• Город дорог, 7 апреля, Егор Чернов

    Дорожные знаки. Кто и как контролирует их правильную установку?

    12:35 Апрель 7, 2016

    Дорожные знаки. Кто и как контролирует их правильную установку?

    В гостях

    Егор Чернов

    Заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД

    А.КАПКОВ: Я всех приветствую, у микрофона Александр Капков, и это программа «Город дорог». Традиционно ближайшие 25 минут будет с вами обсуждать вопросы транспорта городского, московского, и будем делать это, как всегда, с экспертами. Сегодня рад вам представить Егора Чернова. Егор, здравствуйте!

    Е.ЧЕРНОВ: Здравствуйте! 

    А.КАПКОВ: Помощник руководителя Центра организации дорожного движения, ЦОДД, как мы привыкли всё это называть. Скажите, вы помощник руководителя, у вас же есть какой-то спектр вопросов, за которые вы отвечаете, правильно? Сориентируйте нас немножко в этом огромном поле, которым занимается ЦОДД,

    Е.ЧЕРНОВ: Абсолютно верно! Сейчас непосредственно в моём ведении – это установка дорожных знаков и светофоров на улично- дорожной сети и их эксплуатация. 

    А.КАПКОВ: Вы их устанавливаете, и вы всё-всё-всё про них знаете.

    Е.ЧЕРНОВ: Совершенно верно! 

    А.КАПКОВ: И можете нам рассказать. Хорошо. Я думаю, огромное количество вопросов будет на этот счёт, поэтому назову вам номер телефона, по которому вы можете эти вопросы задавать. +79258888948 – это SMS-портал, это же и «Телеграм», куда вы можете присылать сообщения. Также не забывайте про наш сайт govoritmoskva.ru и наш Твиттер. Новый светофор я, кстати, видел. Какой-то инновационный.

    Е.ЧЕРНОВ: Есть такой. 

    А.КАПКОВ: Он умный, у него есть свой мозг? Что он может делать? Расскажите про него! Это первый светофор в Москве, который появился, но я не буду забегать вперёд, рассказывая, хочу, чтобы это вы сделали.

    Е.ЧЕРНОВ: Совершенно верно! Этот светофор на самом деле может всё. Инновационная разработка. Он появился на пересечении дублёра Проспекта Мира и улицы Касаткина. При выключенном светофоре, когда должна гореть зелёная стрелка, горит зелёная стрелка, при выключенной правоповоротной секции там горит красная окружность, которая говорит, что эта секция работает. Не секрет, что при выезде с прилегающих дорог, тем более, на вылетные магистрали, водителям приходится долго стоять и ожидать разрешения на проезд. И они ждут, пока загорится эта самая зелёная стрелка. Чтобы они не думали, что светофор неисправен, в этот момент, когда не горит стрелка, горит красная окружность, которая подсказывает им, что проезд запрещён. 

    А.КАПКОВ: Но ведь, если я не ошибаюсь, раньше подобные ситуация регламентировались следующим образом. То, что светофор исправен, мы понимаем, потому что основная секция горит, и то, что есть и работает поворотная секция, об этом нам говорили очертания стрелки прямо или прямо и налево, из чего мы понимали, что для поворота направо загорится отдельная секция. 

    Е.ЧЕРНОВ: Для того чтобы водители видели, что стрелка на данном светофоре присутствует, на светофоре установлен специальный экран светоотражающий белого цвета – это несколько сантиметров белая полоска, которая идёт вдоль светофора, рамка. То есть, таким образом, если светофор, например, находится от водителя достаточно далеко, он по этой рамке видит, что эта секция присутствует. Например, возникают такие ситуации, что эта зелёная стрелка по каким-то причинам не работает. Основная секция работает, а секция стрелки не работает, какая-то механическая неисправность. Водители, ожидая, могут думать, что не работает, попытаться выехать на красный. И чтобы этого не было, эта красная секция будет говорить им, что делать этого не стоит.

    А.КАПКОВ: Красная секция сейчас, мне кажется, вызовет некоторое недоумение, потому что это новшество. Люди увидят и подумают: а что это она красным-то горит? И будут думать: и что мне делать, может быть, вообще поворот запрещён.

    Е.ЧЕРНОВ: Нет, после неё загорится зелёный. По правилам дорожного движения, красный цвет – дороги нет. 

    А.КАПКОВ: Хорошо. Такой светофор будет повсеместно встречаться на других перекрёстках или это какой-то экспериментальный момент? 

    Е.ЧЕРНОВ: Пока это только экспериментальный момент. Мы будем смотреть, как водители будут на него реагировать. Будем смотреть, не увеличится ли аварийность, будем смотреть за соблюдением правил ПДД на данном перекрёстке, и, если этот эксперимент зарекомендует себя положительным образом, такие светофоры будут появляться повсеместно. 

    А.КАПКОВ: Уже много вопросов накидали. Вот Наталья немножко опережает меня, мой следующий вопрос был как раз про то, когда можно будет поворачивать направо на красный. Мы много об этом говорили, я прекрасно понимаю, что не от вас зависит это решение, но, возможно, коль уж вы заговорили про эти светофоры, скоро мы увидим подобное решение, нет?

    Е.ЧЕРНОВ: На самом деле поворот направо при красном сигнале светофора широко и повсеместно используется за границей. Автолюбители видели это за границей и спрашивали, а когда же будет происходить это у нас. Эксперимент некоторое время был, была размещена зелёная стрелка, она не горела – это был просто экран, где была нарисована эта зелёная стрелка. Направо можно было поворачивать. Но, опять же, наверное, не стоит так быстро брать какие-то инновационные западные нововведения, потому что, например, в той же Германии, где широко это и повсеместно появилось, сейчас от этого стали отказываться, потому что на таких поворотах случаются ДТП. Кто кого пропускает – это ещё вопрос. На самом деле в Москве этой стрелки не будет, в Москве поворота на красный не будет. В общем-то, международный опыт даже уже показывает, что это ни к чему.

    А.КАПКОВ: А все так ждали… 98-й спрашивает: «А почему не помоют светофоры, вообще не видно, грязно очень?» Не могу согласиться, я всегда вижу светофоры. Вы говорил об эксплуатации светофора.

    Е.ЧЕРНОВ: Совершенно верно! 

    А.КАПКОВ: Что в это входит понятие? Как раз мойка?

    Е.ЧЕРНОВ: Да, регулярная мойка светофорных объектов. Мы моем светофорный объект примерно раз в две недели. 

    А.КАПКОВ: Если у 98-го какой-то очень грязный светофор, он же может куда-то позвонить и сказать: «Помойте мне светофор!»?

    Е.ЧЕРНОВ: Да, конечно. Для абонентов «Билайн», «Мегафон», МТС есть единый номер – 3210; они могут обратиться туда либо обратиться на Едином транспортном портале в электронном виде и сообщить об этом. Мы мало того что помоем этот светофор немедленно, мы ещё и будем выяснять, почему же он грязный. 

    А.КАПКОВ: По поводу инноваций светофорной регулировки движения. Когда-то совсем недавно мы разговаривали, я, честно говоря, сейчас не вспомню, с кем, о новой системе умных светофоров, которые рассчитаны на зелёную волну так называемую, на новые скорости зелёной волны, потому что зелёная волна, я напомню нашим слушателям, – это тогда, когда зелёный свет горит непрерывно в течение какого-то времени, опираясь на определённую скорость, чтобы люди, стартовав на одном светофоре, могли довольно много светофоров проехать, держась какой-то определённой скорости. Это давно так было, скорость, была, правда, выбрана иная, сейчас всё поменялось, насколько я понимаю, сейчас серьёзный трафик, и поэтому системы внедряются. Есть какие-то новости по этим системам?

    Е.ЧЕРНОВ: Эта интеллектуально-транспортная систему уже вовсю функционирует на вылетных магистралях, и действительно работа светофорных циклов посчитана так, чтобы для проезжающих была зелёная волна, и они не стояли на каждом светофоре. С другой стороны, нельзя забывать, что если работа светофорных циклов организована по-другому – это сдерживающий фактор. Естественно, нельзя со всех сторон включить в Москву зелёную волну, тогда в центре будет коллапс. В данном случае тогда каскады светофоров работают так, чтобы поток транспорта, например, наиболее узкие или наиболее загруженные места сдерживал. 

    А.КАПКОВ: Какая сейчас скорость? Я знаю, что она разная для разных участков времени.

    Е.ЧЕРНОВ: Да, естественно. В часы пик она маленькая, днём она повышается.

    А.КАПКОВ: 20 километров в час, 10 километров в час? Ну, больше они не едут в пробке, куда им больше-то?

    Е.ЧЕРНОВ: Если мы говорим про пробку, естественно, это достаточно низкая вялотекущая скорость, уже с 9-10 часов трафик движения в Москве нормализуется, и скорость повышается в несколько раз. 

    А.КАПКОВ: Я так полагаю, что эта умная система, она потому и умная, что реагирует каждый конкретный момент времени на ситуацию на дороге и в соответствии с этим принимает решение, как работать. 

    Е.ЧЕРНОВ: Абсолютно верно! Она смотрит на поток транспорта на дороге в настоящий момент, также в нашем ситуационном центре анализируется, сколько транспорта сейчас поступает в центральную часть города. Если центр способен переварить такой поток транспорта, то интеллектуальная система настраивает работу светофорных объектов на зелёную волну. А ситуационный центр смотрит за движением трафика через более чем 2 тысячи камер телеобзора. 

    А.КАПКОВ: У них есть огромный ситуационный центр, где работает огромное количество людей. 

    Е.ЧЕРНОВ: Да, ЦОДД, он действительно большой, очень современный ситуационный центр, который позволяет регулировать транспортные потоки. Большая часть светофоров позволяет управлять ими удалённо. Поэтому, анализируя данные с камер, мы выбираем тот или иной вид движения.

    А.КАПКОВ: Умный светофор – это всё хорошо. Современный светофор, плоский светофор, как он обычно называется, я так полагаю, это светодиодные светофоры, есть ли какие-то планы по модернизации, ну, в принципе светофора как он есть? 

    Е.ЧЕРНОВ: Сейчас 99 процентов светофоров в Москве светодиодные. Как плоские, так и неплоские. У них большое количество преимуществ по сравнению с обычными ламповыми, которые уже обычно не используются. Светодиодный светофор не гаснет сразу, там есть много светодиодных секций, он перегорает постепенно, поэтому он не может сразу выключиться. Это раз. Во-вторых, он гораздо ярче. Это два. Что касается именно плоских светофоров, неплоский – он достаточно толще. Это раз. Он тяжелее, и для него приходится строить гораздо более массивные поддерживающие конструкции. И плоский светофор гораздо легче обслуживать, потому что у него легкосъёмные козырьки и его легко и ремонтировать, и мыть. Кроме того, у плоских светофоров, я думаю, что автолюбители могут это заметить, разная интенсивность свечения в разное время суток. Ночью она чуть-чуть приглушается, чтобы не ослеплять водителя, а днём, наоборот, она выше, чтобы в солнечную погоду водители адекватно воспринимали сигнал светофора. Поэтому плоские светофоры сейчас будут вводиться везде.

    А.КАПКОВ: Какой сейчас процент плоских светофоров?

    Е.ЧЕРНОВ: Пока меньше половины, но уже во всех государственных контрактах, которые у нас есть, мы предусматриваем и требуем, чтобы там были плоские светофоры. 

    А.КАПКОВ: Есть. Давайте перейдём от светофоров к знакам. Это тоже достаточно широкая тема. Одно из последних, то, что я сейчас вспоминаю, в интернете было много фотографий знаков, которые висят то низко, то высоко, то за деревьями, то ещё где-то. Давайте, во-первых, разберёмся с ГОСТом, потому что одной из главных причин, я помню, была высота. Какой ГОСТ установки знака, либо знаков, потому что мы знаем, что на одном столбе может быть один знак, так же? 

    Е.ЧЕРНОВ: Начну с того, что все дорожные знаки устанавливаются в соответствии с ГОСТом. По ГОСТу, если мы говорим о расстоянии знака от края проезжей части до самого знака – это 50 сантиметров до 2 метров. Если же мы говорим про высоту дорожного знака, то это от края проезжей части до нижней кромки знака должно быть от 2 до 4 метров. Но необходимо отметить, и это очень важно, что, к сожалению, не знают, может, многие автолюбители, что под это не подпадают таблички дополнительной информации. То есть, «способ постановки транспортного средства», табличка «работает эвакуатор», табличка «платные услуги» – они в соответствии с ГОСТом не могут находиться ниже двух метров. Естественно, если дорожный знак мешает проходу пешеходов, и мы получаем такую заявку, нами она отрабатывается в любом случае, на место выезжает бригада. Если она действительно видит, что узкий тротуар и установленные знаки мешают проходу пешеходов, то, даже несмотря на то, что знаки установлены по ГОСТу, мы всё равно эту стойку спилим и установим более высокую, чтобы пешеходам было удобнее.  

    А.КАПКОВ: Здесь, я так полагаю, решается в каждом конкретном случае.

    Е.ЧЕРНОВ: Да. Естественно, если мы говорим о широком тротуаре – 2-3 метра – то, естественно, если там знаки установлены ниже, это никому не будет мешать. Если же действительно тротуар узкий и знаки мешают, то мы будем менять, мы идём на встречу, потому что для нас важно, чтобы все участники дорожного движения были нами довольны. 

    А.КАПКОВ: Зачастую те самые информационные таблички, о которых вы говорили, делают так, что основной знак… Ведь обычно у нас так: информационные таблички внизу, основные знаки наверху. Это по ГОСТу?

    Е.ЧЕРНОВ: Это по ГОСТу.

    А.КАПКОВ: Получается, особенно в центре, большое количество информационных табличек поднимают основной знак на высоту выше 4 метров. Это неправильно, мы должны это вам сообщать, чтобы вы исправляли, это частный случай, исключение?  

    Е.ЧЕРНОВ: Нет, мы не придумали, на самом деле, это, скорее, исключение…

    А.КАПКОВ: Потому что, извините, я перебью, я добавлю. Сначала у нас одна информационная табличка – «платная парковка», «работает эвакуатор», «по рабочим дням или по выходным» – уже три таблички. Соответственно после этого сам знак «парковка». А после этого наверху ещё и висит там «уступи дорогу», допустим.

    Е.ЧЕРНОВ: По ГОСТу можно ставить не более двух табличек дополнительной информации к знаку, поэтому в данном случае это тоже ограничено. Но на самом деле, если знак стоит выше 4 метров и на стойке много знаков, то это, скорее, исключение из правила. Если мы в данном случае говорим об определённом парадоксе, мы должны выбрать, что сделать удобнее: либо будет удобнее пешеходам и знак будет находиться выше с табличками дополнительной информации, либо мы будем строго соответствовать ГОСТу и в таком случае таблички дополнительной информации могут находиться ниже и мешать пешеходам. В данном случае это палка о двух концах. И фактически решение принимается индивидуально в каждом случае. Мы смотрим на то, как развивается ситуация, какой широкий тротуар, удобно ли пешеходам. Поэтому в данном случае знак выше 4 метров – это исключение. 

    А.КАПКОВ: Лучше о нём вам сообщить?

    Е.ЧЕРНОВ: Естественно, да. Это точно так же, если вы заметили знак, который, по вашему мнению, находится 4 метров, вы можете составить заявку к нам в центр, и мы в любом случае отработаем и проверим.

    А.КАПКОВ: Просто я представляю, могут быть такие ситуации, когда закончился перекрёсток, тебе нужно поставить две информационные таблички к знаку «парковка», после ещё будет знак «пешеходный переход», потому что он здесь есть, тут же нужно поставить либо «уступи дорогу», либо «главная дорога». Понятное дело, что можно разнести это на несколько столбов, но ведь лучше поставить это всё на одном столб и сэкономить место. С другой стороны, это будет огромная вереница знаков, которая будет трудно считываться. Такую проблему часто приходится решать?

    Е.ЧЕРНОВ: Ну, на самом деле количество знаков на одной стойке тоже регламентировано ГОСТом. Не более 3 знаков, не считая знаков движения по полосам, дублирующих знаков и так далее. Поэтому количество знаков на одной стойке тоже ограничено. 

    А.КАПКОВ: Пишут нам: расстояние от столба до столба какое тогда? 

    Е.ЧЕРНОВ: В соответствии с ГОСТ, должно быть не менее 25 метров. Для Москвы это состояние не совсем применимо, потому что Москва – это город с плотной городской застройкой, где много выездов, въездов, перекрёстков и так далее. Для того чтобы информировать водителя, знаки приходится ставить ближе. Однако здесь нет никакого нарушения, потому что в ГОСТе есть специальная поправка, которая регламентирует, что если это действительно необходимо для информирования водителей об изменении организации дорожного движения на каком-то участке дороги, то от ГОСТа можно отступать. Поэтому, естественно, нам приходится это делать и ставить дополнительные знаки, чтобы водитель был полноценно проинформирован. Должен сказать, что ЦОДД иногда несправедливо обвиняют в том, что на улице стоит слишком много дорожных знаков. На самом деле установка дорожных знаков, во-первых, регламентирована, а во-вторых, там стоит столько знаков, сколько нужно, для того чтобы водитель был полностью проинформирован об изменениях в организации дорожного движения. 

    А.КАПКОВ: 71-й спрашивает: «Почему светофоры сейчас крепят так, что при любом ветре их разворачивает в другую сторону, либо просто поворачивает, и не понятно, кому светит светофор?» Бывают такие случаи? 

    Е.ЧЕРНОВ: Такие случаи бывают, но, как правило, такая ситуация возникает при каком-то шквальном и порывистом ветре. Обычно о таком сообщается. 

    А.КАПКОВ: Пешеходные переходы – это то, что лично меня волнует очень давно. Я видел много разных пешеходных переходов, какие-то были классные, какие-то не очень, и мне всегда хочется знать, что пешеход в безопасности. И пешеходный переход в этом смысле – самая такая опасная точка. Какой самый безопасный пешеходный переход? По моему мнению, выделить пешеходный переход искусственной неровностью и подсвечивать его ярким светом. Хочу такой переход в городе. 

    Е.ЧЕРНОВ: Это логично, но не везде возможно. На самом деле, если вы обратили внимание: на некоторых пешеходных переходах они регулируемы к пешеходным переходам. Если мы говорим о регулируемом пешеходном переходе, то он уже по умолчанию безопасный, потому что там стоит светофор, который чётко регулирует действия водителя. Если мы говорим про нерегулируемый пешеходный переход, то, во-первых, там сейчас устанавливаются пешеходные дорожные знаки повышенной информативности с зелёной каёмкой вокруг них. Это делается для того, чтобы водитель видел пешеходный переход издалека. Кроме того, вы наверняка обращали внимание, что иногда над нерегулируемыми переходами устанавливают оранжевые светофоры, которые мигают и также привлекают внимание водителей. В Москве они тоже достаточно широко эксплуатируются. Однако я должен заметить, что скорее практика использования этих светофоров на пешеходных переходах себя показала не совсем качественно. Потому что, если пешеходный переход нерегулируемый, и вблизи нет никаких матч городского освещения, и туда нельзя подвести электричество, этот светофор работает от аккумулятора. Солнечная батарея, сверху заряжается какой-то маленький аккумулятор, и ночью он моргает. К сожалению, погода в Москве не всегда солнечная, и этот аккумулятор столько не выдерживает. И фактически светофор не горит. А размещение более массивных аккумуляторов рядом с этими светофорами, конечно же, будет проблематично и так далее. 

    А.КАПКОВ: Подсветка, отличная от мачт городского освещения. Когда едешь ночью, подустал немножко, всё жёлтым залеплено, ещё и погода пасмурная, всё сливается в один тон. А ещё и в свете встречных автомобилей можешь не увидеть. Если пешеход подсвечен белым светом, гораздо лучше, как мне кажется. Так можно сделать? 

    Е.ЧЕРНОВ: Сейчас, опять же, в соответствии с ГОСТ, все пешеходные переходы, где есть более двух полос, должны быть оборудованы специальными консолями. То есть знак пешеходного перехода должен дублироваться над проезжей частью. И сейчас идёт такая работа по оснащению. Это достаточно массовая работа, потому что вы представляете, какое огромное количество пешеходных переходов в Москве, и сейчас мы занимаемся тем, что устанавливаем консоли, для того чтобы водитель... Знак пешеходного перехода, который будет стоять у него на краю проезжей части, он будет дублироваться ещё дорожным знаком, который висит сверху. А он виден уже издалека. Кроме того, там, где возможно, мы стараемся устанавливать дорожные знаки с подсветкой. Опять же, мы говорим, что при этом должен быть доступ к электричеству. И дорожные знаки с подсветкой  мы устанавливаем в основном в двух случаях: либо мы устанавливаем на вылетных трассах, или в центре Москвы, когда яркая неоновая реклама создаёт так называемый информационный шум, и он не воспринимает обычные металлические светоотражающие знаки. В данном случае знак с подсветкой чётко показывает, что здесь, например, находится пешеходный переход. И в другой ситуации мы размещаем знаки с подсветкой, наоборот, там, где уличного освещения недостаточно.  

    А.КАПКОВ: Ну, нам, как всегда, не хватает времени, я вынужден об этом сообщить. И я для всех тех, кто какие-то частные конкретные случаи – повернулся светофор, знак неправильно установлен – хочу вам от себя добавить, и Егор тоже говорил, что есть ситуационный центр, куда вы можете сообщать ЦОДД о всех таких исключениях. Я благодарю вас, Егор, спасибо большое!

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено