• Директор ГБУ «Мостранспроект» Александр Поляков в программе «Город дорог» 5 августа 2020 года

     Реставрация здания Северного речного вокзала и благоустройство прилегающей территории

    12:30 Авг. 5, 2020

    Реставрация здания Северного речного вокзала и благоустройство прилегающей территории

    В гостях

    Александр Поляков

    директор ГБУ "Мостранспроект"

    Константин Беляев

    главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала

    А.СОЛОВЬЕВА: В Москве 12 часов 35 минут. У микрофона Анна Соловьева. И снова здравствуйте. Мы продолжаем программу «Город дорог», только мы переходим сейчас к другой теме, мы будем обсуждать возрождение Северного речного вокзала.

    Это уникальный объект для Москвы. Он был построен в 1937 году. Наследие сталинской архитектуры, так называемый сталинский ампир. Многие москвичи любят этот объект и на самом деле интересуются его судьбой.

    У нас в студии руководитель организации ГБУ «МосТрансПроект» Александр Поляков. Здравствуйте, Александр.

    А.ПОЛЯКОВ: Здравствуйте.

    А.СОЛОВЬЕВА: И главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала Константин Беляев. Добрый день, Константин.

    К.БЕЛЯЕВ: Добрый день.

    А.СОЛОВЬЕВА: Я знаю, что Сергей Собянин обещал завершить работы по реконструкции Северного речного вокзала ко Дню города. Работы, насколько я помню (вы меня поправите, если я неправа), начались в 2018 году.

    — Да, там земельные отношения действительно были. Много правоустанавливающих документов, которые были оформлены в 2017-м, началась процедура передачи. И действительно сами работы на здании, это последний год практически, вот когда они вышли, когда люди начали делать… То есть необходимо построить за год, обширный объем работ сделать: и само здание восстановить и, соответственно, всю причальную стенку, включая всю набережную, которая появляется сейчас в этом облике.

    — Да, действительно, Сергей Семенович говорил о том, что это будет ко Дню города, но вы знаете о том, что все-таки у нас здесь была пандемия…

    А.СОЛОВЬЕВА: Пандемия, да, форс-мажор.

    — Да, форс-мажор. Но несмотря даже на форс-мажор… Коллега, наверное, сам расскажет, он с этого объекта, практически там живет. Я думаю, что все стараются, чтобы, несмотря на все внешние обстоятельства, завершить это действительно уже в сентябре.

    А.СОЛОВЬЕВА: Расскажите, пожалуйста, на какой стадии сейчас находятся работы, что сейчас происходит на объекте и чего нам ждать в скором будущем.

    — Ежедневно выходят на объект порядка 530-600 человек. Тем не менее объем работ еще колоссальный, в целом завершаются фасадные работы, в интерьерах еще придется поработать.

    — Я просто здесь поддержу, вместе обсуждали эту тему. В 80-х годах, условно говоря, такая была реставрация, которая просто-напросто сверху, несмотря на все эти фрески…

    А.СОЛОВЬЕВА: А в 80-х была реставрация?

    — Была реставрация, которая просто-напросто испортила первоначальный вид здания, сверху краской накрасили без восстановления всей красоты, которая была, которая исторически показана во многих фильмах, которая имела место быть. Это действительно работа была, можно сказать, наплевательская проведена. После этого, наверное, коллега расскажет нам, что там было в здании.

    А.СОЛОВЬЕВА: Что там было? Давайте напомним, краткий экскурс в историю сделаем, каким вообще было здание речного вокзала изначально, как оно изначально использовалось, для чего его строили.

    — Стоит отметить, что здание речного вокзала было уникально, как это ни банально, тем, что это здание было речным вокзалом. Такого рода сооружения не строили. И хорошая планировка, и насыщенность функций от парикмахерских, буфетов, залов ожидания, где можно было посидеть, почитать. И благодаря хорошему сообщению с городом вокзал и парк являлся любимым местом отдыха для москвичей и приезжих.

    А.СОЛОВЬЕВА: Как я понимаю, до этого момента, до 1937 года, таких вокзалов в Москве вообще не было?

    — В Москве, в России вообще не было.

    А.СОЛОВЬЕВА: И в России тоже? То есть это на самом деле уникальное здание, то есть такой пионер.

    — В 30-х годах было развитие водного транспорта, с этим было связано как раз появление первых вокзалов речных.

    — Это дальше пошло по другим городам. Мы знаем, Тверской, который действительно не выстоял, он разрушился, хотя тоже из этой же плеяды архитектурных творений. Там дальше вокзалы появились и Нижний Новгород, и т.д.

    Мы знаем, что сейчас даже речное сообщение существует и до Петербурга, до Астрахани, до Казани, то есть можем доехать. Если мы доехали до Астрахани, а дальше это уже Каспийское море, там можно посетить и соседние республики, включая Казахстан, Туркменистан.

    — Недаром это было символом порта пяти морей.

    А.СОЛОВЬЕВА: Да. Как готовилась реставрация Северного речного вокзала? Исследования, наверняка, проводились, какие-то архивы изучались. Первоначальный вид пытались восстановить?

    — С речным вокзалом нам повезло, у нас был полноценный набор источников информации — это и архивы, периодические издания, специализированная и неспециализированная литература. Даже в «Мурзилке» писали о строительстве канала.

    А.СОЛОВЬЕВА: Да, потому что это все-таки уже XX век, это 1937 год. По историческим меркам это не так давно все-таки.

    — И само здание много рассказало о себе. Под зашивкой стен были найдены росписи, на башне на одном из изразцов кто-то закинул декоративные накладки в виде солнца, которые украшали циферблаты часов. И также ценным источником информации оказались люди, которые как-то участвовали в жизни вокзала.

    А.СОЛОВЬЕВА: То есть вы собирали какие-то архивы у жителей, жители присылали какие-то свои документы?

    — Все это проходило само-собой. Кто-то пришел даже взять интервью у кого-то, на самом речном вокзале рассказал, что у него мама работала на этом речном вокзале продавала пирожки в каких-то помещениях. И все это совместно сделало более-менее ясную картину, которая…

    А.СОЛОВЬЕВА: Помогло реставраторам. Константин, а какие архитектурные элементы будут сохранены после реставрации?

    — Удивительно, несмотря на 90-е годы, 2000-е годы, у нас сохранилось примерно 90% всех архитектурных элементов, которые, конечно же, потребовали тщательной реставрации. Как уже упоминалось, внешняя отделка фасадов практически ушла, пришлось убирать реставрацию 1979 года. Видимо, не было достаточного количества времени на подготовку к Олимпиаде.

    А.СОЛОВЬЕВА: То есть это перед Олимпиадой было?

    — Это все готовилось к Олимпиаде-80.

    А.СОЛОВЬЕВА: Такая неудачная была проведена реставрация к Олимпиаде.

    — Возвращаясь к эксплуатации здания, оно же было не только как речной вокзал. То есть на время прекращения навигации оно использовалось как спортивный стадион.

    А.СОЛОВЬЕВА: Я не знала. Это интересный факт.

    — Да. Но это вплоть до 80-х годов. У нас даже инженер, который участвовал в подготовке проектной документации, бывал на сборах, зимой на лыжах ездили.

    А.СОЛОВЬЕВА: Александр, сейчас вопрос к вам. Как изменится, привокзальная площадь и набережная у речного вокзала?

    — Я считаю, что это будет совершенно новая уникальная точка притяжения для всех москвичей, гостей. Обязательно ее надо будет посетить. Здесь уже говорим про само здание, посещение обязательно для всех детей, потому что там даже витражные стекла в форме гербов республик Советского Союза. Там заходишь и солнце переливается, ты стоишь, погружаешься…

    А.СОЛОВЬЕВА: То есть вы призываете семьями туда приезжать.

    — Обязательно туда семьями приезжать. После того, как вы посетите сам речной вокзал, попадаете на набережную. Там 1,3 км совершенно нового благоустройства, с амфитеатром, 5 кафе и ресторанов только на территории, ярмарка морских блюд и т.д.

    А.СОЛОВЬЕВА: Велосипедная дорожка, я знаю, там будет.

    — Нет, не будет.

    А.СОЛОВЬЕВА: Не будет?

    — Велосипедная дорожка будет рядом, недалеко. По самой набережной, там будет свое уникальное творение, связанное с тем, что там будет ручей, который будет повторять форму канала имени Москвы, всего канала имени Москвы.

    И там семь шлюзов, которые исторически воссозданы, людям можно будет посмотреть, как они выглядят и т.д. И попускать детям кораблики, это все будет подсвечено, с разрывами… То есть ты можешь попускать кораблики, детям будет очень интересно, обязательно туда нужно идти. Будет время, где перекусить, будет и место совершенно новое.

    — Да! Целых три бассейна совершенно разных, я считаю, что это очень уникально. Они уже сейчас на последней стадии, чаши уже готовы, они затоплены. Вы будете купаться в чистой воде в бассейне. Она будет отапливаемой, но при этом вы будете смотреть на просторы заливов и канал имени Москвы. Все это будет совершенно с потрясающей иллюминацией световой и т.д. То есть будет и лаунж-бассейн, будет и спортивный бассейн, и детский бассейн.

    И там же будет кафе, и там же будет пьедестал для диджея. Естественно, будут сейфовые ячейки, где можно будет оставить одежду, принять душ и т.д., то есть все продумано, все интересно и это свою функцию несет.

    А.СОЛОВЬЕВА: Это прекрасно, на севере Москвы появляется просто шикарная зона отдыха для москвичей.

    — Включая парковую!

    А.СОЛОВЬЕВА: Включая парковую. И на самом деле просто обязательная для посещения.

    — Я думаю, что мы конкуренты одному известному парку, не будем его называть.

    А.СОЛОВЬЕВА: Почему же? Нам пишет в Telegram слушатель Валерий: «А планируются ли оттуда маршруты в Тверь и так далее?»

    — Это речное пароходство, естественно, что там сейчас идет вопрос о навигации. Вообще может быть там одноразово до 23 судов, то есть за сутки может прийти 23 суда. Там 17 причалов сейчас, некоторые причалы будут сдвоенные.

    В том числе что-то новое будет… Раньше, вы знаете, они стояли, дымили дизель-генераторами и т.д., портили воздух. Там совершенно новая зона появляется для экологии. То есть кораблик приплыл, его подключили к розетке (если так условно сказать), он заряжается. Не надо дизель-генераторами портить воздух. И при этом даже запрещено автомобилям с двигателями внутреннего сгорания появляться на самих причалах.

    А.СОЛОВЬЕВА: Это прекрасно. Соответственно, сохраняется вот этот тренд на экологичность.

    — Да. Пересадка с автобусов на эти шаттлы электрические, она будет отдельно выведена. Два маршрута, и можно будет доехать до своего корабля, там уже пересесть и, соответственно, зайти на борт, все это продумано. Это совершенно новая логистика, но она тем самым позволит очень приятно и долго находиться на самой набережной.

    А.СОЛОВЬЕВА: Александр, какая вместимость будет у рекреационной зоны, вот этой зоны отдыха самой?

    — Сейчас, если даже по максимуму считать, если 23 корабля по 350 человек (это получается больше 8 тысяч человек) и плюс сама зона — до 2-2,5 тыс. Это включая именно только набережную. Но там еще есть парковая зона, которая значительная, она может вмещать значительно больше людей.

    Да, уж мы называем парк имени Горького, это определенным образом, так скажем, северный конкурент этому парку. Людям не надо будет ехать куда-то далеко, а вот именно из северных районов подъехать или дойти, или потерять несколько минут на общественном транспорте, приехать и наслаждаться этим новым парком.

    А.СОЛОВЬЕВА: Это замечательно! Учитывая, что Москва — это огромный город, мегаполис, и чем больше у нас будет таких зон отдыха, тем лучше, то, что необходимо горожанам.

    — Тренд об отсутствии переполненности в общественных местах, он как раз сейчас вовремя, в нужное время в нужном месте.

    — По набережной вы будете гулять. Дело в том, что еще планируется, что он также будет круглосуточный, как в 30-х годах.

    А.СОЛОВЬЕВА: Круглосуточно будет работать?

    — Не круглосуточно, круглогодично, извините. Обязательно там и рестораны будут работать и т.д., то есть вы можете даже в зимний период подъехать. Про круглосуточно еще вопрос к администрации парка, там нужно будет посмотреть. Но то, что планируется, что можно и зимой туда приехать, посидеть… Если сейчас нет времени или куда-то вы уехали на отдых, можно будет осенью или зимой туда попасть. Конечно, можно будет.

    А.СОЛОВЬЕВА: Очень интересно. Я признаюсь, что много лет не была в этом месте, у Северного речного вокзала. А теперь будет повод туда поехать. На самом деле я поеду реально, когда работы будут завершены.

    Я напомню, что в эфире у нас программа «Город дорог». Мы обсуждаем реставрацию Северного речного вокзала. В студии эксперты: руководитель организации ГБУ «МосТрансПроект» Александр Поляков и главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала Константин Беляев.

    Мы продолжаем. Давайте теперь поговорим про транспортное обслуживание, как изменится модель доставки пассажиров на вокзал? Она же изменится?

    — Да. Сейчас будет полностью одностороннее движение. Основные зоны… будут непосредственно у входа. В основном, они, конечно, будут для автомобилей и такси. Порядка 270 парковок будет рядом с зоной парка, то есть на прилегающих улицах. Для 18 автобусов, которые будут привозить туристов, будет отдельная зона, которая находится сейчас за кортами (если кто знает эту территорию), если смотреть лицом на вокзал, то с левой стороны.

    Там же будет пересадка на электрокары, о чем я говорил. И два маршрута порядка больше километра и 2,5 км, которые будут развозить к каждому причалу. К каждому причалу будет свой маршрут, соответственно, эти электрокары будут курсировать, не будут дымить.

    А.СОЛОВЬЕВА: Та самая экологичность.

    — И мало того, что экологичность, все мы знаем, что даже до этого были дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими, на этом вокзале кто-то прилетал, кто-то въезжал и т.д. Сейчас будет зона, свободная для гуляний. Соответственно, те, кто приехал, могут машину оставить подальше и прогуляться по парку. Именно парковая зона становится. Но она еще и с видом на водные просторы, потому она будет очень популярна среди москвичей.

    А.СОЛОВЬЕВА: Напомните, пожалуйста, вопрос такой исторический, судьбу этого Северного речного вокзала, что там было в 90-е годы, что было в 80-е. Я знаю, что в 90-е годы что-то страшное там было, да?

    — Это уже черная полоса для Северного речного вокзала. Там имели место быть рейдерские захваты. Но в целом… То есть его не разворовали, и это хорошо, у нас было, с чем работать.

    А.СОЛОВЬЕВА: Повезло.

    — Несмотря на то, что внешний вид у него был местами аварийный…

    А.СОЛОВЬЕВА: Целостность сохранили.

    — В отличие от Тверского вокзала, который просто разрушился. Мы все знаем, что с 2005 года к этому вокзалу просто перестала подаваться вода и отопление. Если бы еще немножко задержали с моментами оформления документов, то могли бы распрощаться с такой действительно яркой звездой. У нас не так много символов Москвы.

    А.СОЛОВЬЕВА: Это, кстати, да.

    — Кремль, сталинские высотки, соответственно, водным объектом является Северный речной вокзал, который действительно стоит посетить. Иностранцы сейчас, несмотря на реконструкцию, они даже посещают. Особенно очень большое количество туристов из Китая, например.

    А.СОЛОВЬЕВА: Это еще одна достопримечательность будет сейчас в Москве, куда будут привозить туристов, интересная для них, для туркомпаний тоже, для развития туризма в городе.

    Я читаю, что в августе 2019 года специалисты приступили к работам по сохранению шпиля вокзала, а сейчас они занимаются механизмами, которые изначально должны были опускать и поднимать венчающую шпиль звезду. А что это такое? Расскажите поподробнее, это интересно.

    — Один из символов самого здания, там располагается подвижной механизм шпиля. Во время навигации он символизирует открытие ее. И во время закрытия навигации шпиль опускался. За все время этим механизмом пользовались, наверное, раз 6 или 7, у нас есть такая информация.

    Сейчас восстановили полностью работоспособность его. При этом вмешательство реставрационное было минимально, были заменены лишь только заклинившие фрагменты этого механизма. Но в целом реставраторам удалось наладить, сейчас он находится уже в работоспособном состоянии.

    А.СОЛОВЬЕВА: То есть этот механизм сейчас функционирует, все работает?

    — Да. Остается дождаться реставрации самой звезды, поставить ее на место.

    А.СОЛОВЬЕВА: Амфитеатр наподобие того, что в «Зарядье», да?

    — Что-то такое, да, но рядом будет и трава, и т.д., но он не будет полукруглым.  

    А.СОЛОВЬЕВА: И вода.

    — И вода. Все будет по-другому.

    А.СОЛОВЬЕВА: Я еще читаю, что планируют архитекторы воссоздать исторические фонтаны и отреставрировать ограждение — фигурную чугунную ограду, выполненную по проекту архитектора Иннокентия Мельчакова.

    — По самим фонтанам, там у нас есть фонтан «Юг» и фонтан «Север». С «Югом» проблем не было, там сохранились дельфины, по которым мы смогли сделать недостающие фигуры. По ним почему-то было больше фотографий, видимо, все любили фотографироваться на «Юге».

    А.СОЛОВЬЕВА: Теплее, наверное.

    — А вот с «Севером» было значительно сложнее работать. Птицы, которые там располагались, они видимо, все «улетели на юга», до нас они не дошли практически ни в каком виде. На момент начала реставрационных работ, подготовки проекта, у нас было единицы этих фотографий, по которым можно было хоть как-то эту скульптурную группу восстановить.

    Но в процессе, вернее даже не в процессе, а к концу завершения работы над этими фонтанами у нас появилась дополнительная информация в виде фотографий 1938 года. Кто-то где-то когда-то ее нашел. И художнику-скульптору пришлось фактически заново переделывать их. Но сейчас мы уже в скором времени будем устанавливать.

    — Вообще здание речного вокзала напоминает собой корабль, который идет в направлении севера и юга. И соответственно, вот этот шпиль…

    — Это много символов, конгломерат целый.

    — Да. Шпиль — это просто означает, что скоро откроется парус и обязательно здание поплывет по волнам.

    А.СОЛОВЬЕВА: Да, это очень интересное решение. А это решение изначально было реализовано? Уже при строительстве в 1937 году это сразу появилось, да, вот этот выдвигающийся шпиль?

    — Шпиль, звезда… На первых графических материалах вместо звезды просто был флагшток. Но затем, видимо, у них были какие-то связи, где им разрешили использовать звезду, похожую на звезду, которая располагалась на Спасской башне.

    — Споры еще ищут, историки еще спорят, все-таки была она на Спасской башне? Говорят, что первая звезда, как раз ее увезли перед рубиновыми этими звездами, которые сейчас на Кремле, отвезли на Северный речной вокзал. Но это такой миф, который очень интересен.

    А.СОЛОВЬЕВА: Да. Наш эфир подходит к концу. Мы обсуждали сегодня на самом деле даже не реставрацию, а возрождение Северного речного вокзала, который станет еще одним новым символом Москвы, старым новым символом Москвы и еще одной прекрасной зоной отдыха для всех москвичей.

    У нас в студии были руководитель организации ГБУ «МосТрансПроект» Александр Поляков и главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала Константин Беляев. Меня зовут Анна Соловьева. Всем до встречи. Спасибо.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено