• 17:05 Дек. 2, 2014

    В гостях

    Евгений Бушмин

    Заместитель председателя Совета Федерации РФ, член Комитета по бюджету и финансовым рынкам

    Ю. БУДКИН: Это радиостанция «Говорит Москва», 94,8 FM. Я – Юрий Будкин. Сегодня вторник, 2 декабря. Сейчас 17 часов 7 минут. Добрый вечер! Программа «Пиджаки». Наш гость – Евгений Бушмин, заместитель председателя Совета Российской Федерации. Евгений Викторович, добрый вечер.

    Е. БУШМИН: Добрый вечер.

    Ю. БУДКИН: Пиджак в пиджаке. Об этой детали мы всегда в начале программы говорим. Евгений Викторович, смотрите, только что в новостях довольно много было о том, что говорят в Министерстве финансов. До этого сегодня министр финансов Силуанов говорил о том, что равновесный курс рубля при цене на нефть 80 долларов будет ниже 45 рублей. Теперь в Минфине говорят, что инфляция в этом году будет чуть меньше 10%. А вот насколько этим цифрам стоит верить?

    Е. БУШМИН: Каким-то стоит, каким-то – нет. 45 рублей – это нормальный курс при 80 долларах за бочку нефти. При 90, я думаю, что мы где-то в 38 должны уложиться. Ну и так далее. Здесь достаточно понятная расчётная ситуация. А вот с инфляцией я, пожалуй, не соглашусь. Надо учесть, что кроме ожиданий у нас ещё и технически нет возможности держать инфляцию ниже 10%. Я думаю, что меньше 12% в следующем году инфляция не должна сложиться.

    Ю. БУДКИН: Подождите, тогда получается, что всё это нельзя было просчитать заранее, что то, что происходит сейчас с экономикой Российской Федерации – это что-то внезапное?

    Е. БУШМИН: Цена на нефть 68-70 долларов за баррель – это совершенно не просчитанная в экономике ситуация.

    Ю. БУДКИН: То, что сейчас. Это то, чего нельзя было просчитать?

    Е. БУШМИН: Этого нельзя было просчитать. Я абсолютно уверен, хотя со мной некоторые экономисты спорят, что в принципе нельзя исключать такую возможность. Нет, такую возможность исключать нельзя, но просчитать то, что сложится такая ситуация, то, что Саудовская Аравия будет добывать и поставлять на рынок нефти больше, чем её квота в ОПЕК… И они, как о достижении, говорят о том, что: «Да, ОПЕК не снижает квоты». Но хотя бы квоты выполняйте. Это, конечно, просчитать было очень трудно. Я по-прежнему уверен, что такое поведение, допустим, Саудовской Аравии – всё-таки это приказ из Соединённых Штатов.

    Ю. БУДКИН: Хорошо. Допустим, они получили этот приказ. Тогда почему они все работают по этому приказу?

    Е. БУШМИН: Вы знаете, явно, что санкции Европы против России работают против любой…

    Ю. БУДКИН: В некотором смысле ведь арабам это не очень выгодно.

    Е. БУШМИН: Нет, сейчас уже это больше невыгодно Соединённым Штатам.

    Ю. БУДКИН: Это следующий вопрос.

    Е. БУШМИН: Я думаю, что после того, как нефть реально будет держаться ниже 70, рейтинг у президента Соединённых Штатов упадёт ещё больше, потому что сланцевая нефть дешевле 80 не получается. Это означает, что надо останавливать контракты, это надо ждать, пока это всё вернётся на 80. Мы почему говорим о 80?

    Ю. БУДКИН: Подождите. А когда вы говорите про 80 и сланцевую нефть… Ведь приводят самые разные цифры и говорят, что при некоторых условиях американцы якобы могут содержать на себестоимости сланцевую нефть, добывать её – при том, что нефть будет стоить, скажем, 50 долларов.

    Е. БУШМИН: Сланцевая нефть не может стоить 50 долларов. Другой разговор что, другая нефть, которую они также добывают, закачивают в свои резервы, продают на внутренний рынок и, возможно, могут себе позволить, если будут потреблять сланцевую нефть, продавать и вне – она дешевле, конечно. В Мексиканском заливе нефть получается дешевле. Но сланцевая – она достаточно дорогая. Смесь той или другой может стоить где-то 60-65. Но 50 – сейчас уже нет такой себестоимости ни у Америки, ни у нас. У арабов есть. У арабов себестоимость намного ниже.

    Но дело в том, что они понимают, что стоит один раз загнать это всё достаточно низко, как они это сделали в 1988-1989 году (и в 1990 году это к известной ситуации с бюджетом Советского Союза привело), то потом они достаточно долго выкарабкивались из этой ситуации, и их резервы были тоже достаточно потрёпаны.

    Ю. БУДКИН: Иначе говоря, даже действуя по приказу, они далеко не уйдут от нынешней цены.

    Е. БУШМИН: Я думаю, что ниже 60 не будет.

    Ю. БУДКИН: Хорошо. Значит, ниже 60. Мы довольно легко по нынешней ситуации можем просчитать, что за максимальный курс доллара нас ожидает. И что это за курс?

    Е. БУШМИН: 75.

    Ю. БУДКИН: 75 для доллара?

    Е. БУШМИН: Да.

    Ю. БУДКИН: А как мы будем жить тогда?

    Е. БУШМИН: Ну как? Сделать всё, чтобы при 60 долларах за баррель хотя бы выйти на 55-60. Вы понимаете, что есть ещё денежно-кредитная политика. Если мы полностью отпустим рубль, будет одна ситуация. Если мы всё-таки будем контролировать эту ситуацию…

    Ю. БУДКИН: Сейчас происходит контроль?

    Е. БУШМИН: Нет, сейчас мы отказались от контроля.

    Ю. БУДКИН: То, что сегодня было на рынке – это отказ контроля?

    Е. БУШМИН: Это отказ от контроля, конечно.

    Ю. БУДКИН: Хорошо. 50-й спрашивает: «С вашей точки зрения, почему рубль падает ко всем валютам? Почему в других нефтяных странах того, что происходит с рублём у нас, нет?»

    Е. БУШМИН: Нет, это не совсем так. Вы посмотрите, может быть, не в той мере, но доллар укрепляется ко всем валютам, включая евро.

    Ю. БУДКИН: Да, но не в той мере.

    Е. БУШМИН: Да, не в той мере. И причина понятна. Ведь на самом деле стоимость нефти – это не единственная проблема, с которой нам приходится бороться. Санкции, как бы ни хотели, да, они ударили по Европе. И Европа вводила санкции не для того, чтобы нас наказать или себя наказать. Они выполняли приказ тех же Соединённых Штатов. Под давлением Соединённых Штатов вводились эти санкции. А раз так, то мы получили минус от этих санкций – ну, пусть такой же, как Европа, но мы-то его получили, и он наложился на низкую цену на нефть. Плюс то, что мы подошли достаточно с малыми темпами роста промышленного роста, фактически с нулевыми.

    Ю. БУДКИН: Подождите, малые темпы были не только у нас.

    Е. БУШМИН: Да, не только у нас.

    Ю. БУДКИН: В этом смысле мы равны почти.

    Е. БУШМИН: Но в любом случае, если бы темпы были у нас 7-8% и мы бы получили санкции и нефть, то мы бы всё равно лучше вышли. Дело в том, что когда нулевые темпы прироста, то уже такой, знаете, уровень… Это как на ледяной горке: взяли, чуть-чуть толкнули – и мы уже пошли вниз. Пошли вниз больше, чем если бы у нас был хоть какой-нибудь рост. Конечно, плохо, что был выбран момент (я думаю, он был выбран специально) подтолкнуть нас именно в то время, когда у нас остановился рост промышленного производства.

    Ю. БУДКИН: Хорошо. А что с этим можно сделать? Понятно, что при 75 рублях довольно сложно будет жить в Российской Федерации.

    Е. БУШМИН: Очень сложно.

    Ю. БУДКИН: Как можно это смягчить?

    Е. БУШМИН: Я думаю, во-первых, что этого даже допускать нельзя. Просто нельзя этого допускать. Значит, здесь должны быть изменения в денежно-кредитной политике.

    Ю. БУДКИН: Но деньги кончатся.

    Е. БУШМИН: Ну как кончатся? 60 долларов за баррель… Вот вы, может быть, не помните. Я ещё замминистра финансов был, когда мы считали: 18 долларов – сколько мы дополнительно получим по отношению к 16 долларам? А мы сейчас говорим о 60. На самом деле…

    Ю. БУДКИН: Так и расходы другие.

    Е. БУШМИН: Вы знаете, расходы другие. Но когда на вас наваливается такая громадина, надо вообще подумать, нужно ли во всех направлениях нам сохранять такие расходы. Всё-таки какая-то реструктуризация… Я не говорю о том, что надо сокращать всё подряд, то есть никакого обрезания не должно быть. Но надо подумать и сейчас более экономно расходовать средства. У нас есть некоторые проекты, по которым можно было бы сэкономить. И потом посмотрите, допустим, как выполняются наши некоторые программы: на 37%, на 38% уже на 1 ноября, хотя они должны были быть выполнены на 85%. Какой смысл в таких программах? Что мы их финансируем? Надо ещё раз их посмотреть. Недавно у нас выступала председатель Счётной палаты. Она что говорит? Она говорит: «Неэффективно расходуются средства». Если мы только на эффективности можем триллион сэкономить, то, простите меня, мы уже в состоянии привести рубль и к 55, и к 60 при 60 долларах за баррель.

    Ю. БУДКИН: Это Евгений Бушмин, заместитель председателя Совета Федерации. Раз уж вы заговорили, что мы можем всё-таки привести… Просто Юрий тут нам пишет через сайт govoritmoskva.ru… Нет, это Алекс: «Только что вы сказали, что доллар будет стоить 75. Это принимать как руководство к действию? Так точно будет?

    Е. БУШМИН: Нет. Если ничего не делать, если отпустить полностью при условии, если нефть 60 и меньше, мы можем…

    Ю. БУДКИН: Чего пока нет.

    Е. БУШМИН: Чего пока нет. И причём это не один день и не два, это год 60 и ниже должна стоять нефть – тогда получится 75. Это не будет, а получится. Надо с этим бороться. Какие способы борьбы? Я вам первый предложил – нужно, во-первых, какой-то вводить валютный контроль. Многие против. Да я сам против любого валютного контроля. Но, в принципе, такой отток капитала, который у нас наблюдался…

    Ю. БУДКИН: Так он ещё не отток этот капитал? Есть ещё что контролировать?

    Е. БУШМИН: И будет. И в этом году будет отток. Ну, возможно, чуть меньше, но ненамного меньше, чем в прошлом году.

    Ю. БУДКИН: Нет, просто, может быть, раньше надо было вводить этот контроль?

    Е. БУШМИН: Нет, не надо раньше. Вы поймите, любой контроль, который осуществляет государство – это показать бизнесу, что они неспособны нормальными рыночными методами руководить и вводят какие-то административные. Потому что валютный контроль – это административные меры, что нехорошо для бизнеса любого, не только, кстати, иностранного, но и для нашего тоже.

    Ю. БУДКИН: Но ведь говорят, что российский бизнес особенный, потому что он вынужден работать в условиях неравной конкуренции. Разве это не так?

    Е. БУШМИН: Вы знаете, однажды в 1998 году, когда мы, совсем поникшие, смотрели за тем, как с 6 рублей доллар подрос до 24, мы думали, что уже всё, в общем, выбраться нам не удастся. Но оказалось, что, во-первых, более дешёвый рубль способствует экспортным поставкам. Да, он сокращает импортные поставки, но он способствует экспортным поставкам. Значит, баланс между экспортом и импортом в сторону экспорта, и это уже хорошо. А что такое, когда положительный такой баланс? Он означает приток валюты иностранной. А если приток валюты – значит, доллар будет слабеть, а рубль будет укрепляться.

    Ю. БУДКИН: Через какое-то время.

    Е. БУШМИН: Конечно, это всё не один день.

    Ю. БУДКИН: Вот Виталий 44-й как раз спрашивает: «Раз вы вспомнили про 1998 год, мы сейчас в похожей ситуации? Дефолт типа того, что был в 1998 году, может быть?»

    Е. БУШМИН: Исключён.

    Ю. БУДКИН: Почему?

    Е. БУШМИН: Объясню. Конечно, учиться на своих ошибках не любит никто. Но в данном случае эта учёба на ошибках была принята на законодательном уровне. Мы сейчас не раскручиваем спираль долгов, когда на следующем этапе берутся долги, покрывая тело предыдущего долга, проценты по предыдущему долгу, и мы с помощью новых заёмных средств всё это гасим – у нас набегают новые проценты, причём большие – и опять всё это. Это пирамида. Вот это пирамида.

    Ю. БУДКИН: То есть поэтому не будет ГКО?

    Е. БУШМИН: Нет, ГКО будет. Но отдельно будет обслуживание, которое будет в расходах наравне с обороной и безопасностью, а отдельно тело. И мы точно знаем, что если мы не в состоянии обслуживать процентные расходы, то тогда мы не сможем брать дополнительные займы. Тогда мы это делали. Сейчас мы этого делать не будем. То есть дефолта не будет. Но при этом ситуация с девальвацией, как вы видите, тоже пока не повторяется, и я надеюсь, что не повторится. Не будет увеличения с 35 до 150. Вот это точно.

    Ю. БУДКИН: Это Евгений Бушмин, он заместитель председателя Совета Федерации. Спрашивают через наш сайт govoritmoskva.ru: «А расскажите про корпоративные долги России. Есть реальные валютные резервы для того, чтобы их погашать?» Это вообще проблема?

    Е. БУШМИН: Это проблема.

    Ю. БУДКИН: Он большой.

    Е. БУШМИН: Он большой. К чему приводит необходимость погашения корпоративных долгов? Она приводит к уменьшению прибыли этих компаний и иногда заставляет их, что называется, работать в убыток. Золотовалютные резервы к корпоративным долгам фактически отношения не имеют, кроме решения государства помогать государственным же компаниям. Вот здесь можно какую-то долю резервов Фонда национального благосостояния или резервов Центрального банка каким-то образом задействовать.

    Но на самом деле корпоративные долги – это долги корпораций. И если кто-то, один или два из сотни, не сможет их выплатить и уйдёт в убыток, станет банкротом, то это ситуация нормальная для рынка. Другой разговор, что если таких компаний будет очень много. При 75-80 рублях за доллар такая ситуация возможна. Но я надеюсь, что ни государство (государство – я имею в виду Правительство), ни Центральный банк, ни законодатели такой ситуации не допустят.

    Ю. БУДКИН: Когда мы говорим, могут или не могут допустить ту или иную ситуацию, в том числе вот такие экстремальные, а когда это может произойти?

    Е. БУШМИН: Это может произойти в следующем году.

    Ю. БУДКИН: Это любого дня дело или 2015 года?

    Е. БУШМИН: Это 2015 года. Ещё раз вам говорю. Когда неделю или две недели цена держится 60 – это никак не повлияет ни на доходы, ни на расходы. Вопрос в инфляции.

    Ю. БУДКИН: Нет, понимаете, когда речь идёт о том, что несколько дней назад было 60, а теперь уже говорят про 67 – вот это уже серьёзно.

    Е. БУШМИН: Всё равно надо подержаться. Вот когда нефть 60, то, наверное, в том же объёме продавать её не следует. Следует чуть-чуть подождать и продавать её по 70, а потом 80. И я думаю, что в следующем году… Я соглашаюсь с границей от 60 до 80, потому что волатильность достаточно большая у нефти, но то, что средняя цена будет выше 70 – мне кажется, именно так и будет.

    Ю. БУДКИН: Жираф Мариус (так человек себя представляет) пишет: «Китай с гораздо лучшими показателями в экономике выбрал в своё время фиксированный курс юаня. Почему мы так не делаем?»

    Е. БУШМИН: Во-первых, как вы знаете, Китай вышел на первое место по экспорту своей продукции. А что такое экспорт? Экспорт – это приток валюты. Если у вас очень большие резервы… А там триллионные резервы, а у нас 420-450 миллиардов, варьируется, изменяется.

    Ю. БУДКИН: И сейчас расходуются, даже эти расходуются. Да даже эти резервы.

    Е. БУШМИН: Расходовались. Сейчас меньше расходуются, сейчас всё-таки такого контроля за курсом нет. Так вот, у них триллионные, и поэтому они могут себе это позволить. Если бы мы были первая в мире страна по экспорту, мы тоже могли бы себе это позволить.

    Ю. БУДКИН: Короче, мы не можем себе этого позволить.

    Е. БУШМИН: Нельзя. В рыночной экономике нельзя себе позволять фиксированный курс. Как бы мы ни говорили, всё-таки основная экономика Китая плановая, а не рыночная.

    Ю. БУДКИН: Теперь ещё одно. Степан просит, чтобы мы так или иначе коснулись темы так называемой «проверки действий Центробанка со стороны Генеральной прокуратуры». Всё-таки что это такое? Как вы это оцениваете?

    Е. БУШМИН: Вообще раз в год нанимается международный аудитор, который проверяет Центральный банк.

    Ю. БУДКИН: Нет-нет-нет. Господин Фёдоров…

    Е. БУШМИН: Я понял, я понял. Раз в год Счётная палата, её специально назначенный аудитор вместе со своей инспекцией проверяет Центральный банк. Если Генеральная прокуратура по заявлению кого-либо или по собственным мыслям, связанным с тем, что в Центральном банке может нарушаться, допустим, закон «О Центральном банке», пойдёт на его проверку – я тоже не вижу в этом никакой проблемы. Понимаете, дело в том, что у нас сейчас какое-то очень большое желание проверить и докопаться, кто же во всём виноват. Это естественно.

    Ю. БУДКИН: Нет, речь идёт о том, что якобы Центробанк…

    Е. БУШМИН: Нет. «Сначала надо решить, кто виноват, а потом…»

    Ю. БУДКИН: Многие полагают, что Центробанк никому не подчиняется в Российской Федерации, возможно, подчиняется вообще кому-то за границей.

    Е. БУШМИН: Нет, это не так. Генеральная прокуратура совершенно полное право имеет выйти туда и прийти точно так же, как в какую-нибудь «МТС», «МегаФон», «Билайн», «Tele2».

    Ю. БУДКИН: Давайте всё-таки говорить тогда о правительстве Российской Федерации, а то как-то странно.

    Е. БУШМИН: Нет, Правительство в данной ситуации – это орган власти. Центральный банк органом власти не является.

    Ю. БУДКИН: Центральный банк печатает деньги.

    Е. БУШМИН: Прописано в Конституции… Центральный банк занимается эмиссией, это так. И почему орган, который занимается эмиссией, и обязательно прокуратура, я не очень понимаю. Я понимаю, что прокуратура там, где идёт неисполнение закона, ради бога. И надо проверять Центральный банк так же, как всех остальных.

    Ю. БУДКИН: Вернёмся тогда к Фёдорову. Фёдоров как депутат Государственной Думы вслед за многими гражданами, надо сказать, утверждает, что Центробанк нарушает Конституцию, потому что он должен по Конституции защищать и обеспечивать устойчивость курса рубля, чего нет.

    Е. БУШМИН: Да. Центральный банк… Кстати, ещё закон «О Центральном банке», там тоже это написано.

    Ю. БУДКИН: Конечно.

    Е. БУШМИН: …Выполняет свою функцию. И мы говорим, в какой мере он её выполняет. То, что он её не защищает – это неправильно. То есть то, что он не защищает курс рубля – это неправильно. И процентная ставка… Вы знаете, что сейчас она доведена до 9,5%. То есть чем по высшей ставке Центральный банк отдаёт деньги банкам, тем меньше они вынуждены их брать – соответственно, объем денежной массы сжимается.

    Ю. БУДКИН: Тем меньше они дают на развитие промышленности.

    Е. БУШМИН: Тем меньше они дают на развитие промышленности. Ну, скорее всего…

    Ю. БУДКИН: Тем дороже деньги.

    Е. БУШМИН: Тем дороже деньги. Соответственно, чем дороже деньги, тем более стабильный курс. Потому что такого количества денег, чтобы все рубли выбросить на рынок, нет – соответственно, курс начинает более-менее стабилизироваться. Это один из способов.

    Ю. БУДКИН: Просто деньги нужны либо для того, чтобы купить доллары, либо для того, чтобы развивать промышленность.

    Е. БУШМИН: Совершенно верно.

    Ю. БУДКИН: В данном случае у нас пока выгоднее покупать доллары.

    Е. БУШМИН: Выгоднее покупать доллары, совершенно верно.

    Ю. БУДКИН: Значит, у нас пока нет промышленности.

    Е. БУШМИН: Нет, Центральный банк сейчас борется с тем, чтобы банки не ходили на валютный рынок, а шли в промышленность. Другой разговор, что рентабельность промышленности (особенно сельского хозяйства) такая низкая, что те процентные ставки, которые получаются из 9% Центрального банка, никак с этой рентабельностью не вяжутся. Вот в этом проблема. То есть для того чтобы сейчас реально сдвинуть ситуацию Центральному банку, чтобы туда не ходила прокуратура, им надо увеличивать денежную массу. Но при этом нужен очень серьёзный контроль, чтобы эта денежная масса не вывалилась на валютный рынок. А без валютного контроля это не получается. А валютный контроль мы пока не вводим.

    Ю. БУДКИН: А почему?

    Е. БУШМИН: Потому что мы считаем себя рыночным государством. Потому что мы обещали бизнесу, что мы не будем смотреть к ним в карман, что мы будем это делать через налоговую систему, заранее объявляя, и так далее. Если мы введём налоговый контроль и не позволим этой денежной массе выброситься на валютный рынок, мы быстрее всё это сделаем. Я считаю, что надо так делать. Но, поймите, там есть председатель Центрального банка, там есть совет директоров – они всё это дело анализируют. И они анализируют, что хуже: риск того, что на какое-то время обвалится в 1,5, даже в 2 раза…

    Ю. БУДКИН: Перед кем отчётные эти люди, когда они принимают решения?

    Е. БУШМИН: Они отчётные перед Государственной Думой, потому что они по закону «О Центральном банке» рассказывают Государственной Думе, во-первых, какую они принимают денежно-кредитную политику; во-вторых, они отчитываются о том, как они выполнили то, что они приняли. Раз в год это обязательно. Это обязательно. Во-вторых…

    Ю. БУДКИН: И их работа оценивается?

    Е. БУШМИН: Их работа оценивается. И также каждый член совета директоров Центрального банка назначается только постановлением Государственной Думы. Если через промежуток времени идёт переназначение и работой этого члена совета директоров недовольны депутаты Государственной Думы, они просто его не переназначают. Мало этого, Совет Федерации обязательно раз в год…

    Ю. БУДКИН: Часто они переназначают?

    Е. БУШМИН: Было немного. Но таких проблем пока не было. Я думаю, что если такая ситуация затянется, такие непереназначения будут. Кстати, Совет Федерации тоже приглашал председателя Центрального банка, и она рассказывала всю эту ситуацию.

    Ю. БУДКИН: Она убедительно говорит?

    Е. БУШМИН: Она понимает, что она делает. Она оценивает все риски, которые случаются. Они приняла свою позицию как ту, над которой надо работать. Но при этом метаться и переключаться на какие-то другие позиции – допустим, выбрасывать массу денег в экономику, опять-таки не включая валютный контроль – она не собирается. И это правильно.

    Ю. БУДКИН: Заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин сегодня в программе «Пиджаки». Я напомню телефон прямого эфира: 73-73-948. Он понадобится вам уже буквально через 5 минут. SMS-портал можно использовать прямо сейчас: +7 (925) 8888-948. Можно по-прежнему писать через сайт «Говорит Москва». Можно писать через «Twitter» пользователю govoritmsk. Разговор с Евгением Бушминым мы продолжим примерно в 17:35. Прямо сейчас 17:30, на очереди новости, потом реклама, а вот потом – продолжение этого разговора.

     

    НОВОСТИ

     

    Ю. БУДКИН: Это радиостанция «Говорит Москва». Вторник, 2 декабря, 17:36. Я Юрий Будки. В программе «Пиджаки» Евгений Бушмин, заместитель председателя Совета Федерации страны. Вопросы от наших слушателей. 483-й спрашивает: «А почему в Казахстане кредиты в два раза дешевле, чем у нас?».

    Е. БУШМИН: Нормальная ситуация. У них денежно-кредитная политика позволяет установить ставку, по которой деньги банкам отдаются по цене в 2 раза ниже, чем у нас. Соответственно, банки отдают предприятия в два раза дешевле.

    Здесь разговор ведётся о том, что это не только вина банка. Это, конечно, вина и Центрального Банка, что у нас такие дорогие кредиты. Но Центральный Банк считает, что достаточно большую часть инфляции составляет монетарная политика. Монетарная политика означает, что чем больше денег, тем больше инфляция.

    На самом деле многие, например, Сергей Глазьев, считают, что это не так. Что, допустим, тарифы естественных монополий больше участвуют долей в инфляции, чем, допустим, монетарная составляющая. И он считает, что надо давать больше денег банкам, давать деньги промышленности, тогда инфляция не будет так расти, как она сейчас растёт.

    Ю. БУДКИН: Но он же имеет возможность воплощать это в жизнь.

    Е. БУШМИН: Нет, он не имеет возможности, потому что он не отвечает за денежно-кредитную политику. Отвечает Центральный Банк. Центральный Банк считает, что большие кредиты не позволяют нам наращивать процент инфляции.

    Ю. БУДКИН: И то, что думает и делает Центральный Банк, проверяют депутаты Государственной Думы, когда Центробанк перед ними отчитывается. И Лёша спрашивает: «А есть специалисты в Думе, которые могут всё это квалифицированно анализировать?».

    Е. БУШМИН: Во-первых, раз в год нанимается специальная аудиторская фирма. Проводится конкурс.

    Ю. БУДКИН: Депутаты изучают то, что специалисты говорят?

    Е. БУШМИН: Конечно. Проводится аудиторская оценка. Кроме этого, в Центральном Банке есть собственный аудитор, бывший зампред Счётной палаты, который тоже готовит свой отчёт о том, что происходит. Он достаточно независимый от Центрального Банка, но вместе с международным аудитором или российским, смотря кто выиграет конкурс. Там даже иногда ассоциация аудиторских фирм выигрывает конкурс. Получается достаточно серьёзный документ, который показывает, как работал Центральный Банк. Плюс Счётная палата. Счётная палата тоже проверяет Центральный Банк и готовит свой отчёт. Это по текущей деятельности.

    В случая же нарушения, по мнению Счётной палаты или внешнего аудитора, или внутреннего аудитора, нарушение закона, вступает в действие прокуратура. Это обычная нормальная практика пусть независимого, но Центрального Банка России.

    Ю. БУДКИН: Сразу несколько человек пишут: «В данных условиях что делать гражданам? Рубли менять в доллары или евро? Как сохранить свои средства? Их можно сохранить?».

    Е. БУШМИН: Вы знаете, очень много шло разговоров о том, какой делать налог на дарение или на наследство. И многие цивилизованные страны пришли к тому, что вообще наследство – это неправильный подход к передаче своего имущества. Каждый должен зарабатывать сам. Поэтому главное не то, что вы успели скопить, а главное то, что вы зарабатываете сейчас. Если то, что вы зарабатываете сейчас, хватает вам для того, чтобы нормально жить – это нормальная ситуация. Накопительство или накопление на чёрный день в условиях такой инфляции, в условиях такого рынка, таких цен на нефть и такого курса – конечно, это очень…

    Ю. БУДКИН: То есть накопил – трать?

    Е. БУШМИН: Накопил – трать. Конечно. А как вы хотите? Вы хотите, чтобы вы работали, работали, скопили какую-то сумму, а потом инфляция, курс и нефть сожрали эту сумму? Я не за это.

    Ю. БУДКИН: Хорошо. Тогда по-другому. Смотрите, у нас инфляция. Вы говорите, даже больше, чем предполагают люди, которые руководят этим..

    Е. БУШМИН: Возможно, что инфляция будет даже больше, чем предполагали.

    Ю. БУДКИН: Больше 10%.

    Е. БУШМИН: Возможно, даже больше 10.

    Ю. БУДКИН: Хорошо. Цены растут.

    Е. БУШМИН: Растут.

    Ю. БУДКИН: Тарифы растут.

    Е. БУШМИН: Растут.

    Ю. БУДКИН: Что ещё? Налоги растут.

    Е. БУШМИН: С налогами не очень.

    Ю. БУДКИН: Ну, налоги на недвижимость, пожалуйста.

    Е. БУШМИН:  И что, у вас вырос?

    Ю. БУДКИН: В Москве у всех вырастает налог. Говорят, чуть ли не в 10 раз.

    Е. БУШМИН: Ах, говорят. Вы же спрашиваете у меня. Я вам отвечаю. У меня пока не вырос. У меня тоже есть квартира. У меня старая квартира, я давно живу в Москве, я плачу за неё налог. Я помню, когда 600 рублей платил, потом 900 рублей. Я так сейчас понимаю, что при всех этих изменениях кадастровых оценок мне придётся платить… И из-за того, что у нас теперь ТСЖ и мы независимы от всех, мне придётся платить 2400.

    Ю. БУДКИН: И всё-таки в любом случае эти налоги растут. В данном говорят: в целом по городу где-то на 20% каждый год ближайшие 5 лет этот налог будет расти. Это общие оценки. Кроме того, растут транспортные налоги, другие налоги растут.

    Е. БУШМИН: ОСАГО растёт.

    Ю. БУДКИН: ОСАГО растёт. А где взять деньги, чтобы всё это заплатить?

    Е. БУШМИН: Зарабатывать. Ну уж точно не из того, что вы скопили.

    Ю. БУДКИН: То есть государство забирает деньги, забирает. А вот зарабатывайте сами.

    Е. БУШМИН: Нет, государство не забирает. Часть забирает государство, часть забирает страховой бизнес.

    Ю. БУДКИН: Страховой бизнес может лоббировать.

    Е. БУШМИН: Он не может лоббировать. Он просто забирает.

    Ю. БУДКИН: И сделать так, чтобы тариф на ОСАГО вырос, как это происходит сейчас.

    Е. БУШМИН: Тариф на ОСАГО вырос, но на самом деле он вырос только потому, что объёмы выплат уже приблизились к тому, что они собирают. Они не лоббировали и не требовали повышения только тогда, когда они собирали больше денег, чем выплачивали по страховым случаям. Сейчас ситуация другая, поэтому они и требуют. Поэтому идёт повышение. Это тоже понятно.

    Но забирают все. Даже на рынке, в магазине у вас тоже забирают больше. То есть нельзя сказать, что государство составляет какую-то большую долю.

    Ю. БУДКИН: Государство ещё и налоги берёт. Те, кто продают на рынке, налоги у тебя не берут.

    Е. БУШМИН: Они налоги не берут. Они берут больше, они берут деньги. Когда они берут деньги и какие-то из торговых сетей торговую наценку делают 25, 30, 35, 40% - это как раз и есть. Они берут у вас всё, они берут у вас деньги. Государство за всё предыдущее время при всём повышении… вы не можете сказать, что она повысилась больше, чем на 30-40%. Инфляция за это время каждый год 7-8, была 10%. Если вы посмотрите и выясните, что у вас налоги увеличились так же в той же пропорции на ту же величину, что и инфляция произошла, то вы поймете, что вроде бы с государством более-менее понятно.

    Когда мы обещаем, что мы не будем повышать налоги, это означает, что по сравнению с инфляцией рост налогов больше не будет. Но на инфляцию-то нужно брать. Почему нужно брать на инфляцию? Потому что из этих денег пойдёт заработная плата врачам и учителям. А у них нужно, чтобы тоже зарплата росла хотя бы на инфляцию. Поэтому здесь вещи соизмеримые.

    Ю. БУДКИН: То есть за врачей и учителей подумает государство?

    Е. БУШМИН: Обязательно.

    Ю. БУДКИН: А все остальные должны зарабатывать.

    Е. БУШМИН: Должны зарабатывать, конечно.

    Ю. БУДКИН: Но депутаты и чиновники получают зарплаты, которые намного больше, чем у всех.

    Е. БУШМИН: Вы где это взяли? Вот я посмотрел среднюю зарплату по многим нашим ведомствам. Не знаю, Россельхознадзор, Роспотребнадзор. Получается у них 17-18­-19 тысяч. Средняя зарплата, простите, уже за 20 в экономике. Мы же что сейчас делаем?

    Ю. БУДКИН: Все смотрят за зарплатой депутатов, вы же понимаете.

    Е. БУШМИН: Депутатов 450 человек.

    Ю. БУДКИН: И каждый получает по 420 000.

    Е. БУШМИН: И каждый получает по 420 000.

    Ю. БУДКИН: Это намного больше, чем прежде.

    Е. БУШМИН: Это намного больше, чем прежде. Последнее повышение зарплаты депутатов, с которого пошло это увеличение, было, как вы понимаете, в 2002 году. Просто вот эти скачки не совсем правильные. Но повышать зарплату чиновникам и депутатам так же, как это делается врачам и учителям, нельзя. Потому что тут экономика, а тут, простите, волевые решения. И волевые решения говорили – нет, количество чиновников не увеличиваем, зарплату не повышаем. Год, два, три. Потом, когда выясняется, что качество чиновников ухудшилось. Потому что люди, которые что-то соображают, идут в бизнес, а не чиновниками. Начинают понимать, разворачиваются, повышают зарплату чиновникам. И они вынуждены не повышать её на 7-8%, а делают это, простите, на 30-40%.

    Ю. БУДКИН: В данном случае даже в разы получается.

    Е. БУШМИН: В 2.5 раза.

    Ю. БУДКИН: Ну да, 160 было. Александр пишет: «У меня вырос налог на землю». Вы говорите – в 2.5 раза. «Третий год подряд растёт. За 3 года уже в 10 раз. И вырос только из-за процентной ставки». Это в Подмосковье.

    Е. БУШМИН: Процентной ставки чего?

    Ю. БУДКИН: Не знаю, это Александр спрашивает.

    Е. БУШМИН: И я не знаю, чего. У меня тоже есть участочек небольшой в Подмосковье. И там есть кадастровая стоимость. Я не вижу, чтобы она росла. Её один раз в пять лет пересматривают. После этого ставка зависит только от решений местного органа власти. Если у вас местный орган власти год назад поставил 0,1, сейчас поставил 0,2, а через год поставит 0,3, у вас, конечно, всё это будет расти в 2-3 раза. Причём, это не государство. Это местное самоуправление, которое по конституции отделено от государства.

    Ю. БУДКИН: Люди-то не понимают таких отделений.

    Е. БУШМИН: Как это не понимают?

    Ю. БУДКИН: А кто же такое местное самоуправление?

    Е. БУШМИН: Это ваш посёлок. Глава вашего посёлка, которого лично вы избирали.

    Ю. БУДКИН: Глава посёлка приходит и говорит – вы знаете, по закону я не могу нигде взять денег, кроме как у вас.

    Е. БУШМИН: Да, значит у вас будет лучше свет на улице, значит, у вас будет тепло, значит у вас будет уборка мусора, значит у вас будет ремонт тротуаров. Если вы не хотите, вы уберите этого главу, поставьте другого, у вас не будет брать денег, но вы загрянете…

    Ю. БУДКИН: Тогда вернёмся. Все решения про тот же налог про недвижимость принимались когда-то. Тогда, когда не планировалось, что такой будет инфляция, что так всё будет меняться. Это не повод приостановить все эти реформы?

    Е. БУШМИН: Нет, конечно.

    Ю. БУДКИН: Почему?

    Е. БУШМИН: Потому что это повод снизить рост. Чтобы он не рос так скачкообразно, как это сейчас у нас с инфляцией ситуация. Но это совершенно не повод. Потому что только налоги дадут вам возможность заплатить врачам, учителям, военным. Если вы не хотите кормить собственную армию, вы будете кормить чужую. Поэтому вот так взять и сказать – нет, мы не будем собирать налоги. Зачем это нужно? А наши ребята с оружием пусть сами пройдутся по городам и соберут, что им надо.

    Ну вы же такое не предлагаете. А почему вы предлагаете отказаться от налогов, но не предлагаете при этом военным самим добывать с помощью своего оружия себе пропитание? Нет. У вас от нас вроде бы…

    Ю. БУДКИН: «Армия растёт, а врачей всё меньше», - пишет Топ.

    Е. БУШМИН: Армия не растёт. Армия сокращается, переходит на более…

    Ю. БУДКИН: С точки зрения повышения заработных плат, конечно. Я думаю, об этом…

    Е. БУШМИН: Конечно. Потому что раньше мы призывали пацанов, а сейчас у нас контрактники, у которых зарплата по отношению к этим призывникам в сотню раз.

    Ю. БУДКИН: Сергей Бушмин, заместитель председателя Совета Федерации. Я попрошу вас надеть наушники. 73-73-948 – это телефон прямого эфира. По-прежнему можно писать через СМС-портал. По-прежнему можно писать через сайт govoritmoskva, можно писать через twitter. 73-73-948 – телефон прямого эфира. Как обычно, в таких случаях телефонная машина начинает немножко болеть и не принимать все звонки.

    С вашей точки зрения, подписанный сегодня Путиным закон о торговом сборе для Москвы, Петербурга и Севастополя насколько повысится?

    Е. БУШМИН: Я думаю, что именно этот сбор вообще не повысит цены.

    Ю. БУДКИН: Торговцы говорят, что…

    Е. БУШМИН: Хорошо вы их назвали. Давайте на этом остановимся. Пусть торговцы говорят, что угодно. Мы возьмём, посчитаем. Что мы посчитаем? Что такое торговый сбор? Торговый сбор говорит: вы налог платите? - Да, я плачу. - Сколько вы платите? - Вот столько. - Но минимум вы должны платить здоровый сбор вот столько. – Да нет, я плачу больше. Ну тогда вам ничего не надо платить. А вы платите? – Да нет, я ничего не плачу. Зачем мне это нужно? Я торгую себе, зарабатываю.

    Ю. БУДКИН: Но формально вроде как ничего…

    Е. БУШМИН: Тогда нет, тогда это неправильно. Вы должны платить не меньше, чем торговый сбор. Торговый сбор – это не дополнительный налог. Это минимум уплачиваемых вами, торговым предприятием, налогов. Это совсем другая…

    Ю. БУДКИН: Если ты… заплати.

    Е. БУШМИН: Конечно.

    Ю. БУДКИН: Но люди же будут говорить, что они не могут такие большие деньги платить.

    Е. БУШМИН: Какие большие? Патент? Вы знаете, сколько в Москве людей работает на патент? Сотни и сотни тысяч. Это означает, что им выгодно на патенте работать. Они работают. Так вот торговый сбор устанавливается не выше патента. Если вы вдруг решаете всем миром, что патент очень дорогой и вам он с квадратного метра не выгоден. Тогда обращайтесь в Московскую Городскую Думу и требуйте повышения стоимости патента. Понизили на 10%, всё вас стало устраивать – в соответствии с этим автоматически и торговый сбор будет меньше. Почему? Потому что нельзя устанавливать торговый сбор выше патента. Потому что если вы платите патент, вы уже не платите торговый сбор. Почему? Потому что торговый сбор внутри патента.

    Ю. БУДКИН: Ну они же могут установить торговый сбор больше патента.

    Е. БУШМИН: Не могут. Законодательством это запрещено. Если кто-то не читает законы, это не означает, что они все плохие. Часть из них хорошие. Вы их просто не читаете.

    Ю. БУДКИН: Евгений Бушмин. 73-73-948 – телефон прямого эфира. Слушаем вас. Здравствуйте.

    СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Откуда такие цифры, что сотни тысяч работают по патенту? У нас в Москве зарегистрировано 15 000 000. Разделите эту цифру на сотню тысяч. Это что получается? У нас работает каждый пятнадцатый по патенту, что ли?

    Ю. БУДКИН: И что? Ваш вопрос.

    СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос один: откуда такие цифры, звучащие в эфире? Это первый вопрос. И второй вопрос. Вот вы говорите о налогах, о сборах, о том, что нужно подходить вот так принципиально. Но вот недавно показывали Улюкаева по центральным каналам. Он сидел на стуле стоимостью как минимум 500 долларов, это уж к маме не ходи. А там ещё было стульев 24.

    Ю. БУДКИН: А надо, чтобы за 5 долларов был?

    СЛУШАТЕЛЬ: Нет, надо, чтобы стулья были оправданы по своей собственной цене. Как же это в кабинете у министра, представляющего нашу… и говорящего весьма правильные вещи в эфире… стул минимум стоимостью за каждый гвоздь…

    Ю. БУДКИН: Дороговатые ведь стулья. Я так понимаю.

    Е. БУШМИН: Если дорогие стулья, то, соответственно, и они как-то покупались. Вы знаете, есть такой сайт, где производятся эти самые закупки. Его очень часто критикуют, и совершенно правильно критикуют.

    Ю. БУДКИН: И многие закупки останавливают.

    Е. БУШМИН: Я с этим согласен. Я много общался с ребятами из Народного фронта. Они как раз занимаются этой проблемой. Очень многие останавливают. Если когда-то этот стул проскочил, то будем надеяться, что другие стулья по таким же ценам уже этот контроль не проскочат.

    Сейчас говорить о том, что у него откуда-то последние 10 лет стоит стул достаточно дорогой для сегодняшнего времени, наверное, неправильно. Правильно будет сказать – а вот закупка этой мебели для Министерства экономики слишком дорогая. Мы требуем, чтобы вы посмотрели ещё раз цену, снизили и сделали закупку по более дешёвой цене. Вот это нормальный подход. Это я понимаю.

    Ю. БУДКИН: С вашей точки зрения, какой подход правильнее. Потому что многие говорят, к примеру, стул министра финансов должен быть таким же, как стул какого-нибудь чиновника где-нибудь на районном уровне. Вы согласны с этим или нет?

    Е. БУШМИН: Я не могу с этим согласиться по одной простой причине. Дело в том, что у нас время министра финансов гораздо дороже, чем время чиновника. И если мы будем обеспечивать ему условия жизни, условия работы такие же, как у чиновника, который в 20 раз меньше времени дешевле, то, соответственно, мы и требовать от министра финансов можем только то, что мы требуем от чиновника с тем самым стулом.

    Поэтому я за то, чтобы условия были нормальные, но не без предела. Вы там прекратите, как уже несколько раз писали, ставить строчки в бюджет о собственном пиаре в несколько десятков миллионов рублей. Вы прекратите покупать автомобили стоимостью по 12-14 миллионов. Бред какой-то. И это останавливает, это нормально, на это работает Народный фронт.

    Если у кого-то есть желание в этом поучаствовать, вы присоединяйтесь к Народному фронту. Там ребята этим конкретно занимаются.

    Ю. БУДКИН: Теперь дальше Лёша спрашивает: «Как, с вашей точки зрения, оценивать действия Центробанка, который в разгар кризиса начинает массово отзывать у банков лицензии?».

    Е. БУШМИН: Нет, это не так. Вот, вы просто посмотрите, возьмите РБК, они сообщают каждый день, сколько и у кого это отбирается. Посмотрите. В неделю 3 лицензии. Вот уже год, как пришла Набиуллина, так мы в неделю… Это сито такое.

    Ю. БУДКИН: До неё-то этого не было.

    Е. БУШМИН: Да.

    Ю. БУДКИН: А она пришла по сути тогда, когда уже подкрадывались к кризису, не понимая, что он будет таким.

    Е. БУШМИН: Понимаете, дело в том, что когда у нас кризис, наличие плохих, вороватых банков ещё хуже для нас, чем их отсутствие. Вы должны это понимать. Потому что они всё это обрушат, убегут, своруют как раз в тот момент, когда нам хуже всего будет. Поэтому у них отбирать лицензию надо сейчас. Надо было вчера. И жалко, что мы это не начали 5 лет назад.

    Ю. БУДКИН: Заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин. Мы продолжаем. 73-73-948. Слушаем вас. Алло.

    СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

    Ю. БУДКИН: Да, вы в эфире.

    СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Дмитрий, Москва. Я абсолютно не согласен с вашим гостем в плане того, что люди копят деньги, и сразу нужно тратить. Люди копят деньги не от хорошей жизни. А когда, допустим, на пенсию… Пенсия 8-9 тысяч рублей. Такой вопрос.

    Е. БУШМИН: Да. Это, пожалуй, единственный вопрос. Знаете, раньше была такая проблема – похоронные деньги, гробовые, которые пропали. И вообще это самое ужасное. Я даже доходил до того, минуя всякие рыночные механизмы, вообще предлагал, чтобы государство выделило эти деньги, вот, сколько сейчас стоит это, столько и надо заплатить.

    То же самое – этот единственный вопрос, связанный с пенсиями. Реально меня спрашивали: как вы относитесь к накопительной системе? Я всегда говорил и сейчас говорю, пусть меня ругают: плохо отношусь, понимаете? Потому что нынешний бизнес не в состоянии нам сохранить те деньги, которые мы себе на пенсию.

    Ю. БУДКИН: Но каждый из нас в состоянии.

    Е. БУШМИН: Как он в состоянии? Через что? Через банк, который рухнул, и вам выплатили 700 000, или через что вы в состоянии?

    Ю. БУДКИН: Потратить деньги на что-нибудь и это что-нибудь потом продавать.

    Е. БУШМИН: Не продавая, а используя на той же пенсии и покупая это на пенсию. Это раз.

    Но в любом случае я не хотел накопительной. Хотел всё-таки взвалить эту обузу на государство. Пусть это не большие деньги. Но это будут деньги, достаточные, чтобы прожить. Это мы говорим о прожиточном минимуме пенсионера. Много раз это обсуждалось и говорилось: если пенсия будет не ниже прожиточного минимума пенсионера, по крайней мере государство обеспечит, чтобы этот человек жил, этот пенсионер жил. Это уже важно.

    А если вы получите…

    Ю. БУДКИН: Каждый человек? Вне зависимости от того, кем он был до этого?

    Е. БУШМИН: Нет, это важно. Чтобы был минимальный прожиточный минимум. А тот, кто зарабатывал и отдавал деньги в налоги государства, чтобы выплачивалась зарплата врачам, учителям и военным, должен быть иметь пенсию выше. Это обязательно.

    Ю. БУДКИН: Евгений Бушмин был сегодня в программе «Пиджаки». Я благодарю вас. Приходите ещё. Спасибо.

    Е. БУШМИН: Спасибо.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено