Экс-начальник зенитно-ракетных войск ВВС раскрыл подробности техники «роя» в военной авиации
18:00 Июнь 28, 2020
Такое взаимодействие самолётов также называют стаей.
Как сообщает ТАСС, недавно Россия провела эксперимент по применению «стаи» истребителей Су-35 под управлением самолёта пятого поколения Су-57. Это значит, что головное воздушное судно передавало всю информацию другим самолётам группы, оставляя их невидимыми для системы обнаружения противника.
Как рассказал радиостанции «Говорит Москва» бывший начальник зенитно-ракетных войск ВВС России (2007-2009 гг) Сергей Хатылев, сначала такие понятия («рой» и «стая») применялись при управлении беспилотными летательными аппаратами. Позже технологию перенесли на группу самолётов.
«У нас в своё время это отрабатывалось на самолёте МиГ-31 — это авиационный ракетный комплекс перехвата. Он по своим возможностям мог наблюдать практически 500 кв км воздушного пространства. Так как они шли в составе четырёх кораблей (Миг-31, он не эскадрилья, не звено, а это воздушные корабли), вот эти 4 самолёта могли контролировать практически 500 км по полосе фронта в ширину. Но достаточно было и одного МиГ-31, который включил свой локатор. А остальные три самолёта (либо МиГ-31, либо Су-27) получали информацию по закрытому радиоканалу от локатора ведущего МиГ-31. То есть они себя не обнаруживали, но получали всю информацию. И они могли наводить своё оружие, выполнять задачи».
Хатылев пояснил, что в этот раз самолёт Су-57 выступил командным пунктом в группе, которую назвали стая: он выдавал истребителям всю необходимую информацию. В то же время бывший начальник зенитно-ракетных войск отметил, что это не новшество, и такие способы отрабатывались ранее.
«Речь идёт о целеуказании, выдаче информации и постановке задач. Это как средство управления. А вот насчёт управления вооружением непосредственно с Су-57, я бы пока не торопился. Должны провести какие-то работы, должны быть какие-то результаты. Пока об этом говорить рано».
Также в беседе с «Говорит Москва» Сергей Хатылев затронул тему единой информационной системы управления всеми видами войск, куда бы поступала вся информация с земли, моря и из космоса. По словам эксперта, такая система уже частично работает в российской армии.
«По примеру противовоздушной обороны я вам скажу, что мы имеем автоматизированные системы управления на уровне армии, ВВС и ПВО. И автоматизировано мы можем управлять зенитно-ракетными войсками, радиотехническими войсками и истребительной авиацией. И дополнительно 9-я дивизия противоракетной обороны и войска СПРН — системы предупреждения о ракетном нападении. А СПРН вообще работает в автоматическом режиме».
Аналогичная система задействована и во флоте. Что касается сухопутных войск, то там сбор данных в единую базу организован сложнее, но всё равно часть решений уже автоматизирована, отметил Хатылев.
«Всё это нужно завернуть в единую систему управления вооружёнными силами? Частично эта задача на сегодняшний день решена: по выдаче сигналов боевого управления, по приведению войск в повышенную степень боевой готовности, по решению задач противовоздушной обороны и т.д. Есть ещё неохваченные области управления, которые не входят в единую систему. Но они принимают информацию и от них информация идёт. Просто насколько это всё автоматизировано? Работа продолжается».
По словам эксперта, на Западе проводились эксперименты, когда боевые подразделения полностью переводились на автоматизированное управление, но они не увенчались успехом. В случае сбоя алгоритма при внешнем воздействии система могла путать цели и принимать неверные решения. Поэтому, как отметил Хатылев, отказываться от ручного управления нельзя.
«В нашей армии мы никогда не отказываемся от ручного управления. Все способы управления на всех учениях отрабатываются параллельно. Автоматизация этих процессов в любом случае будет происходить, но до бесконечности она происходить не может. Всё автоматизировать невозможно и нецелесообразно. И когда говорят, что вот уже искусственный интеллект и роботизированная техника, я всегда говорю, что воюют люди, решения принимают люди».
Су-57 — перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения. Одно из основных преимуществ самолёта — малая радиолокационная и тепловая заметность. Эффект достигается за счёт применения технологии «стелс» — специального покрытия из радиопоглощающих материалов и особенной формы корпуса. Также снижено тепловое излучение от двигателей и их шумность.
В отличие от предыдущих моделей радар Су-57 не существует в виде единого блока, а разнесён по конструкции самолёта. Система позволяет увеличить дальность обнаружения целей, распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать до 16 целей, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие. Дальность обнаружения у Су-57 составляет 400 км.
При работе в «рое» или «стае» все самолёты группы могут использовать преимущества Су-57.
-
11:59 Дек. 17, 2022
Российская армия получила разведкомплексы «Пенициллин» для использования в СВО
-
13:10 Апрель 22, 2022
Экс-начальник зенитно-ракетных войск описал сгоревший в Твери военный институт как «древнее» здание
-
07:59 Окт. 28, 2021
-
06:51 Июль 26, 2021
В России создадут самолёт управления войсками на случай ядерной войны
-
12:22 Май 9, 2021
Российская армия получит невидимую для радаров авиабомбу «Дрель»
-
23:57 Дек. 10, 2020
-
18:18 Дек. 24, 2015
Российские военные разрабатывают новый зенитный артиллерийский комплекс
-
17:46 Май 4, 2015
Более 16,5 тыс. военных и 200 единиц техники примут участие в параде Победы
-
20:47 Апрель 4, 2015
Связь с эфиром
- СМС+7 (925) 88-88-948
- Звонок+7 (495) 73-73-948
- Telegramgovoritmskbot
- Письмоinfo@govoritmoskva.ru