• Директор НИИ «МОСТРАНСПРОЕКТ» Владимир Титов в программе «Город дорог» на радиостанции «Говорит Москва». 11.11.21

    Запуск участка большой кольцевой линии

    12:30 Ноя. 11, 2021

    Запуск участка большой кольцевой линии

    В гостях

    Владимир Титов

    директор НИИ «МосТрансПроект»

    А.СОЛОВЬЁВА: 12 часов 36 минут в Российской столице. Меня зовут Анна Соловьёва. Здравствуйте. В эфире программа «Город дорог». У нас сегодня в гостях директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Здравствуйте, Владимир.

    В.ТИТОВ: Здравствуйте, Анна.

    А.СОЛОВЬЁВА: Говорить мы будем о запуске участка Большой кольцевой линии. Вначале я нашим слушателям немножко расскажу, что московское метро за последние годы очень сильно расширилось, оно становится сложнее. А что касается Большой кольцевой линии, то как ни удивительна сама идея построить большое кольцо, она возникла ещё в начале 60-х годов, да? Владимир, это так?

    В.ТИТОВ: Да, об этом идеи шли давно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Разговоры.

    В.ТИТОВ: Каховская линия — это живой пример невоплощённых тогда идей.

    А.СОЛОВЬЁВА: На данный момент эта идея уже воплощается вовсю. Большая кольцевая линия — это масштабный городской проект. Расскажите, пожалуйста, что это за линия, в чём её уникальность.

    В.ТИТОВ: Уникальность её именно в масштабе, в том, что это самая крупная кольцевая линия метро наземная в мире. Она будет составлять 70 км, 31 станцию. По количеству станций она здесь является «братом» МЦК, потому что на МЦК тоже 31 станция.

    И именно её протяженность, её количество станций даст очень большой эффект для почти 3,5 млн москвичей. То есть более 3,5 млн москвичей будут так или иначе пользоваться ею и для них будет улучшено движение на дорогах, которые будут разгружены благодаря БКЛ, на наземном общественном транспорте. То есть треть Москвы она точно коснётся, мы это видим по корреспонденциям к кому кто как ездит, кто где живёт.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я нашим слушателям обозначу наши координаты: SMS-портал для ваших сообщений +7 (925) 88-88-948, Telegram — govoritmskbot, Telegram-канал наш со всеми последними новостями — radiogovoritmsk.

    Мы возвращаемся к Большой кольцевой. Какие поезда будут ходить на этой линии?

    В.ТИТОВ: На этой линии будут ходить поезда «Москва». Преимущественно это поезда «Москва-2020», то есть те поезда, которые пришли к нам в 2020 году, если помните, с зарядками USB уже в каждом сиденье, с суперширокими дверьми, больше, чем 1,5 раза, в полтора раза расширенным межвагонным проходом. Ранее у нас на сквозных поездах проход был метр, стал — полтора. То есть там больше места, они более вместительные, и это как раз очень хорошо для таких пересадочных линий, как Большая кольцевая.

    А.СОЛОВЬЁВА: Если честно, я скажу за себя, когда я первый раз зашла в вагон такого поезда, я была поражена просто, он безумно красив — очень красивые сиденья, красивый интерьер. Меня поразило действительно, насколько это современный поезд.

    В.ТИТОВ: Над интерьером мы работали вместе с итальянской компанией, которая делает дизайн поездов Bombardier, которая сотрудничает с Porsche. Интерьером как раз занимались лучшие, передовые специалисты-дизайнеры.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я даже знаю, что какие-то призы выигрывали эти составы, да?

    В.ТИТОВ: Да. Я сейчас не назову названия, но номинаций несколько мы взяли.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я насколько знаю, уже несколько станций работают Большой кольцевой?

    В.ТИТОВ: Да, на Большой кольцевой сейчас работает 12 станций, из них 4 в составе розовой Некрасовской линии и 8 в составе бирюзовой линии от «Савёловской» до «Делового центра» и до «Мнёвников». 

    А.СОЛОВЬЁВА: Какие в ближайшее время планируется открыть новые станции?

    В.ТИТОВ: Мы до конца года планируем открыть ещё 10 станций. Я напомню, всего у нас 31 станция на Большой кольцевой линии. 12 у нас есть, итого у нас станет 22 станции до конца года.

    Причём, интересный момент, 10 станций, так много одновременно не запускалось с момента запуска всего метрополитена. То есть больше запускали только 15 мая 1935 года, когда вообще открыли метро, там была первая очередь. Но даже там протяжённость тех 13 станций, она в два раза меньше, чем протяжённость вводимых в этом году десяти станций Большой кольцевой линии. Здесь протяжённость составляет порядка 20 км, а там это было 11 км. И по протяжённости одновременного ввода здесь мы ставим абсолютный рекорд за всю историю Московского метрополитена.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вообще я хотела бы отметить, что столько новых станций, сколько сейчас, за последние лет 10 запускается в таком объёме…

    В.ТИТОВ: Да. Здесь мы тоже рекордсмены уже даже не во всей Европе, мы в 1,5 раза увеличили количество станций метро за последние 10 лет. У нас метрополитену более 80 лет, при этом за 10 из них мы открыли около 90 станций. А до этого было всего лишь 180. И это, конечно, рывок, который пока не имел по динамике строительства ни один мегаполис Европы. И, в принципе, всего мира, кроме, пожалуй, Китая. То есть в Америке тоже таких рывков не было ни у кого.

    А.СОЛОВЬЁВА: Возвращаясь к Большой кольцевой линии, что запуск вот этих станций изменит конкретно для горожан?

    В.ТИТОВ: Я могу начать с запуска всей Большой кольцевой линии, потому что её эффект намного значимее, как я уже сказал, более 3,5 млн человек почувствуют эти эффекты, смогут воспользоваться Большой кольцевой. 750 тыс. человек ежесуточно будут входить на эти 31 станцию, ещё, соответственно, большая часть будет транзитом проезжать через Большую кольцевую линию.

    А 13 тыс. москвичей просто откажутся от автомобилей и начнут пользоваться метро впервые, потому что сейчас у них нет такой возможности, но, благодаря БКЛ, им будет намного выгоднее, быстрее, проще добираться на работу на метро вместо личных автомобилей.

    И самое главное — произойдёт разгрузка сети метро, у нас Кольцевая линия разгрузится на 30%. При этом Кольцевая линия сейчас работает на достаточно активном, серьёзном режиме, в час пик мы даже поставили туда новые поезда «Москва-2020», потому что они имеют широкие двери, больше вместимость и лучше помогают Кольцевой линии справляться с большим пассажиропотоком, с большим именно пассажирообменом, потому что вход-выход на каждой станции Кольцевой линии колоссальный. И разгрузка на 30% позволит комфортнее входить, выходить и находиться в этих поездах, это главный эффект.

    Помимо этого, конечно, разгрузим и радиальные линии. Там разгрузка будет меньше, чем на кольце, она будет до 22% доходить, но это всё равно очень существенно, для каждой линии это очень значимо.

    Что касается разгрузки дорог, то вылетные магистрали в средним разгрузятся на 5%. При этом будут какие-то лидеры, например, Люблинское шоссе, Каширское шоссе, на 11,8% соответственно будут разгружены благодаря Большой кольцевой линии.

    И для пассажира важным является то, Большая кольцевая линия сократит путь кому-то на 40 минут, кому-то на 30 минут, кому-то на 10 минут, но в целом мы смотрим, что сокращение времени в пути достигает 80% по некоторым корреспонденциям и это, конечно, почувствуют миллионы москвичей, которые будут этим пользоваться.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я читаю, что проезд по всей линии (а это 70 км) займёт всего полтора часа?

    В.ТИТОВ: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть настолько быстро можно будет…

    В.ТИТОВ: У нас метро — это самый быстрый внеуличный вид транспорта, средняя скорость 40 км с учётом остановок.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я смотрю на схему Большой кольцевой линии, она довольно необычная, она не будет выглядеть как обычное кольцо на схеме метро?

    В.ТИТОВ: Да, здесь есть очень интересная особенность, почему Большая кольцевая именно такой формы, почему она расположена так. Особенность заключается в том, что мы можем видеть, что на севере Большая кольцевая находится в одной-двух станциях от Кольцевой линии, то есть, условно говоря, от Садового кольца, а на юге она находится в четырёх-пяти станциях от Кольцевой линии.

    С чем это связано? С тем, что у нас исторически есть МЦК, Московская окружная железная дорога, которая в начале XX века была построена, когда ещё Большой кольцевой не было. И она как раз расположена полностью противоположно: на юге она находится в одной-двух станциях от Кольцевой линии метро, а на севере она находится далеко, на расстоянии 4-6 станций от Кольцевой линии метро.

    И вот чтобы этих два проекта друг друга не дублировали (МЦК у нас было 100 лет построено, больше 100 лет назад), соответственно, мы БКЛ строили именно так, что на севере оно близко к центру, на юге оно далеко от центра. Таким образом, если посмотреть на силуэты МЦК и БКЛ, то получается восьмёрка. Эта восьмёрка целиком с юга на север Москву максимально равномерно охватывает. Это очень интересное градостроительное решение, когда у нас три кольца и ни одно, ни другое не дублируют.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я смотрю, что можно будет с каких-то станций, в частности, с «Электрозаводской» очень удобно, например, оказаться в «Нагатинском Затоне».

    В.ТИТОВ: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Довольно быстро. Чего раньше не было. Быстренько оказываешься на юге Москвы. В принципе, одна пересадка, да?

    В.ТИТОВ: От «Электрозаводской» до «Нагатинского Затона» мы доедем вообще без пересадок только по Большой кольцевой. В этом и суть сокращения времени в пути — не нужно ехать через центр, через Кольцевую линию, через центральные пересадки.

    Большую кольцевую линию в проектном названии, до того, как москвичи выбрали название Большая кольцевая линия, рабочее название было Третий пересадочный контур. Потому что первым пересадочным контуром является пересечение радиальных линий в центре, на «Боровицкой», на «Библиотеке им. Ленина», вторым пересадочным контуром построили Кольцевую линию и третьим пересадочным контуром построили БКЛ.

    Естественно, у нас является пересадочным контуром и МЦК, которое также входит в систему метро.

    А.СОЛОВЬЁВА: Раз уж мы говорим о том, что с одной станции можно будет удобно доехать, допустим, с востока на юг, а что касается остальных станций, транспортных развязок, насколько станет свободнее? Вы же, наверное, когда всё проектировали, учитывали, что вот эти участки мы разгружаем?

    В.ТИТОВ: Да, у нас разгрузка, например, северного участка Третьего транспортного кольца произойдёт на 5%. Это очень важно, потому что север ТТК у нас, как правило, имеет сложности особенно по вечерам, поэтому разгрузка на 5% — это очень серьёзный эффект.

    По вылетным магистралям, как я уже сказал, тоже средний процент 5. Но на Люблинской улице — 11%, на Каширском шоссе — 8%, на Варшавском шоссе — 7%.

    При этом в этом году мы вводим юго-западный участок Большой кольцевой линии, вот эти 10 станций, и они приведут к разгрузке Аминьевского шоссе на 15%, к разгрузке Профсоюзной улицы — на 6%, Севастопольского проспекта — также на 6% и на 5% ещё трёх ключевых магистралей — Проспект Вернадского, Мичуринский проспект, Рублёвское шоссе.

    А.СОЛОВЬЁВА: Слушатели нам пишут: «Валерий, я из Строгино. Езжу на Каширскую. Очень жду БКЛ».

    В.ТИТОВ: Валерий на самом деле большой герой, потому что для того, чтобы реализовать этот проект, нам пришлось закрыть Каховскую линию, участок от «Каховской» до «Каширской» с ещё одной станцией «Варшавской». Поэтому все москвичи, которые сейчас чувствуют неудобства, они в этом плане герои. Но дождавшись, я думаю, они получат намного больше. Причем, как мы понимаем, эта стройка на время, а метро — навсегда.

    А.СОЛОВЬЁВА: Валерий ещё спрашивает: «Быстро ли будут ходить поезда по БКЛ?» Мы уже сказали, что довольно быстро, учитывая, что 70 км можете проехать за полтора часа.

    В.ТИТОВ: Да. Они будут также быстро ездить, как по всем радиальным линиям.

    А.СОЛОВЬЁВА: Солдим спрашивает: «Когда в Десне будет метро? Что с Новой Москвой?» С Новой Москвой, насколько я знаю, всё неплохо, потому что сейчас метро туда идёт вовсю активно.

    В.ТИТОВ: Да, строительство ведется Троицкой линии. Мы строим в том числе в Десну, там будет станция одноименная. И по планам сейчас это 2023-2024 год.

    Но я хотел бы вернуться к предыдущему вопросу по поводу скорости, как быстро будут ездить. Возможно, речь идёт не о скорости движения поезда, а о скорости его ожидания.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да, возможно. интервалы.

    В.ТИТОВ: Интервалы тоже важны. И здесь важно, что при вводе 10 станций в этом году получится увеличить интенсивность движения поездов. Сейчас на временном этапе мы технически не можем ввести большую интенсивность и низкие интервалы, поэтому мы сможем сократить с 5 минут до 3 минут 20 секунд интервалы благодаря этому вводу, и тут уже для многих поездок достаточно существенно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Владимир, будет ли такая история, с интервальным движением, что интервалы будут зависеть от времени суток, например, в пиковые часы они будут меньше, в менее пиковые они будут больше?

    В.ТИТОВ: Такая история, конечно же, будет. Она происходит на всех линиях метро во всём мире. Но здесь она будет меньше чувствоваться, потому что транзитное движение по Большой кольцевой более, так скажем, растянуто по всему дню, и разница между пиковыми интервалами и внепиковыми здесь будет меньше, чем на радиальных линиях.

    У нас сейчас есть участок, который «вилочный» на Большой кольцевой — мы уезжаем на «Деловой центр», «Хорошёвской», но также от «Хорошёвской» можно поехать в сторону «Мнёвников» после ввода этого участка в сторону Каховской. Эта «вилка» также носит временный характер. Я надеюсь, что в 2026 году мы уже введём Рублёво-Архангельскую линию метрополитена, которая будет вести от «Делового центра» по вот этому «вилочному» участку через «Шелепиху» и уйдёт…

    А.СОЛОВЬЁВА: На Рублёвку.

    В.ТИТОВ: В район Рублёво-Архангельское Москвы. И когда этот ввод произойдёт, вот эта «вилка» исчезнет, и мы сможем повысить ещё больше интенсивность движения до 30 поездов в час, до 2 минут сократив интервал.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы сказали, что станции Большой кольцевой линии будут глубокого залегания в основном, да?

    В.ТИТОВ: На севере — да.

    А.СОЛОВЬЁВА: А почему? Это какие-то природные особенности?

    В.ТИТОВ: Это комплекс и природных особенностей, и уже имеющихся градостроительных решений. Когда мы идём по строительству метро, по планированию туннелей, здесь уже техническая строительная тематика — учитываются все коммуникации, которые есть, учитывается пересадка между станциями. Если станция, на которую нужно пересесть, находится на большой глубине, нам невыгодно делать вдали от нее на земле станцию, поэтому стараемся их располагать ближе друг к другу.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вот сейчас, мне вдруг стало интересно, какая самая глубокая станция в Москве, это «Парк Победы»? Или я ошибаюсь?

    В.ТИТОВ: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я права, это «Парк Победы»?

    В.ТИТОВ: Вы правы, да, «Парк Победы». Он и останется именно как станция самой глубокой. Но у нас, по-моему, на «Марьиной Роще», может быть на «Рижской» появятся эскалаторы, которые по длине превзойдут «Парк Победы», но это мы отдельно можем уточнить. Какой-то рекорд по глубине точно будет поставлен на одной из этих двух станций.

    А.СОЛОВЬЁВА: Какое депо будет обслуживать поезда Большой кольцевой линии?

    В.ТИТОВ: Я не думаю, что нашим слушателям это так интересно. Но три депо мы выделяем под Большую кольцевую. Из интересного могу сказать, что одно из них существующее — это депо Замоскворецкое. Оно сейчас обслуживает Замоскворецкую линию (зеленую). И многие, кто пользовался раньше Каховской линией, помнят, что поезд следует в депо Замоскворецкое, уезжает за Каховскую линию, и там заезжает в депо Замоскворецкое.

    Теперь это депо будет работать на Большую кольцевую, как исторически задумывалось, а для Замоскворецкой линии уже реконструировано новое дело Сокол и будет построено ещё одно депо на юге.

    А.СОЛОВЬЁВА: На самом деле это интересно лично мне, в Москве сейчас сколько депо, метродепо?

    В.ТИТОВ: 20 депо у нас.

    А.СОЛОВЬЁВА: 20 депо? Ничего себе! Я думала, меньше.

    В.ТИТОВ: Мы же вначале говорили о том, что мы в 1,5 раза увеличили количество станций.

    А.СОЛОВЬЁВА: И, соответственно, депо? То есть депо тоже строятся?

    В.ТИТОВ: Конечно. В большом количестве.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я по старой памяти знаю только Фили, Измайлово. Но это такие, старые.

    В.ТИТОВ: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Хорошёво, по-моему, было депо.

    В.ТИТОВ: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Очень хорошо, что касается Большой кольцевой линии. Я надеюсь, что она разгрузит очень многие участки. Давайте поговорим немножечко тогда о МЦК, об этом проекте.

    В.ТИТОВ: Давайте.

    А.СОЛОВЬЁВА: Что касается МЦК, то это уже законченный проект? Или что-то ещё будет?

    В.ТИТОВ: По МЦК мы основную часть транспортных решений выполнили. Но также сейчас проектируется, например, 5 дополнительных вестибюлей, потому что не все станции имеют по 2 вестибюля, некоторые вестибюли были отложены на второй, на третий этап, и сейчас эти проекты мы реализуем.

    А.СОЛОВЬЁВА: Что касается вестибюлей, например, БКЛ, там что-то интересненькое планируется?

    В.ТИТОВ: По БКЛ вестибюли будут иметь классический характер выхода на улицу и пересадки. Причём все пересадки будут внутренними. Здесь большая заслуга города в том, что удалось сделать очень хорошие интеграции с существующими станциями и хорошие интеграции с МЦД. Например, на новой станции «Аминьевская» будет пересадка на новую станцию будущего четвёртого МЦД, сейчас это Киевское направление, будет станция тоже «Аминьевская» называться по Киевскому направлению ж/д. Там будет подземная пересадка, мы её называем пересадкой «сухие ноги», когда не нужно выходить на улицу.

    И здесь что ещё можно сказать, по старым станциям, по существующим, благодаря строительству новых станций, существующие станции получат новое благоустройство. Потому что для каждой возводимой станции, естественно, после того, как котлован станции закрывается, зарывается (ведь все станции строятся открытым способом, в котловане, сверху), после того, как стройка уходит, мы проводим масштабное благоустройство этой территории в радиусе до 1,5 км, иногда до 2 км. Все подходы к станции, все улицы, подходящие, подводящие, там делается современное, красивое благоустройство.

    А.СОЛОВЬЁВА: Они благоустраиваются.

    В.ТИТОВ: Станции, которые, по идее, не должны были иметь этого благоустройства, они получают его вне очереди, благодаря своим соседним пересадочным новым станциям.

    А.СОЛОВЬЁВА: Юра спрашивает в Telegram у нас: «На «Электрозаводской» будет подземный переход с БКЛ на Арбатско-Покровскую?»

    В.ТИТОВ: Да, конечно, будет. Он вводится вторым этапом. Он будет так же, как и на «Авиамоторной».

    А.СОЛОВЬЁВА: «Добрый день. Возможно, я прослушал. Подскажите, пожалуйста, когда заработает станция «Каширская» в составе участка Кольцевой линии», — Роман спрашивает.

    В.ТИТОВ: Она заработает в 2022 году, потому что в 2022 году мы планируем завершить строительство всего БКЛ, а это как раз юго-восточный участок, где станция «Каширская», и северо-восточный участок от станции «Савёловская» до «Электрозаводской».

    А.СОЛОВЬЁВА: И последний вопрос я успею задать. «Когда планируется ввод в строй станции «Стромынка» БКЛ?» — Андрей интересуется.

    В.ТИТОВ: «Стромынка» — это, кстати, рабочее название, станция будет носить имя «Сокольники». «Сокольники» мы вводим в конце 2022 года вместе со всем замыканием Большой кольцевой линии.

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое, Владимир. Я напомню, что у нас в гостях был директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено