• Глава киностудии «Союзмультфильм» в программе «Хороший вопрос» 30 марта 2018 года

    11:00 Март 30, 2018

    В гостях

    Борис Машковцев

    директор киностудии «Союзмультфильм»

    С.РЫБКА: Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм». Я как раз в момент, когда вы вошли, уже даже дошел до того, что пересказывал фрагменты вашей биографии. Я говорил о том, что вы один из создателей «Фиксиков». Это верно?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да, мне повезло. Я работал на «Фиксиках» почти с первых месяцев, как появилась идея. Вообще идею проекта придумали Георгий Васильев и Александр Татарский.

    С.РЫБКА: И возглавляете «Союзмультфильм» вы с весны прошлого года.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Совершенно верно, да, уже почти год, как оказалось, я сам удивился.

    С.РЫБКА: Хорошо. Это просто то, на чем я остановился в момент, когда вы вошли. А до того мы провели со слушателями голосование.

    Мы все в трепете ожидаем нового эпизода, нового сезона, теперь такими категориями оперируем, говоря о «Простоквашино». Я спрашивал у слушателей: вы даете шанс этому проекту в сравнении с советским предшественником или есть сомнения? Возможно, вас это огорчит: 25% голосуют за то, что да, у проекта есть шанс, потому что в целом наша мультиндустрия преуспела в последние десятилетие; 75% сомневаются, разные оговорки у людей есть. То, что слушатели успели вслух сообщить по телефону, они сказали, что им кажется, что это, простите, дешево нарисовано. Отвечайте.

    Б.МАШКОВЦЕВ: На мой взгляд, это вполне нормальные сомнения. Мы же тоже, когда этот проект запускали и пока мы его делаем, постоянно находимся в различных сомнениях, в различных конфликтах друг с другом, сами с собой на тему того, как же сделать так, чтобы новое «Простоквашино» было органичным продолжением старого. В том числе это и вопрос того, как это делать с точки зрения технологий, эстетики. Мы решили, что новое «Простоквашино» не должно претерпеть визуально сильных изменений как раз.

    С.РЫБКА: Слушатели как раз отмечают, что это произошло. Обсуждался вариант попытаться отрисовать один в один как советский мультфильм?

    Б.МАШКОВЦЕВ: На самом деле проект рисованный, он и сейчас рисованный.

    С.РЫБКА: Нет, я имею в виду не технологию, но визуально это все-таки отличается.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Совсем один в один, да, конечно, отличается. Это из разряда, как взять другого художника и предложить повторить тот же самый пейзаж и тот же самый портрет. Он все равно нарисует это своим почерком. Поэтому, конечно, это почерк других художников, но, на мой взгляд, это как раз гораздо важнее, что мы нашли людей, которые являются современными большими художниками. Они не занимаются тем, что копируют то, что было придумано до них, а они идут тем же путем, но приносят свой почерк.

    С.РЫБКА: Разумеется, мы не только о «Простоквашино» будем говорить. Но просто, раз уж со слушателями это обсудили, грех сейчас с вами тоже этому время не уделить. Как будет представлена эта новая серия и когда?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Новая серия выйдет третьего числа.

    С.РЫБКА: До этого говорили, первого.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Мы перенесли дату в связи с трагическими событиями в Кемерове. Нам показалось неуместным, поэтому дата была чуть-чуть сдвинута.

    С.РЫБКА: И как она будет представлена?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Это будет премьера в интернете. Так что это смогут увидеть все зрители.

    С.РЫБКА: Это будет просто на каналах «Союзмультфильма» на YouTube?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Нет, мы специально озвучим, где состоится премьера. Ждите информацию второго числа, это пока сюрприз. Это не потому, что мы не знаем, а потому, что будет сюрприз.

    С.РЫБКА: Возможно, я вас сейчас подставлю, смиритесь, вы опоздали на 25 минут. Этот сюрприз будет связан с возможным запуском полноценным сайта «Союзмультфильма»?

    Б.МАШКОВЦЕВ: В данном случае нет.

    С.РЫБКА: Когда в таком случае ожидать запуска сайта? Просто он да, есть как адрес, там некая заглушка стоит.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Сайт есть как адрес, да, сайт сейчас делается. На самом деле, поскольку мы хотим, чтобы все-таки он выглядел прилично, и за последние полгода мы достаточно сильно пересмотрели свой подход к бренду «Союзмультфильма» самого, не конкретных фильмов, а просто как должен быть оформлен «Союзмультфильм», как он должен быть представлен, то мы осуществили несколько, скажем так, творческих подходов к этому весу. Вот сейчас мы пытаемся этот вес взять, но на самом деле, я думаю, нужно будет подождать еще, по крайней мере, месяц точно.

    С.РЫБКА: Коротко. Этот сайт будет нужен для сообщения некой информации о студии, о текущих проектах, о новостях или там можно будет смотреть мультфильмы?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Это будет сайт, состоящий из нескольких блоков, они будут подключаться постепенно. То есть сначала это будет сайт, посвященный студии как таковой, своей истории.

    С.РЫБКА: Но смотреть, там будет, на что посмотреть?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да, конечно, это же сайт киностудии. Поэтому, конечно, это не о текстах, это о картинках в первую очередь. И там появится потом и плеер, можно будет прямо с сайта смотреть фильмы. В принципе, мы планируем развивать активную сетевую инфраструктуру, деятельность.

    С.РЫБКА: Первую серию, да, ее громко вы уже презентуете на протяжении последних полутора месяцев. Много интервью, много материалов каких-то. Следующие 30 серий с какой периодичностью будут выходить? И как будут представлены, то есть где и как?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Они будут выходить раз в месяц. Соответственно, это будут, в общем-то, те же каналы вещания, с которых мы и стартуем. Добавится, естественно, телевидение. Просто для того, чтобы мы могли сделать нормальные показы на телевидении, нам нужно накопить все-таки несколько серий, чтобы это был какой-то логический блок.

    С.РЫБКА: Телевидение, это будет просто внедрено в эфирную сетку как отдельный показ или, может быть, «Спокойной ночи, малыши» станут площадкой как вариант.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Скорее всего, это будут отдельные показы, поскольку хронометраж «Спокойной ночи, малыши», скорее всего, не сможет вместить серию целиком, а как-то ее разрезать или укоротить не получится.

    С.РЫБКА: Продолжительность серии около…

    Б.МАШКОВЦЕВ: Сейчас шесть с половиной минут.

    С.РЫБКА: Шесть с половиной минут, 30 серий запланировано, раз в месяц выходит. То есть это будет на протяжении долгих…

    Б.МАШКОВЦЕВ: Три года. У нас производство рассчитано на три года.

    С.РЫБКА: Параллельно с этим не ведется ли какой-то работы (я понимаю, что еще нужно замерить успех, неуспех этого продукта), чтобы этот проект в полнометражный, может быть, развивать.

    Б.МАШКОВЦЕВ: По «Простоквашино» у нас пока не было планов на полнометражную историю. Мы об этом и несильно думали, честно говоря, в данном случае. Но пока мы изучали старые серии «Простоквашино» и пытались разобраться, как они устроены, в чем их успех у зрителя, в общем-то, стало понятно, что действительно это фантастическая идеальная система для персонажей сериала.

    С.РЫБКА: Которые можно еще разрабатывать и разрабатывать.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да. Там заложено столько векторов, что нам даже не нужно ничего придумывать от себя, достаточно следовать тому, что было изначально придумано.

    С.РЫБКА: Я предыдущие полчаса, пока Борис задерживался, что-то скакал, даже упрекал его за то, что он задерживается, а он сейчас объяснил, в чем было дело. Был просто на прощании с Олегом Анофриевым, который со студией много работал в советское время. Тут, я думаю, уместно спросить следующее. Было сказано, что в новых сериях «Простоквашино», о которых мы говорили, так или иначе будет уделено внимание памяти Олега Табакова, который тоже недавно нас покинул. Возможно описать, как это будет сделать? Это будет какой-то текст в титрах?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да, это будут титры.

    С.РЫБКА: Просто титр. Фильм в целом посвящен памяти…

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да.

    С.РЫБКА: Об этом будет сказано. Хотелось это уточнить.

    Давайте тогда к вопросам слушателей, которые они присылают на смс-портал наш +7-925-88-88-948, Telegram govoritmskbot, туда тоже пишут. Дмитрий сходу спрашивает: «Будут ли реанимировать «Ну, погоди!» Это вообще по вашей части.

    Б.МАШКОВЦЕВ: «Ну, погоди!», это проект «Союзмультфильма». Слово «реанимировать», конечно, звучит так… лихо.

    С.РЫБКА: То есть «Ну, погоди!» сейчас, скорее, живы, чем…

    Б.МАШКОВЦЕВ: В чем суть происходящего? Персонажи, с которыми мы, сейчас, скажем, «Простоквашино», продолжаем работать или со временем наверняка появятся какие-то проекты, основанные на персонажах, которые были придуманы еще в советское время. Мы занимаемся этими продолжениями не потому, что мы реанимируем персонажи, а потому, что мы считаем, что они до сих пор живы. Они как раз продолжают быть популярными. Они переходят из поколения в поколение, они вечно молоды. И это дает им шанс снова стать героями новых фильмов.

    С.РЫБКА: Слушатель Макс очень интересное направление задает. Сейчас я зачитаю его сообщение. Сперва вопрос: а сколько вам лет?

    Б.МАШКОВЦЕВ: 38.

    С.РЫБКА: То есть в 90-е годы вы точно застали показы, «Дисней» по выходным», «Утиные истории, «Чип и Дейл», «Черный плащ» и все прочее.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да. Мне кажется, я пришелся, в некотором смысле, на идеальное поколение, которое 50 на 50 успело застать и советскую анимацию и уже зарубежную.

    С.РЫБКА: Вопрос от Макса. «Новые «Утиные истории» - это уже серые, кубические. Это непривычно, но детям нравится». Вы видели перезапущенные «Утиные истории»?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Я видел. Меня, как человека, который вырос на старых «Утиных историях», конечно, в первый момент шокировало, что произошло с дизайном.

    С.РЫБКА: А теперь представьте себя на месте тех, кто смотрит перезапущенные.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Правильно. Именно это я себе и представил. Я понял, что чувствуют зрители, когда слышат, например, про новое «Простоквашино», а потом, собственно, я пришел к той же самой позиции, на которой мы сейчас стоим с «Простоквашино». Вообще-то нашим основным зрителем являются дети, и современные дети устроены по-другому. И родители вынуждены в некоторой степени с этим, если не смириться, то, по крайней мере, считаться. Дети сейчас обладают другими вкусами. Поэтому, естественно, мы пытаемся делать кино, которое соответствует представлениям современных детей о, например, стиле или которые по тематике коррелирует с тем, с чем сталкиваются современные дети в жизни. Это не только о «Простоквашино», это в принципе о современной анимации. Поэтому советская анимация была в свое время так популярна, потому что вообще-то она тоже очень точно попадала в свою эпоху.

    С.РЫБКА: Что вы в данном случае имеете в виду?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Например, раз о «Простоквашино» говорим, если вы возьмете диалоги старого «Простоквашино», они же очень много апеллируют к реалиям того времени. Даже сама по себе семья Дяди Федора – это классическая семья той эпохи: у меня братишки нет, у меня есть…

    С.РЫБКА: Советские «Симпсоны».

    Б.МАШКОВЦЕВ: Если хотите. Именно поэтому возникал первый эффект популярности этих проектов, их востребованности со стороны зрителей. Там что-то находили для себя и дети, и родители. В этом смысле эти фильмы были прекрасны, что они подходили действительно для семейного просмотра. Сейчас такое происходит реже, обычно фильмы затачивают под какую-то узкую аудиторию.

    С.РЫБКА: Вы говорите, наверное, все-таки тогда о российских фильмах. Потому что мне кажется, что, в принципе, вся западная мультипликация, будь то сериал или полнометражный мультфильм, если это не что-то фестивальное и заумное, то это как раз от мала до велика.

    Б.МАШКОВЦЕВ: В том-то и дело, что нет. Если вы начнете анализировать успешные западные проекты… В данном случае легче говорить о сериалах, они более прагматично устроены. Они всегда апеллируют к очень узкому сегменту аудитории. Просто если сериал получается, если это творческая удача, то да, он захватывает более широкую аудиторию. Вы упомянули «Симпсонов». «Симпсоны» - это как раз тот самый эффект, когда сериал был явно рассчитан на кого-то одного, а потом стал таким глобальным, мегапопулярным в семейной аудитории проектом.

    С.РЫБКА: Вы сейчас напели «у меня сестренки нет, у меня братишки нет». У Дяди Федора теперь есть сестренка Вера Павловна. У меня свой, персональный вопрос есть. К Чернышевскому здесь есть какая-то отсылка?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Нет, это просто очень удобное сочетание имени-отчества.

    С.РЫБКА: Тогда Нильс Майкл спрашивает: «Почему не просто Вера, без отчества?»

    Б.МАШКОВЦЕВ: Это связано с тем, как устроен характер Веры Павловны. Ее нельзя назвать просто Верой.

    С.РЫБКА: То есть она тем самым похожа на Дядю Федора, которого нельзя назвать просто Федор?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да.

    С.РЫБКА: Хорошо. Если о других проектах говорить, не только о «Простоквашино». В Суздале уже много-много лет существует мультфестиваль, я помню еще какие-то первые свои университетские публикации, тоже о нем какие-то писал. Вот сейчас он, в марте, проходил, закончился. Там был представлен мультфильм полнометражный по Гофману, «Гофманиада». Объясните, как можно один мультипликационный проект делать 16 лет? Именно столько над ним работала студия. Я понимаю, что еще до вашего прихода это началось. Есть объяснение? И есть ли хоть какой-то шанс, что это будет коммерчески успешно после того, как 16 лет было потрачено?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Здесь целая череда факторов, достаточно показательных и для «Союзмультфильма», и в целом для российского кино, наверное. Фильм действительно делался очень долго. С одной стороны, это было связано с тем, что это авторский фильм, он очень рукодельный, он очень сложный, он делается по одной из самых сложных технологий, которые есть в анимации, покадровая кукольная анимация. Там все кукольное. Он начинался еще в ту эпоху, когда компьютерная графика в стране не была сильно развита. То есть это прям такая классика-классика. Я не думаю, что какая-либо студия рискнула бы сейчас повторить этот опыт. Одновременно это и скорость осмысления авторами фильма материалами, с которым они работают. Это постоянно череда сомнений, переделок, изменения концепции.

    С.РЫБКА: Но это как-то их характеризует очень странно, но все-таки 16 лет, за это время выросло несколько поколений.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Это так, да. Но… Это только одна из… Это не проблема, это свойство. Проблема, например, когда у вас финансирование то есть, то есть или когда вы находитесь в ситуации, что у вас студия, которая должна произвести полный метр, а технологически студия к этому не готова. И в течение производства «Гофманиады» студия наработала большое количество технических даже ноу-хау и каких-то приемов, которыми до этого не обладала. Вы работаете в условиях, когда у вас нет в стране индустрии, а производить полный метр в отсутствии индустрии в анимации очень тяжело, даже авторский. Получается, что это работает очень небольшая группа людей, а больше людей, собственно, не существует. Поэтому так медленно.

    С.РЫБКА: Вы про финансирование сами сказали. «Союзмультфильм», как госкомпания, все свое финансирование получает из бюджета или есть какие-то иные источники?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Нет, не все. Собственно, одна из задач «Союзмультфильма» - превратиться в студию, которая способна еще и зарабатывать деньги. То есть, помимо авторского кино, мы должны развивать направление коммерческого кино. То есть в этом смысле студия будет сидеть на двух стульях, если хотите. Мы не будем отказываться от направления, связанного с короткометражным кино. В том числе в этом короткометражном кино есть и достаточно мощное звено авторских фильмов и мощных авторов. Но даже если это ориентированные на детей абсолютно зрительские короткометражки, все равно в плане проката это не очень пока коммерческая вещь, потому что так сейчас устроен рынок. Соответственно, второй ствол – это коммерческие проекты, сериалы и полные метры.

    С.РЫБКА: Я правильно понимаю, что полнометражный мультипликационный проект сейчас у студии один – это «Гофманиада». То есть это то, что можно в кинотеатрах прокатить отдельно от каких-то сборников, полноценно.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да, это самодостаточный проект. Он будет на киноэкранах. А в производстве сейчас находится еще один полный метр, он достался нам от наших предшественников по наследству, это фильм «Суворов». Это уже компьютерная графика, 3D. Мы его делаем не в одиночку, а в содружестве со Студией Горького.

    С.РЫБКА: Это госзаказ? Без какого-то вульгарного смысла я это спрашиваю.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Нет. Как раз суть в том, что госзаказа, в общем-то, не существует. Существуют государственные субсидии, но это была в данном случае в какой-то момент времени инициатива продюсеров студии запустить этот проект.

    С.РЫБКА: То есть это не какое-нибудь военно-историческое общество инициировало?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Нет. Это было именно пожелание продюсеров, которые придумали этот проект. Мы сейчас должны этот проект довести до финального результата.

    С.РЫБКА: Свежее есть интервью. Ольга Любимова, это директор департамента кинематографии Минкультуры. Она рассказывает о том, что есть намерение запустить целый цикл мультфильмов, экранизация русской классики. Она не говорит, в каком виде это будет сделано. Именно для школы. Это в вашей студии будет реализовано? Вы об этом знаете?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Это была инициатива Ассоциации анимационного кино. «Союзмультфильм» один из соучредителей этой ассоциации. То есть это наша профильная, профессиональная гильдия, если хотите. Проект получается, если все получится, если он запустится, то его невозможно сделать силами одной студии, это будет работа нескольких студий.

    С.РЫБКА: Но пока нулевая стадия, то есть еще не отобраны произведения?

    Б.МАШКОВЦЕВ: У нас есть предложения по списку, который составила сама ассоциация. Но поскольку здесь мы вторгаемся на поле системы образования, то, скорее всего, какое-то время уйдет на то, что и министерство образования выскажет свою позицию.

    С.РЫБКА: В общем, придется это все согласовывать силами нескольких ведомств.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Конечно, да. То есть это уже не в чистом виде о тех механизмах, которые работают в художественном кино. Это некая история, которая погранична с системой образования.

    С.РЫБКА: «Гофманиада», о которой было сказано, это кукольный мультфильм. Вы помните, смотрели, слушали самый первый спектакль Гришковца «Как я съел собаку»?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да.

    С.РЫБКА: Помните, там есть момент, когда его персонаж говорит: в телепрограмме подчеркиваешь карандашом в воскресенье мультфильмы, дожидаешься, идешь, смотришь, тебе показывают кукольные мультфильмы какие-нибудь.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Вы когда-нибудь задумывались, как сделан «Чебурашка»?

    С.РЫБКА: Вот. Это хороший пример. Про «Чебурашку» не задумывался, но, например, про «Лошарика» мультфильм я задумывался, от чего он такой кукольный, такой какой-то… бедный, неказистый.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Это вопрос в том, как сделан каждый конкретный фильм. Когда кино сделано хорошо, когда оно вас захватывает, вы не думаете, как оно сделано. Про «Гофманиаду», вообще сейчас уже у людей другая психология восприятия явно. Мы показываем «Гофманиаду» на каких-то превью…

    С.РЫБКА: А они думают, что это отрисовано.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Потом ведем их в музей. Мы сделали экспозицию, посвященную «Гофманиаде», декорации из фильма, куклы из фильма. Они приходят туда и говорят, «ой, как вы хорошо придумали. Но ведь фильм - это же компьютерная графика, зачем вы так мучились и еще делали кукол?» Я говорю: подождите, эти куклы снимались в фильме. Как такое может быть? Никто даже не понимает.

    С.РЫБКА: Почему вы не нарисовали нечто похожее на куклу вместо того, чтобы… Почему?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Это удивительная совершенно история. Я, когда начал заниматься анимацией, я-то начинал именно с трехмерной компьютерной графики, у меня была иллюзия, что вот сейчас 3D должно, в принципе, вытеснить кукол, потому что работать, не скажу, что легче, но как-то комфортнее и вообще эстетически это очень похоже, у компьютерной графики есть свои плюсы. А произошло ровно обратное. Посмотрите, после того, как появилась компьютерная графика, появилась стабильная полнометражная кукольная анимация. То, что делает студия Laika, то, что делает Тим Бартон, такая синергия.

    С.РЫБКА: Да, но это с прицелом на фестивали скорее, что-то такое заумное.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Вообще эти фильмы достаточно успешны. Это же тоже некий инструмент и это некий инструмент, которым кто-то умеет пользоваться, а кто-то не умеет, кого-то вдохновляет, кого-то нет.

    С.РЫБКА: Я скорее даже вел вообще к следующему вопросу. Почему в советской мультипликации, по-моему, очевидно, было больше кукольных мультфильмов, чем в любой другой? В советской, восточноевропейской.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Я думаю, что, во-первых, это некая традиция. Просто так получилось, что в тех странах, где была, возможно, такая централизованная экономика, с кукольной анимацией, вообще с короткометражной анимацией было легче работать. Как вы понимаете, если вы возьмете Западную Европу или США, это всегда рыночная экономика, и кинематограф там развивался исключительно в механизмах рыночной экономики. Это касалось и форматов…

    С.РЫБКА: Как рынок влияет на выбор того, рисовать историю…

    Б.МАШКОВЦЕВ: Он влияет на то, сколько времени, денег и сил вы можете потратить на каждый отдельно взятый фильм.

    С.РЫБКА: Я думаю, я понял.

    Б.МАШКОВЦЕВ: В «Союзмультфильме» в советское время можно было делать короткометражку девять месяцев, год. Собственно, три серии «Простоквашино» или три серии «Винни Пуха» - это каждый раз на круг три года работы, еще и с перерывами обычно между фильмами, пока авторы готовятся, вдохновляются, придумывают новый сюжет. А сейчас мы за три года должны сделать 30 серий. Это другие правила игры. Конечно, кино будет, в том числе, и выглядеть несколько иначе, потому что правила игры поменялись.

    С.РЫБКА: Понятно. Кстати, вы себя именуете киностудией «Союзмультфильм», мультстудия? В принципе такого термина нет или, может быть, у вас есть кинопроекты там?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Нет, в данном случае имеется киностудия, что это не студия, не знаю, интернет-проектов, грубо говоря, вот этот признак, то, что мы относимся в целом к системе кинематографа, хотя, да, анимация от игрового кино отличается очень сильно.

    С.РЫБКА: Вы сказали, что есть целый ряд задач, связанных с тем, что студия должна на серьезные коммерческие рельсы встать и быть, может быть, не столь зависима от бюджетного финансирования. Мерчендайз, мерч так называемый, который точно сейчас можно найти в магазинах комиксов, на каких-то фестивалях. Недавно своему приятелю я подарил набор хоккеистов из советского мультфильма про хоккей. Это ваши или это какие-то посторонние люди делают?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Все больше и больше наши. Это то, на что мы потратили весь предыдущий год, на то, чтобы разобраться с тем, кто, какой мерч является лицензионным, какой – нет, и наладить собственную систему работы с мерчем.

    С.РЫБКА: А что значит «разобраться»?

    Б.МАШКОВЦЕВ: На рынке всегда присутствует какое-то количество легальных товаров и, в данном случае, нелегальных, нелегальных именно по признаку того, что не была куплена лицензия.

    С.РЫБКА: Вам удалось нелегальное именно забороть, то есть что-то взыскать?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да, это постоянный процесс и он будет идти перманентно, потому что всегда какой-то сектор рынка нелегальный остается, и нужно постоянно его контролировать и осаживать.

    С.РЫБКА: По случаю выхода новых серий «Простоквашино», может, планируются какие-то спецсерии, опять же, фигурок, прочих каких-то изделий, или вы об этом пока еще не думали?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Наверняка появятся. Это не появится в связи с выходом первой серии, пока еще рановато. Но, конечно, в современном мире доходы анимационных студий устроены следующим образом: процентов 30 – это доход от того, что вы продаете сами фильмы, права на фильмы, и 70% - от того, что вы продаете лицензии на производство мерча и каких-то других продуктов.

    С.РЫБКА: Словосочетание или наименование Запорожец Heritage вам известно?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да. Это лицензионный.

    С.РЫБКА: Лицензионный.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Да.

    С.РЫБКА: Просто слушатели уточняют.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Мы сами носим, рекомендуем.

    С.РЫБКА: Принимается. У нас остается около семи минут. Что пишет слушатель 13-й, что, в общем, в предыдущих сообщениях тоже было, по крайней мере, как настроение? «Союзмультфильм» далеко не «Пиксар», не в обиду», - пишет 13-й. Да, «Союзмультфильм» не «Пиксар». Но вы наверняка смотрите на то, что там делается?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Конечно. Вообще «Пиксар» российскими аниматорами очень любим.

    С.РЫБКА: У вас нет опасений или возражений по поводу монополизма в этой области?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Монополизма с чьей стороны?

    С.РЫБКА: Со стороны «Пиксар», «Диснея». То есть скоро вся планета будет смотреть только мультфильмы их.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Вообще-то вся планета двигается к тому, что она все активнее смотрит мультфильмы. Поэтому стали появляться уже и такие каналы, как «2х2», который демонстрирует молодежный контент. А дальше мы все постареем, и наверняка появятся анимационные фильмы для возрастной аудитории 50+. Все это нам еще предстоит. На самом деле, поскольку производство мультфильмов дело очень медленное, то, скорее всего, места хватит всем: и «Пиксару», и «Диснею», и «Союзмультфильму», и большому количеству российских студий, которые сейчас активно что-либо производят для детей и подростков. Но конкуренция, да, действительно очень высокая. Конечно, мы не можем себе позволить того, что могут позволить себе американские мейжеры, опять же потому, что мы сейчас… 10 лет назад мы начали с нуля. Наша анимация начала развиваться с нуля 10 лет назад.

    С.РЫБКА: Сколько в России студий, который имеют действительно вес, какое-то значение, опять же, внутри страны, мультипликационные, кроме «Союзмультфильма»?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Я думаю, что это где-то порядка 10, может быть, 15 студий суммарно. Вы можете просто посмотреть по наиболее известным проектам, скорее всего, это будет порядка 10 проектов.

    С.РЫБКА: Вопрос наивный, не очень взрослый. Как вы оцениваете «Тайну Коко», которая «Оскара» взяла в этом году?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Вы знаете, мне очень понравилось, притом, что я, зная тематику фильма, я шел на него с очень большим скепсисом. Но он удивительным образом захватывает, именно когда ты его смотришь.

    С.РЫБКА: Я называю этот вопрос наивным, потому что я абсолютно был уверен, что вы скажете, да, что он хорош, что он удался. Следующий вопрос за этим. Вам не кажется, что «Пиксар» немножко зациклился вот в этой парадигме «мы создаем некую Вселенную, эта Вселенная роботов, Вселенная машин, Вселенная покойников и просто в конкретной Вселенной раскручиваем, в общем-то, понятную всем, может быть даже совершенно несвежую историю»? Согласны ли вы с этим? Не ведет ли это в тупик?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Сложно сказать. Во-первых, каждый автор делает то, что у него получается. Невозможно себя сломать об колено. Если ты сам интуитивно генерируешь подобные истории, то это не значит, что ты способен также хорошо какие-то другие истории писать. То есть это, возможно, какое-то внутреннее устройство авторов пиксаровских сценариев. Во-вторых, да, конечно, в этом наверняка есть определенный прагматизм. Кино – очень рисковое дело. Вы должны вбухать, в случае с «Пиксаром», сотню миллионов долларов, в производство фильма, который должен с первых же дней либо начать окупаться, либо он сразу провалится и уже никакого шанса не будет перезапустить проект.

    С.РЫБКА: Короче, «Пиксар» не очень рискует.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Поэтому, конечно, все стараются по возможности снизить риск. Если они понимают, что такая тематика востребована, то почему бы не попытаться повторить это еще раз.

    С.РЫБКА: По поводу «Простоквашино». Есть планы и, может быть, уже есть наработки переозвучки для демонстрации за рубежом?

    Б.МАШКОВЦЕВ: Мы наверняка будем выводить наш проект за рубеж. Анимация в этом смысле очень благодатная почва, потому что мультфильмы достаточно универсальны, их с удовольствием смотрят дети во всем мире. Но вот это переозвучивание на другие языки, вообще-то оно делается не внутри страны, всегда нужно, чтобы это делали носители языка. Поэтому мы тоже самое, продаем лицензию зарубежным партнерам и просто контролируем, чтобы их актеры озвучания соответствовали по образам нашим критериям.

    С.РЫБКА: Около двух минут у нас остается. Давайте все-таки слушателей по телефону к нам подключим. Наушники надевайте, пожалуйста. 73-73-948. Будьте кратки, емки. Спрашивайте. Здравствуйте.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Юля. У меня будет благодарность, напоминание и вопрос. Благодарность вашему гостю, отдельно благодарность за «Фиксиков», а также создателям пин-кода «Смешарики». Это настоящая прикладная физика, математика и химия в мультипликации, можно в школе детям показывать. Напоминание будет о прекрасном мультсериале, который, к сожалению, сейчас забыт, это последняя Татарского работа «Гора самоцветов». Слушатели пусть посмотрят этот мультсериал прекрасный. А вопрос вот какой. Наш самый главный мультканал по телевидению – это «Карусель». Почему «Карусель» в свою сетку ставит а-ля «Телепузиков»? Большинство мультиков тупые, никчемные, иностранные. Почему большинство мультиков не наши добрые российские, даже советских нет мультиков? Спасибо.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Вы знаете, это вопрос совершенно простейшей математики. Сейчас, кстати, она начала улучшаться. Мы просто не способны пока в стране произвести столько фильмов, чтобы заполонить целый телеканал. Поэтому телеканалы выкручиваются и смешивают эфир отечественным и зарубежным.

    С.РЫБКА: В таком случае есть все равно следующий вопрос. А как вы относитесь к квотированию так называемому? И в кинотеатрах, возможно, и на телеэкранах, из соображений, что нужно тиражировать и как можно обильнее представлять русские продукты? Давайте отказываться и ограничивать иностранные мультфильмы.

    Б.МАШКОВЦЕВ: Именно такое прямолинейное квотирование, когда отсекается какое-то количество зарубежного контента, спустя какое-то время обычно приводит к тому, что понижается конкурентоспособность отечественного кино. То есть российские сериалы сложились на стихийном рынке и они оказались удачными, потому что они конкурировали с топовыми проектами. Но вообще-то конкурировать очень тяжело. Мы должны внутри страны окупить то, что остальные проекты, которые появляются здесь, окупают на территории всего мира. Поэтому, конечно, нам очень нужна поддержка государства и не только в виде прямых субсидий, но как раз различные льготные режимы, которые позволят нам повысить конкурентоспособность, вот прагматичные экономические вещи.

    С.РЫБКА: Спасибо. Говорили о мультфильмах. Закончили на чем-то прагматичном. Но все равно я напомню, что третьего числа новую серию «Простоквашино» где-то в сети представят. Пока гость не готов нам об этом сказать. Будем ждать.

    Версия для печати

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus