• Глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский в программе «Умные парни» 21 мая 2018 года

    15:00 Май 21, 2018

    В гостях

    Антон Кульбачевский

    Глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы

    В. КАРПОВ: 15 часов 5 минут, в эфире программа «Умные парни», у микрофона Владимир Карпов. С нами сегодня Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Антон Олегович, здравствуйте.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Здравствуйте.

    В. КАРПОВ: Давайте начнём с акции «Миллион деревьев», которую вы анонсировали в том числе в нашем эфире. Всё, все высажены? Акция завершена торжественно или как?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну акция, наверное, завершится ещё дай бог лет через 10, потому что не в каждый московский двор она зашла, пока что только 5 лет она проходит, где-то треть московских дворов мы уже доозеленили, потому что в каждом дворе уже есть какая-то сформированная зелень, какие-то вариации. Эта акция дает право жителям и возможность досадить зелёные насаждения в свой двор по упрощенной схеме, наверное, вот так общо скажу, потому что было много проблем с бюрократической точки зрения, когда Сергей Семенович обратил на это внимание, это было осенью 2013 года, как раз была объявлена эта акция. И ещё раз повторюсь, мы уже высадили за 5 лет более 2 миллионов деревьев и кустарников в московских дворах. Если брать весну этого года, то это было 4.5 тысячи деревьев и 182 тысячи кустарников, мы их как раз в московских дворах высаживали. Весенние высадки у нас проходят под эгидой портала «Активный гражданин», то есть это через портал «Активный гражданин», через сеть Интернет жители сделали заявки, мы, скажем так, ударно трудились весной по озеленению своих дворов.

    В. КАРПОВ: На что прежде всего подают заявки? – на доозеленение или где-то на переозеленение, кому-то не нравятся тополя и с ними сражаются сейчас интенсивно? У меня во дворе все поспиливали.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Тополя у нас меняются, скажем так, в штатном режиме, специальной программы нет, их около 300 тысяч в городе, если взять из 12 миллионов всех деревьев, которые произрастают на территории города, то есть 300 тысяч составляют тополя. С ними, конечно, есть проблемы, но ещё раз говорю, что в том числе по акции «Миллион деревьев», конечно, некоторые породы деревьев меняются на более устойчивые, на более приемлемые, наверное. У нас есть буклет, который мы размещаем как раз на сайте акции, там около 80 наименований деревьев и кустарников, как раз тополь там тоже присутствует, но уже не пушащие его разновидности.

    В. КАРПОВ: Это сейчас из тех, что высаживают, уже те, которые пуха не дают, я правильно понимаю?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну да, мы подбираем такой породный состав, который меньше в будущем будет приносить проблем, чем, допустим, вот эти пушащие тополя, которые в основном высаживались в 1950-1960-х гг. прошлого столетия в нашем городе.

    В. КАРПОВ: В этом году только осенью, если я правильно понимаю, будут ещё высадки? Сейчас пока приостановили деятельность, занимаются текущими?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, у нас два этапа, осенний и весенний. Сейчас мы собираем заявки на осень, они уже идут не через портал «Активный гражданин», осенние посадки у нас связаны с обращениями на сайт, в управу, в префектуры, то есть это две коммуникации, мы их разделили таким образом.

    В. КАРПОВ: Просто это для того чтобы знать в том числе и нашим слушателям, если они сейчас не попали в весеннюю акцию, а хотят попасть в осеннюю, тогда им нужно писать через сайт ваш или через кого? Через местных…

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Либо письменное обращение в управу, в префектуру, в наш департамент, либо обращение опять же на сайт вот этих управы, префектуры, нашего департамента. Наверное, осенью рассматриваются такие заявки. Через портал «Активный гражданин» все высадки мы осуществляем в весенний период.

    В. КАРПОВ: Хорошо, принимается.

    Тогда ещё об одной акции, которая проводилась, – это «На работу на велосипеде». Эта акция прошла 18 мая. Если хотите, начну с анекдота, но не в том смысле, чтобы кого-то рассмешить, а история…

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Я с удовольствием послушаю.

    В. КАРПОВ: …которая произошла с моим знакомым, который работает в одной из бюджетных организаций, подчиненной московским властям. Он приехал на работу на автомобиле как раз, обратил внимание на то, что парковка пустая, даже обрадовался этому. Радовался недолго, потому что охранники его на территорию не пропустили – объяснили это тем, что: значит так, товарищи, сегодня все должны были приехать на работу или на велосипеде, или как-то иначе, но точно без автомобиля, а если вы этого не расслышали, то это ваши проблемы. В итоге всё это вылилось в то, что многие оставляли свои автомобили где-то во дворах близлежащих, не бросать же машину на проезжей части. В общем, это превращается в какой-то степени в анекдот действительно. Вы на чем добирались до работы 18 мая?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Я на велосипеде уже традиционно принимаю участие в этой акции «На работу на велосипеде» и «День без автомобиля», потому что считаю, что для экологии города, скажем так, замена автомобиля на любой экологически чистый вид транспорта есть благо. Наверное, своим примером показываю, что хотя бы несколько дней в году можно сделать над собой усилие, отказаться от автомобиля и проехаться по нашему прекрасному городу на велосипеде. Всё время получаю массу ощущений, уже вошло в привычку, начинает по крайней мере вырабатываться полезная привычка, как я считаю. Я думаю, что количество таких поездок я буду делать, совершать всё чаще и чаще с течением времени, потому что уже как бы приспособился, понимаю, как строить рабочий день, как переодеться, где что делать, чтобы дресс-код выдержать, потому что на велосипеде в основном, конечно, перемещаться удобно, но в костюме, поверьте мне, это делать не совсем удобно, поэтому…

    В. КАРПОВ: Удобно, но непрактично, получается так.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, поэтому надо всё время переодеваться. А то, что есть какие-то перегибы, я считаю, что это в любом случае, наверное, неправильно, потому что…

    В. КАРПОВ: Или нужны как раз именно такие перегибы, когда нужно в том числе государственным служащим запрещать пользоваться автомобилем, с тем чтобы они пересаживались на велосипед, с тем чтобы личным примером, так сказать, вели за собой всех остальных москвичей?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну у нас есть уже такие руководители в Правительстве Москвы, которые постоянно приезжают на работу на велосипеде, в этом нет уже ничего зазорного, это уже воспринимается как какой-то образ жизни, образ мышления. Еще раз говорю, что заставлять, конечно, никого нельзя, но людям показывать путь какой-то в сторону, наверное, какой-то альтернативы… Привыкли мы к автомобилю, а автомобиль – это определённый футляр, которым мы закрываемся от окружающего мира и практически ничего не видим, города ты не увидишь из окна автомобиля. А вот глазами велосипедиста когда я смотрю на город, он мне начинает нравиться всё больше и больше.

    В. КАРПОВ: Но здесь вы должны в тесном контакте с вашими коллегами из Департамента транспорта, насколько я понимаю, вот эту всю работу отлаживать: вы заинтересованы в том, чтобы было меньше автомобилей, потому что воздух чище, они заинтересованы, потому что дороги свободнее. Вот этот контакт налажен? Насколько он эффективен?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Мы очень эффективно сотрудничаем с Департаментом транспорта, вы совершенно правы, очень много у нас созвучных тем. Опять же, две стороны медали, аверс и реверс, но в принципе суть одна, поэтому у нас взаимодействие налажено, есть общая политика, все, скажем так, общие тенденции, цифры. То есть мы в этом смысле двигаемся в таком заданном правильном направлении, чётко понимая, что решение транспортной проблемы есть в том числе улучшение экологии и качества атмосферного воздуха.

    В. КАРПОВ: Когда сами ездите на велосипеде, наверняка тоже пытаетесь отслеживать динамику удобства перемещения на этом виде транспорта. Вот честно только, удобно или нет?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: В некоторых местах не совсем удобно. Если взять центральную часть города, я вот еду всегда с Академического района (это практически метро «Профсоюзная»), пока доезжаешь до «Октябрьской», более-менее проблем, наверное, нет, потом уже начинаются проблемы именно с тем, что много очень подземных переходов. Понятно, что они оборудованы, можно уже велосипед, скажем так, не нести на себе, а скатить и поднять его по специальным пандусам, но в любом случае, конечно, вот эти вот остановки в движении… Где-то нет ещё, скажем так, велодорожек, где можно проехать, поэтому ты уже принимаешь решение, либо тебе ехать по тротуару, что, наверное, тоже не совсем удобно для пешеходов, которые велосипедистов на тротуарах вообще не замечают…

    В. КАРПОВ: И небезопасно.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, и небезопасно. Ну и очень много людей заметил вот в эту поездку, что люди ходят по тротуарам все в гаджетах, человек уткнулся и идёт, он вообще не видит вокруг себя ничего; сигналишь, пытаешься как-то объехать. Вот, наверное, такие два ещё несовершенства, которые надо преодолеть, всё остальное вполне реально. То есть я вот на машине ехал, допустим, минут 35-40, что на велосипеде я еду то же самое время, я получаю удовольствие прежде всего.

    В. КАРПОВ: То есть акции ещё быть? Хорошо, принимается.

    Ну и близкая тема – тема качества воздуха в Москве. И вот здесь я обратил внимание на продолжающуюся вашу пикеровку с «Greenpeace», которые обвиняют Департамент природопользования, вас лично в том, что вы пытаетесь всё время какую-то информацию то ли утаить, то ли исказить. Что вообще происходит? Я смотрю, сайт заработал всё-таки.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Сайт заработал, как мы и обещали.

    В. КАРПОВ: Сайт экомониторинга.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, в текущем режиме. Еще раз говорю, это произошло не благодаря «Greenpeace», в этом нет их заслуги, это наша плановая была приостановка, плановая модернизация, о чем мы извещали все природоохранные структуры, в том числе и зарубежные, их представительства. Поэтому в этом смысле не вижу, что есть какой-то конфликт. Есть, наверное, какие-то разночтения, «Greenpeace» задает вопросы, какие-то претензии по поводу того, что неправильные нормативы мы какие-то используем. Я уже в прошлый раз объяснял, что у нас происходит с нормативами по сероводороду, так общо скажу, потому что это такая всё-таки более профессиональная…

    В. КАРПОВ: Нет, лишним не будет точно ровно потому, что вас обвиняют в том, что вы, в частности, публикуете некорректные данные о концентрации сероводорода в воздухе, как будто бы занижаете их сознательно.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну ничего мы не занижаем. Еще раз повторюсь, что в Российской Федерации существует только один норматив, это по дискомфорту. Есть нормативы по дискомфорту, когда мы их определяем в воздухе носом, да, либо есть нормативы, которые, скажем так, оказывают влияние на здоровье человека. Вот у нас единственный в Российской Федерации норматив по сероводороду как раз рассчитан на дискомфорт. Поэтому в связи с тем, что отсутствует норматив в Российской Федерации по вреду для здоровья…

    В. КАРПОВ: То есть предельно допустимая концентрация, ПДК так называемая?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Так точно. Мы берём норматив возовский, меряем по нему. ВОЗ – это Всемирная организация здравоохранения, самый жёсткие у неё нормативы, в принципе рекомендованные всем странам, в том числе европейским, мы с ней активно сотрудничаем и считаем, что это корректно при отсутствии норматива в Российской Федерации. Хотя Роспотребнадзор сейчас рассматривает этот вопрос, скорее всего, в ближайшее время этот норматив будет утвержден на федеральном уровне, и нам станет легче уже работать, наверное, «Greenpeace» тогда найдет какой-то другой повод, чтобы нас покритиковать, это очень важно, чтобы какой-то повод был, поскольку я уже из 8-летнего своего общения с «Greenpeace» понимаю, ни разу ещё не было, чтобы они были довольны всем, что мы сделали. Может быть, это хорошо, это заставляет нас работать лучше, слушать, думать и всё остальное. Поэтому в этом смысле я ещё раз говорю, что по ВОЗ я считаю, что это в данный момент самое корректное решение, по нормативам Всемирной организации здравоохранения.

    В. КАРПОВ: То есть если не пахнет, то вроде как дискомфорта нет, поэтому вы ничего не сайте и не регистрируете, не фиксируете?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Даже если и пахнет, то в любом случае мы говорим о том, что это всего лишь запах, это дискомфорт, но нет никакого вреда здоровью и быть не может, вот, наверное, почему «Greenpeace» считает… Им бы хотелось, наверное, чтобы было больше паники, чтобы больше людей, скажем так, тревожились какими-то малозначительными проблемами.

    В. КАРПОВ: Кстати, может быть, они и правы, в том смысле, что вы же выступаете за чистоту воздуха в Москве. Если бы вы выступали всё время с алармистскими заявлениями из серии «В Москве ужасный воздух», «В Москве абсолютно небезопасно дышать нормальным москвичам, давайте отказываться от автомобилей», может быть, вас и слышали бы больше, нет?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну мы сделаем заявления, но, наверное, не такие удручающие, никого не пугаем в любом случае, объясняем современные тенденции, говорим о том, что в нашем мегаполисе, в Москве, в современном мегаполисе надо менять образ жизни. Мы это делаем в любом случае как-то корректно, никого не пугая, не путая, не поднимая никакую панику. Вот, наверное, в чем наше отличие, а задачи и цели скорее всего совпадают.

    В. КАРПОВ: Почему не получается с ними сотрудничать?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну почему не получается? В каких-то моментах мы с ними единомышленники, в каких-то расходимся. Разные задачи: наш департамент – это, наверное, больше всё-таки орган исполнительной власти, который призван работать, достигать определённых результатов, ну а у «Greenpeace» несколько другая стезя, они в основном присутствуют в соцсетях, в СМИ размещают свои материалы иногда грамотные, иногда очень как бы так…

    В. КАРПОВ: …вызывающие.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, я бы сказал. Поэтому разные задачи: они пиарятся, мы работаем, поэтому нас и критикуют.

    В. КАРПОВ: Хорошо.

    Если говорить о динамике – это я опять о чистоте воздуха – сделано-то за последние годы, судя по отчётам и вас, и ваших коллег, как будто бы немало. Здесь можно опять вернуться и к велосипедам, и к призывам пользоваться общественным транспортом, много чего ещё можно вспоминать. А что у нас с динамикой чистоты воздуха, с тем, чем мы дышим?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: За 8 лет у нас тенденция, скажем так, переломилась: если в 2010 году мы говорили о том, в основном говорим о выбросах от автотранспорта, потому что от атмосферного воздуха зависит уже состояние всех остальных природных сред, мы, конечно, всё это в комплексе рассматриваем.

    Но главное – это всё-таки загрязнение воздуха, главный вызов, наверное, крупного мегаполиса, Москва не исключение, мы не отличаемся этим ни от Нью-Йорка, ни от Парижа, ни от Пекина, ни от Лондона, то есть со всеми в этом смысле в том числе конкурируем. Вот в 2010 году у нас был автопарк автомобилей около 3.5 миллионов штук, ну и выбросы были около 1 миллиона тонн. Вот нам за 8 лет – я в общем говорю – удалось снизить это количество до 860 тысяч тонн. То есть, грубо говоря, 140 тысяч тонн нам удалось у автомобилей отвоевать буквально за эти 7 лет. Я считаю, что это такой серьезный успех для мегаполиса, это около 15%, это я говорю в общем о количестве вредных веществ. Но если взять из этих 140 тысяч тонн, если их в процентном соотношении разделить на группы вредных веществ, скажем так, которые очень вредны в том числе для здоровья наших граждан, и более щадящие, то здесь где-то 80% как раз из этой сумму составляют вредные вещества, такие как диоксид азота, углерода, естественно, мелкие и взвешенные частицы, которые, наверное, главный бич и главный раздражитель, главная угроза для здоровья.

    В. КАРПОВ: Пыль?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, это мелкая пыль техногенная, которая образуется от стачивания асфальта, автомобильной покрышки, кортов различных, колодок опять же тормозных. В этом смысле эта пыль, наверное, самая вредная.

    В. КАРПОВ: А за счёт чего этого добились? Автомобилей меньше не стало, было 3.5 миллиона…

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: …сейчас уже 4.5, то есть в год они увеличиваются где-то на 200-300 тысяч. Об этом я и говорю, то есть несмотря на то, что автопарк города увеличивается, тенденция идёт снижения. Ну прежде всего, конечно, это градостроительная политика, это транспортная политика, всё в комплексе. Во-первых, расширилось количество и площадь улично-дорожной сети, машины стали меньше стоять в пробках, то есть уже все это замечают.

    В. КАРПОВ: Требования к уборке улиц изменились как-то или нет?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Требования к уборке, регламенты, были понижены газоны, много-много было сделано, для того чтобы снизить вот это вот воздействие автотранспорта на непосредственно атмосферу города. В этом смысле за 8 лет, я считаю, что развивался общественный транспорт, сейчас строятся транспортно-пересадочные узлы, Московское центральное кольцо, которое тоже одно из таких крупных достижений этого периода, транспортная артерия поменяла парадигму, транспорт вообще всего города. Ну и сейчас те тенденции, которые происходят, те проекты, которые реализуются и находятся уже на стадии своего завершения, конечно, тоже внесут вклад в это вот улучшение. Мы с топливом стали работать, то есть мы перешли – раньше, чем вся Российская Федерация – на реализацию топлива не ниже Евро-5, это тоже дало определённый эффект. Есть ограничения по въезду на территорию города для грузовых автомобилей, для автобусов. Это тоже всё в совокупности по процентику, по полпроцента эффект дало, в совокупности дало такой вот на мой взгляд очень неплохой результат.

    В. КАРПОВ: Я, возможно, сейчас задам несколько отвлеченный вопрос, но правда интересно. Вот та пыль знаменитая наша не только московская, но и российская в принципе, – она вообще победима или нет, или у нас климат такой, что не позволяет нам абсолютно полностью эту пыль победить и грязь?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Климат есть, да, то есть определённый, скажем так, состав почв, который, может быть, отличается в том числе от европейских или скандинавских стран, где больше уже такие каменистые почвы. Здесь, наверное, самое главное работать ещё над асфальтом, над асфальтовым покрытием, как японцы в Токио практически сняли эту проблему – не сняли, но уменьшили в разы. Они запретили, во-первых, езду на шипованной резине, это первое.

    В. КАРПОВ: Это сложнее нам.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Я согласен, я это не предлагаю, я просто говорю, какие меры были приняты японцами, потому что сейчас, боюсь, после эфира скажут, что Кульбачевский хочет отменить шипованную резину, это не так в любом случае. Ну и есть понятие, всё-таки покрышка делается из искусственного каучука либо из натурального, они как бы запретили поставку на японский рынок и производство непосредственно искусственных каучуков, что тоже дало определённый результат. Ну и больше стало электротранспорта, более… Скажем так, они шли по такому же пути, по которому идем сейчас мы.

    В. КАРПОВ: Это вот то, чего добились в Токио прежде всего?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну у них по мелким взвешенным частицам динамика за последние 20 лет колоссальная, они их уменьшили на 70%. Воздух стал намного чище в Токио, чем, допустим, в конце 1990-х и начале 2000-х гг., тогда это был загазованный город, был смог, а сейчас его нет.

    В. КАРПОВ: Что вы предлагаете сделать в Москве? С шипами уже понятно, мы разобрались, это абсолютно невозможно. Менять что?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: В любом случае, если традиционные меры уже, скажем так, не помогают, сейчас мы перебороли отрицательную динамику, но я чётко понимаю, что когда мы закончим реорганизацию транспортной системы города, улучшим требования, скажем так, к зданиям и сооружениям с экологической точки зрения, то всё равно на каком-то этапе мы остановимся, и опять тенденция может пойти на спад. Поэтому здесь технологии в основном. Технологии – это электротранспорт прежде всего, который уже, скажем так, меньше тормозит по своим техническим свойствам. То есть на электромобиле когда ездишь, очень хорошо идёт торможение за счёт двигателя. Я вот езжу по выходным на электромобиле, колодки ходят, уже более 100 тысяч, например, чем в обычном автомобиле. Ну вот ещё раз говорю, высокотехнологичные вещи – за ними будущее.

    В. КАРПОВ: То, что вы рассказываете, просто в это верится как-то с трудом, когда за счёт того, что используют электротранспорт, за счёт того, что запрещают шипы, уменьшается количество пыли в городе на 70%, приводите в пример Токио. Нам кажется это абсолютно невозможным, мы пытаемся понять или представить вообще, что можно сделать у нас. С электротранспортом напряженка, с каучуками натуральными в наших экономических условиях тоже, наверное, возникнут проблемы. То есть неясно, с какой стороны вообще подходить.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну почему? Мы же проводим кучу мероприятий, очень большое их количество, они эффективны. Это я как дополнительные меры, мы же с вами рассуждаем.

    В. КАРПОВ: Я понимаю, в качестве фантастики.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну не фантастики, может быть… Тот же, допустим, Wi-Fi повсеместный тоже был фантастикой буквально 10 лет назад, сейчас он есть в каждом вагоне метро, это нормально, мы к этому привыкли, считаем это уже нормой жизни.

    В. КАРПОВ: То есть вы не исключаете, что где-нибудь лет через 10, придя домой в белых туфлях, вам не нужно будет сразу протирать их влажной тряпочкой, для того чтобы убрать толстенный слой пыли?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да нет, я даже верю в это. Я ради этого и работаю, все мои усилия направлены именно на то, чтобы город стал чище и жизнь в нем была более комфортной.

    В. КАРПОВ: То есть Департамент природопользования Москвы реально работает над тем, чтобы пыли в Москве стало меньше?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, очень такой, наверное, правильный посыл, не буду с ним спорить даже.

    В. КАРПОВ: Хорошо, принимается.

    Еще одна тема, на которую тоже хотел бы обратить внимание, – это приближающийся купальный сезон. Он у нас традиционно начинается в начале лета, перед этим следует такая длительная череда различных согласований с различными службами мест для купания в столице. Я так понимаю, что сейчас, за несколько недель до начала лета, эта работа тоже активно ведется. Что у нас с пляжами в этом году?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Для нас это традиционная работа: в зимний период мы готовимся к зимнему периоду (где-то, наверное, с начала ноября), а весь май месяц мы как раз готовимся уже к летнему сезону. Слава богу, не такой, скажем так, холодный май, как в прошлом году…

    В. КАРПОВ: Блестящий май в этом году.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Блестящий май, да, всё зацвело, всё распустилось. И люди, конечно, потянулись на природу, потому что тянет в любом случае городского жителя, чтобы посетить в выходные дни (особенно те, кто не могут покинуть территорию города, на дачу уехать либо в другой регион), конечно, в городе эти условия должны быть, то есть люди в выходные дни не должны ломать себе голову, где отдохнуть, где искупаться, где поиграть, допустим, в волейбол или заняться каким-то водным видом спорта. И вот, конечно, это уже отработанная тема, мы готовим традиционно на своих территориях, на особо охраняемых природных территориях у нас 5 зон отдыха с купанием и 13 зон отдыха без купания. Все они практически готовы.

    Для тех, кто подзабыл, напомню: озеро Черное в Зеленоградском округе, 2 пляжа в Серебряном бору (Серебряный бор 2 и 3), зона отдыха «Тропарёво» (как раз зона отдыха, в которой моё детство прошло, очень хорошо знаю этот лесопарк) и зона отдыха «Белое озеро» в Косинском, в природно-историческом парке «Косинский» (Восточный административный округ). Там Роспотребнадзор по крайней мере с начала июня до середины июля практически всегда разрешает купание, потому что ещё раз напомню, что решение принимает всё-таки санитарно-эпидемиологический орган, потому что по экологии у нас качество воды в этих водоёмах, которые я назвал, вполне соответствует нормативам, то есть нет никаких загрязнений именно химических, а вот бактериологические вполне возможны. Поэтому самое главное – это безопасность, Министерство чрезвычайных ситуаций тоже принимает активное участие, потому что это и спасательные службы, обязательно зона отдыха с купанием должна быть оборудована вышками спасательными, инвентарем, «скорая помощь» обязательно дежурит в выходные дни, чтобы опять же оказывать какую-то в случае чего бы то ни было, какую-то помощь. Ну и мониторится практически всё: песок, инвентарь и дно, качество воды.

    В. КАРПОВ: Я напомню, с нами сегодня Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Мы сейчас расстанемся на время информационного выпуска, после этого вернёмся и продолжим.

    НОВОСТИ

    В. КАРПОВ: 15 часов 36 минут, в эфире программа «Умные парни», у микрофона Владимир Карпов. С нами сегодня Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

    Еще немного о местах для отдыха для москвичей, по поводу зон, где можно искупаться. Вы справедливо перечислили те самые традиционные, а почему их больше не становится?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Больше не становится, ещё раз говорю, пока ещё всё-таки поверхностные водные объекты у нас подвержены определённой серьезной нагрузке. В этом смысле, конечно, уже в центре города, на юге, юго-востоке, где Москва-река уже проходит практически через весь город, ещё присутствуют в любом случае, скажем так, условия для развития болезнетворных вот этих вот микроорганизмов, которые могут инфицировать купающихся людей. Это не говорит о том, что люди не купаются, то есть несмотря на запреты купаются у нас в различных местах, но в любом случае, следуя российскому законодательству, не предупреждать людей о том, что можно купаться либо нет, нельзя, то есть мы в любом случае эту работу проводим. Но у нас даже в Административном кодексе нет штрафа за купание в неположенном месте, это просто вот так. То есть в основном все несчастные случаи в купальный период происходят, когда люди пытаются купаться именно в неположенных и запрещённых местах.

    В. КАРПОВ: Ну потому что они не оборудованы, потому что за этими местами никто не следит, логично.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да.

    В. КАРПОВ: Сама Москва-река чище не становится? Вообще водоёмы в Москве?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну если взять тенденции, то, конечно, как и воздух, в том числе и водные объекты очищаются, но пока ещё этой динамики недостаточно, для того чтобы увеличилось количество мест купания. То есть есть места именно там, где люди купаются сейчас, либо бьют ключи, родники, то есть вода обновляется, либо это места на входе в город, Москва-реки, если взять Серебряный бор, там очень такое неплохое течение, всё вредное проходит.

    В. КАРПОВ: Поэтому там качество воды значительно лучше, но пока в перспективе по крайней мере ближайшей таких мест больше не станет в столице?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Надеемся на то, что станет, но пока, скажем, последние 5 лет их количество, адресные ориентиры пока что не увеличиваются, хотя мы надеемся и работаем над тем, технологии какие-то подыскиваем, экспериментируем, для того чтобы увеличить количество вот этих вот мест и зон отдыха с купанием. Есть ещё, наверное, альтернатива водному объекту – это бассейны, тоже не везде они, скажем так, пользуются популярностью…

    В. КАРПОВ: Ну это просто не ваша зона ответственности.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну почему? На наших территориях мы как бы тоже привлекаем в том числе инвесторов, которые эту услугу могут населению оказывать. Но ещё раз говорю, что здесь такая география, вот в Строгино, например, это пошло, там количество бассейнов с каждым сезоном увеличивается, они востребованы, а, допустим, в Тропаревском парке слишком маленький пруд, бассейн этот встал, загородил людям, скажем, традиционное пространство и не совсем понравился. Поэтому в этом смысле мы экспериментируем, там, где не идёт тема, как на Шибаевских прудах в Кузьминки-Люблино, мы подыскиваем те места, где, скажем так, это востребовано.

    В. КАРПОВ: Битва за окультуривание тех мест, где отдыхают москвичи, я имею в виду в том числе и Серебряный бор, например, такая ежегодная тоже, там пытаются оборудовать всё время какие-то площадки, в итоге всё равно люди уходят в леса, – эта борьба продолжается? Какие-то успехи есть?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Успехи есть. У нас более 270 пикниковых точек сейчас на ОПТ, мы нанесли на наших территориях, за которые наш департамент отвечает. Это в принципе закрывает определённую потребность, но скажу, что практически на каждую точку есть колоссальный спрос и даже очередь.

    В. КАРПОВ: Да.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Если мы берём какие-то выходные дни, мы ужесточили ответственность за приготовление в том числе пищи на мангалах на различных переносных, скажем так…

    В. КАРПОВ: Одноразовых.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Одноразовых, да, вот этих вот историях, оборудование, 5 тысяч рублей сейчас штраф. В принципе совместно опять же с полицейскими, с МЧС наши инспектора в ежедневном режиме, особенно в пожароопасный летний период, делают обходы. Также есть у нас, если брать зону парка Москворецкий, Кировская пойма, Строгинская пойма, Серебряный бор, там у нас катера специальные, которые патрулируют тоже каждые полчаса акваторию и смотрят: если где-то костерок, скажем так, или дымок есть, они высаживаются на берег, предпринимают меры. Как правило, вначале предупреждают, требуют, чтобы люди прекратили это неправомерное действие, но если уже, скажем так, не действует предупреждение, тогда применяют административный штраф.

    В. КАРПОВ: Ну и если такой большой спрос, будут ли делать значительно больше этих пунктов для пикников?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Я бы сказал, что всё-таки ОПТ – это больше такие заповедные территории, где мы охраняем природу и изучаем её в том числе, это для нас как учебная и образовательная база, там дети, скажем так, проходят обучение. То есть не на всех участках возможна вот эта вот рекреация, тем более приготовление пищи на открытом огне, поэтому мы ограничены.

    В. КАРПОВ: С одной стороны, вы же знаете, что всё равно пойдут туда, на вот эти заповедные территории, и будут там готовить шашлык, просто в неподготовленном для этого месте, и это ещё больший риск создает.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, согласен, но всё равно. Тенденция, у нас же есть зонирование этих территорий, только в рекреационных зонах можно делать пикниковые точки, их не так много. 300 – это, наверное, такое уже максимальное количество, которое мы можем обеспечить нашим гражданам.

    В. КАРПОВ: Сейчас 260-270, как-то так получается.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да.

    В. КАРПОВ: Негусто, что можно сказать, увы и ах.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: К сожалению, нельзя, наверное, на каждом квадратном метре поставить мангалы и готовить пищу, для этого есть всё-таки ещё система общепита, я имею в виду рестораны опять же различных направленностей, в том числе мы предоставляем такие условия бизнесменам, которые могут готовить, в том числе это мясо безопасное…

    В. КАРПОВ: Традиция, Антон Олегович, традиция…

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Традиция, согласен.

    В. КАРПОВ: …самому замариновать, самому приготовить, с этим побороться гораздо сложнее, тем более это не вызывает понимания, я так понимаю, у москвичей.

    Я предлагаю сейчас уже потихоньку подключать нашу аудиторию. Я просто напомню, как можно с нами взаимодействовать. Телефон прямого эфира 8 495 73-73-94-8, SMS +7 925 88-88-94-8, работает наш Telegram @govoritmskbot.

    Начну с SMS. Константин интересуется, что за глупость вообще запрещать жарить шашлыки на время Чемпионата мира. И кстати, как ещё готовитесь вы лично или ваш департамент к этому самому чемпионату?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Вы знаете, у нас не было каких-то таких специальных указаний по поводу экологии, это я могу подтвердить точно. Мы уже в преддверии Чемпионата мира около 2-х лет взаимодействуем непосредственно с FIFA и все, скажем так, экологические требования, которые предъявляются к городам-участникам Чемпионата мира, в Москве выполнены. То есть мы вначале обменивались информацией, потом выполняли, скажем так, кое-какие требования, хотя у нас в Москве и так уже довольно-таки с экологической точки зрения продвинуто, то есть у нас есть экомониторинг, служба специальная, которая мониторит качество воздуха в районе стадионов (это обязательное требование FIFA), это у нас всё есть, всё это, скажем так, мощности, силы и средства мы представили. Еще там есть требование по раздельному сбору отходов на стадионах, это тоже практически обеспечено.

    Естественно, самое важное – это всё-таки открытость экологической информации, мы представляем в том числе на различных языках (испанский, французский, английский, на китайском сейчас пытаемся тоже сделать такие брошюры, которые бы разбивали фобию у посетителей Чемпионата мира о том, что Москва с экологической точки зрения неблагополучный город. То есть вот эта работа проделана, сейчас мы в том числе в этом году наш отчёт об охране окружающей среды традиционно, который мы выпускаем за 2017 год, только на русском языке, сейчас мы его сделали на четырёх языках, опять же, пытаемся через международные СМИ его распространить, для того чтобы люди, которые примут решение посетить наш прекрасный гостеприимный город, чётко понимали, что с точки зрения экологии здесь всё в порядке и нет никаких опасностей.

    В. КАРПОВ: Понабегут сейчас тысячи, миллионы туристов со всей планеты Земля, вытопчут вам все газоны, Антон Олегович.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну туристы, слава богу, не будут ходить, наверное, по всему городу…

    В. КАРПОВ: Будут!

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Весь город не заполнят, а там в местах стадионов, фан-зон в принципе есть понимание, как это дело… Во-первых, специально всё это выбирается, организовывается так, чтобы минимальный какой-либо ущерб нанесён в том числе зелёным насаждениям; естественно, всё это будет восстановлено, не дай бог если что-то испортится, тоже есть тенденция к этому, есть такие решения.

    В. КАРПОВ: То есть на всякий случай Департамент природопользования готовится к тому, что будет нанесён определённый ущерб экологический Москве в результате проведения Чемпионата мира, и вы уже какую-то страховку для этого приготовили?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну это на самом деле адаптационные меры, они заложены во все сметы. То есть при любом массовом мероприятии в любом случае, если оно проходит в том числе на зелёной территории, какой-то ущерб нанесён может быть. Поэтому просто есть деньги, которые уже зарезервированы, для того чтобы его быстро восстановить.

    В. КАРПОВ: Деревья зарезервированы, которые непременно сломают какие-нибудь?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Я не уверен, что гости нашего чемпионата приедут специально чтобы ломать деревья…

    В. КАРПОВ: Фанаты неистовы, мы не знаем, как они будут себя вести.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Я думаю, максимум, что может быть, – это замусоривание каких-то островков и вытаптывание газона, всё остальное… Опять же, сам принимал участие в различных Чемпионатах мира в других странах, видел, как организовано, не было такой сильной нагрузки на зелёные насаждения.

    В. КАРПОВ: Тех, кто попытается разбить палатки на газоне, для того чтобы здесь жить во время Чемпионата мира, будут изгонять?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну это не совсем, наверное, мой вопрос.

    В. КАРПОВ: Ну просто интересно.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Всё-таки вопрос Департаменту безопасности. Если честно, не знаю даже, не интересовался. Наверняка какие-то меры административного воздействия могут быть применены.

    В. КАРПОВ: Где-нибудь если они в Серебряном бору что-то подобное разобьют, какой-нибудь camp-лагерь футбольных фанатов, вот это уже будет противозаконно, да?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Не уверен.

    В. КАРПОВ: Любопытно, хорошо. Просто никогда об этом…

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Не сталкивался с таким вопросом ни разу, кстати, возьму домашнее задание, уточню. Но, по-моему, ответственности административной, если вы палатку разбили в том числе на памятнике природы, нет.

    В. КАРПОВ: Хорошо, посмотрим. Ладно, жить можно, готовить нельзя, такие проблемы возникают.

    «Когда прекратится это неистовое бритьё травы? Каждая былинка в мегаполисе должна быть на вес золота», – пишет 73-й.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Я с 73-м согласен, но ещё раз говорю, всё-таки ключевое слово «мегаполис», мы в нем проживаем, есть видовые объекты, есть, скажем так, объекты, которые призваны улучшать эстетический вид улиц, площадей, скверов. В этом смысле есть градация в правилах содержания зелёных насаждений: есть обычные газоны, есть партерные газоны, которые необходимо стричь. Если мы говорим о партерных газонах, то при высоте травы от 6 до 10 сантиметров они должны стричься, размер уменьшается от 3 до 5 сантиметров, где-то раз в 10 дней их постригают. Всё остальное уже… Сейчас мы в принципе отдали на откуп жителям: если вам не нравится, что в вашем дворе выкашивают траву (в некоторых местах это всё равно необходимо в том числе из соображений безопасности), вы можете просто проголосовать на портале «Активный гражданин», и трава не будет коситься в вашем дворе вообще.

    В. КАРПОВ: Зарастайте сами?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да. Такую возможность мы дали, но ещё ни один двор не проголосовал за такой порядок.

    В. КАРПОВ: Так запрет шашлыков ваша инициатива или нет?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ни в коем случае.

    В. КАРПОВ: 73-73-94-8, телефон прямого эфира. Вам сейчас пригодятся наушники, для того чтобы слышать нашу аудиторию. Давайте попробуем с вас начать. Да, здравствуйте.

    СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Три вопроса к гостю.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Три.

    СЛУШАТЕЛЬ: Первый вопрос. Пять зон купания, 270 шашлычных зон. А какая вообще должна быть норма? Сколько их должно быть на весь город миллионный? Второй вопрос – будет ли борьба с грязными автомобилями, которые подъезжают в Подмосковье и в Москву, соответственно приносят свою грязь? И третий вопрос – набережная напротив Москва-Сити, она постоянно вся в окурках, на самом газоне на набережной очень много бутылок. Если здесь даже мусор находится, то что говорить о другой Москве. Спасибо.

    В. КАРПОВ: Спасибо, принимается.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, принимается. Наверное, первый вопрос…

    В. КАРПОВ: Нормы есть какие-то по зонам отдыха на какое-то количество жителей, по местам для купания на какое-то количество жителей, или таких норм не существует?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Таких норм по крайней мере в городе, который развивается уже 900 лет, я думаю, вряд ли могут быть; даже если они были, то они вряд ли бы выполнялись. То есть, конечно, есть по культурным объектам, по социальным объектам требования, в том числе и по паркам, скажем так, культуры и отдыха, но вот именно по местам с купанием и без купания таких требований нет. Поэтому ещё раз говорю: то, что нам природное состояние позволяет, там мы обеспечиваем, скажем так, то, что безопасно для наших жителей.

    В. КАРПОВ: Так, второе по грязным автомобилям, которые везут со своих дач, я не знаю, грязь в Москву.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Это тоже такой, наверное, посыл общеобывательский, что областные машины наносят большой вред и сильно загрязняют в том числе атмосферу города. Я бы не сказал, потому что грязь и пыль образуется на дороге, её перенести из другого региона довольно-таки тяжело. То есть понятно, что они увеличивают количество, наверное, скажем так, автомобильного тока, есть в том числе в той цифре, которую я называл, те автомобили, которые заезжают из области каждый день и выезжают вечером, они существуют, эта тенденция нормальна, потому что мы уже давно живем, скажем так, в агломерации, эти перемещения должны быть, не могло бы их не быть. Но в любом случае сейчас идут различные градостроительные тенденции, в том числе и с областью много программ развития и железнодорожного транспорта…

    В. КАРПОВ: За чистоту автомобилей нет никаких, не планируете?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Нет, есть, но это даже не электронный штраф, а больше уже ГИБДД…

    В. КАРПОВ: Именно с точки зрения экологии нет, это ключевое?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Нет.

    В. КАРПОВ: Хорошо. И третий пункт по поводу набережной напротив Москва-Сити, что там куча мусора и что-то с этим ничего нельзя поделать.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Довольно-таки посещаемая набережная, особенно в летнее время. Конечно, могут быть какие-то перебои в том числе у балансодержателя, который убирает территорию. Я давно там не был, поэтому готов взять домашнее задание, сам съездить, проверить, посмотреть и, скажем так, коллегам своим, которые за этот вопрос отвечают, дать сообщение о том, что это необходимо исправить. Я думаю, так я поступлю.

    В. КАРПОВ: 375-й пишет: «Относительно русский грязи. Жил за границей и в России, причина грязи в ГОСТ: наши газоны часто выше асфальта, часто нет разделяющей между проезжей частью и почвой, многие дороги без уклонов и сливов. Всё это и скопления грязи на асфальте». Блогер Варламов много об этом писал. Как это исправить, спрашивает 375-й? И Директор совхоза об этом же пишет: «Вот сейчас еду по Садовому и вижу, что все газоны выше тротуаров и дороги. Неужели непонятно, что грязь от этого?»

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну не совсем от этого, не соглашусь, я уже объяснял, откуда берется основная наша пыль – в основном это воздействие автотранспорта, с этим, наверное, не поспоришь. А то, что газоны, которые в пределах Садового кольца, они уже были 2 года назад сделаны по программе «Моя улица», она в том числе была направлена на то, чтобы вот эту вот систему водоотведения, скажем так, как-то систематизировать, улучшить её качество, то есть это была в том числе реконструкция сетей. И водоотведение, на мой взгляд, сейчас на Садовом кольце работает нормально, то есть нет ни подтоплений, вода уходит. Я бы не сказал, что какая-то грязь с этих клумб попадает. Мне кажется, это такой просто первый взгляд человека, который, наверное, если сделает там…

    В. КАРПОВ: Вы просто сами упомянули, что занижали газоны.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Под «занижали газоны» я имел в виду несколько другие, скажем так, варианты. Это совершенно не значит, что газон находится ниже, чем уровень дороги. Бортик непосредственно в этом году газона, то есть трава растет ниже, а не выше.

    В. КАРПОВ: А, понятно.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: А на том расстоянии она может быть и 2 метра от земли расположена, в различных случаях по-разному, я вот это имел в виду, чтобы вода ни в коем случае не стекала, минуя систему дренажную и вот этот бортик.

    В. КАРПОВ: Хорошо, предположим, на Садовом с этим справились, но много жалоб поступало на то, что в тех местах, где был проведен ремонт в рамках «Моей улицы», вообще слив перестал работать, и из-за этого возникает масса проблем. У вас как у экологов вопросы к тому, как было сделано, есть или нет?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Как у экологов у нас вопросов в принципе нет, мы на эту тему, скажем так, городские сети не инспектируем. Но с «Мосводостоком» у нас разговор такой давнишний, отношения, скажем так, давно уже сложившиеся, мы контролируем их все водовыпуски, все очистные сооружения, чётко понимаем, что в городе идёт такая серьезная тенденция к перестройке, к реконструкции непосредственно системы водоотведения поверхностного стока. Это, на мой взгляд, очень важная задача в связи с теми вызовами, которые сейчас природа нам бросает, меняется климат, количество осадков увеличивается, и нагрузка, конечно, на вот эту вот систему «Мосводостока» будет возрастать с каждым годом. Естественно, городом выделены деньги, запланированы мероприятия, для того чтобы всё время совершенствовать эту систему, она всё время находится, скажем так, в состоянии обновления.

    В. КАРПОВ: То есть сейчас, грубо скажу, водосток будут углублять по вашей заявке?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Углублять и расширять, да, потому что ещё раз говорю, что уже сейчас, в период определённых метеоусловий, каких-то происшествий, катаклизмов у нас не везде справляется система поверхностного стока, и это надо, скажем так, констатировать.

    В. КАРПОВ: Зерж пишет: «Пожалуйста, обратите внимание на Новочерёмушкинский пруд. Это ужас! Куча алкашей, мигрантов каждый день летом просто превращают в свинарник место, а притом особо гулять с коляской негде. Вызывали милицию несколько раз, ничего не изменилось».

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну Черемушкинский пруд как раз Юго-Западный округ, мой любимый округ, в котором я родился и вырос, его проблемы мне очень близки, поэтому постараюсь с префектом переговорить, как-то эту проблему, скажем так, начать решать, если она ещё до сих пор не решалась.

    В. КАРПОВ: Игорь Снетков пишет: «Запретите вообще мангалы в парках в черте города». Такой идеи нет?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну они у нас вообще запрещены, то есть разрешено приготовление пищи только в специальных местах, которые оборудованы средствами пожаротушения, опять же, различными другими опциями. Естественно, места выбираются такие, чтобы в том числе дым, который образуется при приготовлении пищи, не мешал ближайшей застройке, это тоже важное требование. Поэтому, конечно, во дворах мы это дело узаконивать не тоже, но где-то в парках всё-таки места должны быть.

    В. КАРПОВ: 73-73-94-8 – телефон прямого эфира. Слушаем сейчас вас внимательно. Да, здравствуйте.

    СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

    В. КАРПОВ: Вы в эфире, пожалуйста.

    СЛУШАТЕЛЬ: Конкретно по району Строгино. Есть зона отдыха, знают люди... Когда-то, года 3 назад, сделали душ там. Даже если там перечеркнутый пловец, то есть плавать нельзя, тем более люди должны иметь возможность помыться под этим душем. Не так сложно, всё это стоит копейки. Вот прийти и посмотреть, может быть, по бумагам он есть, может быть, там и денежки на обслуживание идут. Зона Строгино.

    В. КАРПОВ: Спасибо, принимается.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Души есть не на всех зонах отдыха, совершенно прав житель района Строгино о том, что на зонах отдыха без купания он не обязателен, потому что считается, что в принципе там, где купаться разрешено, там надо выйти и смыться, то есть обязательно сделать омовение под душем, такие требования есть. Поэтому в Серебряном бору, например, у нас на каждом пляже души работают, я их проверяю каждый год, потому что сам открываю пляжный сезон, как раз на этих территориях в среду, скорее всего, поедем, послезавтра, проверю дно как раз, сам искупаюсь, посмотрю, как работает инфраструктура, чтобы оценить готовность…

    В. КАРПОВ: Прохладно ещё, нет?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну слегка, наверное, до, но вода уже довольно-таки теплая.

    В. КАРПОВ: То есть рискуя жизнью, здоровьем, Антон Кульбачевский пойдет лично пробовать дно, душ…

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Здесь дело не в здоровье, я в московскую ассоциацию «моржей» вхожу, поэтому могу в том числе и в холодной воде купаться совершенно спокойно, для меня это уже образ жизни.

    В. КАРПОВ: Хорошо, справка у вас есть, ладно, принимается.

    Так, Игорь опять же интересуется, будет ли проводиться борьба с грязными автомобилями, на этот вопрос мы уже отвечали. «А что, норматив ВОЗ выше, чем начинает пахнуть?» – это спрашивает СД по поводу нормативов, про которые вы говорили, о сероводороде.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: На самом деле он в 350 раз превышает наш норматив, который по запаху. Еще раз объясню, что запах сероводорода…

    В. КАРПОВ: Еще раз: норматив ВОЗ в 350 раз превышает тот норматив, который у нас.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да.

    В. КАРПОВ: Превышает в каком смысле?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Это именно для того, чтобы было оказано воздействие на здоровье человека, какой-то вред был причинен.

    В. КАРПОВ: Он жёстче, чем наш, или наоборот?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Он в 350 раз больше.

    В. КАРПОВ: А, жёстче, да?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Жёстче, конечно.

    В. КАРПОВ: Ага, хорошо.

    Давайте ещё один звонок тогда примем. 73-73-94-8, слушаем вас. Алло, здравствуйте.

    СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Скажите, пожалуйста, почему по Олимпийскому проспекту сняли все бордюры и ходят все по газонам? Раньше травку сеяли, сейчас всё затаптывается.

    В. КАРПОВ: Спасибо, принимается.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Хороший вопрос, опять касается благоустройства. Не на все вопросы по благоустройству города смогу ответить, потому что у меня несколько другая стезя. Давайте тоже возьму домашнее задание, посмотрим, почему там; может быть, какие-то работы проходят сейчас по замене бордюрного камня, вполне это вероятно, либо это какие-то архитектурные решения благоустройства.

    В. КАРПОВ: Сейчас вообще в связи с этим благоустройством зелёных зон стало больше или меньше, наоборот? В итоге, в сумме?

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Зелёных зон стало намного больше, сейчас их около 400, опять же, различных парков, скверов, там, где люди могут в том числе проводить свой досуг и заниматься какими-то активностями.

    В. КАРПОВ: «Очень важно: скажите, когда департамент начнёт выдавать талоны по сводному кадастру отходов города Москвы? Программа по кадастру не работает с августа 2017 года», – пишет Евгений. Я не очень понимаю, может быть, вы просветите, у вас буквально 2 секунды.

    А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Евгений, требование законодательства современного не говорит о том, что если вы не попали в систему, свой отчёт не погрузили в систему, то вы являетесь каким-то нарушителем. Сейчас мы производим приём в ручном режиме, система у нас находится на модернизации, потому что когда её в 2000-х гг. делали, объём памяти, скажем так, был совершенно маленький, сейчас вот она у нас вышла из строя из-за перегруза, скажем так, слишком много пользователей появилось. Поэтому ни в коем случае вы не являетесь нарушителем законодательства: сдавайте свой отчёт, получайте отметку о приёме, и всё будет нормально. Как только система заработает, мы вас автоматически в эту систему, скажем так, погрузим.

    В. КАРПОВ: Это был Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Спасибо. Приходите ещё. 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено