• Интервью с заместителем мэра Москвы Максимом Ликсутовым от 13 марта 2019 года

    10:00 Март 13, 2019

    В гостях

    Максим Ликсутов

    Глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

    С.ДОРЕНКО: 10 часов 6 минут. Среда, 13 марта. Здравствуй, великий город! Здравствуйте, все! Это радио «Говорит Москва»! Говорит Москва! Анастасия Оношко — ведущая этой программы.

    А.ОНОШКО: И Сергей Доренко.

    С.ДОРЕНКО: У нас гость — заместитель мэра город Москвы Максим Ликсутов.

    М.ЛИКСУТОВ: Доброе утро.

    С.ДОРЕНКО: Можно вот так — Максим?

    М.ЛИКСУТОВ: Да, конечно.

    С.ДОРЕНКО: Я уже отвык. Я уже забыл, как мы с вами.

    М.ЛИКСУТОВ: Буду чаще ходить к вам. Упущение мое.

    С.ДОРЕНКО: Невероятное количество новостей: с апреля какие-то беспилотники пойдут, с картой «Тройка» что-то вводится новое или нет и т.д., у нас что-то с парковкой, как вы проанализировали опыт — вообще, миллион всего. Ждем мотопарада.

    М.ЛИКСУТОВ: Да.

    С.ДОРЕНКО: Вы будете проводить в этот раз?

    М.ЛИКСУТОВ: В этом году мотопарад, в котором вы уже много раз принимали участие, пройдет 3 и 4 мая.

    С.ДОРЕНКО: Почему два раза?

    М.ЛИКСУТОВ: Два дня в первый раз он будет. В первый день будет большая различная культурная программа, если так можно сказать, а четвертого числа, соответственно, сам мотопробег. Традиционно будет старт на улице Академика Сахарова, финальной точкой будет парк Горького, где мы готовим большую программу. Ожидаем много гостей, много друзей из разных стран, из разных городов, в первую очередь Российской Федерации. Поэтому, пользуясь случаем, в первый раз мы об этом говорим, что в эти даты состоится.

    С.ДОРЕНКО: Третьего и четвертого.

    М.ЛИКСУТОВ: Третьего и четвертого мая.

    С.ДОРЕНКО: Но третьего просто можно тоже все равно приезжать?

    М.ЛИКСУТОВ: Третьего мы сделаем большой анонс, расскажем, какие мероприятия будут. И самое главное мероприятие — пройдет традиционный проезд мотоциклистов по улицам Москвы, это будет четвертого мая.

    С.ДОРЕНКО: А третьего где?

    М.ЛИКСУТОВ: Третьего будет несколько площадок. В первую очередь это тоже парк Горького, еще отдельно скажем. Во-вторых, мы подготовили для тех, кто приезжает из других регионов или городов, либо стран, отдельную программу в помощь им какие-то гостиницы, скидки будут и прочее.

    С.ДОРЕНКО: А такие были уже?

    М.ЛИКСУТОВ: Было немного. Но в этом году ожидаем больше.

    С.ДОРЕНКО: Какие страны?

    М.ЛИКСУТОВ: В том числе из других стран. Про которых мы знаем, которые инициативно нам прислали заявки — это в первую очередь Белоруссия, во вторую очередь это Прибалтика. Из Польши.

    С.ДОРЕНКО: Прибалтика всякая?

    М.ЛИКСУТОВ: Всякая, все прибалтийские города так или иначе и страны. И еще изъявили желание из Германии, ряд мотоклубов, возможно, примут участие.

    С.ДОРЕНКО: Можем повторить?

    М.ЛИКСУТОВ: Я думаю, что они повторят что-нибудь, да.

    С.ДОРЕНКО: Ха-ха-ха-ха! Немцы, которые приедут с лозунгом «можно повторить».

    М.ЛИКСУТОВ: Думаю, что таких…

    А.ОНОШКО: Мы будем заклеивать эти машины, которые будут у нас где-то там мелькать ужасными наклейками?

    М.ЛИКСУТОВ: Я уверен, что вообще мотоциклисты, вот которые были у нас на мероприятиях на всех, эти люди, во-первых, очень корректно себя вели. Могу вспомнить, ни одного дорожно-транспортного происшествия не было, вообще ни одного; никакого случая какого-то некорректного поведения, не дай бог. То есть все проходило очень мирно, позитивно, все друг другу улыбались, помогали, поддерживали, знакомились, это цель нашего мероприятия.

    С.ДОРЕНКО: На самом деле, мне кажется, я может быть ошибаюсь… Извините, что я так много о мотоциклах, простите, но сейчас все готовятся к сезону. Мне кажется, шалопаи на DRZ 400, а тут приезжают все люди, у которых по миллиону машина, солидные дядьки, да?

    М.ЛИКСУТОВ: Вы знаете, разные люди, и молодежи много было, и практически все московские мотоклубы. Мы проведем традиционно нашу жеребьевку для всех мотоклубов, чтобы определить, какое место они будут занимать в колонне. Потому что «равноправие и справедливость» лозунг нашего мероприятия, поэтому вот эти все мероприятия будут. И уверен, что будут разные люди, это очень важно. Ждем всех.

    С.ДОРЕНКО: Ребята, собираемся.

    М.ЛИКСУТОВ: Информация будет на сайте.

    С.ДОРЕНКО: Моя жена поедет на бензобаке, потому что у меня теперь Cafe Racer, у меня ни фига нет заднего сиденья.

    А.ОНОШКО: А что вы коляску не купите?

    С.ДОРЕНКО: У меня нет заднего сиденья, потому что это Cafe Racer. Она не понимает.

    А.ОНОШКО: А можно перейти к вопросам от обычных пассажиров?

    С.ДОРЕНКО: Давайте.

    А.ОНОШКО: Про карту и приложение к карте «Тройка» вопросы. Вы анонсировали его появление, но его пока нет. Когда будет?

    М.ЛИКСУТОВ: Мы анонсировали и, в общем-то, сделали, это заказ работ по доработке, точнее недоработке. Это фактически будет новая билетная система Москвы, в которой появится и персональная «Тройка».

    Я уже говорил, помню, даже в эфире у вас, о том, что та IT-платформа, на которой сделана наша нынешняя билетная система, достаточно старая, ей уже больше десяти лет. Делать на ней сервис, особенно связанный с персональными данными, где требуется особая защита, особые регламенты работ с этими данными, небезопасно. Поэтому мы приняли решение все-таки переписать эту IT-платформу на более современных носителях, более современном программном обеспечении, защиты персональных данных. В следующем году обязательно появится персонализация, приложение.

    А.ОНОШКО: В двадцатом?

    М.ЛИКСУТОВ: В двадцатом, да. Обязательно это будет. Если кто интересуется подробностями, на сайте госзакупок было опубликовано подробное техническое задание на доработку вообще всей билетной системы. Там будет ряд интересных решений и возможностей использования бесконтактных карт, возможности ввести личный кабинет.

    А.ОНОШКО: А просто телефоном тоже?

    М.ЛИКСУТОВ: Телефон и сейчас вы можете использовать, если у вас есть NFC, модем внутри.

    С.ДОРЕНКО: Уже можно?

    М.ЛИКСУТОВ: Уже можно. И пополнять карту «Тройка» в том числе можно. Я со своего телефона это делаю, прикладываю просто карту «Тройка» к своему телефону, я пользуюсь приложением метро Москвы.

    С.ДОРЕНКО: Попалился Ликсутов, у него Huawei.

    М.ЛИКСУТОВ: Нет.

    С.ДОРЕНКО: А что это?

    М.ЛИКСУТОВ: Не Huawei. У меня BlackBerry телефон.

    С.ДОРЕНКО: BlackBerry?

    А.ОНОШКО: Они еще существуют?

    М.ЛИКСУТОВ: Они работают даже, представляете? Ха-ха-ха-ха!

    А.ОНОШКО: Так вы уже выбрали того, кто пишет, да? Оно пишется или вы еще…

    М.ЛИКСУТОВ: Уже все конкурсы проведены, уже идет работа, скоро сдача будет этапа, поэтому, в общем, все идет.

    А.ОНОШКО: Спасибо.

    С.ДОРЕНКО: «Когда будут тарифы по зонам?» — это, наверное, с опаской человек говорит.

    М.ЛИКСУТОВ: Тарифа по зонам в метро не будет.

    С.ДОРЕНКО: Не будет?

    М.ЛИКСУТОВ: Не будет. Не планировалось и не обсуждалось. В новой билетной системе, которая должна охватить и метро, и наземный транспорт, и пригородный, и железнодорожный транспорт…

    Вот в пригороде зоны есть уже, давно и всегда были. Так вот кто-то прочитал в нашем техническом задании, что есть же зонирование, возможность. Действительно, это есть, но цель этого была специально под пригородный железнодорожный транспорт. Чтобы нынешнюю зонированную систему перенести туда, чтобы был один билет, который возможно использовать на всей билетной системе.

    Сейчас карту «Тройка» можно в пригороде использовать, но она работает несколько по-другому. Мы хотим, чтобы она была полностью интегрирована в железнодорожный транспорт. И в техническом задании об этом сказано. Но, повторюсь еще раз, в метрополитене какое-то зонирование не планировалось, не рассматривается и не будет.

    С.ДОРЕНКО: «Почему отменили билеты на 20 и 40 поездок, а на 60 поездок действуют только 45 дней?» — один слушатель. И второй говорит: «А у меня сгорела часть поездок из-за того, что только 45 дней».

    М.ЛИКСУТОВ: Во-первых, мы, когда принимаем решение, какие тарифы вводить, какие оставить или добавить, смотрим о статистике их использования. И цель одна — упростить, минимум. Потому что если вы, не знаю, поднимете меню билетное на метрополитен, наземный транспорт в одиннадцатом-двенадцатом году, это чуть ли ни два листа мелким почерком различных тарифов, льгот и не льгот, которые были.

    Цель одна — упростить. Мы ввели давно уже понятие «безлимитный билет», тариф «кошелек» на «Тройке», который позволяет вам без ограничений использовать и количество поездок, и срок действия билета. Поэтому мы отменяем те, которые меньше всего востребованы. Смысла в них нет, если пользуются меньше 0,2-0,3% от всех людей.

    С.ДОРЕНКО: Интересный вопрос. У меня жена поехала на М1… И я вчера ездил на М1, кстати, на программу «Пусть говорят». Она поехала на М1 куда-то. Говорит: я ехала, там вот такие уютные милые бомжи сидели и кушали сзади. Ну, они расстелили там скатерть и все, на коленях.

    М.ЛИКСУТОВ: Представляю.

    С.ДОРЕНКО: Это в автобусе прямо. Она говорит: а назад я еду и, на удачу, села и прямо опять к ним. Они, говорит, продолжают трапезничать, уже у них, видно, дошло, там первое, второе и сладкое пошло.

    М.ЛИКСУТОВ: Такие странные бомжи с таким набором блюд, ха-ха-ха-ха!

    С.ДОРЕНКО: Они живут в автобусе. Но там тепло.

    М.ЛИКСУТОВ: Нет, нет, Сергей, там точно никто не живет. Первое, если пассажир ведет себя прилично, не мешает другому, не пачкает, оплатил проезд, он имеет право передвигаться в городском транспорте.

    С.ДОРЕНКО: Бесконечно.

    М.ЛИКСУТОВ: Не бесконечно, конечно. Есть маршрут в одну сторону, соответственно, маршрут в другую сторону. Если эти граждане оплатили проезд в другую сторону, никому не мешают, ведут себя прилично и соблюдают правила, я считаю, что у нас нет даже оснований думать о том, что им не место в городском транспорте.

    А.ОНОШКО: Очень много вопросов, возмущения, по поводу сокращения сроков действия билетов, вот этих, проездных. Ладно, сократили количество поездок, но оставьте тогда возможность их использовать.

    М.ЛИКСУТОВ: Всегда при какой-то отмене билета есть нормальная альтернатива пользоваться другим типом билета или видом билета.

    Мало того, я всем рекомендую присмотреться, хоть они уже действуют несколько лет, — это безлимитные билеты, когда у вас срок действия билета, точнее количество поездок ограничено только временем, а внутри этого времени вы можете много раз пользоваться разными видами городского транспорта. Вот рекомендую посмотреть именно этот тип билетов. Потому что у многих просто достаточно консервативное восприятие, вот привык так, пользуюсь этим. Посмотрите на меню.

    Мало того, у нас в приложении «Мосгорпасс» и метро Москвы, и на сайте даже есть калькулятор, который подскажет в зависимости от количества поездок, частоты использования транспорта, какой тип билета вам больше подойдет. Рекомендую чуть-чуть потратить время на это, возможно, вы найдете хорошую альтернативу тому, чем пользовались много лет.

    С.ДОРЕНКО: «Будете ли вы бороться с псевдотаксистами? Некоторые люди делают для удобства якобы такси, носятся по выделенке, вообще не обслуживают никаких пассажиров».

    М.ЛИКСУТОВ: Хороший вопрос. Почему? Потому что он дает мне возможность некоторые цифры сказать. Мы их любим, цифры. Так как недавно докладывали мэру Москвы об итогах работы таксомоторных компаний, могу сказать, что с 2014 года в Москве было отменено почти 51 тысяча разрешений на таксомоторные перевозки.

    С.ДОРЕНКО: 51 тысяча?

    М.ЛИКСУТОВ: 51 тысяча.

    С.ДОРЕНКО: Автомобилей?

    М.ЛИКСУТОВ: Автомобилей, да. В Московской области. А так как у нас соглашение, что и их машины могут работать здесь, в Московской области количество отмен более 150 тысяч. Причин отмен несколько. Первое — когда, часто так бывает, особенно грешили этим индивидуальные предприниматели, открывал ИЧП, приходил к нам, получал бесплатно разрешение на такси на 5 лет, на следующий день закрывал ИЧП.

    С.ДОРЕНКО: А уже машина…

    М.ЛИКСУТОВ: Машина раскрашена. У него есть разрешение. Налогов он не платит, нигде не регистрируется. Сотрудникам ГИБДД показывает свое разрешение. И, соответственно, считал, что вроде как все хорошо, 5 лет он может работать. Но так как у нас сейчас онлайн-сверка есть с Федеральной налоговой службой, то мы видим, что этот человек, соответственно, у него нет юридического лица, это есть основание для отмены.

    С.ДОРЕНКО: Я понимаю.

    М.ЛИКСУТОВ: Второй нюанс. Если он показал нам желтую машину, если этот таксист Москвы показал нам фонарь, потом взял и через какое-то время все это убрал, но так как продолжает пользоваться выделенными полосами, мы видим его через камеры фотовидеофиксации, что эта машина теперь не желтого цвета, не соответствует атрибутам, установленным законом Москвы, это тоже есть основание для прекращения его разрешения на таксомоторную деятельность.

    С.ДОРЕНКО: Если позволите, вопрос по смежной организации. Я понимаю, что это не ваша, но я вижу, как по выделенке ездят массово скорые помощи без кружочка, то есть они не к станции московской приписаны, а бог весть. И я думаю, Анастасия, что есть люди умные, практичные, которые покупают себе вместо служебной машины просто скорую помощь. Немножко дорого, но не страшно. Можно бэушную, да? И ездят. Разлегся с торшерчиком таким. Может же такое быть? Раз.

    И второе, СКР. Я сам видел около Боровицкой. СКР. Без единой мигалки, без ничего. Следственный комитет. Стоит гаишник, он его, не то, что честь отдает, но пропускает.

    М.ЛИКСУТОВ: Вряд ли такое может быть. Если машина оперативная, в СКР по-моему с красной полосой.

    С.ДОРЕНКО: Может быть.

    М.ЛИКСУТОВ: То они имеют право, это оперативные машины, потому что там пользуются и следователи, и оперативные сотрудники, и они имеют право наравне с сотрудниками полиции пользоваться.

    С.ДОРЕНКО: С вашей точки зрения, здесь порядок или все время как бы…? Знаете, как кобеля ведешь гулять, кобель все время тянет повод. Вот здесь у вас тянут повод?

    М.ЛИКСУТОВ: Вы знаете, я могу сказать следующее, я часто встречаюсь с водителями и транспортных наших автопредприятий, и сами водители, всегда их спрашивал, есть ли какие-то проблемы от того, что когда вы едете по выделенной полосе, вам мешают оперативные машины и прочее. Я могу сказать, что крайне редкий случай, когда из-за этого есть проблемы.

    С.ДОРЕНКО: М1 вчера у «Боровицкой» кинулся вправо, метнулся вправо, потому что в лоб по выделенке, в противоположном направлении шел дэпээсовец.

    М.ЛИКСУТОВ: Если такие вещи есть, конечно, с ними надо разбираться. Наверняка, я тоже несколько случаев видел, мы отдельно с органами ГИБДД по этому поводу проводим определенный набор мероприятий. И, конечно, приоритет должен быть отдан… Если это, конечно, не скорая помощь, которую обязаны все пропустить, и между прочим, водитель автобуса на выделенной полосе. Если машина идет с проблесковыми маяками, то ее обязан… То есть правила дорожного движения действуют и на выделенной полосе так же, как и на полосе обычного движения. Поэтому если машина такая идет, ее надо пропустить. И особенно, если это машина скорой помощи, для меня это внутреннее понятие, что это надо сделать немедленно.

    С.ДОРЕНКО: Разрешите по электрическому транспорту спросить. Я помню, там Кац что-то писал, Варламов что-то такое.

    А.ОНОШКО: Они ругались. 

    М.ЛИКСУТОВ: Я бы, было бы у вас время и возможность, пригласил бы редакцию «Говорит Москва» проехаться на электробусе. Мы его специально, один из новых, который еще не на линии работает, привезем в редакцию и вместе с вами…

    А.ОНОШКО: А он отличается чем-то от предыдущих моделей?

    С.ДОРЕНКО: Такой мрачный, беззвучный.

    М.ЛИКСУТОВ: Всегда какие-то вещи добавляем, добавляем какие-то улучшения и с точки зрения дизайна, и мелочи, связанные с тканью, с типом сидений. Поэтому, если такое желание у вас возникнет, то как раз из какой-то новой партии электробусов, которые еще не работают на маршруте, приглашаю от редакции «Говорит Москва» с вашими коллегами проехать и посмотреть, что такое электробус. Позовем наших друзей…

    С.ДОРЕНКО: Что ты трясешь головой? Если в конце будут шашлыки, так поедем, а если нет, так фиг ли.

    М.ЛИКСУТОВ: Чай, кофе обещаем точно. Шашлыки вряд ли.

    С.ДОРЕНКО: Ха-ха-ха-ха!

    А.ОНОШКО: Я бы прокатилась. Но это наше производство?

    М.ЛИКСУТОВ: Это наше производство. Два у нас поставщика есть — это «Группа Газ» и «КамАЗ». Комплектующие, конечно, там есть иностранные, есть и много наших комплектующих.

    А.ОНОШКО: Аккумулятор самое главное.

    М.ЛИКСУТОВ: Аккумулятор пока, к сожалению большому нашему… Но мы рассчитываем и уже есть интерес, так как у нас заказ, мы его озвучили на много лет вперед и четко сформулировали свои потребности в этом, рассчитываем, что российские компании будут производить аккумуляторы массово самые современные в Российской Федерации. К сожалению, пока батарея иностранная. Но могу сказать, что большинство того оборудования, которое здесь у вас стоит на столе…

    С.ДОРЕНКО: Тоже иностранное.

    М.ЛИКСУТОВ: Тоже иностранное. И, к сожалению, Китай научился делать массовые вещи очень дешево, конкурировать с ними тяжело. Но, еще раз, батарея, я считаю, это вопрос и где-то политики, должен делаться в Российской Федерации.

    С.ДОРЕНКО: Что-то самое близкое к тебе должно быть. Извините за люминесценции в моем устаревшем мозге, я помню, как однажды я вот так же с критическим выступлением набросился на Юрия Михайловича Лужкова, когда брал у него интервью, я сказал: у вас рубашка иностранная, брюки иностранные.

    А.ОНОШКО: А он сказал: трусики и носочки отечественные.

    С.ДОРЕНКО: А он сказал: трусики и носочки отечественные. Потому что ближе к телу нашенское.

    Я хотел про электричество спросить. На самом деле, когда мы сейчас задумываемся… Мы сейчас задумываемся о новой эпохе, в частности я и Настя. Настя перешла на каршеринг.

    А.ОНОШКО: Да.

    С.ДОРЕНКО: Настя практически ездит на каршеринге.

    А.ОНОШКО: Он работает еще и в Петербурге, как выяснилось.

    С.ДОРЕНКО: Даша Кнорре тоже перешла на каршеринг. То есть все вот так вокруг, да? И мы думаем, что правильный шаг был бы либо купить электрокар, электромашину, ну, Volkswagen делает, Nissan делает.

    М.ЛИКСУТОВ: «АвтоВАЗ» делает.

    С.ДОРЕНКО: Возможно. Делают, да? Либо каршеринг, либо перейти на электричество.

    А.ОНОШКО: Сразу беспилотный.

    С.ДОРЕНКО: Беспилотный — это следующий вопрос. Подожди. У меня ближайшая заправка около ЖСК «Коперник», она находится от меня в двух километрах, может быть полтора. Это первое, что пилить надо полтора километра до заправки.

    И второе, что я всегда вижу, что там всегда стоят машины неэлектрические, то есть это место всегда занято. Я мог бы там заправлять, но только электроскутер BMW. Потому что место всегда занято. Электроскутер я загнал бы на тротуар, пофиг. Как контролировать эти вещи? Почему их так мало?

    М.ЛИКСУТОВ: По нашей инициативе в правила дорожного движения (сейчас не могу вспомнить, по-моему шестнадцатый год) был введен специальный знак «парковка только для электромобилей». Соответственно, если автомобиль стоит с нарушением этого знака, то его штрафуют, это раз.

    С.ДОРЕНКО: И он стоит дальше.

    М.ЛИКСУТОВ: Но это такая история, что у нас тоже есть… У нас количество штрафов между прочим за парковку, оно сокращается, за нарушение правил парковки. Это говорит о том, что человек рано или поздно, если нарушает и ему по каким-то причинам непонятно, за что его штрафуют, он в итоге разбирается. Потому что количество судебных исков и обращений оспаривания вот этих штрафов драматически снижается. И не потому, что нельзя оспорить. Потому что у нас есть полный видеофайл вплоть до того, как заезжала машина, уезжала и фотографии этого всего, то есть спорить с этим очень тяжело.

    Возвращаясь к электрическому транспорту. Наше мнение и мнение мировых экспертов в области общественного транспорта говорит о том, что будущее все-таки за электрическим транспортом, это раз.

    Второе. Батарея становится более емкой и более легкой, и это говорит о том, что полезная масса автобуса может расти.

    Третье. Что нам дает развитие именно электрических автобусов в Москве. То есть когда мы ставим установки быстрой зарядки, от них можно провести, поставить дополнительную рядом, где это возможно, зарядку для обычных легковых электрических машин. И мы эту программу уже начали реализовывать. То есть стоит большая зарядка для автобуса и недалеко от нее, так как точка электрическая здесь есть, подходит электричество, то дальше будет стоять рядом… Еще раз повторюсь, там, где это необходимо и возможно, потому что на ОРП вряд ли нужна.

    С.ДОРЕНКО: Это понятно.

    М.ЛИКСУТОВ: Но в городе такие заправки уже появляются. Соответственно, рядом будет стоять заправка для легковой машины. Это даст определенный толчок к развитию электрического транспорта.

    С.ДОРЕНКО: Нас останавливает это. Вот меня это останавливает. Я вам честно говорю. Я думаю, я передовой чувак, но у меня дизельная машина. Это ужасно и неправильно. Трехлитровый дизель BMW. Но это неправильно.

    Как я останавливаюсь? Я понимаю, что, в принципе, жизнь моя тяжела, потому что в центре вообще нет заправок. Это просто ужасно. Я должен ехать на Коровий Вал, но там нет дизельного топлива, и так далее. То есть надо мной издеваются непрерывно до Садового кольца, а после начинают чуть-чуть давать, о'кей. А с электричеством не легче.

    М.ЛИКСУТОВ: Сейчас в городе плюс-минус около 30 зарядок есть на уличной дорожной сети, которые мы сделали совместно с «Мосэнерго» и «Россетями». И коллеги хотят дальше развивать электрические зарядки.

    С.ДОРЕНКО: Дай им бог здоровья.

    М.ЛИКСУТОВ: Они будут, они обязательно будут.

    С.ДОРЕНКО: Как только я увижу хоть одну в приличном для себя расстоянии, я не знаю, метров 200, я моментально куплю электрическую машину и избавлюсь от…

    М.ЛИКСУТОВ: Согласен, вопрос узкого места этой зарядки есть. У нас есть определенный план. И вот что важно, что развитие именно электробусов повлечет за собой возможность установки рядом с зарядкой для автобусов зарядку для легковых машин.

    С.ДОРЕНКО: Вот писал парень здесь, что на инвалидных местах всегда кто-то стоит. Вы знаете, вообще есть такая обида… и парковочных разрешений только для жителей, для электромашин, которые заряжаются, что там вечно кто-то стоит. И для инвалидов. Это настоящая проблема. У нас, например, на местах для инвалидов стоит «Азбука вкуса» почему-то. Я не знаю. Их машины, которые разгружаются. Одним словом, мы понимаем, что вы контролируете, но у нас есть полное понимание также, что контролируете мало и редко.

    М.ЛИКСУТОВ: У вас есть такая возможность помочь нам или самим разобраться, оштрафована машина или нет. Есть мобильное приложение «Помощник Москвы», на мобильный телефон загрузите, зарегистрируйтесь.

    С.ДОРЕНКО: С монтировкой или бейсбольной битой выйдет, наломает мне.

    М.ЛИКСУТОВ: Таких случаев, честно говоря, крайне и крайне редко случается.

    С.ДОРЕНКО: Давайте с этого же вопроса, обижены люди, для которых что-то выделено, их права попираются, и город помогает, но редко, то есть ваших ребят мало, их маловато, после новостей.

    М.ЛИКСУТОВ: Договорились.

    НОВОСТИ

    С.ДОРЕНКО: 10 часов 36 минут. Среда, 13 марта. Радио «Говорит Москва», программа «Подъем». Ведущая — Анастасия Оношко.

    А.ОНОШКО: И Сергей Доренко.

    С.ДОРЕНКО: У нас гость — Максим Ликсутов, заместитель мэра города Москвы. Мы говорим о движении, мы говорим об организации движения и так далее. Я хотел вернуться к своему вопросу, который, на мой взгляд, очень существенный. Есть незащищенные или мало защищенные, или специальные группы водителей, которые защищены в парковке как-то особенно, например, инвалиды; например, есть парковочные места только для владельцев резидентных разрешений.

    А.ОНОШКО: Туда, кстати, многодетные могут ставить, слава богу, тоже.

    С.ДОРЕНКО: Да, эти категории. К огромному сожалению, ваших людей мало, они не могут повлиять на то, что мы видим. Мы точно понимаем, что стоит-пыхтит Mercedes под водителем, просто ждет на резидентных, он точно не резидентный никакой. Если нет резидентных, он встанет на инвалидное. Знаете, как они хитрят? Они говорят: мы не стоим на парковке. Потому что они паркуются как бы в полутора метрах, забирая еще часть проезжей стороны. Они говорят: мы не понимаем, может мы притормозили. Так он стоит, лупит движком два-три часа, пока ждет шефа.

    М.ЛИКСУТОВ: Все случаи, где он стоит, в метре, в полутора или в 30 сантиметрах, эти вещи уже случились и штрафы им все пришли. В этом у меня сомнений никаких нет. Помимо инспекторов, которые есть на улице, у нас есть машины-парконы, которые ездят по городу и контролируют. Второе, у нас есть в ряде мест стационарные камеры, которые смотрят, когда человек приехал с номером, потом номер снял и куда-то положил, пытаясь уйти от контроля. Потом, не дай бог, у него что-то с машиной случается, например, злоумышленники утащили у него машину, номеров нет, он говорит «они у меня в багажнике». Таких случаев очень много.

    К чему я говорю всё это. Первое, контроль у нас есть, мобильное приложение работает. Более 220 тысяч москвичей периодически присылают нам материалы по различным правонарушениям, которые они сами видят, и на них реагируют, это второе. Третий момент, если говорить про разрешение для маломобильных граждан. У нас эти машины внесены в специальный регистр московских инвалидов или маломобильных граждан. У них нет на стекле ни отметки, ни пропуска, я считаю это правильным.

    С.ДОРЕНКО: Некоторым стыдно.

    М.ЛИКСУТОВ: Не то, что стыдно. Во-первых, машина может принадлежать не инвалиду, но это его дочь, например, которая привозит его. И мы идем на такие льготы, мы обязаны их давать, я считаю, это тоже справедливо. Поэтому когда вам кажется, что стоит машина, и она не раскрашена наклейками, что это инвалид, но это не факт, что эта машина не перевозит маломобильного гражданина. Поэтому к таким вопросам всегда нужно относиться деликатно. Но то, что есть нарушители, которые продолжают плевать на правила движения, на удобство жителей…

    С.ДОРЕНКО: И их довольно много.

    М.ЛИКСУТОВ: Их довольно много, но количество их снижается, и динамику эту мы видим, я думаю, что этот вопрос мы рано или поздно совместно победим. Но сказать, что проблема решена, такого конечно нет, и есть еще задачи, которые надо решать.

    С.ДОРЕНКО: Я, если позволите, повторюсь, я уже это говорил: мы хотим, чтобы десница была неминуема, рука с мечом, и мы хотим, чтобы нам награда за то, что мы хорошие, тоже была. Условно говоря, если я хороший — то я дурак, а он плохое — и он выгадывает. Я думаю, зачем я тогда хороший?!1

    М.ЛИКСУТОВ: Могу сказать, что качество администрирования у нас очень высокое.

    С.ДОРЕНКО: Наймите больше ребят.

    М.ЛИКСУТОВ: Их достаточно, Сергей. Есть закон, который говорит о том, что если вы оставили машину в месте, разрешенном для парковки, но на месте, которое вам не принадлежит, т.е. на котором вы не имеете права стоять, то вас наказывают штрафом. Эвакуировать машину, переместить оттуда не имеем права.

    С.ДОРЕНКО: Я хочу сказать, каршеринг — самые циничные негодяи. Они бросают и на инвалидных, и на всех местах. Выходит девочка модная. Я ей говорю в шутку: слушай, мать, припаси еще 3 тысячи, потому что ты поставила в неправильном месте. Она: да пошли они. Всё.

    М.ЛИКСУТОВ: Могу сказать, что в отличие от других машин, собственники автомобиля каршеринга, потому что им потом приходит штраф, они эти деньги моментально удерживают с того, кто пользовался, потому что карточка ваша с открытым кредитом так называемым там стоит. И поэтому все штрафы, превышение скоростного режима — эта неминуемая оплата придет сразу. Поэтому я, пользуясь случаем, хотел бы порекомендовать всем пользователям каршеринга не думать о том, что машина не моя, штраф меня не касается.

    Вот как раз в отличие от нас, когда у нас есть процедура рассмотрения и прочее, но как только штраф придет собственнику машины каршеринга, с вас он денежки спишет сразу, это произойдет очень быстро.

    С.ДОРЕНКО: Может быть, это недостаточно много для них, чтобы они почувствовали. У них такой вид, когда они ставят на запрещенные места, что она модная девочка, и ей пофиг абсолютно. Кто за нее платит, я не знаю. 

    М.ЛИКСУТОВ: Есть и такие, есть и те, кто выполняет правила. Поэтому не могу сказать, что автомобили каршеринга наиболее часто штрафуемые машины, нет такого. Скажу еще про каршеринг, потому что повис такой негатив в этом плане. Вы видите сейчас всю статистику, что в городе происходит.

    С.ДОРЕНКО: 102 процента.  

    М.ЛИКСУТОВ: Второй момент, который есть: одной машиной каршеринга, по статистике, в Москве каждый день пользуется восемь человек, в отличие от машины личной, которой пользуетесь вы один либо, в крайнем случае, два человека.

    С.ДОРЕНКО: Это правда.

    М.ЛИКСУТОВ: Это говорит о том, что одна машина каршеринга так или иначе заменяет восемь автомобилей личного транспорта, и это для города большой плюс. Мы поддерживали развитие автомобилей каршеринга и будем дальше продолжать поддерживать.

    С.ДОРЕНКО: Это очень современно. Мы когда читаем, как человек из Костомукши приезжал сюда с открытой формой туберкулеза на автобусах, я представляю, если бы он еще попользовался каршерингом. Я вожу себя в своем дурацком автомобиле, который мне не нравится, на самом деле я купил бы крошечную машину, микроскопическую электрическую машину. Но я возу себя там, и там мой личный туберкулез.

    А.ОНОШКО: Надо делать прививки.

    С.ДОРЕНКО: А в каршеринге чей туберкулез, я не знаю.

    М.ЛИКСУТОВ: Могу сказать, что по количеству автомобилей каршеринга, я думаю, к концу года Москва будет № 1 в мире. Обгоним Токио. Мы сейчас № 2 после Токио. Будем № 1 в мире, этот сервис очень сильно развивается. Между прочим, еще скажу интересную вещь, мы были с делегацией несколько месяцев назад в Берлине. Нас приглашали транспортные власти Берлина, собирали Париж, Лондон и другие города. И было сравнение данных, цифр, отдельная работа у экспертов была.

    Могу сказать, что по количеству пассажиров городского транспорта, которые пользуются различными гаджетами, телефонами, карточками бесконтактными, Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay, разными системами оплаты, немножко не традиционными, новыми, в Москве в пять раз больше, чем в Берлине. У нас все новинки технологические транспортные расходятся намного быстрее, чем в развитых европейских городах.

    А.ОНОШКО: А почему так? Потому что люди лучше или вы лучше работаете?

    М.ЛИКСУТОВ: Люди современные и готовы использовать всё новое, что есть. И если эта штука удобная, то она у нас быстро приживается. Это говорит о том, что хотя у нас люди достаточно консервативные, но новинками пользуются с удовольствием.

    С.ДОРЕНКО: Это вы говорите в Берлине. А я считаю, что в 10 раз. А если с Римом сравнить, так в 100 раз будет. Там на госуслуги смотрят, вытаращив глаза, вообще не понимают, что это значит.

    М.ЛИКСУТОВ: Когда мы встречались с коллегами из Рима (они к нам приезжали) на вопрос: как вы парковку платную контролируете? Они сказали: сейчас никак. — Почему? — А у нас бюджет не утвердили, и все инспекторы, которые нас работали, их было 150 на весь город, а сейчас работают трое, потому что бюджета нет; нам не утвердили, еще обсуждается и наверно появятся эти люди к лету.

    С.ДОРЕНКО: Несколько человек задали вопрос о кажется крышуемых ДПС бомбилах. Несколько мест называется, опять на юге, на Варшавке, еще где-то. Я хочу сказать, что у нас это обычно. Они пишут, что в 15 метрах от ДПС стоят все эти бомбилы, и такое ощущение у нас, что это одна шайка-лейка.

    М.ЛИКСУТОВ: Я бы так не сказал. Наверное, как и со стороны городских властей, так и со стороны полиции какие-то есть недоработки, и есть люди, которые серьезно относятся к своим должностным обязанностям, есть люди, которые менее хорошо относятся. Сказать, что всем на всё наплевать, — не могу, нет такого. Если человек видит, что происходит что-то неправильное, очевидно не так должно быть, я считаю, если вы просто напишете на портал, скажете об этом, напишете к нам, тогда и общество будет меняться.

    С.ДОРЕНКО: Давайте еще раз назовем портал.

    М.ЛИКСУТОВ: Transport.mos.ru. У нас есть целый раздел, посвященный обращениям. Поверьте, мы относимся к ним не как формальностью, которой надо ответить. Если это связано с коллегами из ГИБДД, всегда им отдаем; они нам передают в отношении наших проблем или сотрудников, которые халатно относятся. То есть это всегда взаимная работа, и мы к ней нормально относимся. Никто не обижается. — А что ты принес жалобы на моих сотрудников? Это общая задача, которую мы обязаны решить. Как бы это не звучало немного пафосно, но такая атмосфера сейчас есть в правительстве Москвы, которая стремится изменить ситуацию и решить проблемы, которые есть.

    С.ДОРЕНКО: Рябят, вы же с мобильника можете это сделать. Пока идешь, топчешься, капните, капля камень точит.

    М.ЛИКСУТОВ: Обязательно надо это делать.

    С.ДОРЕНКО: Форма парковки не позволяет Нэфману ввести иностранный номер автомобиля. «Я бы оплатил, а так нарушаю», — говорит Нэфман.

    М.ЛИКСУТОВ: Насколько я знаю, «маска» позволяет это делать. «Маска» — имею в виду, что возможность ввести номер. Вы можете это сделать. Если что-то не так, обратитесь на сайт Transport.mos.ru, мы вам поможем, расскажем и сделаем так, чтобы вы проблему свою решили.

    С.ДОРЕНКО: Я раньше видел законопослушание белорусов. Я уже видел, как один белорус пёр на камеру по полосе с Живописного моста. Прямо он видел, что идет на камеру, и спокойно, цинично… И уже видел, как у нас внизу паркуются белорусы, абсолютно пофиг. Допустим, надо прижаться, они ставят ёлочкой, как хотят. И я понимаю, что они не боятся в конечном итоге, несмотря на то, что вы отправляете наверняка в Белоруссию. Вероятно, это не доходит.

    М.ЛИКСУТОВ: Во-первых, точно доходит. У нас почта работает, и основания считать они пришли, бумага приходит. Вопрос в том, что до сих пор базы данных двух союзных государств пока не синхронизированы. Надеюсь, что это не наша зона ответственности. Федеральное правительство, коллеги это обязательно сделают, в планах такое точно есть. Думаю, что этот вопрос решится. 

    С.ДОРЕНКО: «Вафли» — что за дебилизм, пять секунд?» — пишет Николай. Вообще, с «вафлями» меня это большое всех беспокоит. Потому что с Софийской набережной на мост подъем они просто закрывают и всё, это навсегда.

    М.ЛИКСУТОВ: Если не сделать четко разграничение, где надо, и чтобы вы обращали внимание, когда делаете маневр на мигающий свет светофора, вы должны рассчитывать, сможете проехать перекресток или нет. Потому что, перекрывая его, вы вообще блокируете движение.

    С.ДОРЕНКО: Когда вы будете следить за этим, потому что это нужно ставить как можно больше.

    М.ЛИКСУТОВ: На нескольких объектах мы уже тестируем все нюансы, смотрим, как всё работает. Прежде массово вводить и выносить штрафы, мы внимательно анализируем ситуацию вместе с ГИБДД.

    С.ДОРЕНКО: Я звоню жене и говорю: я в 50 метрах от дома, буду минут через сорок. И эти последние 50 метров я не могу проехать никогда.

    М.ЛИКСУТОВ: Проблема, про которую вы говорите — съезд на набережную — это одна из самых узких проблем, которые есть. Думаю, что решение повысит внимательность водителей в таких непростых ситуациях, потому что на ряде перекрестков из-за недостатка улично-дорожной сети есть проблемы, в которые завязывается целый набор улиц сразу же.

    С.ДОРЕНКО: А потом мы ждем отважный троллейбус № 4 (он отважный чувак), и мы, прилепившись к нему, лезем на красный. Пошли все к чёртовой матери! Мы уже стоим там по сорок минут, понимаете. Потом троллейбус находит дырку, как таран идет, все его боятся, а я ему на хвост, на бампер цепляюсь и вижу, что и он, и я — мы идем на красный. Это уже бесчинство какое-то. Либо там поставить с палочкой, может быть.

    М.ЛИКСУТОВ: У нас таких перекрестков несколько сотен. При всё при том, что количество сотрудников ГИБДД только сокращается, ставить практически уже некого.

    С.ДОРЕНКО: А, может, это не сотрудник ГИБДД, это был бы регулировщик от города.

    М.ЛИКСУТОВ: Мы уже обучили достаточно большое количество, есть «Дорожный патруль», вы знаете. Мы потихонечку этим занимаемся. Это непростая задача, есть еще вопросы правового статуса всех этих людей. Но сейчас мы этот вопрос решили, у них возможность есть под контролем ГИБДД выполнять определенные функции, связанные с регулированием движения на перекрестках. И мы сейчас часто это используем. Поэтому количество наших сотрудников будет увеличиваться, хотя где-то это всё-таки задача инспекции по безопасности дорожного движения.

    С.ДОРЕНКО: 10-20 километров, мы с вами говорили давно. Насколько я помню, вы назвали научно обоснованную цифру, когда меньше всего погибает людей. Это при скорости 48-48,5 км/ч.

    М.ЛИКСУТОВ: Чуть меньше 50 км/ч. Тогда снижается риск того, что водителя автомобиля, попавшего в ДТП, сможет серьезно пострадать.

    С.ДОРЕНКО: Кстати говоря, наш поворот от Софийской на Серафимовича, один раз вынесло BMW прямо на меня. Я толкнул жену в угол, чтобы ее не убило. Он порвал себе радиатор, сделав лужу. А недавно, дней двадцать назад, три недели назад, я видел, как там парня развернуло на 180, тоже на BMW, кстати. Они газуют до дури, их разворачивает, тащит, ужас. Я хочу сказать, что скорость остается важным аспектом. Вы прокачиваете, чтобы 10 уже, а не 20?

    М.ЛИКСУТОВ: Во-первых, предложение такое было высказано.

    С.ДОРЕНКО: Этот чувак из Думы, вы знаете, что он работал у Джуны? Он массажист. Вот этот, который за 20, как его фамилия? Скажи мне, как фамилия этого человека, дорогая?

    А.ОНОШКО: Мосгордума?

    С.ДОРЕНКО: Нет, не гор, Госдума, который за 20 км всё время качает. Он кудесник, волшебник от Джуны, он там всех массирует. Это какой-то кошмар! Как он может распоряжаться такими вещами?

    М.ЛИКСУТОВ: Я даже сейчас не решаюсь понять, кто это человек такой. На федеральной госкомиссии по безопасности дорожного движения предложение о том, чтобы в городах не администрированный порог с 20 км был снижен до 10 км, я его озвучил. Я считаю, что это совершенно правильное решение, особенно это касается городов. Аргумент, что у нас камеры не контролируют, неправда. Прежде чем МВД допустит ее до установки на улично-дорожной сети, она проходит необходимую проверку, это государственный контроль. Росстандарт и ряд других институтов, которые следят за точностью измерения. Мало того, все эти вещи у нас уже были давно, когда не администрирурованный был и 5 км, и 10 км.

    С.ДОРЕНКО: Чисто азиатская придурь. Вот я вам говорю «добрый день». Почему я не сказал «добрая ночь»? Потому что чёртов день! Но если мы хотим 60, так зачем мы пишем 80?! Или пишем 60, а хотим 80?! Вы понимаете, что мы живем в кривом зеркале? Мы должны сказать: в этом чёртовом месте — 60. Так имеется в виду что — 61? Нет, не 61, имеется в виду 59. 60 — это значит 59, вот и всё.

    Я же вам говорю: здравствуйте, Максим Ликсутов. Почему я не сказал: спокойной ночи, Иван Иванович Пропердыкин? Потому что передо мной Ликсутов! Ну я-то не идиот, я Ликсутову говорю, что он Ликсутов! Почему же мы живем во лжи?! Вся страна чёртова живет во лжи! Зачем же мы пишем 60, когда 80?! Мы что, идиоты или мы азиаты какие-то?! Я не понимаю, вы чего, ребят?!

    М.ЛИКСУТОВ: Согласен с тем, что этот вопрос давно назрел, его надо решать, потому что за этим вопросом стоит огромное количество человеческих жизней, детей, пешеходов, которых сбивают. И превышение скоростного режима по умолчанию: смотрю на знак и прибавляю 20 км, это действительно выглядит совершенно глупо и неправильно.

    С.ДОРЕНКО: Это ложь.

    М.ЛИКСУТОВ: Поэтому позиция у нас такая есть. Большинство коллег из федерального правительства поддерживают эти предложения. Надеюсь, что вопрос, так или иначе, решится. Для городов это крайне важно. У нас президент Российской Федерации поставил задачу снижения аварийности почти в три раза по стране. Я, как человек, который в Москве, так или иначе, ответственен вместе с коллегами из ГИБДД за аварийность, считаю, что мы просто не достигнем показателей, установленных президентом страны, если ряд разумных решений будет принят, в частности, по снижению неадминистрированного порога скорости. 

    С.ДОРЕНКО: Мне пишут: «Тогда будут 10-балльные пробки. Тогда поставьте корректные знаки. Не пишите 60, где можно ехать 70». И так далее.

    М.ЛИКСУТОВ: Могу сказать, что есть ряд магистралей, которые отремонтировали, где мы меняем знаки с периода ввода в эксплуатацию дороги. Но надо понимать, что во всех городах, если это не хайвэй, если там нет пешеходных переходов, да, действительно, можно ставить знаки 70, 80 и 90 км/ч. Такое тоже есть и бывает. Но если улица, где есть пешеходный переход, причем наземный переход, где большое количество городского транспорта, который ходит, какой бы знак не поставили, от остановки к остановке, он практически никогда не превышает скорость 50 км/ч, даже на магистральных маршрутах.

    С нашей интенсивностью движения ехать со скоростью 90 км/ч в центре города, это выглядит… Никто из коллег, которые к нам приезжают из цивилизованных стран, китайцы в том числе, даже азиаты в том числе, они говорят: мы не понимаем, в городе вы что хотите 100 км/ч ездить, по дороге, где есть пешеходные переходы? Это не бывает. 

    С.ДОРЕНКО: Это абсурд.

    М.ЛИКСУТОВ: Ни у кого такого нет. Если есть хайвэй, условно говоря, Третье транспортное кольцо, которое бы было всегда отделено от другой проезжей части, там возможно рассмотреть, и мы не против этого. Мы понимаем, что если есть возможность ехать быстрее, можно это делать. Но если это дорога со 100 км/ч потом должна на 50 км/ч переходить — это опасно.

    С.ДОРЕНКО: Когда я въезжал в Барселону этим чёртовым летом, там было 110 или 120 км/ч, я не помню. И прямо посреди шоссе, прямо перед въездом в Барселону — 50 км/ч. Я исполнил пятьдесят, подприсев на задницу, как Сивка-бурка. И потом я спросил их: а что это? Они говорит: это как оттренировать тебя, чтобы ты понимал. Я говорю: да, но еще было шоссе. Они говорят: не важно, мы уже должен дисциплину включить, что ты в городе. 50 и всё.

    М.ЛИКСУТОВ: Мало того, вы едете даже по трассам в Европе, где хайвэй за городом, как только вы въезжаете в населенный пункт, даже если там три дома и ферма, возьмите Германию, ту же Прибалтику, сразу же скорость движения 50 км/ч.

    С.ДОРЕНКО: Это не 56, ребята.

    М.ЛИКСУТОВ: Это 50. Например, в Германии неадминисрированный порог плюс-минус 1,5 километра. В Прибалтике, в одних странах — 1,5, в других — 3, но это всё равно так. Но это не 20. Когда мы показываем цифры на международных мероприятиях, когда эксперты в области безопасности дорожного движения со всего мира собираются, потому что для всех это проблема одна из первых, когда мы говорим «20 км/ч», они говорят «да не может такого быть». А что за приборами вы пользуетесь, биноклем что ли? Как вы считаете? Мы говорим: в приборе 1,5-2 км отклонение возможно и прочее. Нас просто не понимают.

    С.ДОРЕНКО: Я паркуюсь на Берсеневской: я детей собираю, группирую как на территории войны, как будто война идет. Я им говорю: так, я прикрою, папа первый пойдет, вы за мной гуськом. Я серьезно вам говорю. Потому что какой-то джигит безумный на тонированной Х5, еще какой-то безумец, еще идиоты. Я как по войне иду. Я перехожу на угол, там я лично два раза видел, как развернуло BMW, я уже рассказывал. Это территория войны. Я, наконец, дохожу до подъезда, пихаю детей — всё, мы дома, добрались, как по минному полю. Ребята, вы так хотите жить?! Вы джигиты?! А я здесь живу! Давайте как-то соберемся с мыслями! Ну правда, они все джигиты. Но я-то здесь живу.

    М.ЛИКСУТОВ: Большинство людей, я вижу по нашему общению с экспертами в том числе, всё-таки поддерживают снижение скоростного режима. Особенно, еще раз повторю, это очень сильно актуально для городов. И еще раз повторю, здесь вопрос не нашей дискуссии, а решения и поручения президента Российской Федерации, который сказал: прекращайте, надо снижать аварийность. Поставил четкую задачу, это написано в указе, и мы обязаны эти вещи выполнять.

    С.ДОРЕНКО: Когда придете снова?

    М.ЛИКСУТОВ: Когда позовете.

    С.ДОРЕНКО: Летом придете?

    М.ЛИКСУТОВ: Раньше могу. В мае приду, хотите?

    С.ДОРЕНКО: Хорошо.

    М.ЛИКСУТОВ: До открытия мотосезона, до мотопарада.

    С.ДОРЕНКО: До мотосезона или сразу как откроем.

    М.ЛИКСУТОВ: Или до мотопарада можно еще раз поговорить об этом.

    С.ДОРЕНКО: Отлично! С нами был заместитель мэра города Москвы Максим Ликсутов. Мы пойдем и проживем ее, эту среду, 13 марта.

    Версия для печати
Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus