• Директор проекта «Транспортные инновации Москвы» Иван Николаевич Юнин в программе «Город дорог» от 21 июля 2021 года.

    Проект "Транспортные инновации Москвы"

    13:30 Июль 21, 2021

    Проект "Транспортные инновации Москвы"

    В гостях

    Иван Юнин

    Директор проекта «Транспортные инновации Москвы»

    А.СОЛОВЬЁВА: 13:36 в Москве. Это программа «Город дорог». Меня зовут Анна Соловьёва. Здравствуйте. У нас сегодня в гостях директор проекта «Транспортные инновации Москвы» Иван Николаевич Юнин. Здравствуйте, Иван.  

    И.ЮНИН: Здравствуйте. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я буду просто называть вас Иваном, без отчества, поскольку вы молодой мужчина. 

    И.ЮНИН: Да, конечно, так удобнее.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Максим Ликсутов, глава Дептранса в прошлом году говорил такое: «Поиск и внедрение самых полезных и интересных решений — это важная часть нашей работы по улучшению транспортного комплекса Москвы». Насколько я знаю, именно для этого был создан акселератор «Транспортные инновации Москвы». Поясните, пожалуйста, что из себя представляет этот проект и что такое «акселератор»?   

    И.ЮНИН: Акселератор — это образовательная программа, в которую мы набираем различные стартапы. Стартапы бывают разных уровней: бывают совсем молодые команды, у которых только идеи; бывают команды, которые находятся в стадии чуть выше, чем идеи — сделали прототипы, MVP или какое-то решение, которое пока невозможно протестировать и оно не совсем готово. Есть стартапы, которые уже производят готовые решения, которые можно приземлять, тестировать, пилотировать в конкретных организациях. Акселератор работает с теми командами, которым немножко чего-то не хватает.  

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть помогает им в реализации? 

    И.ЮНИН: Конечно. Он ускоряет развитие стартапов за счёт ресурса экспертов, за счёт ресурса менторов, которые посмотрели не один бизнес, десятки бизнесов. Они помогают стартапам перейти из одной стадии в следующую стадию и дорасти до того уровня, на котором мы бы могли их тестировать, мы бы могли их пилотировать в организациях транспортного комплекса, в частности.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Я слушателям обозначу наши координаты. SMS-портал для сообщений +7-925-8888-98-4; Telegram для ваших сообщений govoritmskbotTelegram-канал нашей радиостанции с самыми последними, с самыми свежими новостями radiogovoritmsk. Итак, мы выяснили, что такое акселератор «Транспортные инновации Москвы». Как давно этот проект был создан и какое место он сейчас занимает в транспортной инфраструктуре? Я знаю, что коротко его называют ТИМ.   

    И.ЮНИН: Да, сокращаем мы его до аббревиатуры ТИМ — «Транспортные инновации Москвы». Он занимается системным сбором проектов для пилотирования в транспортном комплексе. Появились мы достаточно недавно. Появились мы в октябре 2020 года по инициативе Максима Станиславовича Ликсутова.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Года ещё нет. 

    И.ЮНИН: Да, мы работаем меньше года. И за это время мы провели две акселерационных программы, набрали достаточно большое количество проектов. Я чуть позже подробнее расскажу про то количество проектов, которое мы набрали, и про отдельные из проектов. Появились в октябре 2020 года. Наша задача по факту — это «единое окно». «Единое окно», куда могут приходить предприниматели со своими решениями, со своими идеями, потому что транспортный комплекс достаточно большой. Там есть и Московский метрополитен, и «Мосгортранс», и Центр организации дорожного движения, АМПП и так далее.    

    А.СОЛОВЬЁВА: Чего только нет у вас сейчас. 

    И.ЮНИН: Да, достаточно большое количество организаций. И ещё больше потребность в тех решениях, которые на рынке можно найти и привести. Поток идей, команд, людей и бизнесменов, которые приходят в транспортный комплекс с какими-то инновациями, достаточно большой. И для того чтобы это всё системно фильтровать, системно оценивать, системно находить конкретно под запрос, не просто собрать 100, 200, 500, 1000 разных заявок, разных идей и разных стартапов. Нет, а именно системно под те запросы, которые есть у транспортного комплекса, с понятной системой оценки,  в «единое окно», получить эти решения.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Всё это ускорить.  

    И.ЮНИН: И ускорить те команды, которым не хватает чего-то для дальнейшего тестирования инноваций в транспортном комплексе.  

    А.СОЛОВЬЁВА: У нас для физлиц есть система «единого окна», вот и для предпринимателей тоже. 

    И.ЮНИН: Да, всё верно. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Зачем был создан проект, вы уже рассказали. А что проект «Транспортные инновации Москвы» предлагает для стартапов сейчас и для московского транспорта? 

    И.ЮНИН: Для стартапов мы предполагаем, в первую очередь, это акселерационная программа двухмесячная и программа пилотирования. На самом деле, несмотря на то что я говорю «акселерационная программа и программа пилотирования», по сути, это всё акселератор ТИМ. В рамках двухмесячной акселерационной программы команды работают с наставниками, наставники им дают обратную связь: связывают команды с экспертами из транспортного комплекса города Москвы. Где ещё, как ни у нас, команды смогут напрямую получить ответ: действительно подходит ваше решение или не подходит; вы в контексте проблемы или вы вне контекста этой проблемы.  

    Кстати, об этом хочется отдельно сказать, что сматчить ожидание и реальность — это тоже важная часть нашей работы. Потому что зачастую у стартапов более идеализированное представление о том, как работает транспортный комплекс города Москвы, и в отдельных случаях у сотрудников, у тех, кто оценивает и готов брать в работу внешние решения…  

    А.СОЛОВЬЁВА: Чтобы желания и реальность совпали.  

    И.ЮНИН: Да, конечно. Совпадение желания и реальности. Мы делаем двухмесячную акселерационную программу, в течение двух месяцев с командами работаем. Либо во время этой программы, либо по завершению этой программы мы начинаем пилотное тестирование тех проектов, которые к этому уже готовы. Далее в программе пилотирования мы сопровождаем команды до реализации или не реализации (что тоже бывает) своего решения.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Как часто не реализуют? 

    И.ЮНИН: Бывает иногда, это нормально. Это не сбой системы, это не какая-то ошибка. Пришли люди с решением, решение это оценили, решение казалось в какой-то момент полезным, по итогу тестирования поняли — нет, это решение не подходит. Это нормально. Это как раз про то, о чём я говорю: сматчить ожидание и реальность.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Собственно, это нормальная ситуация, как бы не все стартапы продолжаются. Это естественный отбор, естественный процесс.   

    И.ЮНИН: Да, конечно. Для организаций московского транспорта, в первую очередь, решение их задач, решение их потребностей — это внедрение самых лучших идей и технологий для обеспечения лидирующих позиций транспортного комплекса. При этом мы являемся серьёзным фильтром на входе, который не будет отнимать у специалистов, у сотрудников транспортного комплекса время на то, чтобы оценивать те решения, которые априори слабые или не подходят по каким-то параметрам.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Иван, расскажите, пожалуйста, подробнее, какой именно путь проходят стартапы в вашем акселераторе.  

    И.ЮНИН: Самое первое, это подача заявки. У нас есть сайт ftim.ru. Команды при старте акселерационной программы могут подать заявку через наш сайт. Это является первой и начальной точкой входа в акселератор. Команда заполняет заявку, и мы собираем эти заявки примерно от одного до полутора месяцев. Собираем определённый набор проектов и дальше мы их оцениваем по формальным критериям. Есть набор формальных критериев: например, в команде нет MVP или нет прототипа.   

    А.СОЛОВЬЁВА: А что это такое? 

    И.ЮНИН: MVP — это минимально работающий продукт.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Я помечу, это очень интересно.  

    И.ЮНИН: В этом случае, скорее всего, команда не пройдёт, потому что это стадия идеи, немножко рано. После оценки по формальным критериям мы собираем лонг-лист проектов. 

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть у вас своеобразный полуфинал, финал проектов?  

    И.ЮНИН: В акселераторах это называется «воронка стартапов». На вход «воронки» приходят заявки, потом эти заявки оцениваются по формальным критериям. Соответственно, остаётся адекватное количество проектов, которые можно в течение нескольких часов оценить. Несколько часов — это большая питч-сессия, от трёх до четырёх часов. Лонг-лист порядка 50 проектов мы выбираем и показываем эти проекты уже конкретным специалистам транспортного комплекса, которые будут в дальнейшем с ними работать, плюс собираем оценки внешних экспертов. Дальше на основании всех оценок мы отбираем примерно 20-30 команд, в зависимости от возможностей акселерационной программы, и начинаем с этими командами работать.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Насколько я понимаю, много желающих поучаствовать. 

    И.ЮНИН: Желающих достаточно много, потому что из более 300 проектов, которые пришли в первый поток, мы отобрали 30 проектов, и ещё три проекта — среди сотрудников транспортного комплекса, которые тоже подали заявки. Во втором потоке примерно из 200 проектов мы отобрали 27. То есть примерно каждая десятая команда проходит фильтр.  

    А.СОЛОВЬЁВА: 10%. Я напомню, что у нас в гостях директор проекта «Транспортные инновации Москвы» Иван Юнин, и мы обсуждаем транспортные инновации Москвы, которые сокращённо называются ТИМ. Иван, чем акселератор ТИМ отличается от других акселераторов? 

    И.ЮНИН: Ключевых отличия два. Первое — то, что мы не ищем команды для себя, мы являемся провайдером внутри московского транспорта, который ищет решения для «Мосгортранса», для метро, для ЦОДД, для АМПП. По сути, мы «единое окно». Я не могу сказать, что нет таких акселераторов, которые так делают, но их меньше. Это первая отличительная особенность. Вторая, самая важная и самая заметная — то, что после того как мы начали пилотировать проект, даже если акселерационная программа завершается, мы продолжаем работу с этим проектом до какого-то результата в пилотировании.  

    Это очень важный момент. Потому что оценить команды, помочь им вырасти от одного уровня до следующего занимает 1,5-2 месяца. У всех по-разному, по крайней мере, за два месяца можно точно добиться понятного прогресса. А в дальнейшем проверить это решение, приземлить его в транспортный комплекс и оценить его результаты — это может занимать большее количество времени: и два месяца, и четыре, и в отдельных случаях полгода. Хотя средний срок запуска пилотных проектов  у нас достаточно быстрый, и это намного меньше тех цифр, которые я сказал. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Допустим, люди хотят поучаствовать в этом проекте. Кто может попасть в акселератор? 

    И.ЮНИН: В акселератор может попасть любая команда, которая соответствует нашим тематикам. Тематики можно посмотреть на нашем сайте, можно более детально почитать, там даны пояснения и подробно рассказано.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы можете огласить сайт, как он называется? 

    И.ЮНИН: Ftim.ru. В команде должно быть не меньше двух человек, потому что мы считаем, что стартап — это не один человек, это всё-таки команда. Мы рассматриваем проекты с уровнем не идеи, а хотя бы выше: уровня прототипа или уровня MVP, которые хотя бы в ближайшей перспективе можно пилотировать в московском транспорте. Это основные критерии. На следующих этапах есть более глубокие критерии, более сложные, но для подачи заявок достаточно соответствовать формальным критериям.   

    А.СОЛОВЬЁВА: По каким направлениям ищет решение ваш акселератор, с какими направлениями надо приходить? 

    И.ЮНИН: На самом деле, мы корректируем эти направления от потока к потоку. Если посмотреть первый поток, там был один набор направлений. Если посмотреть второй поток, то другой набор направлений. Я их озвучу: это общественный транспорт, дорожное движение, безопасность и экология, цифровые технологии и электротранспорт — это то, что мы искали в этом потоке. Если говорить про первый поток, мы делали более широкий заход: мы практически всё, что можно было по транспортной тематике, искали, и даже больше — это рекламные технологии, различные сопутствующие технологии, которые позволяют внутренние процессы в том числе оптимизировать. В этом потоке пять ключевых технологических направлений, я их уже озвучил.  

    В дальнейшем, конечно же, мы будем корректировать, потому что в наших задачах не просто по шаблону что-то искать. Найти, посмотреть: действительно получилось, действительно зашло и есть ли такая потребность, при необходимости эти потребности скорректировать. Я думаю, что будет меняться в будущем набор тематических направлений.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Люди уже пришли, с какими организациями московского транспорта участники акселератора могут провести пилотное тестирование? 

    И.ЮНИН: Это «Мосгортранс», это Московский метрополитен, это Центр организации дорожного движения, институт «Мостранспроект», «Организатор перевозок», в том числе организация, в которой на текущий момент функционирует ТИМ, — это «Московская дирекция транспортного обслуживания». В отдельных случаях мы стараемся организовать возможность пообщаться с некоторыми подрядчиками, которые работают с транспортным комплексом. Опять же к вопросу ожидания и реальности: не всегда маленькая команда просто сможет заключить договор или реализовать пилотный проект с крупной организацией. Не потому что есть какие-то законодательные или прочие ограничения, а потому что маленькая команда не привыкла работать с документацией.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Потому что не потянут.  

    И.ЮНИН: Да. Мы также коммуницируем с внешними организациями, которые уже успешно работают с транспортным комплексом, помогая командам.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Иван, а есть ли среди проектов акселератора решения для метрополитена? Этот вопрос особо волнует.  

    И.ЮНИН: Есть, конечно. Во втором потоке было более пяти пилотных проектов с Московским метрополитеном. Среди этих проектов значительная часть — это видеоаналитика; например, визуальная инспекция составов, детектирование падения в отдельных случаях людей на рельсы или с эскалаторов. Такие решения существуют.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Что такое «детектирование падения»? Мне просто интересно стало. 

    И.ЮНИН: Выглядит это следующим образом: есть поток с камер, который каким-то образом анализируется. Эта система автоматически анализирует поток и смотрит, как ведут себя люди. Она понимает на основе искусственного интеллекта, на основе заложенных алгоритмов, что в какой-то момент человек, например, споткнулся. Система это автоматически заметит и предупредит людей, которые обеспечивают безопасность, чтобы не случилось несчастных случаев. Такие решения есть, в том числе мы эти решения помогаем пилотировать.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Ещё какие-то есть решения для метро, что вы сами больше всего запомнили для столичной подземки? С детекцией падения мы разобрались. А что ещё предлагают? 

    И.ЮНИН: Есть решения, которые предлагают навигацию на станциях и переходах метро. Это иногда бывает сложно, станции большие. С помощью технологии дополненной реальности, то есть вы берёте мобильный телефон, включаете камеру с приложением и видите стрелочки, по которым можете двигаться. Такие решения тоже были в нашей программе.    

    А.СОЛОВЬЁВА: Это такой навигатор именно для метро? 

    И.ЮНИН: Это навигатор в помещениях. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Интересно. Иван, давайте поговорим о том, что успел за это время достичь акселератор. Работаете вы не так долго, с октября прошлого года, но довольно эффективно, насколько я понимаю.  

    И.ЮНИН: Достаточно эффективно, да. За это время мы получили больше полутысячи заявок, если быть точным — это 517 заявок на участие в программе. Мы провели два потока акселерационной программы, где в сумме прошло 57 команд. Это на самом деле не маленькие цифры, если ориентироваться на рынок акселераторов в России. Акселераторы не только в транспортном комплексе есть, но и в других сферах. Хочется отдельно отметить, что среди тех команд, которые были, также были сотрудники транспортного комплекса города Москвы. То есть люди, сидящие на местах, работающие, понимающие проблемы изнутри, они представили свои решения. Большой привет Владимиру Кононову, который также разработал решение для метро. Мы представляли кейс на всероссийском IT-хакатоне «Цифровой прорыв».  

    А.СОЛОВЬЁВА: Иван, извините, я вас перебью. Можно пояснить, что такое «хакатон» людям, далёким от IT 

    И.ЮНИН: Хакатон — это такое короткое мероприятие, обычно два-три дня, во время которого команды очень быстро делают прототип для какого-то решения.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Это соревнование? 

    И.ЮНИН: Это IT-спорт, можно сказать. Мы приходим с запросом на какое-то решение. Команды собираются, в отдельных случаях формируются на хакатоне, и начинают активную работу в течение двух-трёх дней. И по результатам двух-трёх дней представляют свои решения, с которыми можно продолжить работу и оценить. В частности, в результате хакатона с «Цифровым прорывом» мы предлагали решение для ЦОДД, и команды представили интересные разработки, которые заинтересовали Центр организации дорожного движения, и с ними будет продолжена работа.  

    Помимо непосредственно акселерационной программы, конечно же, программа пилотирования в акселераторе очень активно сейчас идёт. Больше 90 пилотных проектов на текущий момент. Часть проектов отвалилась, 13 команд завершили свою работу. Но при этом достаточно большое количество проектов сейчас идёт на разных стадиях.  

    Хочется отдельно сказать, что мы создали приятную атмосферу для работы со стартапами для предпринимательского сообщества. Мы открыты, мы достаточно прозрачны. От нас всегда можно получить достаточно глубокую обратную связь. Команда у нас набрана из профессионалов, из людей, которые не первый год работают с инновациями, дружелюбные. В общем-то, мы развиваем сообщество предпринимателей, которые предлагают свои решения в транспортной сфере, с которыми мы можем работать.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Иван, программа у нас завершается. Давайте в конце поговорим о планах на будущее. Что у вас будет в дальнейшем, какие направления в развитии акселератора?  

    И.ЮНИН: В этом году мы проведём как минимум ещё одну акселерационную программу внешнюю. Мы проведём внутренние акселерационные программы для сотрудников транспортного комплекса, у которых есть идеи. Поможем им эти идеи вырастить от состояния идей до состояния продукта. Планируем провести несколько хакатонов под задачи московского транспорта. И очень активно планируем развивать предпринимательское сообщество в транспортной сфере, в том числе будут различные интересные варианты для предпринимателей — может быть, поработать на наших площадках. Это из планов на год. А из самых ближайших планов: у нас сегодня будет демо-день — это завершающий день программ акселерации, завершающий день второго потока. Можно зайти на наш сайт, можно посмотреть его в трансляции. Там более подробно расскажем про каждую из команд, что у кого получилось.    

    А.СОЛОВЬЁВА: На этом мы завершаем нашу программу. У нас сегодня в гостях был Иван Юнин, директор проекта «Транспортные инновации Москвы». Об этом проекте мы сегодня и разговаривали. У микрофона была Анна Соловьёва. 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus