• Максим Ликсутов в программе «ПОДЪЁМ»

    10:05 Март 23, 2016

    В гостях

    Максим Ликсутов

    Заместитель мэра Москвы, глава департамента транспорта Москвы

    С.ДОРЕНКО: 10 часов 6 минут. У нас в гостях Максим Ликсутов, заместитель мэра города Москвы. Максим, здравствуйте.

    М.ЛИКСУТОВ: Доброе утро.

    С.ДОРЕНКО: Как вы поживаете?

    М.ЛИКСУТОВ: Спасибо.

    С.ДОРЕНКО: Слушайте, что с безопасностью? Вы следили за Брюсселем, как там было?

    М.ЛИКСУТОВ: Да, конечно, мы, как и все, наверное, следили за тем, какие события там были. События трагические. В Москве такой же, можно сказать, опыт есть.

    С.ДОРЕНКО: Есть.

    М.ЛИКСУТОВ: В разном время, в 2010 году, в 2012-м. Поэтому, конечно, понимаем всю тяжесть ситуации.

    С.ДОРЕНКО: У нас 53 на 47?

    А.ОНОШКО: Да.

    С.ДОРЕНКО: У нас 53 на 47. Мы задали вопрос: у нас в стране вы чувствуете безопасность? 53 – да, 47 – нет.

    М.ЛИКСУТОВ: Москва - один из самых безопасных городов России. И это, в общем, заслуженно, потому что то внимание, которое правительство Москвы оказывает и ГУВД, и вообще вопросам безопасности, это заслуженный результат.

    С.ДОРЕНКО: Приметьте такую вещь. Вы же с ними встречаетесь, с силовиками. Ребята нам пишут: вот мы стоим в очереди к рамке, в очереди к рамке десятки человек.

    М.ЛИКСУТОВ: Это про метро?

    С.ДОРЕНКО: Нет.

    А.ОНОШКО: Про вокзалы.

    С.ДОРЕНКО: Безусловно, это речь шла о вокзале. Он говорит: стоим в очередь к рамке и в очереди к рамке, ну, может быть, 30 человек, может быть, 40. Ровно шарики из подшипника или гайки, болты, если бы кто-то провинтился в серединочку этой очереди. Получается обратный результат: мы не хотим, чтобы злодей проник в помещение, где густо, людей много, но мы его сосредотачиваем, злодея как раз со всеми чемоданами перед входом на вокзал, у этой единственно работающей рамке.

    М.ЛИКСУТОВ: Здесь есть разный подход. Первое – само наличие рамки и возможность контроля, необходимость контроля, оно многих людей, которые замыслили какие-то нехорошие вещи, оно ищет и останавливает. Это фактор, который их психологически останавливает. Второе – количество пострадавших может быть в десятки раз больше, если какой-то злодей замыслил террористическую атаку или акт, если это произойдет в транспортном средстве либо, не дай бог, в поезде или еще где-то. Поэтому наличие контроля на входе — это разумная вещь.

    С.ДОРЕНКО: Макс Кац только что написал в Twitter, что будет пытаться нам дозвониться. Макс, безусловно, вы самый подкованный спикер по троллейбусам. Я думаю, будет очень правильно, если вы дозвонитесь. Но прежде, Макс, напишите мне, пожалуйста, на Twitter govoritmsk, какой номер мне отлавливать вас. Я не знаю, какой у вас номер. Мне какой-то 3030 звонить, бог весть, кто это. Если он не помечен, я его не найду. Скажите, пожалуйста, вот я про вас все время читаю, я про вас читаю у Колесникова, вы прославились теперь уже по-настоящему. Вы Путину показываете какие-то развязки, движения, какие-то девочки семилетние переводят малышей по «зебрам» нарисованным.

    М.ЛИКСУТОВ: Это не моя программа.

    С.ДОРЕНКО: А кто это был?

    М.ЛИКСУТОВ: Насколько я помню, это правительство Ярославской области, показывали, как они детей обучают в школах безопасности дорожного движения. Это не я.

    С.ДОРЕНКО: Но вы все равно уже друг, брат, столуетесь вместе, обедать Путин без вас не садится.

    М.ЛИКСУТОВ: Это неправда.

    С.ДОРЕНКО: Нет?

    М.ЛИКСУТОВ: Совсем неправда и, конечно, такого нет.

    С.ДОРЕНКО: Но вы виделись.

    М.ЛИКСУТОВ: Я докладывал на президиуме Госсовета, показывал, какие у нас есть результаты в части безопасности дорожного движения в городе. У меня был всего лишь, может быть, полторы минуты мой доклад, не более чем.

    С.ДОРЕНКО: А Путин слушал с интересом, когда вы докладывали, или так, ну, так сказать, радио жужжит чего-то?

    М.ЛИКСУТОВ: Я думаю, что вопросы безопасности дорожного движения, тем более президент проводил президиум Госсовета, это тема, которая точно его интересует и заботит. Уверен в этом.

    С.ДОРЕНКО: Я знаю, что он сам водил и хорошо водил, и много водил, и даже таксовал.

    А.ОНОШКО: У него был лозунг с друзьями «впереди никого»… «Никого впереди».

    М.ЛИКСУТОВ: Про это я не знаю.

    С.ДОРЕНКО: Когда он работал над книгой, президент работал над книгой, первой своей, «От первого лица»… Нет, не «От первого лица». Первая книга, которую писали Наташка Геворкян и как раз Андрюша Колесников. Он рассказывал им, как он таксовал в свое время, когда без работы был, от вокзалов и так далее.

    А.ОНОШКО: Кстати, сотрудничество с Uber…

    С.ДОРЕНКО: Все, установилось?

    М.ЛИКСУТОВ: Нет. Сотрудничество с Uber не нам, так сказать, не нам решать, сотрудничать с Uber или не сотрудничать. У нас задача одна. У нас задача, чтобы все организации и компании, которые работают в сегменте такси в городе, работают, первое, выполняя четко законы Российской Федерации; второе – они оказывают качественную услугу. Вот всего лишь те задачи, которые правительство Москвы в этой части интересуют.

    С.ДОРЕНКО: Я быстро скажу про Каца, чтобы вам смешно стало. Святой человек. Кац Макс, мне нужны последние три цифры хотя бы. Зачем вы весь телефон-то выложили? Сейчас все невесты всей России зайдут на Twitter govoritmsk. Сотрите немедленно. Я ваши последние четыре цифры выписал. Сотрите, пожалуйста. Кац, вы же не сможете заниматься больше троллейбусами, одними девками будете заниматься. Ну, что это такое?

    А.ОНОШКО: Можно вопрос про водителей? Меня с детства волнует, почему водители автобуса только мужчины, а трамвая и троллейбусы женщины тоже?

    М.ЛИКСУТОВ: Нет, во-первых, у нас есть водители автобусов женщины.

    А.ОНОШКО: То есть ограничений нет. Хорошо.

    М.ЛИКСУТОВ: Ограничений каких-то таких нет, кроме того, что у женщин свой режим труда и отдыха, он несколько отличается от мужского, но не более чем. Водители у нас есть. Мало того, у нас сейчас внутри нашего городского перевозчика есть программа о том, чтобы… Бывает так, что женщина только водит троллейбус, хотя ей буквально немножко надо поучиться и быть водителем автобуса, если она хочет, конечно. Поэтому такая программа, кто хочет из женщин, которые у нас работают, могут и там, и там работать.

    А.ОНОШКО: Вопрос про троллейбусы, тут общественность обеспокоена была. С Садового кольца снимают троллейбусы?

    М.ЛИКСУТОВ: С Садового кольца троллейбус не снимают.

    А.ОНОШКО: С Тверской?

    М.ЛИКСУТОВ: Я вам расскажу про троллейбусы, наверное, более подробно, чем просто так. Первое. Конечно, мы в городе заинтересованы в том, чтобы от транспорта, от общественного транспорта в первую очередь, как можно было меньше выбросов, то есть транспорт был максимально экологичный.

    С.ДОРЕНКО: Да, дышать тяжеловато.

    М.ЛИКСУТОВ: И, конечно, основная часть у нас загрязнений, в том числе, от транспорта, но могу сказать, что это точно не от общественного транспорта, как многие говорят. Это первое. Второе. На месте любых маршрутов, которые отменятся, троллейбусные, будет большое количество современного подвижного состава и ни один маршрут, который был троллейбусный, он никуда не пропадет.

    А.ОНОШКО: А что за современный подвижной состав?

    М.ЛИКСУТОВ: Современный подвижной состав – это новые автобусы российского производства с двигателем «Евро-5».

    А.ОНОШКО: С выхлопами. А почему? В чем выгода?

    М.ЛИКСУТОВ: Давайте до конца. Это нельзя ответить… Если мы хотим серьезно поговорить, нельзя вопрос-ответ. Поподробнее расскажу. Дальше есть некая такая легенда о том, что троллейбус - это совсем экологический вид транспорта и прочее, прочее. Но если взять всю цепочку, как мы, люди разумные, должны смотреть более серьезно на эту проблему, начинается она оттого, что мы должны получить электроэнергию, соответственно, сжечь уголь или газ.

    С.ДОРЕНКО: Это правда.

    М.ЛИКСУТОВ: Плюс у нас крайне изношена троллейбусная контактная сеть, которая, к сожалению нашему большому, дает почти 30 процентов потери электроэнергии.

    С.ДОРЕНКО: Вот так.

    М.ЛИКСУТОВ: Да. Во-вторых, есть еще питающие подстанции, которые обеспечивают работу троллейбусов. То есть мы, исходя из мощности подстанции, можем определенное количество троллейбусов иметь на линии. Притом, что потребность в общественном транспорте, в пассажирских местах у нас больше, то мы одними троллейбусами этот вопрос не решим. То есть либо миллиарды, которые надо инвестировать, это миллиарды рублей. Я могу цифры привести более конкретные, если это нужно. Миллиарды, которые надо проинвестировать в обновление контактной сети и в строительство новых питающих подстанций. Это, конечно же, окажет влияние на стоимость проезда. Это все взаимосвязанные вещи.

    С.ДОРЕНКО: Можно, я в физику пятого класса окунусь? Я не понимаю, как у вас стекает с проводов 30 процентов? Куда они стекают?

    М.ЛИКСУТОВ: Это за счет того, что контактная сеть, которую надо поддерживать все время в определенном напряжении, и потери на переток. То есть когда ряд подстанций, которые обеспечивают напряжение в контактной сети, и на всей этой сети до 30 процентов потеря. Это простая физика.

    С.ДОРЕНКО: Я понимаю. А мы можем все-таки злобного специалиста включить? Макс, пожалуйста, я вас умоляю, почему вы исчезли. Я его держал в линии. Я вам образ дам, что такое автобус для меня. Это вонючий «Икарус», от которого прет вот этой сажей, страшная сажа. И троллейбус, боже милостивый, у… поехал, у… поехал, ничего от него.

    М.ЛИКСУТОВ: Да, я читал комментарии, что в автобусе пахнет бензином или еще чем-то. Но возьмите новый современный автобус производства… Допустим, конкурс, который последний у нас был, это выиграл ЛИАЗ, который производит автобусы. Там двигатель «Евро-5». Производство, насколько мне память не изменяет, фирмы MAN, подвеска Ztf. Это отличный, европейского уровня автобус, который полностью обеспечивает все максимальные нормы по экологии.

    С.ДОРЕНКО: Макс, вы уже с нами.

    М.КАЦ: Да.

    С.ДОРЕНКО: Я хочу, чтобы вы тоже послушали. Я привык к нежности вот этих съемок. Сейчас появились расцвеченные документальные фильмы 50-х, где идут в очень красивых пальто, дамы с начесанными волосами, по Москве. Вот эти прекрасные троллейбусы. Картина урбанистическая, к которой мы относимся с нежностью. Знаете, бывают моменты, когда я приезжаю и говорю: я дома. Вот когда я говорю, дома? Когда я вижу что? Загаженные, ужасные машины или что? Или нет. Или когда я вижу эти прекрасные троллейбусы, этих милых дам на остановках, понимаете. То есть наши дети, уже наши дети, вырастут при коптящих автобусах, без троллейбусов и видя чудовища Церетели как норму. Они вырастут, понимая, что эта антихудожественность и есть норма. И вдобавок автобусы. Это много сразу для меня. Я боюсь за своих детей, не знаю, куда их вывезти.

    М.ЛИКСУТОВ: Первое. Количество электрического транспорта в городе уменьшаться не будет.

    С.ДОРЕНКО: Не будет.

    М.ЛИКСУТОВ: Не будет. Это сто процентов. Там, где троллейбусы, Садовое кольцо, они остаются, никто их не убирает.

    А.ОНОШКО: Назовите, где их убирают.

    М.КАЦ: А можно, я назову?

    М.ЛИКСУТОВ: Максим, мой тезка, видимо, все знает, поэтому готов комментировать.

    С.ДОРЕНКО: Максим, прошу вас.

    М.КАЦ: Я, Максим, как ваш тезка, прокомментирую ваше письмо вице-мэру Бирюкову, где вы согласовываете снятие троллейбусов с Тверской, Арбата, Бульварного кольца, Кремлевского кольца, то есть Моховая улица и все остальное, Дмитровки и еще ряда улиц в центре города. Так что ваш благостный рассказ о том, что количество электротранспорта не уменьшится, он как-то не очень внушает доверия.

    М.ЛИКСУТОВ: Есть цифры, поэтому дискуссия интересная. Могу сказать, первое, у нас эффективно работающий трамвай в городе. Мы вкладываем много денег в то, чтобы, первое, количество электротранспорта в городе не уменьшится. Там, где действительно есть потребность в увеличении объема перевозок, например, в первую очередь трамвая, у нас очень эффективно он работает. Рост объема перевозок с 2010 года по 2015-й составляет почти 20 процентов.

    С.ДОРЕНКО: Почему там электричество не перетекает?

    М.ЛИКСУТОВ: Мы вкладываем много денег в то, чтобы его реконструировать. Мы реконструируем трамвайные пути, мы реконструируем остановки, покупаем новый, низкопольный трамвай. В этом есть перспектива. Мы увеличиваем количество мест.

    С.ДОРЕНКО: Мне, дураку, объясните. Троллейбус, например, мне меньше мешает, чем трамвай, потому что трамвай географически, по площади, занимает большую площадь.

    М.ЛИКСУТОВ: Так трамвайные пути, Сергей, уже есть, он у вас ничего не отнимает.

    С.ДОРЕНКО: Если вы мне дадите лишний ряд, когда я выезжаю из Строгина, я вам спасибо скажу.

    М.ЛИКСУТОВ: Давайте так. По одному ряду, вы знаете, как автомобилист, сколько автомобилей в час может проехать в условиях города? 800, плюс-минус.

    С.ДОРЕНКО: Ого.

    М.ЛИКСУТОВ: Да. 800. Даже два человека в машине возьмем, это 1600 человек. В одном трамвае в час может проехать около 10-12 тысяч человек.

    С.ДОРЕНКО: Я понимаю. Макс, как москвичу с Щуки нашей, я хочу сказать, что у них с трамваев, с электрических штук электричество не утекает, а с троллейбусов утекает. Я здесь вижу нарушения физики. Я, честное слово, не понимаю.

    М.КАЦ: Много вопросов у меня. Видимо, у них и с троллейбусов не утекают, просто они вам рассказывают сказки…

    С.ДОРЕНКО: Без оскорблений. Вы не на митинге.

    М.КАЦ: Хорошо. Можно, я напомню Максиму цитату, смотрю я видео по «Москве 24», которую произнес Сергей Собянин, рядом с Максимом стоя, на Пятницкой улице. Он говорил следующее, что в центре Москвы на Пятницкой улице запустят электробус, троллейбус со складывающимися рогами. И для этого, говорил Собянин, «мы сейчас демонтируем оттуда контактную сеть, но вы, москвичи, не беспокойтесь, количество электротранспорта не уменьшится, все будет, как было, мы там запустим электробус». Куда же делась песня про электробус, Максим?

    С.ДОРЕНКО: Электробус. А их начали производить, мне пишет человек.

    М.ЛИКСУТОВ: Сергей, не хотелось бы, конечно, чтобы у нас весь эфир был посвящен нашему замечательному коллеге Максиму Кацу, но отвечу на этот вопрос, очень простой. На самом деле, если говорить про развитие электротранспорта, особенно колесного электротранспорта, такой, как троллейбус, то следующий этап, который как-то, так скажем, в мировом общественном транспорте, это этап электробуса. Полностью на электрических, на аккумулятор автобус. Мы очень ждем такой техники. Нам обещали ряд российских производителей эту машину предоставить еще в прошлом году на тестирование. Потому что действительно в условиях Москвы работающий на аккумуляторах автомобиль, надо попробовать, как он будет себя вести летом, как будет вести себя зимой. Потому что разные режим и отопления. Говорят, что может работать.

    С.ДОРЕНКО: Я брал. Я брал электрический Golf. От розетки у себя в гараже заряжал, ставил около гаража, при минусах, в феврале, заявленное было 250, что он зарядится, а он мне давал 130, 129, 135, всю ночь заряжался, 135 километров, это из-за мороза. Трогаюсь, проезжаю охрану, включаю фары, естественно, выезжаю на Новую Ригу, 70. То есть он первые километры съедает за то, что я первые 500 метров прошел, из-за мороза.

    М.ЛИКСУТОВ: Но при этом все равно мы говорим о том, что перспектива электробуса в Москве есть, как только будет качественный. Мало того, когда мы, конечно, формировали техническое задание на электробус, мы понимаем, что сейчас есть электробусы с автономным ходом около 250 километров.

    С.ДОРЕНКО: Вот это Golf. На самом деле будет 60.

    М.ЛИКСУТОВ: Нет. Что говорят нам коллеги, которые испытывали такой электробус, как они говорят, такую же технологию, скажем, в Стокгольме. Они говорят о том, что снижается с 250 до 160, до 180 километров, но это все равно достаточно.

    С.ДОРЕНКО: А если включить фары, то 70.

    М.ЛИКСУТОВ: Нет. Это и с отоплением зимой, и с кондиционированием летом. Причем эта технология развивается настолько быстро, что количество автономного хода аккумуляторных батарей, оно каждый год увеличивается примерно на 15 процентов.

    С.ДОРЕНКО: Мы должны один вопрос, мы уже пообещали один вопрос. Макс, еще один вопрос.

    М.КАЦ: Такой тогда. Вы сказали про экологию и про полную цепочку. Понятно, что действительно необходимо вырабатывать электричество и есть кое-какие потери. Но главный вопрос с экологией, он же в том, кто едет в транспорте, у него нет никаких выхлопов, он едет в чистом транспорте.

    С.ДОРЕНКО: Тот, кто максимально близко находится. Мы от электростанции, Днепрогэс, Красноярская ГЭС, мы далеко находимся.

    М.ЛИКСУТОВ: «Мосэнерго» возьмите. Не забывайте, генерация у нас огромная здесь.

    М.КАЦ: Я хочу сказать, что это не первый раз, когда город сталкивается с проблемой вырубки контактной сети. Недавно с ней столкнулся Сиэтл, в 2013 году. Там было огромное исследование, мы его сейчас переводим, стостраничное, где учитывались все аспекты - экологические, экономические, какие-то исторические - и они в итоге решили троллейбус оставить. Где подобные исследования и дискуссии в Москве? Почему это делается в тишине? Почему планы о снятии троллейбуса в центре города выходят в общество, в паблик, когда сливается какое-то ваше внутреннее письмо?

    С.ДОРЕНКО: Спасибо, Макс.

    М.ЛИКСУТОВ: Первое. Мы всегда открыто об этом говорим и пример тому – наш сегодняшний эфир, где на эти вопросы, может быть, казавшиеся неудобными, я спокойно отвечаю. Вопросов здесь никаких нет. Позиция наша совершенно открытая, нам здесь скрывать нечего. Второе. Конечно же, мы консультировались с экспертами, с уважаемыми людьми, с точки зрения организации дорожного движения, общественного транспорта, это и Высшая школа экономики, и Московский автомобильно-дорожный институт. Конечно, мы с ними в контакте и на эти темы разговариваем. Но для москвичей хочу сказать, важно несколько вещей. Первое – на любой отмененный маршрут троллейбуса будет дан новый, прямо этого года выпуска, подвижной состав «Евро-5», отличный автобус, с отличными отоплением и кондиционером.

    С.ДОРЕНКО: Мгновенно спрашиваю: кого вообще интересует тема троллейбусов. Интересует, да – 134-2135, не интересует, нет – 134-2136. Если их заменят.

    М.ЛИКСУТОВ: Могу сказать, что скорость движения при этом увеличится – раз, и для автомобилистов, которые будут ездить, исходя из тех проблем, которые все-таки с уменьшенной маневренностью троллейбуса есть, общее движение будет лучше и выпуск. Например, возьмем маршрут, где работает сейчас 10 троллейбусов, которые успевают в течение часа сделать два рейса. За этот же период времени эти же автобусы, которые будут стоять вместо троллейбусов, сделают три рейса. То есть количество пассажирских мест увеличится практически в три раза.

    А.ОНОШКО: Все-таки улицы конкретные перечислите, где больше не будут троллейбусы.

    С.ДОРЕНКО: Вот это письмо, оно верное или нет?

    М.ЛИКСУТОВ: Я с собой эту… не брал, вы мне об этом не сказали заранее.

    А.ОНОШКО: Но главные. Вы же помните наверняка их.

    М.ЛИКСУТОВ: Назвал мой тезка совершенно правильный перечень улиц, которые действительно мы рассматриваем.

    С.ДОРЕНКО: Перечень улиц я тебе кину в Telegram, у меня есть это письмо. Хорошо. «Вместо троллейбусов планируют сделать на освободившихся полосах движения новые платные стоянки или нет», - спрашивает 35-й.

    М.ЛИКСУТОВ: Нет. Это мы хотим увеличить количество пассажирских мест, в первую очередь, для общественного транспорта. Не рассматривается вопрос о том, что отменить вообще маршруты, чтобы их не было. Маршруты останутся, общественный транспорт по ним будет ездить.

    С.ДОРЕНКО: «Нет ли искусственных маршрутов», - спрашивает 76-й. «Я вижу, как весь общественный…» Весь. Он, видите, делает обобщение, думаю, сразу неверное, ну, неважно. Я заменю ваше послание, Фома. Часто общественный транспорт в центре едва наполовину заполненный, трамваи вообще возят воздух, а занимают место.

    М.ЛИКСУТОВ: Я думаю, что это такое, может быть, совершенно обобщение. Во-первых, это хорошо, что свободные места есть в общественном транспорте, если человек, который пишет, это видит. Это раз. Во-вторых, могу вам сказать про наземный транспорт. У нас он в день перевозит, на сегодняшний день, если взять городской и частный, около 7 миллионов человек. 7 миллионов человек каждый день. И то, что свободные места есть, это наш успех и победа некоторая. Потому что, какая мотивация у человека, пользующегося машиной, если он смотрит на автобус, трамвай и троллейбус, который набит битком? Какая у него мотивация даже подумать о том, чтобы воспользоваться, пересесть с машины на общественный транспорт? Мотивации никакой. Свободные места должны быть и общественный транспорт должен быть максимально комфортным.

    А.ОНОШКО: Замена рейсовых автобусов частными компаниями, маршрутками, была такая информация. Вы можете прокомментировать, будут ли такие контракты у города с частниками?

    М.ЛИКСУТОВ: Я был у вас на эфире несколько раз, об этом очень подробно говорил, могу напомнить еще раз с удовольствием. Контракты мы все эти уже заключили в прошлом году и вся максимально подробная информация у нас уже была. Если нужно, то, конечно, готов повторить.

    С.ДОРЕНКО: Мы действительно об этом говорили многократно. Многократно. Вопросов очень много. Продолжайте писать на +7-925-88-88-948, на govoritmoskva.ru и на govoritmsk в Twitter. На ваши вопросы отвечает заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.

    Вообще тема троллейбусов волнует…

    А.ОНОШКО: Волнует почти 70…

    С.ДОРЕНКО: 67 процентов. Что значит, почти 70, когда это практически две трети, когда ты обобщаешь. Вот скажи, две трети. Одна треть – 33 процента – нет, не волнует.

    М.ЛИКСУТОВ: Сергей, хочу сказать, чтобы подвести итог этой темы: количество пассажирских мест электрического транспорта не уменьшиться, а только будет увеличиваться. В первую очередь за счет современных трамваем, за счет того, что мы, так или иначе, новые троллейбусы покупаем и там, где их эффективно использовать, мы их оставляем использовать. Там, где их неэффективно использовать и есть потребность в том, чтобы количество пассажирских мест стало больше, покупаем самые лучшие автобусы, которые только есть. Москва покупает самые лучшие автобусы, которые могут только производиться на территории России.

    С.ДОРЕНКО: Мне написал слушатель, я хочу, чтобы вы подтвердили или опровергли, что на заводе «Тролза», я искал в архиве, но не нашел…

    М.ЛИКСУТОВ: «Тролза», это один из поставщиков, который есть.

    С.ДОРЕНКО: Уже приступили к созданию вот этих электрических удивительных электробусов.

    М.ЛИКСУТОВ: Не только на «Тролзе», есть еще ряд российских.

    С.ДОРЕНКО: Но вы подтверждаете.

    М.ЛИКСУТОВ: Да, действительно так. И как только эти троллейбусы с увеличенным автономным ходом, можно их так назвать, либо это новые электробусы, которые с увеличенным ходом, смогут работать на территории города, мы их возьмем на тестирование вместе с производителем, вместе с ним произведем тестовые испытания. Если автобус сможет такой работать на территории города, то мы, конечно, их будем тоже покупать. Для этого потребуется время, но тенденция на то, чтобы в городе менять на современный электрический транспорт, у нас она есть.

    С.ДОРЕНКО: «Тролза» приступила к производству электробусов. «Когда уже откроют развязку Каширки с МКАД и закончат строительство Рязанского проспекта и Нижегородской улицы», - спрашивает 001.

    М.ЛИКСУТОВ: У нас план в этом году закончить. Поэтому уверен, что успеем сделать.

    С.ДОРЕНКО: А перед этим с МКАД Каширка, она готова, люди видят ее глазами, что она готова, но ее не открывают.

    М.ЛИКСУТОВ: Там необходимый объем работ еще немного нужно сделать, по внутреннему кольцу съезд, и откроется.

    С.ДОРЕНКО: «Я езжу на маршруте от Черкизовской до Плеханова на маршрутке №69М. Такой маршрут вообще всего один, Черкизовская-Плеханова. А если на метро ехать, то в два раза дольше получается, потому что приходиться объезжать. С такими маршрутами что будет?»

    М.ЛИКСУТОВ: Если есть потребность в увеличении объема выпуска на этом маршруте, мы только это поддерживаем и можем это сделать. Поэтому обращайтесь к нам. Я записал на всякий случай, 69М, проверю.

    А.ОНОШКО: Через сайт к вам можно обратиться.

    М.ЛИКСУТОВ: Конечно.

    С.ДОРЕНКО: «Есть в Москве забытый властями поселок Восточный, что на Щелковском шоссе. Время в пути в час пик от метро до поселка от 1 часа до часа 30, а расстояние 4,5 километра». Вот бы где трамвай.

    М.ЛИКСУТОВ: Не факт, что там именно трамвай нужен, мне кажется.

    С.ДОРЕНКО: Смотрите, они стоят до полутора часов в пробке, а расстояние 4,5 километра. «Говорят, что отменят скоро единственный маршрут 716-й, который идет от нас до станции метро "Сокольники". Вот про восток Москвы вообще никто не думает».

    М.ЛИКСУТОВ: Мы, конечно, думаем и про восток, и про все остальные районы города. 716-й маршрут никто отменять не собирается. Всегда альтернатива доехать будет, неважно, какой номер у этого автобуса будет, но маршрут точно будет, если есть какие-то проблемы, необходимо увеличить количество общественного транспорта или что-то. По Восточному у нас, честно говоря, обращений, связанных там с проблемами общественного транспорта, я не помню. Но вопрос у вас есть, мы обязательно его отработаем.

    С.ДОРЕНКО: «В Краснодаре больше пяти лет уже ходят электробусы с новосибирскими аккумуляторами. Если вам интересно, изучите их опыт», - советует 90-й.

    М.ЛИКСУТОВ: Знаю я этот вопрос. Действительно было несколько опытного производства, по-моему, это завод, связанный с «Роснано», находится где-то рядом с Академгородком. Но развития эта технология не получила. Количество километров автономного хода не подходит для работы в городе Москва.

    С.ДОРЕНКО: Видите, ругают за то, что платных не хватает мест. «Работаю во Вспольном. Рад безумно платной парковке. Затем вдруг на Спиридоновке сократили места. Стало сложно. После этого ввели парковку для местных – еще стало сложнее. Машины ставят местные или мы не имеем права ставить и так далее. Другая часть занята водителями блатных детей, которые ждут их из школы. Причем стоят они не на парковочных местах, а где хотят, никто с ними вообще ничего не делает, опять беспорядок».

    М.ЛИКСУТОВ: То, что, первое, стоят «с нарушениями и никто не делает», это неправда. Конечно, делают, и количество штрафов, которые выписываются в день за неправильную стоянку, это несколько тысяч, по-моему, 5-6 тысяч.

    С.ДОРЕНКО: Когда вы начнете по-настоящему шерстить? Вот с Путиным же решили этот вопрос.

    М.ЛИКСУТОВ: Секунду. Если есть, так сказать, ощущение, что недостаточно контроля или хочется самому принять участие в этой работе… Вот коллега, который написал только что, вы зачитывали.

    С.ДОРЕНКО: Во Вспольном.

    М.ЛИКСУТОВ: Есть замечательная возможность это сделать. Есть такое мобильное приложение, называется «Помощник Москвы». Вы его скачиваете на смартфон. Правда, он должен обладать неким быстродействием, там должен быть приемник ГЛОНАСС. Зарегистрируйтесь на портале pgu.mos.ru, портал госуслуг, наверняка вы зарегистрированы, удобно, не надо ходить по ряду наших МФЦ, можно из дома это сделать, используя возможности электронного правительства. И вы можете, загрузив это приложение на смартфон и зарегистрировавшись, все эти автомобили, так сказать, выявить, нарушителей, и увидеть на своем смартфоне, как им будет выписан штраф, в режиме онлайн.

    С.ДОРЕНКО: Когда вы на пенсии, когда делать нечего, выходишь.

    М.ЛИКСУТОВ: Почему? Надо всего три минуты времени, чтобы это зафиксировать. В чем проблема?

    А.ОНОШКО: Вопрос про новую зону платных парковок. Когда ее вы введете?

    М.ЛИКСУТОВ: Где?

    С.ДОРЕНКО: Где бы то ни было.

    А.ОНОШКО: У вас же есть список.

    М.ЛИКСУТОВ: Как раз списка у нас никакого нет. Планов у нас, надо открыть парковку, платную сделать, там или там, тоже таких планов у нас на сегодняшний день нет. Есть ряд обращений, которые мы рассматриваем. Есть ряд проблемных точек, которые мы анализируем, но никакого перечня, списка и даты либо расширения зоны парковки, либо еще чего-то, с этим связанного, у нас нет. Пока то, что есть, то, что планируем…

    А.ОНОШКО: Расширения то будут?

    М.ЛИКСУТОВ: О том, что платные парковки в городе будут и точечно будут расширяться, конечно, такое решение есть, его никто не отменял.

    С.ДОРЕНКО: «Что за ностальгия по троллейбусам? Что за хрень? Давайте конку вернем. Есть ведь люди, которые ностальгируют по конке», - пишет Уксус.

    А.ОНОШКО: Нет, их уже нет.

    С.ДОРЕНКО: Спасибо, Уксус.

    М.ЛИКСУТОВ: На самом деле я вам могу сказать, когда у нас в городе парад трамваем или электротранспорта есть, конка пользуется самой большой популярностью среди гостей.

    А.ОНОШКО: И для детей, наверное.

    М.ЛИКСУТОВ: И для взрослых тоже.

    С.ДОРЕНКО: «Мосгортранс, обосновывая эффективность трамваем, всегда ссылался на Западный округ. Но вы умалчиваете, что там действительно эффективен только скоростной трамвай, наземное метро, а обычный трамвай всегда работает в минус либо малоэффективен. Мосгортранс, люди, мои контакты, - пишет 39-й, - это в частных беседах подтверждают. Дайте нам истинную статистику».

    М.ЛИКСУТОВ: А что интересует?

    С.ДОРЕНКО: Он говорит: эффективен только скоростной трамвай, наземное метро, все остальное неэффективно.

    М.ЛИКСУТОВ: Во-первых, эффективно, неэффективно – это вопрос серьезной дискуссии. Что значит, неэффективный? Если им люди пользуются, значит, он эффективный. Раз. Если кому-то удобно проехать одну остановку на трамвае, чтобы не идти пешком, это тоже, значит, не зря ходит общественный транспорт. Во-вторых, говорить о том, что эффективный, неэффективный общественный транспорт, это пустой разговор. Объясню, почему. Потому что если часть людей, которые пользуются общественным транспортом, не едут на своей машине, это уже значит – общественный транспорт эффективный. Особенно в условиях города, когда физически не может быть варианта, при котором все вдруг решили ездить на своей личной машине. Тогда у нас в городе просто будет не проехать. Поэтому развитие общественного транспорта ускоренное. И дать количество пассажирских мест больше, чем есть сейчас, даже чем есть потребность, как это будет, когда Кольцевая железная дорога начнет работать, это наша задача. Тогда, еще раз повторю, в этом есть большой смысл, тогда, по крайней мере, мотивация у автомобилиста есть задуматься о том, что действительно вот проезжает по выделенной полосе полупустой автобус, тогда какая-то мотивация есть подумать о том…

    С.ДОРЕНКО: Он должен в хорошем месте бросить свою машину.

    М.ЛИКСУТОВ: Наверное, должны это сделать, конечно. Есть перехватывающие парковки у метро, которых количество растет. В этом году их будет почти на 1200-1300 больше.

    С.ДОРЕНКО: «Когда запустят мост между Бирюлевым Восточным и Западным», - спрашивает Гаф.

    М.ЛИКСУТОВ: На память, к сожалению, не могу вам сказать. Наверное, коллеги мои из департамента строительства могут более квалифицированно ответить на этот вопрос, они держатели контракта.

    А.ОНОШКО: Метро «Ходынское поле», вот эти споры о названии, кто принимает решение?

    С.ДОРЕНКО: Ой, как интересно, поле-то Ходынское.

    М.ЛИКСУТОВ: Во-первых, принимает решение специальная комиссия, которая уже несколько десятков лет, на памяти моей, действует в Москве, которая занимается подобными вопросами.

    А.ОНОШКО: По названиям.

    М.ЛИКСУТОВ: Это касается не только станций метро, и улиц.

    А.ОНОШКО: То есть вы на это не можете повлиять?

    М.ЛИКСУТОВ: Я, как заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта, конечно, нет. Это решение комиссии.

    А.ОНОШКО: А что вам больше симпатично, какое название?

    М.ЛИКСУТОВ: Я здесь очень толерантный человек. Если большинство, людям нравится, чтобы было такое название, я поддержу. Для меня это вопрос большинства. Если жителям нравится, если большинство говорит о том, что надо назвать именно так, у меня какой-то здесь отдельной точки зрения нет.

    С.ДОРЕНКО: «Где "легкое метро" Москва-Зеленоград? "Ласточка" за 170 рублей».

    М.ЛИКСУТОВ: Во-первых, «Ласточкой» каждый день пользуются на сегодняшний день около 13-15 тысяч человек. Раньше там ходил экспресс. Просто электропоезд Крюково – Ленинградский вокзал, цена билета была такая же, как и сейчас. Но мы поставили туда новый поезд – раз, и время в пути стало в два раза меньше за те же деньги. Я даже не понимаю вопроса, какой вопрос по этому поводу.

    С.ДОРЕНКО: 98-й, что вы хотели? «Легкое метро», еще одну сеть.

    М.ЛИКСУТОВ: Количество поездов на Ленинградском направлении будет увеличиваться. Время в пути – 24 минуты. О чем мы говорим?

    С.ДОРЕНКО: «А правда, что электробусы-беспилотники вы пустите по Садовому кольцу», - спрашивает Бах

    М.ЛИКСУТОВ: Нет.

    С.ДОРЕНКО: На Садовом кольце мрачные беспилотники такие, абсолютно роботы. Это будет страшно.

    М.ЛИКСУТОВ: Это какое-то футуристическое будущее совсем.

    С.ДОРЕНКО: «Лицензии на такси, - пишет Маторин, - дают ровно месяц. За лизинг платим. Машина первый месяц простаивает. Мы там разоримся».

    М.ЛИКСУТОВ: Это неправда. Если у вас машина готова, она соответствует требованиям, которые указаны в постановлении правительства Москвы, гарантирую вам, что вы лицензию получите за 40 минут.

    С.ДОРЕНКО: «Дайте точную дату, когда, наконец, социальной картой можно будет расплатиться в маршрутке».

    М.ЛИКСУТОВ: Социальной картой в маршрутке?

    А.ОНОШКО: Да. Я езжу по социальной карте в обычном транспорте.

    М.ЛИКСУТОВ: У нас программа такая есть. Как только мы поменяем все маршрутки на нормальный городской автобус, случится это примерно, основная часть уже произойдет к июню месяц, то, соответственно, всеми способами оплаты…

    С.ДОРЕНКО: То есть вы частников выгоните или что?

    М.ЛИКСУТОВ: Частники перейдут на контракт транспортной работы.

    А.ОНОШКО: Они будут как бы государственниками.

    М.ЛИКСУТОВ: Они не будут государственниками, они останутся частными, но будут работать по контракту с правительством Москвы. Объясню, почему. Если сейчас частный перевозчик работает только в час пик, когда есть пассажир, и работает маленькой машиной, потому что хочет ее максимально забить, и устанавливает сам тарифы, которые в этом автобусе не действуют, ни ваша социальная карта, ни удостоверение инвалида, дающее возможность бесплатно проехать, то это неправильная вещь с точки зрения города и городского транспорта. Поэтому мы их переводим на контракт транспортной работы, когда оплачиваем им количество километров, которое они в течение дня искатают. И мы попросили их также в контракте поменять свои старые маршрутки на нормальный городской автобус, средней вместимости в основном и большой вместимости, и количество пассажирских мест при этом увеличится на 30 процентов. И работать они будут, как городской перевозчик. То есть принимать будут только городские билеты.

    С.ДОРЕНКО: Жираф Мариус говорит, что в ряде индустриальных районов Москвы, в таких странных клоаках, заводов и фабрик нет, рабочих нет, а старые маршруты, которые когда-то подвозили рабочих на заводы и фабрики, продолжают курсировать пустыми.

    М.ЛИКСУТОВ: Это тоже неправда. Мы видим в режиме онлайн работу всего городского транспорта, вы также можете это сделать, например, на сайте «Яндекса». Мы куче агрегаторов передаем эту информацию, по реальному движению автобусов, трамваем, троллейбусов. Каждый маршрут видим и количество людей, потому что по валидации это легко сделать. У нас пустых маршрутов, ненужных точно нет. Это мы увидим в течение недели сразу же, если что-то такое происходит.

    С.ДОРЕНКО: Довольно много было сообщений, они уже ушли вниз, я их теперь не найду, но смысл: если вы дадите нам поворачивать из правого ряда на красный, аккуратно, пропуская пешеходов, все делая чудовищно деликатно, то существенно меньше будет пробок.

    М.ЛИКСУТОВ: Существенно меньше пробок не будет. Действительно на ряде улиц это решение разумно и оправданно. Была федеральная комиссия по безопасности дорожного движения, возглавляет ее первый вице-премьер правительства России Игорь Иванович Шувалов, который эту идею поддержал. Мы в Москве решили следующим образом, с его, так сказать, поддержкой и согласия, это то, что поворот будет действительно разрешен, но в Москве мы установим отдельную секцию светофора, постоянно горящую в зеленом свете. Чтобы у людей не было, так сказать, сомнений, поворачивать, не поворачивать, там будет просто гореть зеленая секция светофора. Но, к сожалению, на всех без исключения перекрестках города сделать невозможно, потому что нужна разгонная полоса, чтобы не было пересечения разного скоростного режима. Поэтому там, где это возможно, мы устанавливаем.

    С.ДОРЕНКО: То есть вы уже верите в то, что мы пропустим пешеходов. Мы их пропустим, честное слово, пропустим.

    М.ЛИКСУТОВ: Я вам могу сказать, что, во-первых, ДТП с участием пешеходов у нас в городе очень сильно сократилось. Это большая заслуга, я считаю, конечно, в том, что дисциплина на дорогах возросла.

    С.ДОРЕНКО: Нет, мы деликатно ездим, аккуратно.

    М.ЛИКСУТОВ: Пользуясь возможностью, Сергей, я знаю, что вы и мотоциклист…

    С.ДОРЕНКО: Бывший. Меня заставили продать.

    М.ЛИКСУТОВ: Вы же все равно в душе мотоциклист.

    С.ДОРЕНКО: У меня осталось два мотоцикла всего, основную массу я продал.

    М.ЛИКСУТОВ: Поэтому уже не за горами мотосезон. Обращаясь к мотоциклистам, пользуясь случаем, и к автолюбителям, которые не пользуются мотоциклом, скоро на дорогах появятся, так сказать, наши младшие братья – мотоциклисты, поэтому очень важно к ним быстро привыкнуть, их увидеть и быть внимательными на дорогах.

    С.ДОРЕНКО: Мы не можем их увидеть. Это как разные пространства временные. Мы не можем их увидеть. Я смотрю в зеркало и подаю, например, вправо. Но между тем, как я отвернул голову, он уже там возник. Потому что, если они идут 180, строго говоря…

    М.ЛИКСУТОВ: Мы про такие случаи, конечно, не говорим, это нарушается скоростной режим, эти вещи исключены. Но за зимний период, есть такой фактор, когда мы их просто не замечаем с учетом того, что зимой их нет. В отличие от некоторых стран и городов в Европе, где круглый год ездят либо на скутерах, либо на мотоциклах. Поэтому важно быстро адаптироваться и быть более внимательными на дорогах, потому что я даже сегодня к вам ехал на машине, уже несколько мотоциклистов увидел. Поэтому очень прошу быть внимательными и как-то друг друга стараться увидеть.

    С.ДОРЕНКО: Я дополню. Я просто оставил только для леса, для карьеров, из которых ты потом приезжаешь, как свинья, весь извалявшийся и так далее. Я по дорогам общего пользования больше не езжу, все, ну его на фиг, жене пообещал, все.

    А.ОНОШКО: Пожалею простого человека. «Мосгортранс. «На Янгеля у водителя отобрали конечную станцию, негде есть, отдыхать, туалета нет, в кустах полиция, штрафуют (видимо, за туалет на свежем воздухе). До Михайлова вчера не дозвонился». Кто такой Михайлов?

    М.ЛИКСУТОВ: Михайлов – это руководитель Мосгортранса. Я дозвонюсь точно Евгению Федоровичу, обязательно узнаю, что там случилось.

    С.ДОРЕНКО: Около метро «Молодежная», есть подозрения у людей, что там в сговоре ДПС с нелегальными таксистами. «На кругу стоит куча нелегальных таксистов с закрытыми номерами которые мешают проезду общественного транспорта и автомобилистам». Метро «Молодежная». Там такая «розетка» есть, площадь такая, и на ней прямо всюду-всюду очень много нелегалов. «Ни один дэпээсник, ни эвакуаторщик никогда к ним не подходят. И службу ЦОДД также мы не видим». ЦОДД, это ваше.

    М.ЛИКСУТОВ: Проверим, разберемся.

    С.ДОРЕНКО: Проверьте, пожалуйста. Я просто хотел бы спросить вас об этой службе ЦОДД, это же ваше.

    М.ЛИКСУТОВ: Центр организации дорожного движения.

    С.ДОРЕНКО: Я хочу спросить, о чем вы договорились с Путиным. Что город теперь сам может штрафовать.

    М.ЛИКСУТОВ: Я всего лишь озвучил идею, которая у нас есть.

    С.ДОРЕНКО: Вы доложили, а Путин сказал «да». Так?

    М.ЛИКСУТОВ: Он сказал, что эту идею надо рассмотреть более внимательно и, наверное, поручения соответствующее из Госсовета будут.

    С.ДОРЕНКО: Сколько это теперь, пять лет пройдет?

    М.ЛИКСУТОВ: Не знаю. Я думаю, конечно, меньше намного, потому что поручение такое есть. Я думаю, что одного разговора президента уже достаточно, чтобы все серьезно к этому относились.

    С.ДОРЕНКО: Есть такие разговоры, которые потом тают, тают, тают и исчезают.

    М.ЛИКСУТОВ: Таких не видел.

    С.ДОРЕНКО: Я хочу увидеть армию толстопопых негритянок, как это в Нью-Йорке происходит, какая-то невероятная армия толстопопых негритянок спокойно тебе тикеты пишет, тарам-тарам, на тикет. Когда это будет?

    М.ЛИКСУТОВ: Сергей, могу вам сказать, что нынешняя система администрирования парковочного пространства, когда ездят парконы, когда ходят пешие инспектора, в особо проблемных участках, она у нас не менее качественная, чем в Нью-Йорке. Количество выявления… Мы делаем постоянно замеры, как работает наша техника, и просто физически считаем автомобили, которые если нарушают, сколько из них оштрафовано, сколько не оштрафовано. Если вам интересы эти цифры, могу вам сказать, что у нас количество распознанных автомобилей, идентифицированных как нарушители, больше 90 процентов. Больше 90 процентов. К сожалению, с учетом того, что город у нас большой, улиц много, а вот эти женщины, про которых вы говорили, в Нью-Йорке, они, в общем-то, работают в основном в центре города. То мы, если говорить про весь город, то у нас свыше 90 процентов распознавания. Это очень высокий показатель.

    С.ДОРЕНКО: Но когда это решение, которое вы провели через Путина, наконец, все-таки восторжествует…

    М.ЛИКСУТОВ: Вопрос не в этом. Вопрос там был всего лишь в автоматической фото- и видеофиксации нарушений, это когда информация приходит с камер. На сегодняшний день количество камер в городе будет увеличиваться.

    С.ДОРЕНКО: На 600.

    М.ЛИКСУТОВ: Да, примерно на 600. Уже конкурсная процедура объявлена, там даже, по-моему, скоро итоги будут подведены. Сегодня камер несколько больше, чем 800. Отмечу, что камера - это не только средство штрафования, это еще и очень серьезный датчик, который показывает нам загруженность дорог.

    С.ДОРЕНКО: Среднюю скорость будете мерить?

    М.ЛИКСУТОВ: У нас был такой эксперимент на МКАД. Мы ставили систему компании из Казани, «Автодория», по-моему, называется, которая меряет скорость движения. Вы знаете, у нас она не показала очень высокой эффективности. Все-таки стационарный комплекс фото- и видеофиксации, который мы используем, он более эффективный.

    С.ДОРЕНКО: Но мы же киваем перед камерой. Я знаю примерно, где я попадаю в этот луч.

    М.ЛИКСУТОВ: Сергей, вы знаете, количество камер будет скоро настолько большое…

    С.ДОРЕНКО: Что кивать придется постоянно.

    М.ЛИКСУТОВ: Что кивать уже смысла не будет. Это раз. Во-вторых, мы устанавливаем (еще кто не знает, напомню), комплексы фото- и видеофиксации на автобусы, которые ездят по выделенным полосам, которые контролируют стоянку-остановку, если на выделенной полосе вдруг кто-то остановится, еще и выезд на выделенную полосу.

    С.ДОРЕНКО: Почему вы ночью не разрешаете по выделенке ездить?

    М.ЛИКСУТОВ: Потому что это такой же случай, как с поворотом направо. Почему мы ставим там еще дополнительную зеленую секцию? Потому что привыкание и низкая сознательность все-таки влияют. Во-вторых, у нас есть большое количество, по-моему, 11 ночных маршрутов, которые работают и ночью. Поэтому пусть уж выделенная полоса будет для общественного транспорта.

    С.ДОРЕНКО: Оз пишет: «Метро "Аннино" то же самое, что и "Молодежная". Если ваш гость может пометить, метро "Аннино"».

    М.ЛИКСУТОВ: Уже пометил.

    С.ДОРЕНКО: «Нелегалы и маскированные такси, и ЦОДД ездит мимо, и гаишники вообще никогда не появляются, вероятно, крышуют».

    М.ЛИКСУТОВ: Не думаю, что крышуют, но обязательно с коллегами разберемся.

    С.ДОРЕНКО: Мы все время подозреваем их в достатке, который они не заслужили, не заработали.

    М.ЛИКСУТОВ: Надо сказать, что количество сотрудников ГАИ, сказать, что в очереди стоят желающие устроиться на работу, тоже, насколько я знаю, особо нет. Поэтому работа крайне непростая и тяжелая.

    С.ДОРЕНКО: У меня осталось 40 секунд. «Под Аннино, метро, нелегалы возят в ФМС других нелегалов». А, там ФМС, и одни нелегалы привозят других нелегалов в ФМС.

    М.ЛИКСУТОВ: Которая в Сахарова.

    С.ДОРЕНКО: Наверное.

    М.ЛИКСУТОВ: Проверим. Я понял, в чем вопрос. Обязательно проверим.

    С.ДОРЕНКО: «А от Волоколамского шоссе до Строгина нужна хорда. Если да, то где она пройдет?»

    М.ЛИКСУТОВ: Это отдельный вопрос, серьезного обсуждения, потому что здесь касается и текущих жителей, тех жителей, которые сейчас там проживают. Тут баланс найти очень непросто. Поэтому действительно такие рассматриваются проекты, но это все лишь пока проекты.

    С.ДОРЕНКО: Спасибо. У нас в гостях был заместитель мэра города Москвы Максим Ликсутов.

     
    Версия для печати
Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus