта. В первую очередь, это расписание. Во вторую очередь, это безопасность. Это очень важно. Можно посмотреть, какие маршрутки сейчас ходят по городу…

    А.КАПКОВ: Совсем старых, конечно, мало осталось…

    С.СМИРНОВ: Они, наверное, просто уже не дожили.

    А.КАПКОВ: Я, кстати, где-то видел, где-то еще перемещаются ГАЗели давние, в них страшно садиться.

    С.СМИРНОВ: Есть маршрутки, и не только российского производства, иностранного производства, которые тоже, скажем, доживают. То есть пассажир будет передвигаться на новых автобусах, оборудованных климатическими системами, и за всем этим будет следить организатор перевозок. То есть это заказчик, это подведомственное учреждение департамента транспорта. У нас в госконтракте обозначены 24 критерия, начиная от разбитого стекла, разбитой лампочки, хамства водителей, продажи билетов в салоне не по тарифам города, на этом бы я хотел чуть позже остановиться. За этим будут следить как автоматизированные системы, так и сотрудники организатора перевозок, которые будут на регулярной основе проверять все маршруты коммерческих перевозчиков.

    А.КАПКОВ: 27-й спрашивает через наш смс-портал: расписание не убьется из-за пробок? Как бы то, что он должен приехать в 8 часов, это верно. Но ведь он может где-то подзастрять, задержаться.

    С.СМИРНОВ: В рамках контракта мы даем небольшой люфтик, 2 минуты туда – сюда. На самом деле, это город, мегаполис, какие-то внештатные ситуации, аварии – все может быть.

    А.КАПКОВ: По поводу нештатных ситуаций. Кто несет финансовую ответственность, спрашивает Слава Биг, при ЧП? Перевозчик или город? Или вместе?

    С.СМИРНОВ: Нет, в первую очередь несет перевозчик. Но в рамках контракта предусмотрена жесткая система штрафов за низкое качество обслуживания. Я бы даже сказал бы большее: ДТП с летальным исходом по вине перевозчика будет расторжение контракта.

    А.КАПКОВ: Я отвечаю нашему слушателю. Получается, что если какая-то нештатная ситуация, то, конечно, нужно будет обращаться к перевозчику, претензии обращать к нему, а не к городу. Но тем не менее, департамент транспорта со своей стороны, я так полагаю, серьезно воздействует, во-первых, чтобы этого не произошло, и во-вторых, если это происходит, то опять же, делает так, чтобы этого не повторилось. Вопрос, который хотел задать: вы сказали, вот в 8 часов чтобы человек подошел на остановку, и знал, что приедет маршрутка. В принципе я не вижу особенного отличия с тем, как есть сейчас, но я прекрасно понимаю, почему. Потому что их ужасно много. Я знаю, что я не простою и 5 минут, даже если пробка, потому что хоть одна да подойдет. Эта туда едет по этому маршруту, эта едет туда, но сворачивает здесь, эта объезжает этот квартал, но потом возвращается на этот маршрут, а эта едет по тому же маршруту, но чуть дальше. Количество маршруток сократиться?  Какая-то оптимизация произойдет? Как это будет выглядеть?

    С.СМИРНОВ: Да, безусловно, мы при разработке маршрутной сети учитывали не только мнения граждан, экспертов. Мы устранили, в первую очередь, дублирующие маршруты, удалили из маршрутной сети невостребованные маршруты, добавили автобусы на более востребованные маршруты. По сегодняшней ситуации можно сказать следующее: мы имеем  4500 маршруток, которые выходят на дороги города. В рамках реализации новой модели останется около 2000.

    А.КАПКОВ: Почти в два раза.

    С.СМИРНОВ: Почти в два раза. Но доля рынка коммерческих перевозчиков останется прежней. То есть мы удалили большую часть подвижного состава из текущей ситуации, но добавили автобусы большей и средней вместимости. То  есть пассажир никаким образом не почувствует неудобства.

    А.КАПКОВ: Пассажиропоток прежний, автомобилей меньше.

    С.СМИРНОВ: Все верно.

    А.КАПКОВ: Послушайте, вопрос еще такой: для перевозчика альтернатива, в принципе, есть, как работать с городом, или нет? Останется ли хоть один перевозчик в городе, который  будет работать по прежним правилам? На прежнем автобусе, с прежним водителем, по прежнему маршруту и так далее.

    С.СМИРНОВ: Нет, такого уже не будет.

    А.КАПКОВ: Маршруткам мы говорим «до свиданья»?

    С.СМИРНОВ: Не совсем так.

    А.КАПКОВ: Естественно, в старом виде. Мы все это прекрасно понимаем, поэтому эти отличия сейчас и обсуждаем.

    С.СМИРНОВ: Перевозчикам, которые не захотят работать по условиям города, то есть не захотят меняться, соблюдать расписание, обновлять подвижной состав, улучшать качество оказываемых услуг, да, им скорее всего придется уйти.

    А.КАПКОВ: Слава Биг: то есть надо будет судиться с помойками, которые будут на подряде? Послушайте, но это будут, во-первых, не помойки, как сейчас, в любом случае станет лучше. Потому что те недобросовестные, которые  сейчас уйдут, останутся только самые хорошие, замотивированные. Ну и да, претензии нужно будет к ним предъявлять. Одно дело, когда маршрутка в 11 человек подъезжает раз в пять минут, а другое дело, когда один автобус большой раз в час. Есть разница?

    С.СМИРНОВ: Ну, такого не будет, раз в час интервалы движения у нас прописаны, они исходят из действующего пассажиропотока, на каждом определенном маршруте. То есть из этого мы рассчитывали пассажировместимость необходимую для конкретного маршруту. Я могу подчеркнуть, неудобств никаких пассажиры не почувствуют. В час пик будет увеличен выпуск подвижного состава, в не часы пик он будет, конечно, уменьшен. Но текущая ситуация говорит о следующем: маршрутки все в час пик            увеличивают количество подвижного состава, в не час пик пассажирам приходится до часу ждать, как вы собственно и сказали, маршрутку. Я уже не говорю о конечных станциях, когда пассажир садиться в маршрутку, и ему приходится ждать, когда водитель набьет до отказа маршрутку. Такого не будет: подошел автобус, посадил людей, автобус отошел.  

    А.КАПКОВ: Либо в часы пик, когда огромные очереди, ты, дай бог, попадешь в четвертую маршрутку, которая подъедет. 79-й тоже подтверждает, говорит: каждое утро езжу на маршрутке на работу и зимой жду до 40 минут, хотя интервал 5-7. И никто пока за это не отвечает, 79-й, потом, я так полагаю, за это будет отвечать департамент.

    С.СМИРНОВ:  Все верно.

    А.КАПКОВ: Если что, будут шишки туда. Послушайте, какие финансовые затраты, какие вливания выделены на эту реформу, и в целом ее продвижение, насколько она запущена? Стартовала? Когда, грубо говоря, мы можем сказать: вот сейчас посмотрите на маршрутки, вы можете оценить изменения. Сейчас-то, я так полагаю, рановато.

    С.СМИРНОВ: Для реализации новой модели в бюджете города предусмотрено на пять лет 52 миллиарда рублей. За эти пять лет коммерческие перевозчики перевезут полтора миллиарда пассажиров. За эти пять лет коммерческие перевозчики проделают 434 миллиона километра. Согласитесь, это…

    А.КАПКОВ: Когда такие большие цифры, я уже теряюсь, на самом деле, в физических представлениях того, как это выглядит.

    С.СМИРНОВ: И хотел бы также отметить, что все доходы от перевезенных пассажиров будут напрямую поступать в бюджет города. То есть сама модель самоокупаемая. И, в продолжении, мы уже сейчас разместили 63 конкурсные процедуры, 63 лота, это 211 маршрутов. У нас уже заключен контракт с первым победителем, это компания АвтоКарс, уже в конце сентября они начнут услуги пассажирам в Северо-Западном административном округе.

    А.КАПКОВ: Какие это районы? Или маршруты?

    С.СМИРНОВ: Это  район метро Сходненская, это два маршрута.

    А.КАПКОВ: Это Северное Тушино.

    С.СМИРНОВ: Да, от метро Сходненская до налогового городка. То есть компания АвтоКарс в конце сентября выйдет на эти маршруты. Именно полгода дается компании, которая победила и заключила госконтракт, на подготовку к осуществлению перевозок. То есть закупить подвижной состав, привести его к единым требованиям, оснастить  оборудованием, датчиками ГЛОНАСС, валидаторами, нанять персонал, если он еще не нанят, заключить контракты, договора по техобслуживанию своих автобусов, на медицинское освидетельствование водителей. Полгода мы даем перевозчику, чтобы подготовится.

    А.КАПКОВ: Вы сказали, 63 лота. Один уже разыгран…

    С.СМИРНОВ: С одним мы уже заключили госконтракт.

    А.КАПКОВ: Еще 63 плюс.

    С.СМИРНОВ: По четырем еще у нас определены победители.

    А.КАПКОВ:  За какое время вы планируете закрыть все эти лоты, если мы говорим исключительно про 63, учитывая, что там наверняка еще добавятся.

    С.СМИРНОВ: Мы планируем провести конкурсные процедуры до середины – конца июля. И уже до конца этого года все коммерческие перевозчики выйдут на маршруты.

    А.КАПКОВ: Грубо говоря, получается, более 60 коммерческих перевозчиков. Один лот – это один перевозчик, я правильно понимаю?

    С.СМИРНОВ: Да, один лот – один перевозчик.

    А.КАПКОВ: Более 60 компаний?

    С.СМИРНОВ: Не совсем так. Компания может выиграть не один лот, она может выиграть один, второй, третий лот. Все зависит от желания. Но как показал первый аукцион, у нас достаточно большое количество желающих, на аукцион подалось пять заявок.

    А.КАПКОВ: Послушайте, количество маршрутов, которое может отрабатывать один перевозчик, зависит от его мощности, я так полагаю?

    С.СМИРНОВ: От его мощностей, от его желания, от его возможностей.

    А.КАПКОВ: Что будет сделано, чтобы частные ООО, заменяющие городские автобусы, принимали городские проездные карты, карты москвича, а не только наличные? Ну, это то, что мы в начале говорили. Все эти маршрутки после реформы будут принимать. И кто-то у меня еще спрашивал про карту «Стрелка»,  если не ошибаюсь, это подмосковная карта. Будет работать?

    С.СМИРНОВ: Пока нет.

    А.КАПКОВ: Потому что пока это только на Москву распространяется, это московский департамент транспорта. Но ведь Подмосковье тоже захочет. Скажет: нам понравилось, мы тоже хотим себе такие маршрутки. Нам же нужно ездить и в Зеленоград, и в Мытищи. Я человек северный, больше не знаю городов – спутников.

    С.СМИРНОВ: Мы готовы поделиться нашим опытом со всеми субъектами, со всеми городами.

    А.КАПКОВ: Хорошо, если я сейчас езжу на маршруте, пишет 79-й, а если его уберут? Другой маршрут занимает до работы 1 час 20 минут. Я так полагаю, не уберут в любом случае.

    С.СМИРНОВ: Если он востребован жителями,  ни в коем случае этот маршрут не будет исключен из маршрутной сети.

    А.КАПКОВ: Вот так быстро и незаметно пролетели полчаса. Я не думаю, что мы успели ответить на все вопросы. У вас маршрутов, я представляю, огромное количество, кто-то про конкретные свои районы спрашивает. Это очень много и очень долго. Но в любом случае, дорогие мои, я вам сказал, и я вас не обманываю, теперь каждую пятницу в эфире радиостанции «Говорит Москва» будет выходить программ «Город дорог», и я уверен, что мы неоднократно еще вернемся к теме общественного транспорта, и, естественно, будем следить за тем, как будет проходить  интеграция коммерческих транспортных маршрутных средств в систему города. Договорились, Сергей?

    С.СМИРНОВ: Да, конечно.

    А.КАПКОВ: Мы будем вас ждать. Я напомню, у нас в гостях был Сергей Смирнов, это заместитель начальника управления развития транспортных коммуникаций столичного департамента транспорта. Ох, у вас всегда такие сложные должности. Я вас благодарю, спасибо большое за эфир, спасибо за этот дебют. 12 часов 30 минут. Меня зовут Александр Капков. Прощаюсь. Новости. 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено