• Интервью главы Республики Башкортостан Рустэма Хамитова радиостанции «Говорит Москва»

    13:55 Июнь 20, 2017

    В гостях

    Рустэм Хамитов

    Глава Республики Башкортостан

    А. КРАВЧЕНКО: Добрый день. Вопрос про пока московскую историю, я так думаю, что она в регионы скоро пойдёт, про реновацию. Вопрос задавала Галина Хованская на «Прямой линии» с президентом. Владимира Владимировича просила дать одобрение на реализацию проекта по всей России. Мы потом у неё брали интервью, она сказала, что уже поступают определённые обращения в Госдуму и Башкирию назвала одним из тех регионов, который мог бы следующим после Москвы принять эту программу реновации. Хотелось узнать, прорабатываются ли какие-то инициативы по этому поводу на уровне Курултая, и, может быть, уже были какие-то обращения от Башкортостана в Госдуму по этому поводу. 

    Р. ХАМИТОВ: Я самостоятельно несколько лет назад в результате несложных умозаключений пришёл к выводу, что, конечно, реновация напрашивается. Напрашивается она, в том числе и у нас, в Республике Башкортостан, и в Уфе.

    Дело в том, что дома действительно построены давно - 50-60 лет назад. При этом ни для кого не секрет, что рассчитано оно было лет на 30. Путём ремонтов, бесконечных улучшений каких-то, заделывания щелей и крыш удалось продлить жизнь этих строений до 50 лет. Тем не менее, это жильё как было неудобным, так оно и осталось. У меня свой личный опыт проживания в таких домах не меньше 20 лет. Почему-то мне везло, и я всегда жил на 5 этаже, и все эти неудобства, связанные с подъёмом-спуском ежедневным... Когда ты молодой, это не страшно, но когда у тебя и дети, и коляски, и старшее поколение — всё это превращается в сложности определённые.

    Придя к такому выводу, потихонечку начал изучать ситуацию, и было ясно, что без помощи государства стартовать в этой программе реновации невозможно. И для меня было, конечно же, скажем так, в известной степени позитивной новостью то, что Москва пошла на такой крупный, супер-крупный, супер-мега-проект. И, собственно говоря, здесь нам стало тоже немного полегче размышлять на эту тему и оценивать, во что всё это может вылиться и стоит ли этим заниматься. Вот такие первые прикидки мы начали делать года 3-4 назад, было понятно, что надо сносить первые 2-3 дома, людей переселять, а на этом месте освободившемся строить нечто современное и возвращать тех, кто жил в этом микрорайоне. Ну, а то, что получалось сверх той площади имевшейся, пустить на реализацию. Даже в этом варианте экономика получалась. Вместо одной пятиэтажки, условно, 4 подъезда по 20 квартир — 80 квартир, по три человека — 240 человек, то в многоэтажке, которая появится на месте этой пятиэтажки, уже могло быть разместиться в полтора раза больше людей. Уже этой полуторной дельты, в принципе, хватало для того, чтобы экономика, что называется, получилась, получилась прибыль.

    Но до реализации мы, конечно, не дошли. Всё равно построить новый дом и переселить 80 человек хотя бы временно у нас не получилось. Эти 80 квартир в среднем по 60 квадратных метров это получается под 5 тысяч квадратных метров. При себестоимости в 30 тысяч рублей, это где-то 150 млн. Из бюджета нет этих денег. Поэтому мы не пошли на реализацию. Но в случае, если бы эта программа заработала в Москве... А мы посмотрим, как всё это будет стартовать. А мы видим, что предварительный этап прошёл не без сложностей, конечно, в спорах, в каких-то предконфликтных ситуациях даже порой, то сейчас начинается уже этап реализации, мы готовы оценить, посмотреть и дальше, может быть, перенести к себе в Уфу, или в Стерлитамак, или в Салават, в любой другой город. У нас около 5 тысяч домов пятиэтажных, из них 2 тысячи в Уфе, остальные в других городах. В разном состоянии дома. Есть совсем плохенькие. Аварийных нет, но есть плохенькие, в которых уже жизнь такая, сложная.

    А. КРАВЧЕНКО: Кстати, про аварийный фонд. Одно из главных условий — решение вопроса с аварийным жильём. Я так понимаю, что в республике этот вопрос решён?

    Р. ХАМИТОВ: Нет. В республике этот вопрос не решён до конца. Мы только заканчиваем сейчас первую фазу сноса аварийного и ветхого жилья и переселения граждан в более или менее приличные квартиры. На самом деле, предстоит ещё и, скорее всего, второй этап. Он будет не меньше, и по времени он займёт где-то порядка 5 лет. Это в оптимальном варианте. Но программа реновации, она может идти параллельно с программой сноса аварийного и ветхого жилья. Если снос аварийного и ветхого жилья это тема всё-таки бюджетных денег и помощи людям, которые оказались в этой ситуации, то реновация — это всё-таки в известной степени коммерческий проект. То есть, если есть инвестор с ресурсами, который приходит на эту площадку освободившуюся, и частично или в большей степени оплачивающий снос и переезд жителей в другое соседнее, рядом стоящее жильё, то коммерческая составляющая может существенно большой. Эти два проекта могут жить и работать параллельно и рядом. Поэтому здесь, мне кажется, смешивать эти понятия нельзя: аварийное и ветхое жильё — это одна история, а реновация пятиэтажек, некомфортного, старого, несимпатичного жилья — это другая история.

    Есть, безусловно, эксперты, которые говорят, что надо бы вначале решить вопрос аварийного и ветхого жилья, а потом, через n-ое количество лет приступить к реновации. Но дело в том, что, если ждать ещё десяток лет или 15 лет, то, безусловно, часть жилья перейдёт в разряд аварийного или ветхого. Мы и так часто сталкиваемся с историями, когда даже небольшое механическое воздействие иногда приводит к обрушению этажей. А когда взрыв баллона, там полдома разваливается. Такого не должно быть. Состояние этого жилья плохое.

    А. КРАВЧЕНКО: Я вас понял. Я так понимаю, что пока конкретных предложений всё-таки нет?

    Р. ХАМИТОВ: Конкретных предложений у нас нет, хотя мы написали обращение в Минстрой РФ, что Уфа, в случае распространения этой программы, готова стать пилотным регионом в наших субъектах РФ. У нас мощный строительный комплекс, у нас есть крепкие застройщики, мы пятые в Российской Федерации по строительству жилья. Объёмы у нас достаточно большие, развито всё с точки зрения строительства. Мы могли бы найти инвестора, который мог бы на первых порах — частник со своими деньгами — зайти и начинать эту работу. Конечно, надо считать: сколько инвестор должен денег вложить, сколько бюджет субъекта федерации, сколько федерация должна направить ресурсов. Непростой это проект. Порой он вызывает эмоции и излишние эмоции, и политизируется, что неправильно, я считаю. Во главе всё равно стоит идея правильная - переселить людей из плохого жилья в более современное и комфортное, без нарушения прав собственности, которое уже будет служить сотню лет и этому поколению и следующему. Вот эти хрущёвки, они своё изжили.

    Вы знаете, недавно были гости довольно значимые у нас в Уфе, в прошлом году. Говорят: «Покажите Уфу». И мы поехали по Проспекту Октября, который застроен пятиэтажками, хрущёвками. Ну, они так скептически смотрят: «Ну, и что? Больше нечего посмотреть?» Мы говорим: «Есть!». Вернулись и показали уже БГУ, Конгресс-холл, виды, панорамы, памятник один, другой. Они говорят: «Вот это другое дело, это да, это красиво». Поэтому даже внешнее впечатление наших городов, а я был во всех миллионниках, во всех областных центрах, оно, конечно же, не впечатляет. Это совсем другой уровень, это не 21-ый век. Это середина 20-го. Этим всё сказано.

    А. КРАВЧЕНКО: Это правда. И ещё один вопрос, если позволите, по мотивам «Прямой линии». Вопрос из Уфы был, из центра «Мать и дитя». Спрашивали о поддержке молодых семей. Владимир Владимирович ответил, так скажем, обтекаемо, сказал, что будут разрабатываться определённые проекты, но какие именно инструменты будут внедрены для поддержки семей, пока "говорить не буду". Он так сказал. Хотел узнать, как в республике с этим дело обстоит. И вот это пособие, которое на федеральном уровне, молодым мамам 50 рублей, это прям действительно смешная цифра.

    Р. ХАМИТОВ: 50 рублей?

    А: КРАВЧЕНКО: 50 рублей, да.

    Р. ХАМИТОВ: Я не знаю, что это за пособие, потому что таких цифр давно уже нет. Может быть, какая-то недостоверная информация. Я хочу сказать следующее. Конечно, в этом, 17-ом году, и вся страна, и наша республика испытывает просто громадный спад рождаемости. Минус 10-12, по некоторым субъектам 15-20% по снижению рождаемости. Это очень плохо.

    А. КРАВЧЕНКО: Да, проблема большая.

    Р. ХАМИТОВ: Мы начали изучать. Несколько составляющих у этой темы. Первое - это демографический спад, количество молодёжи меньше, и количество женщин фертильного возраста, возраста, когда могут рожать детей, уменьшается и уменьшается стремительно. Вот приближается поколение нулевых годов, конца 90-х, когда просто ребят было мало. По нашей республике цифры такие: в те неблагополучные годы в республике рождалось 40 тысяч детей. А вот ещё год назад у нас — 60 тысяч было. То есть, тогда рождаемость была в полтора раза меньше. Это первое.

    Второе. Финансовый вопрос, он немаловажен и играет тоже значимую роль. Сегодня семьи живут достаточно сложно, потому что зарплата невысокая - раз, при этом обременены кредитами, ипотеками, обязательствами и прочими-прочими вопросами. Особенно сильно это испытывает на себе, финансовую нехватку, молодое поколение. Не мне вам говорит, что такое сидеть без денег. А уже давно посчитано, что чтобы ребёнка воспитать с нуля до 18 лет, нужно примерно около 4 миллионов рублей. 4 млн рублей — вначале это, может быть, кажется немного, но мы, когда делим на 18, получаем в год около 200 тысяч, а делим на 12 и получаем около 18 тысяч рублей ежемесячно на ребёнка. Заработная плата, которая позволяет такие расходы нести, мне кажется, должна быть 50-70 тысяч.

    А. КРАВЧЕНКО: (Сумма на ребёнка) Сравнима с ипотекой.

    Р. ХАМИТОВ: Да, а когда (зарплата) 20 тысяч или 25 и затраты на ребёночка большие, то тогда уже будущий потенциальный папа или мама считают и говорят, что мы не потянем финансово, надо помогать. Помощь сегодня при рождении второго ребёнка, «Материнский капитал» — около 500 тысяч рублей, но это всё равно не перекрывает той суммы, о которой мы с вами говорим. Выходы из этого следующие. Страна должна жить богаче и заработные платы должны быть выше - это глобальная тема. И менее глобальная - продолжать оказывать материальную помощь и брать часть расходов существенных на себя должно государство в порядке оказания поддержки малоимущим семьям — раз и молодым семьям — два. Вот по этому, второму пути, скорее всего, и пойдут все эти варианты развития событий. Мы даже сегодня по-другому никак и не видим.

    Да, материнский капитал, да, при рождении мы у себя в республике  принимаем программу помощи тем, у кого родится первый ребёнок, и если семья стоит в очереди на жильё, то мы им платим 300 тысяч. Нужны субсидии по детскому саду, нужны субсидии по обучению детей в музыкальных, художественных школах, в спортивных секциях. Сегодня всё это платно. Помимо того, что мы с вами говорим, что нужно 18 тысяч на ребёнка в месяц, помимо еды и одежды, плюс развитие ребёнка требует ещё больших ресурсов. Я считаю, что государство в этой части, конечно, должно помогать. Понятно, что бюджет не резиновый, не бездонный. Но находить деньги надо. И в этой ситуации просто нужно оценивать, что нам важнее: воспроизводство населения и поддержание численности на каком-то приличном уровне в стране либо новые стройки, которые тоже нужны и важны, но могут какое-то время потерпеть. Альтернатива такая.

    А. КРАВЧЕНКО: Понятно. Просто в Москву очень многие из регионов, и из Подмосковья в том числе, едут и стараются получить московскую прописку почему? Потому что, например, при рождении детей большие выплаты дают. Помимо федеральных есть ещё и региональные. И Москва не жалеет денег на это.

    Р. ХАМИТОВ: Ну, Москва богатый город.

    А. КРАВЧЕНКО: Я понимаю, да. А на уровне республике что есть?

    Р. ХАМИТОВ: Вот мы 300 тысяч будем платить и уже начинаем это процесс тем, кто рожает первого ребёнка и, если стоит в очереди, то получает субсидию на покупку жилья или на удешевление той же самой ипотеки. Это первое.

    Потом у нас многочисленные программы поддержки малоимущих семей. И выплаты там различные в зависимости от доходов. Есть и 2, и 3, и 5 тысяч рублей выплаты на ребёнка в месяц. Мы, собственно говоря, на поддержку многодетных семей, семей с детьми из малоимущих слоёв направляем немаленькие деньги. Эти цифры исчисляются миллиардами рублей. По памяти скажу, это цифр порядка 5-6 миллиардов рублей. Для нас это немало.

    Недавно мы думали, что сможем ввести новую систему оплаты в детских садах. И значительное количество семей, которые водили бы детей в детские садики, перестали бы получать компенсации. Мы, посмотрев, что эта дополнительная нагрузка ложится на бюджет семейный, отменили то решение и вернулись к старой схеме, когда все семьи получают компенсации за детей, которых водят в детские сады. Это большая программа, она состоит из множества пунктов. Суммарно, я думаю, что многодетные семьи получают немаленькие деньги в течение месяца или года. Но этого всё равно не хватает. Этого всё равно не хватает! Этого всё равно мало, это всё равно не те 10-15 тысяч на ребёнка в месяц, которые нужны, объективно нужно. А мы можем дать только 10-15% от этой суммы. Поэтому, конечно, нам надо смотреть на варианты повышения этих сумм. Это всё непросто, крайне непросто. Ну, и, безусловно, мы должны работать и с предприятиями. Сегодня заработная плата порой просто позорно мало, особенно в сельской местности 15-17 тысяч рублей. Там, может быть, и расходы на ребят поменьше, да, но, с другой стороны, это совсем не те деньги, которые должны люди получать.

    А. КРАВЧЕНКО: Ещё я слышал о программе строительных кредитов в Башкортостане.

     

    Р. ХАМИТОВ. Она называется программой стройсбережений. Вначале три года человек копит деньги под небольшой процент в каком-то из банков, а потом этот банк по истечению трёх лет, после того, как у человека накопится сумма, условно 500 тысяч рублей, а выдают ему кредит по 7% на строительство жилья. Эта программа заработала. Первые тысяча человек у нас на сегодняшний день стартовали в этой программе. 1000 человек получили кредиты по миллиону рублей на ипотеку. Это уже миллиард рублей, этот миллиард рублей пойдёт в строительный комплекс. А в следующем году - вторая волна, а потом - третья волна. Это, может быть, не глобальный проект, но в то же время курочка по зёрнышку клюёт. Пускай какая-то часть населения работает вот по такой программе, которая им кажется выгодной: вначале три года копить деньги. Ты кладёшь на депозит эти деньги, банк небольшой процент тебе даёт с этого депозита. Но после истечения трёх лет процент ипотечный падает до 7-ми процентов. Это уже неплохо. Вот мы говорим о мерах по увеличению рождаемости, если бы ставка ипотечного кредитования была бы условно процентов 5, то многие молодые люди бы пошли на то, чтобы брать эти кредиты, покупать квартиры, а где квартиры, там и детки появляются. Так что это тоже один вариантов решения проблемы.

    А. КРАВЧЕНКО: Да, по себе знаю.

    Р. ХАМИТОВ: Да и я по себе. И я был когда-то молодым, я тоже всё это прекрасно помню, что мы в однокомнатной квартире, у меня двое детей было, потом в двухкомнатной. Вот эта программа стройсбережений, она позволяет молодым людям покупать квартиры. Я надеюсь, что это тоже нам чуть-чуть, но даст новых малышей.

    А. КРАВЧЕНКО: Интересная программа.

    Р. ХАМИТОВ: Спасибо.

    А. КРАВЧЕНКО: Вам спасибо большое за интервью. 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено