• Главный детский психиатр Москвы о проблеме аутизма и восприятия детей с этим заболеванием в обществе. 26 октября 2018 года

    18:00 Окт. 26, 2018

    В гостях

    Анна Портнова

    Главный детский психиатр Москвы, научный сотрудник института имени Сербского

    КОРРЕСПОНДЕНТ: Как бы вы сформулировали для общества понятие «аутизм» и как об этом корректно следует говорить?

    А. ПОРТНОВА: Аутизм – это нарушение нормального развития ребёнка за счёт задержки или искажения развития коммуникативных навыков. То есть, возможности ребёнка общаться. К коммуникативным навыкам мы относим речь, мимику, пантомимику. Ребёнок слабослышащий или не умеющий говорить, но с задержкой речевого развития, он компенсирует недостаток речи движениями, жестами, мимикой и так далее. Вот у детей с аутизмом это вызывает трудности, они не умеют эмоционально выразить своё состояние, словами выразить. Поэтому необходимы специальные занятия развивающие, которые помогают детям преодолеть этот барьер.

    КОРРЕСПОНДЕНТ: Почему дети с аутизмом не представляют опасности для общества?

    А. ПОРТНОВА: Дети, страдающие аутизмом, представляют не большую опасность для общества, чем все остальные дети. Нельзя говорить, что дети с аутизмом опасны. Так же, как и любой другой ребёнок, аутист может проявлять недовольство, агрессию, но чаще эта агрессия бывает направлена на себя. То есть, ребёнок бьёт себя по голове, стучится, падает на пол, кричит, устраивает истерику, так бывает, в общественных местах. Поэтому у родителей и возникают трудности при посещении публичных мест. Ребёнок неожиданно может начать кричать. Но таких вот историй, что аутист на кого-то напал, убил – это могут быть исключительные случи, гораздо чаще нормотипичные люди совершают преступления, чем люди с аутизмом.

    КОРРЕСПОНДЕНТ: В чем в российской системе основная проблема семей с детьми, страдающими аутизмом?

    А. ПОРТНОВА: Проблема ранней диагностики и помощи. Во-первых, слишком поздно ставится диагноз, когда уходит время ценное для развития ребёнка. А диагноз должен быть поставлен, во всяком случае, у ребёнка должны быть отмечены признаки нарушения развития до трёх лет, в раннем возрасте. И, конечно, это отсутствие системной, на государственном уровне, комплексной помощи таким детям. Она в основном не врачебная, это помощь педагогическая, дефектологическая, логопедическая. Это специальные развивающие занятия и упражнения.

    КОРРЕСПОНДЕНТ: Что вы можете сказать о петиции, направленной в РАН, по поводу некорректного высказывания эксперта о керченском стрелке?

    А. ПОРТНОВА: Я думаю, это этическая оценка проблемы. И, пожалуй, это проблема одной персоналии.

    Версия для печати

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus