-
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Алексей Николаевич, добрый день.
А. БАСОВ: Здравствуйте.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Для чего потребовалось создавать ещё один российский поисковик при условии наличия вполне успешного «Яндекса»?
А. БАСОВ: Здесь важно отметить, что «Спутник» не является поисковиком в классическом смысле этого слова. «Спутник» – это поисково-сервисный портал, который агрегирует целый набор высокотехнологичных сервисов на базе единой поисковой технологии. В этом смысле, на наш взгляд, не очень правильно сравнивать с универсальными поисковиками. И мы не планируем им составить какой бы то ни было конкуренции. Скорее, мы можем рассматривать их потенциальными партнёрами. В задачи «Спутника» не входит ни скачивание всего интернета, ни предоставление максимума документов на абсолютно любой запрос. «Спутник» концентрируется на удовлетворении повседневных задач пользователей, лежащих преимущественно в сфере offline, но при помощи online технологий. Нам хочется сделать жизнь этих граждан немножко эффективнее и удобнее при помощи интернета, повысить эффективность взаимодействия с государственными органами, с социальными институтами. И в этом смысле «Спутник», конечно, гораздо уже. Его задачи более ограничены, нежели чем у горизонтального поисковика и портала. Но в этом его сила. За счёт специализации и фокуса на определённые категории потребителей и задач.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: А те, о которых вы говорите, они уже как мне кажется, уже есть на портале госуслуг.
А. БАСОВ: Нет, не совсем. Госуслуги предполагают исключительно сценарий взаимодействия гражданина и государства. «Спутник» в этом смысле заметно шире. Например, в рамках «Спутника» можно найти, например, есть такой сервис, если вы каких-то деталей, иллюстрирующих нашу концепцию, сервис лекарств, который позволяет увидеть сколько пачек конкретного лекарства осталось в разнообразных аптеках. Человек может увидеть, что анальгин в аптеке на соседней улице стоит 80 рублей, его две штуки. А через три улицы есть анальгин, которого больше, и который стоит дешевле, например. И такой сервис, разумеется, не очень логичен в рамках портала госуслуг, однако, вполне отвечает потребностям пользователя.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Вы делаете ставку на какую-то определённую возрастную категорию, или социальную категорию?
А. БАСОВ: Нет, не делаем. Мы считаем, что в сознании потребителя вполне уживаются несколько сервисов за счёт специализации, так же, как сейчас пользователь сейчас ищет в российском интернете, он, скорее всего, набирает адрес одного поисковика, а когда ищет что-то в западном, адрес другого поисковика. Точно также и наша задача сделать так, чтобы мы лучше всего удовлетворяли его потребности, запросы в категории интересов, связанных с взаимодействием с государством, социальными институтами и какими-то повседневными задачами, скорее оффлайновыми, чем онлайновыми. Перед нами не стоит задача ни развлекать пользователя, ни затягивать его в длительное общение. Мы не хотим эксплуатировать его потребительские интересы. Мы себя видим именно в этой социально-государственной специализации.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Сегодня эксперты, тестируя поисковую систему, пытались понять как работает система фильтрации. В частности, наиболее популярными запросами. Это были запросы, касающиеся секса, какой-то порно-индустрии. Как устроен режим фильтрации?
А. БАСОВ: Здесь, наверное, правильно говорить не о фильтрации, а о приоритизации источников наиболее достоверных, более официальных, нежели чем обычные в интернете. «Спутник» не ставит перед собой задачу отфильтровывать интернет. Хотя, если говорить о явно деструктивных явлениях, как экстремизм, порнография, спам, мошенничество, то «Спутник» инвестирует очень много усилий в развитие технологий, ограждающих пользователей от этих явлений. Безусловно, наверное, мы никогда, да и никто на свете не сможет сказать, что он поборол эти явления внутри своего сервиса. Это вечная борьба отмычки и замка, антивируса и вируса. Однако, для нас очень важно оградить пользователя от неверных явлений настолько, насколько мы сможем это сделать. И мы будем развивать это направление особенно концентрированно.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Какой-то политической фильтрации не будет?
А. БАСОВ: Нет. Такой фильтрации, разумеется, не предполагается. Однако. концепция «Спутника» включает в себя приоритизацию наиболее достоверных источников информации. «Спутник», безусловно, использует помимо формулы релевантности, формулы, связанные с достоверностью и официальностью информации. В качестве иллюстрации можно сказать, что пост блоггера для нас всегда будет менее достоверный, потому что отражает мнение одного человека, по сравнению, например, с федеральным СМИ. В этом смысле, конечно, «Спутник» управляет приоритетом в пользу более авторитетных, более официальных каналов информации. Но какой-то фильтрацией, цензурой считать это, безусловно, нельзя.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Сегодня представители «Ростелекома» заявляли, что проект нацелен на коммерческий успех. Как вы намерены этого добиться?
А. БАСОВ: «Спутник» на данном этапе не планирует монетизации, на этапе открытого бета-тестирования. Сейчас перед командой стоит задача, прежде всего, усовершенствовать свои технологии, расширить продуктовую линейку, убедиться в том, что весь комплекс сервисов работает так, какая задача ставилась перед всем проектом. Удовлетворяет те потребности, которые мы хотим удовлетворять лучше всего. В дальнейшем, конечно, «Спутник» начнёт зарабатывать деньги, монетизироваться, по всей видимости, через рекламную модель, классические модели для поисковиков. И в этом смысле, «Спутник» имеет вполне чёткие планы по самоокупаемости, является просто инвестиционным проектом внутри «Ростелекома», вполне понятным бизнесом, который будет зарабатывать деньги для акционеров «Ростелекома».
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Сегодня многие пользователи отмечали, что нет доступа к этой поисковой системе за границей. В частности, проблемы возникли даже в Крымской республике.
А. БАСОВ: Такое частично возможно. «Спутник» в течение дня подвергался, как многие интернет-проекты, заявившие о своём открытии, агрессивным хакерским атакам, делающимися, видимо, хакерскими группировками из хулиганских соображений. Для того, чтобы защитить «Спутник» для российских пользователей, «Ростелеком» предпринял ряд мер, ограничивающих доступ к нему. Как мы видели, российские пользователи, проживающие на крупнейших точках обмена трафиком внутри России не испытывали каких бы то ни было проблем. Как только хакерское давление снизится, «Спутник» обеспечит свою доступность для всех остальных пользователей, в том числе, и за границей.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Вы сами этот проект не рассматриваете как полноценную замену Google, Яндексу? Потому что многие эксперты сегодня высказывали опасения, что это такая подготовка к тому, что в результате в России останется только одна поисковая система государственная, это будет «Спутник».
А. БАСОВ: На наш взгляд, это неправильная оценка событий. Можно просто оценить видимый объём инвестиций в «Спутник» и другие интернет-компании, а также посмотреть на концепцию, которую «Спутник» развивает. Сегодня в «Спутнике» работают порядка 170 специалистов. Несмотря на то, что они реализуют в нашем понимании интересные, уникальные технологии, объём штата совершенно недостаточен, чтобы создать полноценную замену крупным игрокам. В «Яндексе» работают несколько тысяч человек, в Google работают десятки тысяч человек. Само позиционирование «Спутника» не предполагает универсального поисковика, отвечающему максимуму документов рунета или интернета на любой запрос.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Спасибо вам большое. До свидания.
А. БАСОВ: Всего доброго.
-
Популярные Гости
-
Сергей Миронов
Лидер партии «Справедливая Россия – За правду»
-
Геннадий Зюганов
Лидер КПРФ
-
Никита Кричевский
Экономист
-
Сергей Кургинян
политолог, лидер движения «Суть времени»
-
Игорь Стрелков
Бывший министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики
-
Александр Дугин
Лидер международного "Евразийского движения"
-
Рамзан Кадыров
Глава Чеченской Республики
-
Ирина Прохорова
Главный редактор издательского дома "Новое литературное обозрение"
-
Максим Шевченко
Телеведущий, журналист
-
Максим Ликсутов
Заместитель мэра Москвы, глава департамента транспорта Москвы
-
Связь с эфиром
- СМС+7 (925) 88-88-948
- Звонок+7 (495) 73-73-948
- Telegramgovoritmskbot
- Письмоinfo@govoritmoskva.ru