• Руководитель блока PR и маркетинга Дептранса Москвы Юлия Темникова в программе «Город дорог» на радиостанции «Говорит Москва». Выпуск от 17 октября 2022 года.

    Рельсовый каркас, подвижной состав и пассажирские сервисы московского метро

    12:00 Окт. 17, 2022

    Рельсовый каркас, подвижной состав и пассажирские сервисы московского метро

    В гостях

    Юлия Темникова

    Руководитель блока PR и маркетинга департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

    А.СОЛОВЬЁВА: У микрофона Анна Соловьёва. Здравствуйте. Это программа «Город дорог». У нас сегодня в гостях руководитель блока пиара и маркетинга департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Юлия Темникова. Здравствуйте, Юлия.

    Ю.ТЕМНИКОВА: Здравствуйте.

    А.СОЛОВЬЁВА: Очень приятно вас снова видеть в нашей студии.

    Ю.ТЕМНИКОВА: Благодарю вас.

    А.СОЛОВЬЁВА: Говорить сегодня мы будем о рельсовом каркасе, подвижном составе и пассажирских сервисах столичного метро.

    Я хорошо помню, какая схема метро была ещё в 2011 году, то есть 11 лет назад — она была намного меньше, чем сейчас. Сейчас как будто это совершенно другое метро. Юлия, сколько новых станций построено за эти 11 лет?

    Ю.ТЕМНИКОВА: Совершенно верно, здесь надо отметить, что по темпам развития именно рельсового транспорта Москва — это один из мировых лидеров. Ведь с 2010 года сеть выросла почти что в два раза. Открыто сто новых станций метро, включая МЦК, запущено уже два диаметра и ещё более 60 станций. Это дало, безусловно, колоссальный эффект для города. Во-первых, для миллионов жителей появилось метро возле дома, а значит, сократилось время в пути. Если человек, предположим, раньше доезжал до станции на автобусе, то снизились и затраты на проезд. Во-вторых, метро стало свободнее. В 2010 году 16 перегонов метро работали в режиме хронической перегрузки. Например, участки между станциями «Рижская» и «Проспект Мира», «Бауманская» и «Курская» или «Улица 1905 года» и «Краснопресненская».

    А к концу 2019 года число перегруженных участков метро сократилось в два раза, до восьми. И кроме того, по решению мэра Москвы Сергея Собянина продолжается расширение рельсового каркаса города. После полного ввода БКЛ, а также запуска третьего, четвертого и, конечно, пятого диаметров и Троицкой линии, загруженных перегонов не останется вовсе.  Это означает, что поездки пассажиров будут более комфортными.

    При этом в рамках задач, поставленных заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта Максимом Ликсутовым, для пассажиров начинают работать не просто станции, а современные и комфортные транспортно-пересадочные узлы, которые объединяют разные виды транспорта. Это и метро, и МЦК, и МЦД, и наземный транспорт. Депо позволяют оптимизировать маршруты, делать поездки комфортнее, удобнее и быстрее.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы упомянули Московское центральное кольцо. Насколько оно востребовано сейчас пассажирами?

    Ю.ТЕМНИКОВА: МЦК в этом году уже исполнилось шесть лет. Для нас это большой праздник. Я очень хорошо помню запуск кольца. За эти годы на нём совершенно уже более чем 800 млн поездок. И это главный показатель успешности этого проекта. Пассажиропоток с каждым днём всё больше растёт и растёт. В общем-то, не все вначале верили в востребованность этого проекта, а он сумел действительно изменить логистику нашего города. Это уникальный для Москвы проект, это первая наземная городская железнодорожная линия, которая поменяла отношение москвичей вообще к железнодорожному транспорту и стала важным этапом в развитии рельсового каркаса города.

    Ещё при запуске проекта на МЦК были реализованы лучшие пассажирские сервисы московского транспорта. Мы сделали тогда понятную навигацию и установили стойки «Живое общение», банкоматы, вендинговые автоматы, зарядки, розетки и тогда, я помню, даже заработала у нас электронная библиотека. Всё было продумано, конечно, и для маломобильных пассажиров. С запуском МЦК промзоны стали также трансформироваться в современные жилые кварталы. Выросла и их экономическая активность.

    Для повышения проводной способности кольца мы планируем запустить двухэтажные поезда. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем с коллегами из РЖД. И также планируем открыть вторые вестибюли на некоторых загруженных станциях.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Юлия, давайте перейдём от МЦК и МЦД. Расскажите, пожалуйста, о Московских центральных диаметрах. Есть ли планы по развитию этого проекта?

    Ю.ТЕМНИКОВА: Да. В 2019 году мы запустили огромный проект — Московские центральные диаметры. Проект был запущен в рекордные абсолютно сроки, потому что путь от идеи до реализации занял всего лишь два года. За этот небольшой, но, по сути, в то же время очень весомый период из пригородных электричек удалось создать городской комфортный транспорт с высоким уровнем сервиса. Это новое наземное метро. Там был интервал в час пик в 10-15 минут, мы сократили его вместе с коллегами до 6-7. Далее также были дневные окна, когда электрички вообще не ходили на несколько часов, сейчас днём поезда ездят всегда.

    С первого дня работы МЦД пассажиры совершили уже более чем 430 млн поездок. Загрузились автомагистрали рядом с диаметрами примерно на 5-9%, и это безусловно говорит о том, что пассажиры меняют свои транспортные привычки и уже чаще пользуются именно наземным метро для коротких поездок внутри Москвы.

    В будущем мы также планируем открыть ещё три диаметра. Напомню, что в конце 2023 года – начале 2024-го запустим МЦД-3 и МЦД-4. Суммарно с запуском ещё двух диаметров транспортная доступность улучшится для более чем 40 районов Москвы и нескольких городов Московской области. Третий и четвёртый диаметры будут перевозить более 1 млн пассажиров в сутки. И также прорабатывается проект МЦД-5 Ярославско-Павелецкий. Сейчас там решается вопрос трассировки.

    Благодаря этому запуску новых линий метро уже в 2027 году более 90% москвичей смогут добраться до станции транспортного каркаса всего лишь за 20 минут пешком или несколько минут на автобусе или электробусе.

    А.СОЛОВЬЁВА: Все ждут полного запуска БКЛ, Большой кольцевой линии. Осталось открыть девять станций. Что получат москвичи с её полным запуском?

    Ю.ТЕМНИКОВА: Большая кольцевая линия — это огромный, грандиозный, ключевой проект развития Московского метрополитена. Она станет самым протяжённым метрокольцом в мире — 70 километров и 31 станция. В перспективе у неё будет наибольшее количество пересадок линий метро — 47, на радиальные линии МЦК, все действующие и перспективные Московские диаметры. Поездки станут быстрее и удобнее для более чем 3 млн жителей. 34 района города, в них появятся новые маршруты. Сейчас открыты 22 станции Большой кольцевой линии из 31. Мы планируем, что оставшиеся девять заработают уже в 2023 года, и благодаря БКЛ пассажиры смогут экономить до 45 минут в день. По нашим прогнозам, на радиальных ветках станет свободнее до 22%, на кольцевой — до 25%, а на основных вылетных магистралях города — в среднем на 5%. 

    Стоит отметить, что уже сейчас число поездок на Большой кольцевой линии составляет до 570 тысяч пассажиров в день, это на уровне Московского центрального кольца. А после запуска всей линии число пассажиров превысит 1 млн человек. Вместе с пересадками ожидаем, что это будет больше 2 млн пассажиров.

    Если говорить про эффекты Большой кольцевой линии, то они, конечно, выйдут за пределы Мосметро. Ведь каждый пятый пассажир БКЛ — это новый пассажир городского транспорта, а значит, всё больше людей пересаживаются с личных автомобилей. Это происходит, в том числе, благодаря тому, что БКЛ проходит в те районы города, где метро раньше не было. Например, это станции «Аминьевская» или «Давыдково».

    А.СОЛОВЬЁВА: Юлия, какие планы есть по дальнейшему развитию вообще всего метро?

    Ю.ТЕМНИКОВА: БКЛ даёт возможность присоединения новых радиальных линий. И в ближайшие годы будут построены сразу три новых радиуса: это Троицкая, Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская ветки. Здесь стоит отметить, что Троицкая линия протяжённостью 40 километров с 17 станциями будет начинаться от станции ЗИЛ и дойдёт до города Троицка.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я просто восхищаюсь — до Троицка!

    Ю.ТЕМНИКОВА: У жителей также поселения и Троицка впервые появится метро в пешей доступности, и они смогут экономить аж до часа времени своего в день на дорогу. Огромная экономия по времени. Мне кажется, это самый крутой эффект, который может ожидаться пассажирами.

    Далее, по нашим прогнозам, открытие новой линии до 7% разгрузит станции «Саларьево», «Ольховая» и «Тёплый Стан». И с новой линии можно будет пересесть на Калужско-Рижскую, Большую кольцевую, Сокольническую линии и МЦК. Ещё одна планируемая пересадка — на Бирюлёвскую линию.

    Хочу отметить, что Бирюлёвская линия приблизит метро к домам ещё 280 тысяч человек. Они смогут намного быстрее и комфортнее ездить по городу. Экономия времени составит здесь уже до 20 минут при поездках в центр. Появятся новые маршруты благодаря пересадкам с Бирюлёвской линии на Замоскворецкую, БКЛ, МЦК и перспективной МЦД-5 и, конечно, Троицкую линию. С приходом метро часть пассажиров пересядет с личного транспорта на городской, и по нашим прогнозам, только в первый год после запуска новой линией будут пользоваться более 150 тысяч пассажиров в день. Поэтому мы ожидаем здесь ещё один мощный эффект, что дороги в этих районах разгрузятся до 25%. Что касается действующего метро, то Бирюлёвская линия позволит разгрузить южные участки Замоскворецкой и СТЛ на 19% м 5% соответственно.

    Сейчас идёт также строительство на Рублёво-Архангельской линии. Уже пройден первый тоннель от станции «Народное ополчение» до станции «Звенигородская». Будущая Рублёво-Архангельская линия станет важнейшей транспортной артерией Северо-Западного округа, и она серьёзно разгрузит Арбатско-Покровскую и ТКЛ (Таганско-Краснопресненскую линию), и конечно, наземный транспорт. Здесь улучшится также транспортное обслуживание свыше 700 тысяч жителей, а почти 130 тысяч человек впервые получат метро в пешей доступности.

    Также идут работы по продлению ЛДЛ. Напомню, что сейчас на «салатовой» ветке откроются три новые станции. Планируется, что они откроются уже в 2023 году. И с запуском нового участка транспортная доступность улучшиться для более чем 500 тысяч жителей. Сейчас им пока приходится добираться, к сожалению, до ближайших станций на машине или на наземном транспорте. Но скоро их поездки станут гораздо комфортнее. Здесь также на треть станет свободнее на станции «Селигерская». Пока эта станция конечная.

    И ещё будет продлена Сокольническая линия на юг. Строится станция «Новомосковская».  

    А.СОЛОВЬЁВА: Юлия, расскажите о том, какие сервисы в метро появились за последние годы?

    Ю.ТЕМНИКОВА: За последние несколько лет пользоваться Мосметро стало ещё комфортнее и удобнее. И всё потому, что вместе с расширением метро развиваются, конечно, пассажирские сервисы. Кроме того, особое внимание уделяется маломобильным пассажирам. Я напомню, что с 2013 года в Московском метрополитене работает Центр обеспечения мобильности пассажиров, мы сокращённо называем его ЦОМП. Инспекторы центра оказывают услуги по максимально безопасному и комфортному передвижению организованных групп школьников, пассажиров с нарушением слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, многодетных и пожилых людей. Также сотрудники ЦОМП помогают пассажирам легче переносить жару и раздают воду в вестибюлях метро и на станциях МЦК. Это совершенно бесплатная опция. Поэтому когда жарко, мы всегда призываем пассажиров подойти, взять воду и чувствовать себя комфортнее.

    Кроме того, для пассажиров с нарушением слуха в кассах на ряде станций уже работают индукционные петли. Они создают магнитное поле, через которое звук передаётся прямо в слуховой аппарат. До конца года на всех станциях метро и МЦК установят звуковые маячки для слабовидящих и незрячих пассажиров. Сейчас 60 таких устройств работают на 45 станциях, а к концу года их станет уже больше тысячи. Специальный звук помогает найти вход в метро даже в час пик, при этом он не мешает другим пассажирам. Помимо этого, с 2014 года на территории метрополитена проводится обучение собак-проводников. Обучение проходит под контролем сотрудников ЦОМП.

    И очень популярным стал проект «Музыка в метро». Мы его запустили в 2016 году. Он стартовал, тогда музыканты у нас играли только на трёх площадках. А сейчас их уже более 30. И здесь, напомню, мы ушли ещё и в сервис для музыкантов, потому что сделали для них специальную диджитал-площадку, где они могут забронировать место под своё выступление и при этом выбрать станцию.

    Сейчас проект даёт возможность уличным музыкантам найти свою аудиторию, а пассажирам оказаться на концерте живой музыки в необычном месте. Сколько раз я наблюдала, как наши пассажиры отплясывают под эту музыку и вообще повышают себе настроение. На мой взгляд, это проект делает поездки приятнее для горожан и позволяет отдохнуть и вообще отключиться от городской суеты.

    Дальше, есть такой информационный проект, называется «Стойки «Живое общение». Там наши сотрудники помогают ответить на самые актуальные вопросы. Например, помогают построить маршрут до нужной станции, могут рассказать также о тарифах на проезд и об истории станции. И вообще, помогут в любой ситуации, которая касается транспортного обслуживания. Сегодня установлены 42 стойки «Живое общение», и на 36 из них можно также приобрести сувенирную продукцию и забрать свою персонализированную карту «Тройка».

    Также важно понимать, что транспорт никогда не спит. Когда мы с вами, пассажиры, спим, то наши сотрудники Мосметро ночью работают и готовят транспорт, чтобы утром встретить нас. В последние годы метрополитен стал не только транспортным средством, но и культурной площадкой. Здесь проводятся многие городские мероприятия. Мы проводим такие мероприятия, в том числе, как «Ночь в метро», когда ночью происходят какие-то концерты, всё это при участии балета, звёзд, там происходят какие-то постановки, спектакли. Конечно, в этих мероприятиях также принимают в качестве зрителей участие наши пассажиры. Например, 15 мая 2016 года заработало экскурсионное бюро у нас, Метротур, совместный проект Московского метрополитена с городским экскурсионным бюро. И мы предлагаем также ночные экскурсии, там можно выбрать по направлениям, которые интересны, это может быть и депо, и станция. Таким образом, создаем такие необычные мероприятия, активности именно на нашей инфраструктуре.

    За последние годы мы также разработали новую систему навигации, если мы возвращаемся в сервисы. Заменили более 7 тысяч указателей и более 600 тысяч навигационных макетов, включая макеты и в вагонах. В целом, усовершенствовали систему информирования пассажиров и внедрили такой более простой, живой язык коммуникации.

    А.СОЛОВЬЁВА: Сейчас идёт работа по восстановлению эскалаторной галереи на Воробьёвых горах. Юлия, когда можно ждать её открытия?

    Ю.ТЕМНИКОВА: Буквально несколько дней назад я там была на объекте. Уже потрясающие виды, работа идёт полным ходом. Восстановление уникальной эскалаторной галереи на Воробьёвых горах рассчитываем, что основные строительные работы завершим уже в этом году. Я напомню, что галерея была закрыта около 40 лет назад в связи с аварийным состоянием. Постепенно там из-за смещения грунта и оползней на здании появились трещины. Всё-таки галерея — это знаковое место для москвичей. Здесь даже снимали сцены нескольких фильмов. Кроме того, она несёт в себе важную транспортную функцию — с её открытием путь пассажиров от станции метро «Воробьёвы Горы» до улицы Косыгина сократится в два раза и станет намного удобнее. Гораздо проще будет дойти до смотровой площадки и канатной дороги. Эти места популярны и у жителей, и, конечно, у туристов. А студенты смогут быстрее добираться до главного здания МГУ.

    Перед установкой основных конструкций галереи укрепили склон и установили фундамент нового эскалаторного комплекса. Уже завершён монтаж трёх эскалаторов российского производства, возведены верхние и нижние вестибюли и внутри сейчас идёт отделка. Облик галереи будет максимально восстановлен. Плоскости кровли вестибюлей превратят в смотровые площадки. Я думаю, что это будет одно из самых романтичных мест нашего города.

    А.СОЛОВЬЁВА: И очень красивых.

    Ю.ТЕМНИКОВА: Оттуда откроется вид на «Лужники», на Москву-реку и центр города. Помимо восстановления самой галереи благоустроят также территорию вокруг и плюс мы обязательно сделаем там сервисы для посетителей, для пассажиров. Там будут и кафе, и смотровая площадка, и возможность приобрести какие-то памятные сувениры.

    А.СОЛОВЬЁВА: Юлия, а какие ещё важные объекты сейчас восстанавливают?

    Ю.ТЕМНИКОВА: Сейчас идёт ремонт подземного вестибюля станции метро «Комсомольская». Он станет более комфортным, более светлым уже к концу года. Вестибюль нуждался в обновлении, и мы решили его отремонтировать, но без полного закрытия, чтобы пассажиры продолжали пользоваться привычным маршрутом и им было по-прежнему удобно. В части вестибюля ремонт уже завершён, там уложена новая мраморная облицовка, восстановлена гидроизоляция и установлены новые светильники. Ранее уже были отремонтированы подземные переходы к трём вокзалам, некоторые были закрыты десятилетиями. Также обновили турникеты вестибюля, они все принимают банковскую карту для оплаты проезда. Также мы установили удобную навигацию. После окончания всех работ поездки через крупнейший ТПУ Москвы «Площадь трёх вокзалов» станут ещё комфортнее, москвичи и гости города будут заходить в метро через более удобный, обновлённый вестибюль.

    А.СОЛОВЬЁВА: Юлия, давайте поговорим о поездах. Сколько сейчас в метро новых вагонов?

    Ю.ТЕМНИКОВА: С 2011 года Мосметро получило уже около четырёх тысяч новых вагонов. Сейчас в нашем метро доля нового подвижного состава достигла 70%. Темпы обновления поездов метро в Москве именно одни из самых быстрых в мире. По объёмам обновления мы обгоняем другие крупнейшие метрополитены мира, например, Нью-Йорка, Лондона или Гонконга. Только за первое полугодие 2022 года в метро было поставлено 168 новых вагонов «Москва-2020». «Москва-2020» отличается повышенной вместительностью и комфортом. У него расширенный дверной проём, пассажиры могут свободнее заходить в вагон и выходить из него на платформу. Также в этом поезде сквозной проход и можно пройти насквозь через весь состав и выйти прямо у нужного вам выхода в город. Это очень удобно. Либо перейти в более свободный вагон. За счёт улучшенной шумоизоляции в салоне поезда можно разговаривать в полголоса. Также пассажиры по достоинству оценили USB-зарядки, расположенные у каждого сиденья. Сама с удовольствием всегда пользуюсь. Телефоном приходится пользоваться очень много, и очень удобно, что можно зарядиться. Под потолком также мы впервые установили консольные мониторы, диджитал-мониторы, для улучшения информирования пассажиров. И кроме того, в каждом вагоне установлено по два кондиционера с системой обеззараживания воздуха. Это было очень актуально последние годы.

    А.СОЛОВЬЁВА: В связи с пандемией особенно.

    Ю.ТЕМНИКОВА: Конечно. Каждый поезд отличается подсветкой салонов в цвет линии. И немаловажно, что все поезда для Московского метрополитена производятся на российском предприятии. По итогам конкурентных процедур производством составов занимается подмосковный «Метровагонмаш», входящий в структуру АО «Трансмашхолдинг». Завод в Мытищах поставляет вагоны для метрополитена уже с 1935 года, довольно давно и успешно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Юля, подытожив, я хочу сказать от себя, что таких красивых вагонов метро я не видела нигде в мире. Это правда абсолютно.

    Ю.ТЕМНИКОВА: Согласна.

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое, Юлия. У нас в гостях была сегодня Юлия Темникова, руководителя блока пиара и маркетинга департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено