• Армен Григорян в программе "МузЛитература" от 20.05.2017

    17:00 Май 20, 2017

    В гостях

    Армен Григорян

    лидер группы "Крематорий"

    В. САРАЛИДЗЕ: Привет, мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, леди и джентльмены, бабушки и дедушки. С вами радио «Говорит Москва», Программа «МузЛитература» и ведущий Вадим Саралидзе. Как всегда мы целый час будем разговаривать, слушать музыку и общаться с вами по телефону. Наш номер (495) 7373948. Номер для ваших СМС – 9258888948 или @govoritmskbot. Ну что, поехали?

    Сегодня утром я ездил в театр со своим малышом Гошей. Наша мама уехала по делам. И, вернувшись домой, я, как часто бывает, стал укладывать его спать. Перед тем как заснуть, Гоша попросил: «Папа, расскажи мне сказку. Только страшную». Ну, понятно. Он всегда просит рассказывать такие сказки днем. Ведь на улице светло. Поэтому самая ужасная история кажется не такой пугающей. Ну, я и начал: «В черной-черной комнате жила черная-черная шляпа. И вот однажды она начала играть на черной-черной гитаре, потом вышла на черную-черную улицу, а там черная-черная труба. Из нее валит черный-черный дым. А потом вот шляпа записала черный-черный "Двойной альбом"». Тут мальчишка мой и заснул. А я дождался жену, сдал смену и поехал на радио, бормоча про себя то, что сейчас повалит дым из трубы, про дом вечного сна, про какой-то странный ветер, какую-то кошку. И, придя в студию, я понял, в чем дело.

    Ведь сегодня мой гость – бессменный лидер культовой и легендарной группы «Крематорий» Армен Сергеевич Григорян. Есть только, дорогие слушатели, одна проблема. У Армена Сергеевича Григоряна сегодня большой концерт. Поэтому он едет с саундчека, с этого концерта, и его пока с нами нет рядом в студии. Если кто-то из вас смотрит трансляцию, он может видеть, что стул, за которым сидит обычно мой гость, он пуст. Поэтому мы, конечно же, безусловно, его дождемся. И на самом деле у нас всегда найдется, о чем поговорить, о чем пообщаться. И мы можем начать, например, с самого выдающегося произведения. Можем начать с любого другого произведения, потому что к группе «Крематорий» я, слава богу, имею какое-то определенное отношение.

    Вот пишет Алексей: «Есть еще одна проблема. Для кого эта группа культовая?». Для многих, Алексей, должен вам сказать. Это определение достаточно хорошо известно. Давайте, чтобы не мудрствовать лукаво и действительно дождаться Армена, пока послушаем какую-нибудь из его песен. И у нас будет возможность решить, действительно ли культовая эта песня или не культовая.

    КРЕМАТОРИЙ «АМСТЕРДАМ»

    В. САРАЛИДЗЕ: Ну что, здорово.

    А. ГРИГОРЯН: Привет.

    В. САРАЛИДЗЕ: Все. Перед нами Армен Сергеевич Григорян. Спасибо, что приехал. Сложный день, понятно, чек, сегодняшний концерт, вечер. Во-первых, я тебя хочу поздравить с тем, что сегодня 30 лет водке. Не русской водке, конечно, а Всемирному обществу друзей, кремации и армрестлинга. Ура, товарищи.

    А. ГРИГОРЯН: Ура-ура.

    В. САРАЛИДЗЕ: Концерт посвящен сегодня именно этому дню. Но я тебе приготовил сразу подарок. И от моего любимого издательства «Эксмо», которое меня издает, и от замечательного магазина «Читай-город», которых уже больше 300 у нас в стране, тебе вот такой подарок. Вот там. На камеру, если видно. Это для Армена Сергеевича Григоряна армянская кухня. Поздравляю тебя с этим замечательным праздником. Раз опоздал, теперь давай отдувайся и рассказывай за все 30 лет, что существует твой фан-клуб.

    А. ГРИГОРЯН: Во-первых, здравствуйте всем, кто нас слышит. Что касается фан-клуба, это даже скорее всего не фан-клуб, а некая организация, которая помогает людям преодолевать трудности. У нас есть некое мировоззрение. И мы пытались в какой-то такой удобной форме это мировоззрение выложить в манифесте. У нас есть кодекс чести поведения, гимн, герб и некие такие розовые очки, которые любят одевать наши граждане, чтобы немного избегать крутизны и трудностей действительности.

    Вот, например, один из пунктов гласит следующее. Что любой фанат группы, который приходит в гости к коллективу, должен приносить бухло с собой. Это противовес митьковской теории, которая предлагала перед дверью выпить бухло и войти уже там догоняться. То есть мы считаем, что это не совсем достойное звание человека, а нужно как-то все окультуривать, как говорил Горбачев.

    И вот, собственно говоря, несколько пунктов, которые людей объединяют. У нас свободный вход и выход. На сегодняшний день порядка 30 000 уже людей.

    В. САРАЛИДЗЕ: Вот это да!

    А. ГРИГОРЯН: Да. То есть это такая свободная организация. Но мужчины и женщины любят игрушки. Вот такая немножко виртуальная игра. Хотя, ты знаешь, когда это все начиналось, ведь на самом деле не было никаких…

    В. САРАЛИДЗЕ: Да я помню очень хорошо. Я ж помню первый устав. Была такая тетрадь здоровая красного или коричневого цвета. Большая такая тетрадь. И там были какие-то почеркушки, было что-то много всего написано, было очень прикольно.

    А. ГРИГОРЯН: В эту тетрадь вносили живых и мертвых членов общества.

    В. САРАЛИДЗЕ: Слушай, у нас 40-ая есть фанатка, не могу не зачитать: «Да кто есть ваша демоническая часть? Наслать электорату группу «Крематорий? Хотя то, что геенна огненная раскрыла пасть, огнем глазища налиты, так то давно известно. В общем, саламандра, жгись, ундина, вейся, но мы это оценили. Если б вы хотели развлечься…».

    А. ГРИГОРЯН: Пииты.

    В. САРАЛИДЗЕ: Спасибо, Ушастый Соломон, за то, что прислали совершенно замечательное сообщение. «По-моему, ништяк музончик по приколу. Привет, братишка». «С праздником, Ара». Да, сегодня забавно – в эфире грузин и армянин. Прикольно.

    А. ГРИГОРЯН: Да, да, да.

    В. САРАЛИДЗЕ: Слушай, в общем, время идет. Ты, слава богу, не меняешься, пишешь. Группа в отличном концертном виде. Состав прекрасный. Все звучит хорошо. То есть форма, слава богу, прекрасна. Что сегодня? Расскажи, откуда был саундчек, где чего куда. Потому что у нас есть замечательная возможность пригласить слушателей «Говорит Москва» прямо с места на концерт.

    А. ГРИГОРЯН: На концерт, да. Сегодня в «Вольте» в 23:00 начало заявлено. Мы решили все-таки как-то вклиниться с другим еще одним историческим событием. Это 30-летие записи альбома «Кома». Так совпало.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да.

    А. ГРИГОРЯН: Этот альбом все-таки открыл у нас очень много дверей. И, соответственно, на сегодняшний день это первый крематорский альбом, который можно назвать… Остальное все-таки был подготовительный этап. Он потом стал лауреатом первой премии журнала «Аврора» как лучший музыкальный альбом года. И вот мы сегодня пригласим людей, которые 30 лет назад участвовали в этом альбоме – Власенко Вовочку и Ольгу Бочарову. И, соответственно, тебя, конечно же. Потому что ты тоже принимал участие. Правда, ты стеснялся очень сильно.

    В. САРАЛИДЗЕ: Я не то что стеснялся. Я тогда работал в филармонии. Поэтому, если бы я расшифровался, кто-нибудь из филармонических боссов узнал бы, что их музыкант академического оркестра играет на скрипке в «Крематории», меня бы ГДР даже не пустили.

    А. ГРИГОРЯН: Может, даже дали бы и пинка под зад.

    В. САРАЛИДЗЕ: Пинка под зад – легко. В тот момент можно было легко получить. Вас же таскали тогда по полной программе, и запрещали. Все было смешно, конечно. Сейчас воспринимается смешно. Но тогда было совсем не весело.

    А. ГРИГОРЯН: Да что ты! Конечно. Я помню, наш директор раздавал записи и фотографии родным и близким, потому что боялся ареста.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, на самом деле, к счастью, многим слушателям даже уже невдомек, что такое было. На самом деле уже из тех музыкантов, кто здесь побывал у меня в студии, мы уже не с первым человеком вспоминаем, что судьбы многих музыкантов были если не сломаны, то по крайней мере довольно прилично перекорежены.

    Поэтому, я тогда и попросил, чтобы все, я саранжирую «Мусорный ветер», все замечательно, запишу. Уж я там несколько партий записал на разных струнных инструментах, которыми владел. Но тогда, конечно, это было небезопасно. Именно с точки зрения того, что мне было бы не на что семью кормить.

    А. ГРИГОРЯН: Жаль, что нет возможности пригласить Алексея Кондратьева, потому что, в общем-то, этот альбом случайным образом, конечно, но он приложил большую лапу на 100%. Потому что он изобрел в свое время, когда мы учились в Московском авиационном институте, некую такую драм-машинку, которая издавала приблизительный звук барабанов, но, тем не менее, он мне как-то позвонил, мы приехали c Джоном Хомяковым к нему и записали все партии. В общем, сделали такую черновую обработку. Уже потом показывали музыкантам, которые должны были все это сыграть. Поэтому песня «Кондратий» на этом альбоме как раз посвящена Леше.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, это известно. Фактически же только потом, после того как… А помнишь, как она зависала там… Это всем известные истории. Только фактически после того, как закончился период драм-машины, в «Крематории» начали появляться действительно уже полноценные настоящие барабанщики.

    А. ГРИГОРЯН: Следующий альбом буквально. Мы с Россовским уже стали набирать музыкантов. Появились люди, которые играли потом 20 лет.

    В. САРАЛИДЗЕ: И удивительно, что на самом деле многие этот период не помнят, потому что начиналось это действительно как акустический коллектив такой. Максимум, что было – какие-то бонги, какая-то история. Скрипка, бубен и утюг, короче, как это обычно называлось.

    А. ГРИГОРЯН: И пара бутылок еще. И собутыльники с ней.

    В. САРАЛИДЗЕ: И во что это переросло. Сейчас вполне такой клевый рок-н-ролльный звук с хорошей гитарой, с плотным саундом. Так что мне очень нравится на самом деле то, что ты не останавливаешься и идешь вперед. Скажи, а альбом прошлого года. Мы о нем еще, наверное, поговорим сегодня отдельно. Что-нибудь послушаем. Это такая концепция. На самом деле мне кажется, что сейчас ты так несколько вышел из тренда. Сейчас обычно сингл написал, клип на телефон снял и скинул тут же в Youtube. А тут такая работа. Прямо и оформление диска, и сама по себе концепция. Просто по песням если пробежаться даже, там видно, что вкладывал идею. Это связано с чем? С новым периодом, с какими-то идеями, просто что-то накопилось? Что для тебя значил именно этот концептуальный альбом?

    А. ГРИГОРЯН: Ты знаешь, вначале я просто хотел как-то показать то самое время, и через время – личностей, которых я знал и которых сейчас уже нет. То есть это были действительно очень интересные люди, и оставили они о себе просто память. И я решил нарисовать некое количество портретов, которые вылились в такую сказочную историю. И практически для меня этот альбом – такое виртуальное путешествие по старой Москве, по каким-то квартирам, которых сейчас уже скоро не будет вообще. И мы хотели сделать такую объемную концептуальную программу. Она и получилась.

    Но ты прав абсолютно, что в наше время люди уже слушают так. Даже отрывки из песен, а не песни. Потому что это уже такой вид…

    В. САРАЛИДЗЕ: Слишком много информации.

    А. ГРИГОРЯН: Да, такой вид жизни. И мы тогда с Егором Зайцевым, с его модельным агентством каждому из персонажей придумали одежду. Егор всех одел, сфотографировали, сделали такую объемную композицию, которую нужно, конечно, слушать от начала до конца, но можно и послушать и отдельно что-нибудь. Ты что-нибудь приготовил?

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, есть «Супермаркет», например. Можно послушать.

    А. ГРИГОРЯН: Отношение к жизни, к любви и смерти.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, давайте послушаем «Супермаркет». И это новый альбом. Это «Люди-невидимки». Одна из самых, с моей точки зрения, интересных песен с этой пластинки.

    КРЕМАТОРИЙ «СУПЕРМАРКЕТ»

    В. САРАЛИДЗЕ: Вот такой вот «Супермаркет» от Армена Сергеевича Григоряна. Ну что, друзья? Нам можно звонить по-прежнему по телефонам (495)7373948, номер для СМС 9258888948, или @govoritmskbot. Всех, кто придет на сегодняшний концерт, ожидают какие-то сюрпризы. Расскажи хоть, что будет.

    А. ГРИГОРЯН: Я точно сам не знаю. Там лотерейная какая-то история. И есть победители. Им будут вручать всякие разные интересные штуки вплоть до шляпы. Мне дали подписать такой сертификат подлинности.

    В. САРАЛИДЗЕ: Шляпа настоящая?

    А. ГРИГОРЯН: Настоящая концертная шляпа, да. Знаешь, очень интересно, когда все-таки за это время сложилось очень хорошее общество, когда тебя окружают люди порядочные, интеллигентные и с которыми, самое главное, можно поговорить, то есть вести диалог. И поэтому мы в благодарность устраиваем такие посиделки раз в год, чтобы как-то выразить свое почтение нашим поклонникам.

    В. САРАЛИДЗЕ: Ну что, здорово. Это приятно. Быстро попробуем принять телефонный звоночек. У нас буквально 30 секунд осталось. Здравствуйте, вы в эфире.

    СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, а можно эту песню спеть, когда будет день рождения?

    В. САРАЛИДЗЕ: День рождения чей?

    СЛУШАТЕЛЬ: Мой.

    В. САРАЛИДЗЕ: Ваш? Ну, вы сообщите, когда будет день рождения, и мы, конечно же, поставим эту песню.

    А. ГРИГОРЯН: Запиши сразу, когда у дамы день рождения.

    СЛУШАТЕЛЬ: Ну, спасибо.

    В. САРАЛИДЗЕ: Пришлите. Споем, исполним.

    СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.

    В. САРАЛИДЗЕ: Ну что, нам пора тогда идти на перерыв и новости. И буквально через пару-тройку минут мы вернемся к вам с нашей программой «МузЛитература» на радио «Говорит Москва».

     

    НОВОСТИ

     

    В. САРАЛИДЗЕ: Итак, друзья, снова с вами программа «МузЛитература» на радио «Говорит Москва». И наши телефоны 4957373948, номер для ваших СМС – 9258888948 или @govoritmskbot. Сергеич, украду у тебя минуту. Я как молодой автор, молодой писатель, получил приятный вопрос: «Прочитала вашу первую книгу и уже купила вторую. А вот автограф как-то можно ваш получить? Спасибо». Ой, спасибо. Мне так приятно. Я засмущался. Моя новая книга только что вышла. И как раз у меня через неделю будет встреча с читателями. Будет такая интересная история. В «Музее Москвы» 27 мая будет Благотворительная ВелоБарахолка «Все хотят на улицу». Я принимаю в ней участие. В 12 часов у меня там будет встреча. Так что приходите, друзья, кто хочет. Там можно будет купить книжку. Это благотворительная акция. И я с удовольствием подпишу любую книжку, которую вы там купите из моих.

    Возвращаемся к нашей теме. И у нас есть звоночек. Давайте мы его подхватим. Здравствуйте, вы в эфире.

    СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, здравствуйте.

    СЛУШАТЕЛЬ: Привет гостю. Меня Никита зовут.

    А. ГРИГОРЯН: Здравствуйте.

    СЛУШАТЕЛЬ: У меня два коротеньких вопроса. Первый – куда делся Виктор Троегубов? И второй вопрос. Я занимаюсь профессиональной фотографией. Года, по-моему, 3 назад вы играли в Севастополе в бухте Омега. Я до этого хотел поснимать вас. Я обычно как практикую? Фотографии за вписку. Связался с оргами, менеджер группы. Мне сказали, что у вас свой фотограф. Вы его даже в Севастополь возите?

    А. ГРИГОРЯН: Это он явно слукавил. Конечно, фотографа не было никакого. Я примерно представляю, кто делал концерт. Смотрите, у нас просто иногда возникают сложности с организаторами, потому что какая-то непонятная совершенно у них психология. То есть они считают, что «мы разрешаем фотографировать всем». Пожалуйста, если ты приходишь с телефончиком – фотографируй. Мы не разрешаем снимать на камеру. Вот если профессиональная камера, приходится ставить штатив. И потом сливается это в интернет непонятным… Это единственное, что мы запрещаем.

    Никаких проблем у вас не должно было возникнуть. Это просто достаточно дурная инициатива организаторов.

    В. САРАЛИДЗЕ: Никита, спасибо за звонок. В подтверждение моих слов могу сказать, что рядом с нами, прямо слева, сидит замечательная Катя Головина. Это лучший московский рок-н-ролльный фотограф, которая ходит практически на все программы и сидит, фотографирует. Никакого запрещения.

    А. ГРИГОРЯН: Катенька, я тебе что-то запрещал? Вот видите, я всегда говорю правду.

    В. САРАЛИДЗЕ: Никогда-никогда. Мы все разрешаем. Особенно хорошеньким женщинам, которые находятся рядом с нами. Ну что, давай, может быть, что-нибудь из старенького такого. Есть такая замечательная песня. Это одно из моих любимых произведений, которое называется «Брат во Христе». Это просто отличная. Из того старого, что не забывается никогда.

    А. ГРИГОРЯН: Не такое уж и старое. Это альбом «Танго на облаке», по-моему.

    КРЕМАТОРИЙ «БРАТ ВО ХРИСТЕ»

    В. САРАЛИДЗЕ: Вот такой «Брат во Христе». 46-й, вы, конечно, удивительный человек. «Какая это группа?». Metallica.

    А. ГРИГОРЯН: Фрэнк Заппа…

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, 46, это «Крематорий». И Армен Григорян в гостях. Если не знаете, то рады, что вы приобщились.

    А. ГРИГОРЯН: То и сидите там, где не знаете.

    В. САРАЛИДЗЕ: Ну, да. Можно и так. Сегодня прямо рвется: «Опять мучительная неизвестность. В супермаркетах… творцом суждено по воле того же творца. Все, что любит меня». 40-я, спасибо.

    Смотри-ка: «А кто автор книги?». Это я, Вадим Саралидзе, автор книги «Золотой айфон» и «Орфей курит Мальборо».

    94-й: «Ничего себе… В Youtube есть?». Конечно, есть в Youtube. Дальше забавно: «Сам уважаемый Армен Григорян считает свой "Крематорий" культовым? Ну, была "Кома". А что еще?».

    А. ГРИГОРЯН: У нас всего 14 альбомов. И я всегда старался делать что-то новое, не похожее на то, что уже было сделано. И я думаю, что у нас есть несколько альбомов, которые сложно совместить. Потому что это абсолютно разная музыка одного и того же коллектива. Мне кажется, что «Зомби» на сегодняшний день такой «Декамерон» для меня. Потому что каждый раз, когда я его переслушиваю, я получаю огромное удовольствие.

    Я думаю, что «Три источника».

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, однозначно.

    А. ГРИГОРЯН: Потом был такой период сольной работы, когда мы выпустили альбом «Китайский танк» уже без Крематория, где мы нашли очень интересный саунд, и потом я его применил в альбоме «Амстердам», который в результате стал самым продаваемым альбомом за всю историю «Крематория», и также я получил несколько грамот за «Золотой диск».

    В. САРАЛИДЗЕ: Но это проект «Третий ангел», когда «Китайский танк» у тебя был?

    А. ГРИГОРЯН: Да. Это студийный проект.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да.

    А. ГРИГОРЯН: Очень интересный.

    В. САРАЛИДЗЕ: Но его так не сыграешь руками действительно.

    А. ГРИГОРЯН: Это надо оркестр вытаскивать. Мы однажды на «Нашествии» играли. Я в двух коллективах пытался на двух стульях усидеть. Притащил туда кучу народу. Но, к сожалению, у нас пока нет той аппаратуры, которая могла бы обеспечить соответствующий звук. А там нужен симфонический оркестр практически.

    И мне кажется, что на сегодняшний день «Люди-невидимки» – это такая огромная портретная галерея. У меня появлялись какие-то портретики типа Тани Хабибуллиной, Оли, маленькой девочки, но здесь прямо такая очень интересная галерея.

    В. САРАЛИДЗЕ: Ну, да. «Меня всегда удивляло несоответствие между названием и репертуаром группы. Откуда название?», - спрашивает Алексей.

    А. ГРИГОРЯН: Это абсолютно так для меня тоже. Знаешь, нам с группой «Пикник» предлагают поменяться названиями. Я не против махнуться.

    В. САРАЛИДЗЕ: И репертуаром тоже, да?

    А. ГРИГОРЯН: Нет, репертуаром – нет.

    В. САРАЛИДЗЕ: Репертуар – это святое.

    А. ГРИГОРЯН: Ты знаешь, как? Я повторюсь. Я уже несколько раз рассказывал, что однажды на квартире моего приятеля я озвучил идею, что хочу сделать группу под названием «Катарсис». Это такое философское понятие, введенное Аристотелем, означающее «очищение души человеческой посредством музыки и огня». Там беседы прошли такие странные. Потом одна девушка из Подмосковья говорит: «Ты знаешь, мне не нравится катарсис, потому что уж очень сифилис напоминает. Люди будут смеяться на концертах». Через пару рюмочек она предлагает: «А что, если у тебя огонь, музыка, очищение, назови "Крематорий" – и всем будет все понятно». Мы так посмеялись. И, естественно, хотели в свое время, наверное, просто кого-то испугать, и это было, конечно, эпатажное название, и никто не знал, что эта история продлится так долго с таким названием.

    В. САРАЛИДЗЕ: Алексей, спасибо.

    А. ГРИГОРЯН: «2:0 русские веду. Разрываюсь между ТВ и вашим эфиром». Слушайте, хоккей никуда не уйдет. А Армен Сергеевич Григорян не так часто бывает в гостях. Давай-ка тоже к старенькому вернемся. Я все-таки давно прикладывал руку к этому всему. Очень хочу послушать самую великую песню всех времен и народов. У каждого, как ты всегда любишь говорить, битла должна быть своя «Yesterday». Это знаменитый «Мусорный ветер», который забыть невозможно нигде, никак и никогда.

    А. ГРИГОРЯН: И скажем, что скрипка и аранжировки принадлежат тебе.

    В. САРАЛИДЗЕ: Спасибо.

    А. ГРИГОРЯН: Я придумал мелодию, а ты придумал аранжировки.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, было так.

    КРЕМАТОРИЙ «МУСОРНЫЙ ВЕТЕР»

    В. САРАЛИДЗЕ: Ну что, по-моему, неплохая работа.

    А. ГРИГОРЯН: Да, очень интересная.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да. Одна из лучших.

    А. ГРИГОРЯН: А главное – на редкость долгоиграющая оказалась.

    В. САРАЛИДЗЕ: Я где-то читал, что, по-моему, она в тридцатку самых популярных песен русского рок-н-ролла вошла.

    А. ГРИГОРЯН: Там есть несколько песен «Крематория», 3 или 4 песенки. Это какой-то журнал придумал.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да, и потом другая радиостанция как-то тоже устраивала это все. «Да, это реальная вещь. Браво! Безобразная Эльза». Спасибо. Нам очень приятно. «Маэстро, ваши аранжировки прекрасны и многозначительны». Слушай, расскажи, чего дальше. Я так понимаю, лето впереди. Наверное, там фестивальчики, концертики, какая-то дальнейшая деятельность. Или отпуск наоборот. Может быть, осенью возобновляешься? Что там дальше?

    А. ГРИГОРЯН: Сейчас жизнь сложилась таким образом, что я в основном буду приезжать в Россию на гастроли и какие-то фестивали. И этих дней в лете будет не так много. А остальное – у меня сейчас совершенно другая работа, которой я сейчас занят, у меня контракт, я должен выполнить свои обязательства. А так да, будут фестивали, в том числе и международные. Мы так с ребятами сейчас поездим немножко по фестам. В Москве в августе будет тоже такой небольшой маленький концерт, в Питере. То есть мы лето будем в каникулах просто. Посиделки такие.

    В. САРАЛИДЗЕ: Только иногда будешь возвращаться немножечко.

    А. ГРИГОРЯН: Сейчас очень сложно. Тут нужно построить некий график, который будет позволять мне перемещаться чуть ли не через океан. Поэтому это очень сложно сейчас появляться здесь.

    В. САРАЛИДЗЕ: А ты где-то далеко будешь, да?

    А. ГРИГОРЯН: Я буду скорее всего в Нью-Йорке.

    В. САРАЛИДЗЕ: Понятно. Слушай, это здорово.

    А. ГРИГОРЯН: Да. Мы были на гастролях. Были такие странные предложения. Но это предложение меня подкупило. Не буду лукавить, что и материальная составляющая мне тоже очень понравилась.

    В. САРАЛИДЗЕ: В конце концов, мы все работаем и живем на те деньги, которые мы зарабатываем. В этом нет ничего зазорного. А если есть возможность проявить себя где-то, тем более в такой развитой стране с точки зрения музыкального бизнеса и всего остального – так это вообще здорово.

    А. ГРИГОРЯН: Видишь ли, я просто страдал, как и все наши русские музыканты, некими комплексами. Я не думал, что эта музыка понравится каким-то англосаксам, у которых носы выше крыши. Но как-то это произошло. И совершенно случайно и неожиданно.

    В. САРАЛИДЗЕ: Судя по фотографиям, по крайней мере которые я видел, и отрывкам на Youtube, которые я тоже наблюдал и слушал, концерты были очень удачные. То есть турне было просто какое-то… Я, честно сказать, не ожидал.

    А. ГРИГОРЯН: Ты знаешь, там просто еще была правильно выбрана логистика. Если б мы были лет 10 назад, я сказал, что туда больше не поеду, потому что пара концертов были в школах, потому что там дешевая аренда. На этот раз то, что мы все-таки… мы играли в легендарных клубах. Например, в Сиэтле это был клуб «Крокодил», в котором играла Nirvana.

    В. САРАЛИДЗЕ: Можно сказать, с Кобейна он и выстрелил.

    А. ГРИГОРЯН: Да, конечно. А, к примеру, в Торонто мы играли в клубе, в котором неделю назад выступала Metallica. У нее был закрытый концерт. И Коля, он же у нас металлист, наш басист, чуть ли не ходил там по гримерке…

    В. САРАЛИДЗЕ: Целовал пол.

    А. ГРИГОРЯН: Буквально, да.

    В. САРАЛИДЗЕ: Слушай, это интересно. Смотрите, друзья, неоднократно нам пишут: «А, вот вы такие-то, тут рок-н-ролл играете, а на самом деле вы никто». Вот пожалуйста. Живой пример. Сидит человек, отработал великолепные гастроли, получает интересные предложения. И я очень рад, что у тебя это получается. А главное, что ты в кайф делаешь то дело, которым ты занимаешься всю свою жизнь. Это очень здорово. Это дорогого стоит на самом деле. Поэтому, друзья, всем советую: учитесь у Григоряна, учитесь мудрости. Всем быть, как Армен Сергеевич. Учитесь. Если есть какое-то дело, которое вам нравится, которым вы хотите заниматься, в конце концов слава и деньги вас обязательно найдут. Я по крайней мере в этом плане большой оптимист.

    А. ГРИГОРЯН: Как сказал Иисус Христос, больше стучите – и откроют.

    В. САРАЛИДЗЕ: Да. Сегодня у нас несколько такой смешной эфир получился с самого начала. Слушай, скажи, а как пишется сейчас и пишется ли вообще. Ну, понятно, пойдешь в Америку – видимо, будет какая-то заказная работа скорее всего. То есть, видимо, тебя поставят в какие-то рамки. И, наверное, тоже интересно выполнять некий определенный заказ и работать под какую-то идею, которую надо реализовать. Своё не все ли выплеснул на последнем альбоме?

    А. ГРИГОРЯН: Как правило, когда ты записываешь альбом – абсолютная пустота. То есть сейчас нет ни одной идеи. Я считаю, что я не должен пытаться ее найти. То есть надо ждать, пока что-то такое появится, и тогда уже… Работа меняется в лучшую сторону только тогда, когда появляется какая-то общая идея. То есть как писатель. Когда у тебя есть идея общего, замысел композиции своей книги, тогда уже проще находить персонажей и как-то строить диалоги. Поэтому я сейчас только в ожидании. Я не знаю, будет ли еще один «Крематорий» или завтра мы разбежимся. Никто об этом не знает. Мы просто живем согласно песне – сегодняшним днем.

    В. САРАЛИДЗЕ: То есть загашничка в 10-15 песенок, который существует, который можно было бы где-то поюзать как-то, пока нету? Ты выплескиваешь все, что в тебе накопилось, какая-то работа заканчивается – и далее тишина, ты ждешь нового поступления в твой багаж.

    А. ГРИГОРЯН: Да. То есть это как бак автомобиля. Он пуст. И что от него ожидать? Надо залить бензина нового хорошего.

    В. САРАЛИДЗЕ: Хорошо. Тогда что помогает залить бензин?

    А. ГРИГОРЯН: Путешествие. Вот это самое главное.

    В. САРАЛИДЗЕ: А, впечатление.

    А. ГРИГОРЯН: Путешествие, созерцание. Путешествия немножко поменялись. Группе и мне нравились мелькания городов, лиц, пейзажей, времен года. Сейчас немножко по-другому. Хочется долго смотреть, созерцать и наслаждаться красотой природы. Причем, как-то меньше хочется писать о людях. Потому что все-таки есть какие-то такие фантазмы, которые меня интересуют гораздо больше. Фантастика, иллюзии.

    В. САРАЛИДЗЕ: Ты всегда этим отличался. Собственно, даже само название пластинок («Кома», «Зомби», «Иллюзорный мир») говорит о том, что твоя голова, твой разум и твои чувства где-то всегда…

    А. ГРИГОРЯН: Не совсем, дорогой Вадим. Потому что все альбомы «Крематория», несмотря на то, что там было записано название, всегда отображали ту действительность, в которой мы жили реально – соцреализм. Поэтому «Иллюзорный мир», «Кома», «Зомби» – это отображение того самого времени, в котором мы жили, и разрушение одной системы, возникновение другой системы. То есть мы как-то считали, что лучше это время зафиксировать в названии.

    В. САРАЛИДЗЕ: Понятно. Ну что, нам потихонечку пора идти на завершение. Еще раз, друзья, напоминаю, что с нами сегодня в гостях в нашей студии «МузЛитературы» был Армен Сергеевич Григорян, который сейчас прямо вместе со мной выезжает на концерт в клуб «Вольта». Спасибо за то, что был сегодня этот час с нами. А в самом завершении нашей программы мы попрощаемся одной замечательной песней, которая называется «Катманду».

    КРЕМАТОРИЙ «КАТМАНДУ» 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено