• Программа «Город дорог» 15.05.2020 года, посвящённая 85-летию Московского метрополитена имени Ленина.

    85 лет Московскому метрополитену

    13:30 Май 15, 2020

    85 лет Московскому метрополитену

    В гостях

    Александр Попов

    историк метро, фотограф

    М.ЧЕЛНОКОВ: 13 часов 35 минут в Москве. Друзья, в студии Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Макс Челноков.

    М.ЧЕЛНОКОВ: А я метро люблю, я тебе скажу. Знаешь, почему?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У тебя есть любимая станция?

    М.ЧЕЛНОКОВ: Есть. «Менделеевская».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я «Маяковку» люблю.

    М.ЧЕЛНОКОВ: И «Маяковку» люблю.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да, потому что красивая.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Нет. Потому что она ещё самая пустынная.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Ты понимаешь, это самая пустынная станция, потому что мне нравится, когда там мало народу. Там мало выходят и мало заходят.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Но только не в моменты, когда кто-то в театр собирается.

    М.ЧЕЛНОКОВ: О, это да. Да даже если кто в театр, то это тоже не так много.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Она большая. Она такая, какая-то классная. Она такая помпезная. Особенно… Единственное, вот эти вот экскурсии китайцев когда там проходят, и они все смотрят на потолок. Я раньше никогда не замечал этого потолка. Сейчас я просто хожу и прямо вот любуюсь и наслаждаюсь.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Наслаждаешься, да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Вообще, я тебе хочу сказать, когда я 21 год назад приехал в Москву… Я жил до этого в разных городах, Тбилиси, Алма-Ата, Новосибирск, я ездил в метро и за границей ездил в метро. Но когда я приехал в Москву и увидел метро здесь, в Москве, я был потрясён. Именно вот, знаешь, вот как человек, который… ну как правильно тебе сказать, человек не из колхоза приехал, я жил в крупных городах, в мегаполисах, петербургское метро я видел, мы долго жили…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Но такого метро, как в Москве, нигде не видел.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да. Потому что для меня это было… Во-первых, мне запах нравится. Мне нравится запах метро. А ты знаешь, чем пахнет в метро?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Нет.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Оказывается, это запах специальной смеси, это вот деревянные шпалы пропитывают, чтобы не гнило.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да, промазывают.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да, гниения не было. И вот этот запах мне прям нравится, необычный.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Смотри, наши слушатели пишут в Telegram. Алекс Туманов: «Комсомольская» — самая красивая, на мой взгляд». Владимир считает, что самая яркая — «Новослободская». Да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Господа, напишите, какие станции вам нравятся. Какая для вас станция красивая и какая ваша любимая?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В приоритете, да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да, креозот. Григорий пишет, что это креозотом обрабатывают шпалы.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Спасибо. Sms +7-925-88-88-948, Telegram govoritmskbot.

    Московский метрополитен открылся 15 мая 1935 года. То есть получается, сегодня 85 лет Московскому метрополитену имени Ленина.

    Первая очередь столичного метро была построена за три с половиной года и включала в себя одиннадцать с половиной километров линий, 13 станций — от «Сокольников» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую».

    М.ЧЕЛНОКОВ: На этом этапе было организовано вилочное движение поездов. Все поезда, следовавшие от «Сокольников», доезжали до станции «Охотный ряд», а затем двигались либо в сторону «Парка культуры», либо по ответвлению до «Смоленской». Типа раз и в две разные стороны разъезжались.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да-да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Участок от «Сокольников» до «Парка культуры» сейчас считается частью Сокольнической линии, а ответвление на «Смоленскую» — частью Филёвской линии. Поезда обслуживались самым первым электродепо, которое называлось «Северное», как мы сегодня уже выяснили.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: И открылось оно на полгода раньше — 10 ноября 1934 года.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Смотри, кстати, поездка на метро от «Сокольников» до «Парка культуры» или до «Смоленской» длилась 21 с половиной минуты, а тот же маршрут на трамвае занимал более двух часов в то время.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Кошмар какой.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Представляешь, какая экономия.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Нет, сейчас от «Сокольников» до «Парка культуры», мне кажется, гораздо быстрее, чем 21 минуту, там минут за 10 вроде бы можно доехать.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Наши слушатели нам пишут, смотри…

    М.ЧЕЛНОКОВ: «Любимая — «Варшавская». Родился и вырос там», — пишет Алексей Степанов.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Григорий Спб пишет: «Мне больше всего нравится «Киевская». Станция «Спартак» нравится Добролюбу. Елена: «Добрый день. Станция «Маяковская». Обожаю. Загляденье. Любимый так тоже сказал». Опять же «Маяковскую» называют своей любимой станцией. «Мне вот из новых станций больше всего нравится «Технопарк», — пишет харьковчанин.

    М.ЧЕЛНОКОВ: А Виталий-Фили пишет: «Киевская» (кольцевая) и Арбатско-Покровская — самые-самые, вот эти две станции лучшие». Так… Алексей Морозов пишет: «Макс, я расстроен, но креозот — это яд для человека». При чём здесь… Я же его не ем, не знаю, его не трогаю, просто мне нравится, как он пахнет. А для шпал в метро это самая, значит, полезная вещь.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да, да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Это нужно для того, чтобы не гнили они.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Пять копеек, смотри, нам пишет: «Бутовская наземная ветка метро — супер. Больше всего нравится».

    М.ЧЕЛНОКОВ: «Очень люблю «Выхино» в час пик. Спустился, а дальше тебя поток подхватит и автономно заносит в поезд».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: А есть даже такой эффект, называется «эффект Выхина», насколько я знаю, где в вагон много народу прямо зайдёт, потом раз и быстро выходит в центре.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: В первый год работы московского метрополитена в среднем в сутки совершалось 177 тысяч поездок. Пассажиров было мало, так как люди боялись спускаться под землю, опасались невиданных ранее эскалаторов и быстрых подземных поездов.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Мне сложно сейчас такое представить.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Ну боялись.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ну понятно, да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Где у нас было? Где у нас были в зданиях какие-то, ну, лифты. Как люди боялись лифтов раньше, так и сейчас, в тот момент, в 1935 году, боялись эскалаторов и поездов.

    У нас друзья, кстати, на связи человек, который знает о метро практически всё, я уверен в этом, это историк, фотограф Московского метрополитена, блогер Александр Попов. Александр, добрый день.

    А.ПОПОВ: Здравствуйте.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Здравствуйте.

    А.ПОПОВ: Хочу сразу сказать, да, здрасьте, что знать всё невозможно, это неисчерпаемый объём.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да, конечно. 85 лет, 333 станции, 15 линий метро здесь. Можно с ума сойти от такого большого количества информации.

    Александр, скажите, пожалуйста, если я вам скажу, Александр, с 85-летием Московского метрополитена…

    А.ПОПОВ: Спасибо. Вас также с праздником.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Всё-таки с праздником. Отлично.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Спасибо.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Это правда праздник. Вы пользователь метро?

    А.ПОПОВ: Ну естественно, конечно.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Что в 1935 году метро сделало для Москвы? Вот чем это стало? Я не знаю, это сопоставимо с появлением телевидения? Это с запуском ракеты в космос? Что это было за событие в тот 1935 год, 15 мая?

    А.ПОПОВ: Вы правильно заметили и провели аналогию с запуском ракет. Как бы там запуск Гагарина — всенародный праздник, 9 Мая — тоже всенародный праздник, так и 15 мая — это действительно был большой праздник для Москвы. Наконец-то город получил транспорт, удобный, комфортный, который позволял решить проблему пробок тогдашних, ну и наполнения улиц, в том плане это трамваи, извозчики, ну там уже автомобили, естественно, появлялись. И огромный коллапс, который случился в январе 1931 года, по сути дела он дал толчок тому, что всё, метро надо всё-таки строить.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Александр, скажите, а правда, вот я тут читал информацию и пишут наши слушатели, что во время войны хотели метро даже затопить и вообще распрощаться с этим проектом, что у нас бы сегодня такого вида транспорта могло бы и не быть?

    А.ПОПОВ: Да, 15 октября 1941 года было выпущено постановление Государственного комитета обороны об эвакуации города Москвы. По нему эвакуировались иностранные посольские миссии, эвакуировалось правительство. В скобочках было, кстати, подписано, что товарищ Сталин эвакуируется отдельно завтра либо по обстоятельствам. И, соответственно говоря, эвакуировались предприятия, а то, что нельзя эвакуировать, — взорвать. В Московском метрополитене предполагалось взорвать энергохозяйство. Скорее всего, это тяговые подстанции, которые находились на поверхности. И в постановлении также указано: не трогать водопровод и канализацию Московского метрополитена.

    Трудно сказать, что же всё-таки хотели сделать, затапливать его или нет, но известно, что 16 октября утром метрополитен не открыл свои двери, начался демонтаж оборудования, ну, он начался уже ночью, сразу после выхода постановления, естественно. Моторы, насосы, кабель, рельсы — всё, что можно было снять и эвакуировать, всё это начали снимать, откручивать и эвакуировать. Но то, что 16 октября 1941 года метро не открылось, это, скорее всего, вызвало огромную панику в городе. Ну, казалось бы, всё уже, больше некуда, город сдаётся фашистам, его сдают. И тут же пошли, поползли слухи об эвакуации правительства, об эвакуации иностранных миссий, ну, в общем, ситуация патовая и, казалось бы, безвыходная. Но уже 16-го вечером, осознав весь масштаб, наверное, трагедии, выходит следующее постановление ГКО о том, что не надо закрывать метрополитен, а «надо уменьшить его движение, скажем, наполовину», это дословная цитата за подписью Сталина. И 17 октября метрополитен снова открылся и уже не прекращал своё движение ну до сегодняшнего дня и так дальше будет продолжаться.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Кстати, в период Великой Отечественной войны, к январю 1944 года, было завершено строительство третьей очереди метро. И во время войны были построены и открыты два участка линий и семь станций.

    А.ПОПОВ: Да, да, естественно.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Это Марина у нас такую «Википедию» на ножках изображает сегодня о метро.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    А.ПОПОВ: Ну здесь вот, кстати, опять же с этим очень интересное постановление ГКО о продолжении строительства было выпущено, вышло весной 1942 года, когда ситуация на фронте, конечно, чутка улучшилась, мы отбросили захватчиков от столицы, но и Сталинград, освобождение Ленинграда, Курская дуга ещё были очень далеки. И, соответственно, тот факт, что вышло… решили строить метро, говорит об уверенности советского правительства в победу уже весной 1942 года. И сам факт, то, что метро строится, метро открывается — это сыграло огромную моральную поддержку как и на фронте, так и в тылу.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Саш, скажите, пожалуйста, а правда, Виталий пишет нам в наш Telegram-канал govoritmskbot, что, к слову, метро было не всегда имени Ленина, а оно было сначала имени Кагановича. Я первый раз это слышу.

    А.ПОПОВ: Да. Да, это действительно, Лазарь Моисеевич Каганович, говоря современным языком, был администратором строительства метрополитена в 30-е годы, он курировал эту стройку, и в честь него назвали метрополитен. В 1955 году по инициативе того же Лазаря Моисеевича Кагановича, я так понимаю, он держал нос по ветру и понимал, что после развенчания культа личности ему тоже может достаться, как в итоге и оказалось, по его инициативе метрополитен был переименован в имени Ленина, а станция «Охотный ряд» была названа «Имени Кагановича». Но это просуществовало буквально несколько лет, и потом станция стала, если я не ошибаюсь, «Проспект Маркса».

    М.ЧЕЛНОКОВ: У меня ещё вот такая информация была, что метро в Петербурге и метро в Москве строилось одновременно. Верно? Ну практически. Или нет?

    А.ПОПОВ: Нет. Ну, скажем так, в 1935 году, после пуска первой очереди в Москве, стало понятно о том, что Ленинград — это будет следующий город, где начнётся строительство. И разговоры о том, что его надо строить, они велись. Но строительство номер один либо пять, ну, короче, номерной строитель, НКПС, Народный комитет путей сообщения, было образовано только в январе 1941 года. И развёртывание работ там произошло по сути дела в мае, ну, а в июне, соответственно, война, и уже стройка была прекращена. Только уже после снятия блокады Ленинграда возобновили строительство метрополитена и, соответственно, 15 ноября 1955 года была пущена первая очередь.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Я просто к чему это спросил? Понятно, что разное время. Почему такая разница? Почему даже логотип другой? Что это, типа противостояния питерцев…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Конкуренция?

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да, культурной столицы и реальной столицы. В чём, почему разница вот во всём этом?

    А.ПОПОВ: Ну, разный логотип, это он когда стал разным? Изначально то логотип Ленинградского метрополитена был очень похож на наш, вот эти округлые буквы…

    М.ЧЕЛНОКОВ: Был похож.

    А.ПОПОВ: …появились только недавно. Ну, естественно, хотелось бы что-то своё. При этом понятно, что первую очередь Ленинградского метрополитена строили, в том числе, и московские метростроители. Туда приехали работники Московского метрополитена для освоения нового, скажем так, предприятия. Они им оказали огромную помощь. Ну а потом, когда ленинградские коллеги набрались опыта, естественно, у них появился и свой проектный институт, и свой Ленинградский метрострой, и свои уже кадры, которые могли эксплуатировать новые линии. И, соответственно, в Ленинграде были придуманы станции закрытого типа, так называемый горизонтальный лифт, односводчатые станции глубокого заложения ленинградские — это уже ленинградские коллеги были, полностью их разработка и внедрение данных технологий.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Владимир нам написал в Telegram: «Всё-таки какие разные и красивые станции, какая отделка интерьеров. Хорошо бы вспомнить архитекторов, планировавших и строивших Московское метро». Давайте вспомним.

    А.ПОПОВ: Ну, честно говоря, я всегда на своих лекциях рассказываю про заклёпки и про исторические факты, архитектуры я никогда не касаюсь. Ну, конечно, фамилии, например, Таранова и Душкина у всех на слуху. Душкин — это один из авторов станции «Комсомольская». Можно вспомнить архитектора Нину Алёшину, которая является автором 19 станций Московского метрополитена. И ещё огромное количество людей, которые внесли в это вклад, и не только московские архитекторы, но и киевские, например, станция «Киевская» (кольцевая) с участием киевских товарищей делалась. Действительно это огромный коллектив, да и не только архитекторов, но и инженеров-конструкторов, которые разрабатывали эти станции.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Я напомню, друзья, что у нас на связи историк, фотограф Московского метрополитена, блогер, человек, который о метро, как мы выяснили, знает не всё, но знает очень много.

    Я по поводу названий. Вот названия… Мы вот называем «Киевская», «Пражская», там «Римская», у нас много станций посвящены другим городам. Но в этих городах нет таких станций, как «Московская», я не знаю, «Российская». Вот нам не обидно? Кто, почему вот такая вот несправедливость, в чем нас мало где в других городах и странах это называлось. Саш, есть какая-то у вас такая информация?

    А.ПОПОВ: В Праге была станция «Московская». Её, соответственно, оформляли московские архитекторы, а станцию «Пражская» в Москве оформляли пражские архитекторы. То есть это был такой культурный обмен. С Италией Советский Союз тоже всё время дружил, и мы принимали участие в оформлении одной из станций. Но в Праге сейчас, к сожалению, обстановочка странная, станция «Московская» переименована. Ну и недавняя история с маршалом Коневым, на мой взгляд, выглядит просто некорректно, скажем так.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да, это правда.

    А.ПОПОВ: Но станцию «Пражская» мы сохраняем. И я считаю, что были недавно разговоры в интернете, что давайте мы её тоже переименуем. Но я считаю, как-то это очень…

    М.ЧЕЛНОКОВ: Ну мелко, да.

    А.ПОПОВ: Местечково, местечковая обида, да, и мелкая, недостойно просто на это обращать внимания.

    М.ЧЕЛНОКОВ: И ещё такая маленькая информация, это для слушателей. Я просто хотел с ними поиграть на эту тему, но всё-таки мы уже вопросы про метро задавали в предыдущей программе, что есть такая информация, что самая постоянно переименовываемая станция это была «Александровский сад». У неё постоянно менялись названия в те, советские годы. Верно, Саш.

    А.ПОПОВ: Если не ошибаюсь, нет, это всё-таки «Охотный ряд», который переименовывали пять раз, притом возвращая историческое название. То есть как раз всё-таки «Охотный ряд» очень у нас сильно отличился.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да.

    А.ПОПОВ: Ну, а «Александровский сад» тоже у нас в тройке лидеров.

    М.ЧЕЛНОКОВ: «Коминтерн», «Имени Коминтерна», «Улица Коминтерна», потом «Калининская», потом «Воздвиженка» на пару дней, а потом «Александровский сад». Это то, что я прочитал в «Википедии». Всё…

    А.ПОПОВ: А вот если почитать «Википедию» про «Охотный ряд», там будет написано, что она, а… да, всё правильно, «Александровский сад», она пять раз, а «Охотный ряд», её два раза возвращали в своё прежнее название.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Поэтому «Александровский сад» лидирует всё-таки.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Вот, Александр правильно в начале программы сказал, «не всё знаю про метро».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Слушатель спрашивает нас: «Поинтересуйтесь у вашего специалиста, знает ли он о женской бригаде машинистов в метро? А то сейчас говорят, что впервые женщины будут машинистами в метро, а они уже работали долгие годы и в войну, и после войны».

    М.ЧЕЛНОКОВ: Женщины были же в метро, да?

    А.ПОПОВ: Да, конечно. Ну, естественно, не было разделения на там… Понятно, что на тяжёлый физический труд женщину не приглашали, но в метро женские бригады были чуть ли не с самого начала. Во время войны, когда мужчины ушли на фронт, то, естественно, как и для контроля машиниста в вагонах метро, так и на отбойные молотки в забоях встали женщины. И после войны были исключительно женские бригады, и женщины. Но в дальнейшем трудовое законодательство, оно более, скажем так, ужесточалось, и было принято решение, что работа под землёй, именно на должности машинистов, для женщины очень сложная и вредная. Хотя большинство дежурных по станции, дежурных по блокпостам — это всё равно остаётся прекрасный пол. И сейчас будет изменено уже трудовое законодательство в этом плане. Московский метрополитен набрал группу будущих машинистов, женщин, и с 1 января следующего года уже официально женщинам можно будет работать на должности машиниста. Как это ни странно, не путайте, пожалуйста, со словом «машинистка». Машинистка — это женщина, которая печатает на печатной машинке, а слово «машинист», оно всегда остаётся «машинист», именно мужского рода.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да. Кстати, смотрите, требования к кандидаткам на обучение были очень высокие, прежде всего к состоянию их здоровья. После подачи документов и прохождения собеседования будущие машинисты прошли психологическое тестирование на стрессоустойчивость, а медицинская комиссия обращала особое внимание на зрение, оно должно быть стопроцентным. И, кстати, ещё факт. Московский метрополитен занимает второе место в мире по числу работающих женщин. Коллектив предприятия сейчас составляют порядка 60 тысяч работников, из которых 36%, более 21 тысячи, женщины. Для сравнения, например, в метрополитене Лондона женщины занимают только 23,5%, в Берлине — 19%, в Брюсселе — 11%, в Нью-Йорке — 18% и так далее. А в феврале 2020 года Московский метрополитен занял 17-е место среди компаний, в которых у женщин наибольшие возможности для построения успешной карьеры.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Григорий Спб пишет: «А правда ли, что сотрудница внизу эскалатора крутит педали, чтобы эскалатор двигался?» Это шутки от наших слушателей.

    Саша, у меня ещё такой вопрос. Метро за всё время своего существования становилось таким арт-объектом: в кино попадало, в клипах снималось. Я тут недавно увидел «Обитель зла 5» с Милой Йовович и станция вроде бы «Арбатская», тогда я так понял, если я не ошибаюсь, была заснята там какая-то сцена крушения, стрельбы, это всё было. Почему вдруг такое пристальное внимание к нашему метрополитену московскому?

    А.ПОПОВ: Ну, естественно, московское метро, завоевав звание лучшего в мире, оно продолжает это, скажем так, неофициальное звание сохранять. И какие-то съёмки… Понятно, что в метро снималось много кино. Советский кинематограф, те же самые «Добровольцы», ну, понятно, это фильм скорее о метро…

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да, да.

    А.ПОПОВ: Я неправильно выразился. Но и в других каких-то сюжетах, особенно часто снимали на Филёвской линии, как наиболее это удобно сделать, естественно. И в 90-е годы, когда мы стали более открытыми, иностранные компании тоже приходили у нас снимать. Ну здесь можно вспомнить клип Пугачёвой на «Арлекино», который снимался на станции «Арбатская» ещё в 80-е годы, естественно. И это было вполне нормально. Ну это же классная архитектура, необычный антураж, естественно, это надо использовать.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Михалков, «а я иду, шагаю по Москве», тот же.

    А.ПОПОВ: Да, конечно. Но, вот по поводу арт-объекта. Я считаю, что именно как арт-объект московское метро стало за последние 15, ну, скажем так, 20 лет. Дело в том, что всё-таки в Союзе метрополитен был довольно закрытой организацией, которая просто перевозила пассажиров и минимум общения с ними. Сейчас же, пожалуйста, ночные экскурсии, ночные концерты, центр профориентации, не знаю, различные тематические мероприятия, выставки на станции «Воробьёвы горы», фотовыставка на станции «Выставочная» опять же, и сувенирка, которых раньше, в принципе, вообще не было. И вот это всё действительно… То есть метро не нуждается в рекламе, но огромное количество таких мероприятий делает метро ближе и более открытым к пассажирам. Это очень прекрасно.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Это — да. Ещё маленький вопрос в продолжение вот этого. А кто придумывает, что, например, вот памятник собаке на «Площади Революции» надо…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: …почесать.

    М.ЧЕЛНОКОВ: …почесать, погладить на память. Или палец Горького в переходе между двумя станциями. Это народ придумывает или это специальный человек есть, как та тётя, которая педали крутит?

    А.ПОПОВ: Нет, здесь никакого специально обученного человека нет. Это вот такая городская легенда, которая внезапно появилась. При этом изначально же нос надо было чесать для студентов на удачу на экзамене, ну потом решили, что, а почему только студентам, что за дискриминация, давайте мы будем чесать все для того, чтобы удачу получить всем. Ну и стало такой хорошей, доброй традицией. Но метрополитен эту традицию, честно говоря, насколько я знаю, не очень любит, потому что нос у собаки стачивается от этих всех миллионов прикосновений.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Понятно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Александр, давайте поговорим, что происходит в метрополитене сегодня. Вот я знаю, что в условиях повышенной готовности работа часто в метро происходит, например, чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, в метро сейчас приняты беспрецедентные меры, которые обеспечивают эпидемиологическую безопасность.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Насколько вообще сегодня метро современно?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    А.ПОПОВ: Ну это вообще разные темы, не знаю, про нынешнюю инфекцию и современность. По первому вопросу. Я считаю, что метрополитен делает достаточно, даже местами перебор, вот как с перчатками, ну это моё личное мнение. Вот. По поводу современности. Я считаю, что наш Московский метрополитен в лидерах вообще в принципе по техническому оснащению, по подвижному составу и по архитектуре. Где-то, может быть там не первое, ну там второе, может быть, третье место. Но по совокупности это один из самых действительно лучших метрополитенов не только для пассажиров, но и целых работ. Ну, например, опять же Wi-Fi в метро. Мы были первые, кто вообще в мире это запустил в вагонах...

    М.ЧЕЛНОКОВ: Телевизоры.

    А.ПОПОВ: Телевизоры, да, естественно. Естественно. И говорить, я считаю, что по техническому оснащению у нас всё очень и очень хорошо.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Вы сказали, две разные темы. Просто Марина про коронавирус, а я сказал к тому, что со временем в одну ногу идёт метро, вот о чём я имел в виду в слове «современность», насколько оно успевает, поспевает за событиями и трендами того, что происходит. Вот вы ответили, что поспевает.

    У нас остаётся прямо одна минута. Саш, мне хочется вас попросить сказать вот что. Насколько, вот если бы не было сейчас метро в Москве… Понятное дело, его бы всё равно придумали. Но вот насколько бы Москва от этого бы… На мой взгляд, она бы задохнулась. Вот просто Москва бы задохнулась. Метро — это какое-то вот спасение для города. Я, когда стали мы работать в центре, понял, нашёл для себя, что метро — это спасение. Я не буду платить за парковку по 300 рублей в час…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Не буду стоять в пробках, да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: И не буду по два часа стоять в пробке. Мне проще 15 минут на метро от дома.

    А.ПОПОВ: Естественно. Ну вы задохнулись бы в пробках ещё в 60-е, в 70-е годы. Тогда, конечно, машин было меньше, но если бы не было метрополитена, все поехали бы на наземном транспорте.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да.

    А.ПОПОВ: А он на такой пассажиропоток просто не рассчитан. Ну или в годы войны сотни тысяч людей, население Москвы, укрывалось в тоннелях, спасаясь от немецких бомб. Как бы количество погибших было бы гораздо больше бы.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Саш, спасибо вам огромное. Скажите, где можно ваш блог посмотреть, про метро почитать, лекции послушать? Сейчас онлайн наверняка всё есть.

    А.ПОПОВ: Да, я лекции сейчас веду в Instagram, rusos_ap. Соответственно, сегодня будет в 8 часов рассказ про первую очередь метрополитена.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Аллилуйя. Спасибо большое. Александр Попов, историк и фотограф Московского метрополитена, блогер был сегодня у нас на эфире. Слушайте его лекции. Спасибо, Саша. С праздником!

    А.ПОПОВ: Спасибо! С праздником!

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Спасибо!

    М.ЧЕЛНОКОВ: Господа, что вы пристали ко мне? Эскалатор. Как я говорил, так и говорю, с одним «к», у меня всё нормально.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Никаких экскаваторов.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Никаких экскаваторов я не упоминал.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Московское метро, с днём рождения!

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 85 лет.

    М.ЧЕЛНОКОВ: 85 лет. Живи, работай, радуй нас.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И развивайся.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Развивайся своим вот этим вот, каким-то домашним запахом, вот этой вот, что шпалы, шпалы там мажут.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Рельсы, рельсы…

    М.ЧЕЛНОКОВ: Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Макс Челноков.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Хорошего вам дня, друзья!

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено