• Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР в думе Ярослав Ниловв программе «Умные парни» от 8.09.2023

    15:00 Сен. 8, 2023

    В гостях

    Ярослав Нилов

    председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов

    Ю.БУДКИН: На радиостанции «Говорит Москва» пятница, 8 сентября. Сейчас 15:07. Меня зовут Юрий Будкин. Мы продолжаем. В этом часе программа «Умные парни». Сегодня у нас председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР в думе Ярослав Нилов. Ярослав Евгеньевич, добрый день.

    Я.НИЛОВ: Добрый день. Всех приветствую, всем желаю хорошего настроения, несмотря на то, что погодные условия в Москве сегодня очень переменчивые.

    Ю.БУДКИН: Будем надеяться, завтра будет лучше. СМС-портал для ваших сообщений, Telegram, можно звонить по телефону 7373-94-8.

    Первая тема. Глава Минэкономразвития, это точно имеет отношение к социальной политике, назвал… у нас же низкий уровень безработицы, и вот глава Минэкономразвития говорит, что он аномально низкий и даже тормоз для российской экономики. То есть низкая безработица это плохо?

    Я.НИЛОВ: Честно говоря, у меня предположение, что либо журналисты что-то недопоняли и интерпретировали по-своему, либо вырвано из контекста. Потому как прозвучавшее лично меня ввело в определённую какую-то непонятную ситуацию. У нас государство вкладывает огромные деньги, существует госпрограмма содействия занятости для того, чтобы у нас снижалась безработица. Постоянно выделяются средства на то, чтобы за счёт госбюджета гражданин имел возможность переобучиться, получить допобразование. Поддерживаются отдельные социальные группы, например, лица предпенсионного возраста, молодые специалисты, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком, для того чтобы можно было получить профессию и в том числе работать дистанционно. Мы, слава богу, общими усилиями действительно снизили уровень официальной безработицы. Потому как неофициальная безработица гораздо выше, чем официальная. До уровня даже ниже, чем она была перед пандемией. В пандемию пиковые значения были официальные около 4 млн, официально числилось безработных граждан. Сегодня около 600 тысяч. Это хорошие показатели. И чем же плохо, если человек работает? Человек работает, у него есть доход. Он работает, получает деньги, тратит эти деньги, то есть он развивает экономику.

    Ю.БУДКИН: Нет безработицы — нет конкуренции.

    Я.НИЛОВ: Да. Поэтому для меня непонятна позиция, что низкая безработица негативно влияет на уровень экономического развития и давайте приглашать мигрантов Мы, наоборот, вот я представляю ЛДПР, мы за то, чтобы трудоустраивать наших граждан. Нам не нужны гастарбайтеры, которые приезжают сюда в неограниченном количестве.

    Ю.БУДКИН: Подождите, у нас низкий уровень безработицы, не хватает, — пишет Александр 519-й, — не хватает кадров, значит, все люди заняты, и работать некому.

    Я.НИЛОВ: Не совсем так. У нас есть действительно сферы, где потребность в кадрах есть. Например, IT-сфера. Дефицит айтишников это проблема не только нашей страны. Далее, сфера ЖКХ, строительная сфера, сельское хозяйство. Не потому нам дефицит, что у нас не хватает наших трудовых ресурсов. Наши граждане порой не готовы работать из-за того что маленькие заработные платы. Наши граждане имеют то образование, которое не устраивает работодателя, а это десинхронизация при подготовке соответствующего специалиста. Понимаете, у нас банально сварщиков не хватает, потому что в своё время огромное количество средних специальных учебных заведений позакрывали. Зато получили огромное количество специалистов с дипломами о высшем образовании — экономисты, социологи, политологи, а на рынке труда они не востребованы. Но ещё раз повторяю, мы должны стремиться к тому, чтобы у нас была низкая безработица, чтобы у нас непрерывная занятость поддерживалась. То есть человек, понимая, что находится в зоне риска и сегодня, например, та же Москва показала достойный пример, когда во время начала СВО многие организации начали уходить с российского рынка и говорили о том, что они закрываются, целые коллективы были под угрозой остаться безработными. И департамент соцзащиты Москвы, понимая, что эти граждане находятся в зоне риска, искали потенциального работодателя, тем самым обеспечивая непрерывную занятость. Это только надо поддерживать, приветствовать и транслировать на другие регионы страны.

    Ю.БУДКИН: Ещё раз. Так или иначе, для развития экономики нужны новые рабочие места. А заполнять их некем.

    Я.НИЛОВ: Почему некем?

    Ю.БУДКИН: Все заняты, безработицы нет.

    Я.НИЛОВ: У нас есть официальная безработица. Неофициальная в разы выше. Плюс у нас каждый год выпускается огромное количество новых специалистов, молодых специалистов, среднего специального уровня, с высшим образованием. Не понимаю, каким образом негативно влияет на экономику низкая безработица? Безработица у нас, к сожалению, есть. У нас огромное количество и легальных, и нелегальных мигрантов, которые приезжают, особенно из Средней Азии. И на тех рабочих местах, где могли бы работать россияне, например, в Москве — если не готовы москвичи работать, при правильной организации процесса приехали бы из Калужской области, Тульская область, Рязанская, Брянская, Смоленская.

    Ю.БУДКИН: А что нужно для такой правильной организации?

    Я.НИЛОВ: Для правильной организации надо развивать в этом вопросе межрегиональное сотрудничество. Сегодня центры занятости имеют региональное подчинение. Я выступал уже с таким предложением, в центрах занятости необходимы стимулирующие выплаты сотрудникам определять в зависимости от каждого трудоустроенного. Вот ты трудоустроил человека, помог — получаешь премию.

    В Хабаровске относительно недавно были, посещали центр занятости, там устраивают, бытовым языком говоря, смотрины. Когда перед потенциальным работодателем демонстрируют потенциальных будущих сотрудников. И работодатель тут же в центре занятости проводит собеседования и выбирает себе. Посмотрите, когда у нас было большое количество беженцев, каждые регионы вели себя по-разному. Некоторые регионы предоставили помещения, где можно было проживать, кормили, обеспечивали какой-то элементарный досуг. А некоторые регионы подошли очень прозорливо и правильно, например, Калужская область. Власти Калужской области сказали, это было несколько лет назад: нам нужны такие-то и такие-то специалисты, пожалуйста, работайте, зарабатывайте деньги, мы вас вот здесь поможем. Но мы вам даём не рыбу, мы вам даём удочку, для того чтобы вы обеспечивали себя сами этой рыбой.  Это правильный подход, это государственный подход. Нам надо стремиться к снижению безработицы, нам надо стремиться к тому, чтобы доходы граждан росли. Именно поэтому мы от ЛДПР уже внесли проект закона о том, чтобы МРОТ был минимум 30 тысяч рублей, а не анонсированные 20, этого недостаточно. И нам необходимо добиваться того, чтобы покупательная способность у граждан росла, в том числе и у пенсионеров, которые получают пенсию, через индексацию. А для этого надо индексировать пенсию, в том числе, и работающим пенсионерам.

    Ю.БУДКИН: Виталий говорит: «Вот эта история — они должны сюда приехать из российских регионов. А они не могут зайти в интернет, узнать, что им…

    Я.НИЛОВ: Конечно, могут.

    Ю.БУДКИН: Значит, не хотят?

    Я.НИЛОВ: Есть такой портал «Работа в России». Много и субъективных, и объективных причин. Некоторые даже не хотят вставать на учёт в качестве безработных, получать абсолютно бесплатную информацию, получать абсолютно бесплатно образование дополнительное, повышать квалификацию, просто лень. Пособие платится небольшое и временное. Но действительно есть те, кто просто не хотят ничего делать. С другой стороны, потребность есть. Например, недавно был в Костромской области. Семья создала маленький агроотель. Говорят, мы не можем найти, даже из соседних деревень, не можем найти нормальных работников, которые приходили бы сюда, ухаживали за садом, за территорией, работали на кухне поварам и т.д. Поэтому когда мы слышим, что нет работы, мы удивляемся. Приезжайте работать к нам. И таких доводов я слышал достаточно много в разных регионах.

    Но есть удалённые районы, удалённые муниципальные образования, где действительно работы никакой нет. Но сегодня очень много возможностей, которые предоставляет интернет, работать дистанционно. Посмотрите, какой спрос на получение такой специальности, как менеджер по работе с маркетплейсами. Instagram меньше стали пользоваться… 

    Ю.БУДКИН: Instagram — запрещён в России…

    Я.НИЛОВ: Да, я и говорю, исходя из того, что он запрещён. И многие наши, особенно молодые люди, которые раньше продавали товары на страницах Instagram, они ушли на маркетплейсы. А для того чтобы работать с маркетплейсами, надо получить соответствующие навыки. И сегодня центры занятости это позволяют делать.

    Поэтому, пожалуйста, если вы без работы, зайдите на портал «Работа в России» и знайте, что у нас огромные деньги из федерального бюджета выделяются на государственную программу содействия занятости. И позитивные успехи есть. Если бы не эта программа, если бы не те решения, которые принимались в правительстве и Государственной думе во время пандемии и во время СВО, то ситуация могла бы быть совершенно иной. Сегодня ситуация достаточно управляемая, она демонстрирует хорошие показатели, хорошее кассовой исполнение бюджета прошлого года по этой госпрограмме. Я считаю, что государство должно стремиться к тому, чтобы у нас уровень безработицы был стремящимся вообще к нулю. И говорить о том, что это отрицательно влияет на развитие экономики, для меня это непонятно.

    Ю.БУДКИН: И всё-таки мы говорим о том, что есть проблема с тем, что люди должны были приезжать из регионов, занимать свободные рабочие места. Это же ваша инициатива — разрешить проходить военную службу на заводах?  

    Я.НИЛОВ: Это озвученное мною пожелание тех организаций, которые сегодня выполняют оборонный заказ. Посещали в Ульяновске завод, где собирают самолеты. До этого посещали концерн Калашникова в Удмуртии. Специалистов не хватает, отрасль держится на старых кадрах. Из других сфер приглашают специалистов, их переучивают. Потому как сегодня работа в три смены, без выходных, заказ серьёзный, а подготовленных специалистов нет. Но если специалиста нет в конкретном регионе, его можно пригласить из другого региона. Для этого строят общежития, выделяют социальное жильё, решают бытовые и социальные вопросы. И там же на этой встрече было озвучено, почему бы не дать возможность при выборе гражданином прохождения не военной службы, а альтернативной гражданской службы, как сегодня законом разрешено, дать возможность работать на оборонных предприятиях. И конкретный пример: если у человека среднее специальное образование, его призывают в армию. А он нужен сегодня на оборонном предприятии — он сварщик, он слесарь, он нужен здесь для выпуска продукции, которая требуется на фронте. Вот о чём идёт речь. Мы предложили дать право прохождения альтернативной гражданской службы на оборонных предприятиях хотя бы для отдельной категории граждан, в связи с тем, что есть кадровый дефицит.

    Ю.БУДКИН: Вот! Эти категории граждан по какой-то причине не хотят работать на этих предприятиях. Потому что если бы они… если это слесарь… 

    Я.НИЛОВ: Нет, его призывают в армию. Хочет он – не хочет… Он, может быть, и хочет. Но его призывают в армию в соответствии с законом.  

    Ю.БУДКИН: А разве для этих предприятий не предусмотрена бронь?

    Я.НИЛОВ: Человеку исполняется 19 лет, он выпускник специального заведения, получил соответствующую профессию, которая востребована в оборонке. И он может пойти в армию, ему приходит повестка — пойти служить, пройти срочную службу, он может выбрать прохождение альтернативной гражданской службы — работать где-нибудь в социальном учреждении, ухаживать за инвалидами, за безнадёжно больными, менять им памперсы, пелёнки, мыть их, перекладывать. А предлагается ещё — это предложение не моё, я его озвучил со стороны оборонных предприятий — дайте возможность ему пройти гражданскую службу на этих оборонных предприятиях, потому как у предприятия есть потребность, у государства есть потребность в выпускаемой продукции, а у человека с этой специальностью есть соответствующая возможность выбора. Вот о чём идёт речь.

    Ю.БУДКИН: Роман 693-й подчёркивает, что он срочной службы брони не бывает, она может быть как раз…

    Я.НИЛОВ: Конечно, речь идёт не о брони. Вы, наверное, говорили про отсрочку, имели в виду? В данном случае речь идёт о том, что можно вместо альтернативной гражданской службы пройти службу на оборонном предприятии, учитывая имеющиеся у тебя практические навыки и соответствующее образование, которое требуется сегодня в этом конкретном предприятии. Вот о чём идёт речь.

    Ю.БУДКИН: 118-й пишет: «Я в Финляндии работают уже десять лет сварщиком. А уровень зарплаты примерно 205 тысяч рублей в переводе на наши деньги. Вот предоставьте мне такую минимальную зарплату чистую, и я тогда поеду и будут помогать своим». Как это можно сделать?

    Я.НИЛОВ: Естественно, если сравнивать уровень заработной платы в Европе, пенсию в Европе, то они несопоставимы с нашей страной. У нас труд обесценен. Взять самую экономически отсталую страну Европы — стоимость часа стоит там гораздо выше, чем у нас. Поэтому, конечно, за 205 тысяч найти работу, наверное, можно. Но сложно. Это в зависимости ещё, сварщик какого уровня, с чем умеет работать. Есть же тоже разные подходы, разные навыки. Но с чем я на практике сталкивался. Сварщики, которые из Узбекистана к нам раньше приезжали, в связи с тем, что курс национальной валюты упал, уже им ехать невыгодно. И они за те деньги, которые работали в России, они готовы работать у себя. А там у них решены бытовые вопросы, там у них семья, жильё. Соответственно, сюда они уже не едут. Поэтому мы должны стремиться к тому, что у нас уровень заработной платы поднимался, то есть поднимался МРОТ. И у нас предусмотрено увеличение ежегодное заработной платы, в том числе и в некоммерческом секторе, и в коммерческом секторе. Но как неоднократно это подчёркивал Верховный суд, не только увеличение оклада является индексацией. То есть не сама индексация обязательно. Премии, стимулирующие выплаты и так далее, тоже рассматриваются в виде инструмента повышения заработка. Но многие организации не меняют размер заработной платы итоговой, которую человек на руки получает. Ему вся эта механика, вся бухгалтерия не интересует. Ему главное сколько он получает. Если он получает сто тысяч сегодня и сто тысяч получал пять лет назад, то это разные сто тысячи. И конечно, мы добиваемся того, чтобы зарплата индексировалась хотя бы на уровень фактической инфляции. Хотя и к уровню фактической инфляции лично у меня очень много вопросов. Росстат таким образом всё считает, что у нас инфляция вроде как относительно небольшая, а заходишь в магазин — видишь, как цены на продукты и непродовольственные товары увеличились в разы выше, чем официально объявленная инфляция. То же самое лекарства, то же самое тарифы и так далее. 

    Ю.БУДКИН: Ведь есть же что-то, что не растёт в цене?

    Я.НИЛОВ: Да, самолёты, вертолёты, дорогие машины.

    Ю.БУДКИН: Не только. Насколько я понимаю, плата за жильё не растёт такими темпами, как растёт… 144-й пишет: инфляция 12%, он посчитал, за 2022 год и индексация пенсий всего 4,8%, правда, на 2023 год. Несоизмеримые цифры. Это же всегда так много разных цифр.

    Я.НИЛОВ: Понимаете, здесь 2022 год — особый год, особая ситуация была в экономике. 1 июля 2022 года была дополнительная индексация, тогда правительство воспользовалось временным исключительным правом — проиндексировали и увеличили и МРОТ, и прожиточный минимум, и проиндексировали пенсии. Исходя из той индексации страховых пенсий, которая была 1 января 2023 года, то правительство предоставило расчёты — действительно, пенсия выросла, более высокими темпами произошло индексирование, чем фактическая инфляция. Что касается индексации в 2024 году, то этот вопрос будет решаться как раз осенью, когда мы будем рассматривать бюджет нового социального фонда, проект федерального бюджета. И в рамках этой общей работы будет понятно, каков будет индекс, который будет использоваться для увеличения пенсий 1 января 2024 года.

    Ю.БУДКИН: Ну они же будут иссчитывать от инфляции, которую считает Росстат. А вы же говорите, что это не совпадает.

    Я.НИЛОВ: Такой механизм у нас заложен в государстве, такой механизм у нас законодательно определён. Я говорю о том, что я критически отношусь к этому механизму, потому как уровень инфляции, если смотреть на самолёты, вертолёты, дорогие машины и дорогие дома и на продукты первой необходимости — совершенно разный. И в среднем получается такое очень приемлемое значение.

    Ю.БУДКИН: Ещё про труд тоже, из сегодняшних сообщений. 40% российских курьеров говорят о том, что у них есть высшее или неоконченное высшее образование. Треть всех курьеров с дипломами — это выпускники инженерно-технических специальностей, 17% — экономисты и финансисты, 10% — айтишники. С вашей точки зрения, с этим надо что-то делать? Это проблема?

    Я.НИЛОВ: Это проблема. Меня удивляет, что 10% айтишники курьеры, потому как, ещё раз повторяю, сегодня айтишники это востребованная профессия.

    Ю.БУДКИН: Может быть, это студенты.

    Я.НИЛОВ: Это может быть подработка. Дело в том, что сегодня айтишники, они диктуют, исходя из дефицита айтишников, на мировом рынке диктуют свои правила. Они устанавливают минимальную зарплату для себя и понимают, что если не будут платить такие деньги российский работодатель, то им будут платить из-за рубежа, они будут работать дистанционно. И это не мои слова, это выводы, которые были сделаны Международной организацией труда. Среди молодёжи приветствуется самозанятость, мобильность, гибкость, дистанционная или удалённая работа. И кстати, пандемия эти плюсы нам дала. Появилась новая гибкая форма занятости — это удалённая занятость и смешанная занятость.

    Что касается работы курьерами, я с сожалением констатирую, что это последствия существующего дисбаланса рынка труда. Даже не последствия, а подтверждение существующего дисбаланса рынка труда. Тот дисбаланс, он вызван чем? Вспомните 1990-е годы – начало 2000-х. Огромное количество вузов, у которых один компьютер, дипломы выдают, ничего никому не преподают, и на рынке огромное количество специалистов не востребованных.

    Ю.БУДКИН: Это не недооценка людей с высшим образованием, а слишком большое количество людей, у которых есть такое образование.

    Я.НИЛОВ: Да. То есть когда образование человек себе выбирает по принципу: вуз находится рядом с домом, или там учился дедушка, или мама сказала, пойдёшь туда — это неправильный подход. Профориентация должна быть с детства, и человек должен понимать, получив образование, будет ли он востребован на рынке труда.

    Кроме этого, обращаю внимание ещё вот на что — ЕГЭ. С одной стороны, да, мы в ЛДПР выступаем против ЕГЭ как формы оценки знаний. Но у ЕГЭ есть с одной стороны плюс — когда из глубинки умные ребята могут приехать и поступить в лучшие вузы. Хотя у меня на практике были студенты из отдельных регионов, говорили, по русскому языку у них сто баллов, а в слове «молоко» они три ошибки делали. Но не об этом сейчас. Посмотрите, приехав в столицу из глубинки, вернётся он обратно? Скорее всего, нет. И как новый специалист дипломированный он себя порой переоценивает, у него завышенные ожидания. Например, юрист — он себя оценивает и думает, что на рынке труда он стоит, работодатель будет готов ему платить, условно, 70 тысяч рублей в Москве. А он, не имея практики, не имея достаточных знаний, оценивается работодателем как начинающих специалисты — 35 тысяч рублей, то есть в два раза меньше. И он понимает: мне надо снимать квартиру либо возвращаться обратно, либо искать новую работу. И ищет себе новую работу, находит, условно, за 60 тысяч рублей, половина уходит на оплату жилья, половина на то, чтобы себя обеспечивать. Но как подготовленный специалист, даже за бюджетные средства, он себя растрачивает. То есть это неэффективно вложенные государством деньги в подготовку специалистов. Поэтому у ЕГЭ есть свои плюсы, есть и свои минусы.

    Мы выступаем в ЛДПР за систему распределения в отдельных вузах. В частности, у нас потребность огромная в медицинских работниках — врачи, средний медицинский персонал. Считаем, что должны быть специальные льготные места, где студенты получают образование бесплатно за счёт бюджета с обязательством отработать у себя три года. Как сегодня работает система в военных вузах.

    Ю.БУДКИН: Я понимаю. Вот Вася 481-й пишет: я вообще курьером 300 получаю. Мне ваше высшее образование не надо. Я денег в итоге наберу и кафешку какую-нибудь открою, вот и всё.

    Я.НИЛОВ: Это личное дело каждого. Есть те, кто получают ещё больше, ничего не делая, занимаясь спекуляцией так называемой, купля-продажа акций на какой-нибудь бирже.

    Ю.БУДКИН: Мы говорили о труде в основном в первой части программы. В связи с трудом очень много вопросов по поводу подоходного налога. Последнее время, кстати, были новости, ваш коллега от КПРФ предлагал налог для богатых граждан. Что вы об этом думаете? 

    Я.НИЛОВ: Ничего нового он не предложил. Пока коллеги предлагают, мы от ЛДПР уже давно внесли проект закон о введении так называемой прогрессивной шкалы подоходного налога. Причём уже маленький шажок несколько лет назад для того, чтобы отойти от плоской шкалы. Плоская шкала — 13% подоходный налог у нас был много лет, с начала 2000-х. Мы ввели 15% подоходного налога для тех, кто получает в год более 5 млн. Эти деньги имеют назначение — они идут в специальный фонд, который потом распределяет и выделяет эти средства на лечение прежде всего дорогостоящих орфанных заболеваний.

    Что касается прогрессивного налога, его надо возвращать. У нас был, вводили плоскую шкалу в 2000-х, для того чтобы экономику вытащить из тени, заузить серую и чёрную зону занятости. Хотя эта проблема сохраняется, но не в тех объёмах, как раньше. И это проблема не только нашей страны. У нас уже совершенно другие механизмы есть, другие меры ответственности есть. Поэтому надо возвращать прогрессивную шкалу налогообложения. Но прогрессивная шкала это не только повышение ставки для тех, кто получает много. Но это снижение ставки для тех, кто получает мало. Мы считаем, что для отдельной категории работников необходимо ставку устанавливать 0. Посмотрите, сегодня у нас на уровне МРОТ получают 4 миллиона наших граждан. В основном, это работники бюджетной сферы. Это учителя, это медперсонал, социальные работники. И когда у них ещё удерживается 13%, на руки они получают меньше прожиточного минимума. И звучит просто возмутительно.

    Ю.БУДКИН: И эти деньги, говорят вам, составляют бюджеты субъектов. Это же местные налоги.

    Я.НИЛОВ: Вы имеете в виду НДФЛ?

    Ю.БУДКИН: Конечно.

    Я.НИЛОВ: Да. Но при этом мы говорим, что давайте введём прогрессивную шкалу, при которой будем снижать ставки для одной категории работников и увеличивать для другой категории.

    Ю.БУДКИН: Но вам говорят в ответ: вы снизите ставку у учителей где-нибудь в далёком районе и поднимете ставку москвича, у которого много денег.

    Я.НИЛОВ: Я понимаю, о чём вы говорите. Для этого необходимо комплексно подойти к этому вопросу. И если будут серьёзно выпадающие доходы у регионов, конечно, этим регионам надо помогать. Конечно, уровень заработных плат совершенно разный. В том числе этот уровень продиктован климатическими условиями. Я только вернулся их Ненецкого автономного округа, город Нарьян-Мар. Это район Крайнего Севера. Конечно, там минимальная зарплата… там районный коэффициент используется, там другие заработные платы. Когда человек из средней полосы слышит, какая там зарплата у рядового специалисты, ему кажется, это заоблачные деньги. У него зарплата получается на Севере раза в три выше, чем… 

    Ю.БУДКИН: Там цены другие.

    Я.НИЛОВ: Там цены другие, там жизнь другая, там всё другое. К этому вопросу, конечно, нужно, я с вами согласен, подойти комплексно и обязательно поддерживать те регионы, где будут выпадающие доходы. Но я в целом говорю о системе. Система прогрессивной шкалы налогообложения должна внедряться дальше. Постепенно, в диалоге. Поэтому ничего нового не предложено, это уже внесённый законопроект в Государственную думу, который будет в осеннюю сессию рассматриваться. Инициировали законопроект мы, депутаты фракции ЛДПР.

    Ю.БУДКИН: У КПРФ речь идёт про 30% А у вас?

    Я.НИЛОВ: У нас градация. В зависимости от дохода идёт постепенное повышение. Там таблица предложена.

    Ю.БУДКИН: Насколько это серьёзное повышение?

    Я.НИЛОВ: Мы предложили в зависимости от дохода, если доход максимальный, по-моему, около 1 млн в день, до 50%

    Ю.БУДКИН: В месяц, я надеюсь?

    Я.НИЛОВ: Нет.

    Ю.БУДКИН: 1 млн в день?

    Я.НИЛОВ: Есть и такие зарплаты. Есть и больше.

    Ю.БУДКИН: А сколько таких людей?

    Я.НИЛОВ: У меня такой статистики нет под рукой. Хотя сегодня такую статистику получить несложно, потому как вся информация о трудовой деятельности… у вас есть трудовая книжка бумажная?

    Ю.БУДКИН: Где-то видел я такую. 

    Я.НИЛОВ: Есть она, нет — не имеет значения. У нас уже несколько лет вся трудовая деятельность в электронной форме фиксируется в системе персонифицированного учёта. За вас работодатель платит взносы. Поэтому все ваши доходы известны.

    Ю.БУДКИН: Я буквально вчера смотрел, как это выглядит в личном кабинете.

    Я.НИЛОВ: Поэтому сегодня отследить… а скоро будет работать система искусственного интеллекта, я убеждён, которая будет анализировать доходы, расходы. И когда нас начинают пугать тем, что введение прогрессивной шкалы может опять экономику загнать в тень, и начнут выплачивать зарплаты в конвертах, тогда у меня вопрос: а если сохраняя одну и ту же должность, работник сегодня получает, условно, пусть 200 тысяч в месяц, а вдруг стал получать 40 тысяч в месяц, тогда это сразу же красная зона и вопросы у налоговой инспекции: а что такого произошло в этой организации, что зарплата резко сократилась в пять раз и человек не уволился? Система искусственного интеллекта, к этому мы придём.

    Ю.БУДКИН: Ведь этот повышенный налог уже ввели, и можно смотреть, как много денег это принесло в этот специальный фонд для борьбы, точнее, для лечения орфанных заболеваний. Так вот, там же, насколько я понимаю, не триллионы какие-то. Тогда ради чего мы поднимаем вот этот налог?

    Я.НИЛОВ: В любом случае, это дополнительный доход, который имеет целевое назначение — лечение дорогостоящих орфанных заболеваний.

    Ю.БУДКИН: Нет-нет, если мы будем продолжать поднимать ставку, ведь мы же говорим о подоходном налоге для всех.

    Я.НИЛОВ: Это дополнительные доходы в бюджет. Когда мы говорим: давайте индексировать пенсии, то есть повышать пенсии, другого инструмента, кроме как индексации для повышения нет другого инструмента. Нам говорят: это расходы, мы говорим: давайте введём… дети войны — такое понятие на федеральном уровне, определим меры соцподдержки. Давайте мы тем, кто ухаживает за инвалидами I группы, будем платить не 1200, как сегодня, а хотя бы на уровне минимального размера оплаты труда. Нам говорят: это всё дорого. Возврат индексации пенсии работающим пенсионерам. Да, это 500 млрд требуется дополнительно. Но мы говорим: вот вам источник — прогрессивная шкала налогообложения, экономия бюджетных средств, не надо прощать долги. Если не могут вернуть страны, значит, надо брать в натуральной форме, а не прощать.

    Ю.БУДКИН: Но до этого вы говорили о том, что надо будет отменить подоходный налог у людей, которые мало получают, и там ведь наверняка суммы выпадающие будут больше, чем те суммы, которые…

    Я.НИЛОВ: Это нужно считать. Здесь надо, конечно, посмотреть, какое количество граждан будет пользоваться ставкой 0. Я вам сказал, что на сегодняшний день на уровне МРОТ у нас получает порядка 4 млн. При увеличении МРОТ со следующего года прогнозная цифра — около 5 млн будет. Давайте мы постепенно начнём что-то делать. Давайте ставку снижать, пусть не 0 сразу. Давайте с 13 снизим до 6,5%. Надо пробовать. Здесь надо искать ту экономическую модель, ту налоговую модель, которая бы позволила поддержать…

    Ю.БУДКИН: А просчитать это заранее?

    Я.НИЛОВ: Можно просчитать. Это и нужно делать. Если будет принято принципиальное политическое решение, то всё быстро просчитывается. У Минфина все цифры есть, у налоговой все цифры есть. Ведь было принято президентом принципиальное решение и озвучено им в послании Федеральному собранию. И подняли мы до 15% подоходный налог для отдельной категории работников, у кого доходы выше 5 млн в год.

    Ю.БУДКИН: Тоже вопрос. Мы тут голосовали на днях, и выяснилось, что с точки зрения граждан, то есть нашей аудитории, богатыми считаются люди, у которых доход от 1 млн рублей в месяц. Но ведь при расчёте вот этого повышенного налога с 13 до 15% богатыми считаются люди, у которых 400-500.

    Я.НИЛОВ: Здесь вопрос не деления людей на богатых и небогатых, здесь вопрос предельного размера дохода, после которого увеличивается ставка на два пункта. То есть до 5 млн используется ставка 13%, после 5 млн — ставка 15%.

    Ю.БУДКИН: Насколько это справедливо? В обществе эти люди даже ещё богатыми не считаются, а налог уже увеличивается.

    Я.НИЛОВ: Такое решение было принято. Оно не рассматривалось через призму деления на богатых и небогатых. Рассматривалось с точки зрения получения дохода. Если у человека доход годовой 5 млн рублей, если ниже 5 — 13%. А любая сумма выше 5 облагается по ставке уже 15%. Это не значит, что человек богатый или небогатый, это не обсуждалось в таком формате. Обсуждались доходы граждан, и это было решение президента, он это озвучил. И Государственная дума эти законодательные изменения тогда поддержала единогласно. 

    Ю.БУДКИН: Хорошо. Социальный фонд России перестал, как пишут, публиковать данные из реестра инвалидов. С помощью этих данных СМИ рассчитывали количество новых инвалидов, которые получили ранения в ходе специальной военной операции. Видимо, эту проблему решили, СМИ не посчитают. Но проблемы у инвалидов могут быть от того, что теперь эти данные не публичны?

    Я.НИЛОВ: Нет. Надо, конечно, всё проверить. Потому что в прессе очень часто разные интерпретации, разные домыслы. Если брать общую статистику, у нас, к сожалению, растёт количество детской инвалидности. Это, в том числе, и последствия образа жизни и родителей, и врождённые заболевания различные, и экология, и медицинские манипуляции, и всё остальное. И естественным путём у нас возрастная инвалидность снижается. Люди, к сожалению, уходят из жизни, старшее поколение. Что касается специальной военной операции, конечно, у нас очень много людей, кто получает статус инвалида, это есть вследствие военной травмы, и не только вследствие военной травмы. Первично, если это военнослужащий, им эта инвалидность определяется. Все те, кто получает военную травму, они получают инвалида боевых действий, с соответствующими мерами социальной поддержки. Есть те, кто уходит со службы и дальше уже ими занимаются, оказанием им необходимой помощи, необходимых реабилитационных процедур, для каждого инвалида прописывается индивидуальная программа реабилитации. 

    Ю.БУДКИН: Это понятно. Но вот обычные инвалиды, у них не будет проблем от того, что теперь…

    Я.НИЛОВ: Это не связанные вещи. Причём здесь то, что на сайте есть или на сайте нет? У нас же всё регулируется законом. У нас есть действующий закон о мерах социальной поддержки инвалидов. Соответственно, у нас для каждого инвалида, во-первых, проходит гражданин, у которого есть соответствующее заболевание, проходит процедуру в соответствующем органе, медико-социальную экспертизу. Определяется ему инвалидность. Определяется индивидуальная программа реабилитации, в том числе если требуется протезирование. Если военная травма, по линии ведомства Минобороны свои лечебные заведения, первичное, вторичное протезирование проходят.

    Ю.БУДКИН: То есть одни за счёт других — так не будет?

    Я.НИЛОВ: Нет. Этот вопрос сейчас на особом контроле и Госдумы, и правительства. Недавно вице-премьер Голикова проводила совещание по этому вопросу. Плюс появился фонд «Защитники Отечества», который имеет возможность получать внебюджетное финансирование. И есть такие инвалиды, которые вследствие военной травмы стали инвалидами, у них есть определённые запросы на те технические средства реабилитации, которые не входят в утверждённый перечень. И за государственный счёт им приобрести невозможно. А фонд коллегиальным решением такие покупки сможет делать. И уже делает. Поэтому этот вопрос на особом контроле. Если есть факты, я, пользуясь случаем, обращаюсь ко всем, пожалуйста, обращайтесь к нам в комитет в Государственную думу, мы все факты проверяем. Бывают объективные основания. Например, говорят: несколько месяцев инвалид не может получить протез. А ему индивидуально изготавливают протез. Либо провели операцию и пока не могу подготовить соответствующий протез, исходя из последствий операции. Здесь надо в каждом конкретном случае разбираться. Но то, что статистику не опубликовали на сайте, это не значит, что инвалиды остались без помощи. Нет. Законы никто не отменял. Внимание самое пристальное.

    Ю.БУДКИН: Про новый закон. Я вам зачитываю сообщение, оно так сформулировано. Вступил в силу новый закон о регулировании перевозок легковыми такси. Новый закон сделает поездки ещё безопаснее. Теперь у служб заказа такси будет больше ответственности за водителей перед пассажирами. Это всё красиво так упаковано, но на самом деле, с вашей точки зрения, этот закон о такси действительно сделает систему эту безопаснее?

    Я.НИЛОВ: Действительно, с 1 сентября поправки вступили. Поправки выстраданные, много лет Государственная дума занималась подготовкой итогового решения. Отрасль всё лета била тревогу, говоря о том, что они не справятся, будет социальная напряжённость, которая потом приведёт к тому, что поднимется стоимость такси либо не смогут многие работать. Там вопросы прохождения медосмотров, вопросы прохождения техосмотров, вопросы распределения заказов. Для тех же агрегаторов теперь серьёзная ответственность, по-моему, полмиллиона ответственность за передачу информации лицам, которые не имеют права заниматься предоставлением соответствующих услуг. И всё это отдано на откуп регионам. Кстати, как показал анализ, абсолютное большинство в такси сегодня работают именно самозанятые граждане. Хотя режим самозанятых это, во-первых, временный налоговый режим, когда мы его в Государственной думе принимали, он явно готовился не для таксистов. Он готовился для репетиторов, нянечек, уборщики, сторожа, консьержи и т. д. Но таксисты очень так динамично смогли адаптироваться в новых налоговых реалиях и стали этот режим использовать. При этом, вы понимаете, что работа таксиста сопряжена с определённой дополнительной ответственностью. Надо соблюдать режим труда, режим отдыха, надо внимательно следить за состоянием автомобиля своего, соблюдать правила дорожного движения. Нельзя перерабатывать, потому что усталость может привести к тому, что будет совершена потом авария, и пострадают пассажиры. Кстати, мы внесли проект закона, в соответствии с которым мы запрещаем работать, в том числе и в такси, гражданам, иностранным гражданам, у которых нет национального российского водительского удостоверения.

    Ю.БУДКИН: Это всё прекрасно, всё это сделано. Но вот 191-й пишет: когда в закон вписывается, что каждый день надо проходить медосмотр, когда в закон вписывается, что каждый день нужно заполнять путёвку, но все покупают, врача никто не проходит, пишет 191-й. 

    Я.НИЛОВ: Во-первых, вписали или не вписали, система так работала и раньше. Действительно, справки с печатью пустые использовались, об этом в том числе и отрасль говорит. Для того чтобы от этого избавиться, были законодательно закреплены возможности использования телемедицинских технологий. То есть когда ты не с врачом общаешься, а с машиной. И машина тебе даёт, нет никакого субъективизма: проверяется давление, проверяется выдыхаемый воздух, по-моему, температура проверяется. И выдаётся либо разрешение, либо запрет на управление транспортным средством.

    Ю.БУДКИН: Телемедицина?  

    Я.НИЛОВ: Телемедицинские технологии, да.

    Ю.БУДКИН: То есть теперь можно дыхнуть в компьютер?

    Я.НИЛОВ: Это не компьютер, это специальный аппарат, который проверяет. Я тестировал такой аппарат, когда законопроект принимали. Тогда организовывались мероприятия, в том числе наши отечественные производители показывали, как всё это работает. И нет необходимости сегодня ходить к врачу, когда ты можешь получить… Другое дело, что сейчас, как только эти поправки вступили 1 сентября в силу, временно возможен сбой. Но система сейчас достроится, всё успокоится.  Это делается в интересах пассажиров, в интересах общей безопасности всех участников дорожного движения. Кстати, пешеходы — это тоже участники дорожного движения. И на самокатах кто катается — тоже участники дорожного движения. Хотя очень часто они нарушают, к сожалению. Запрещать их пока рано, как в Париже сделали, но вот отрегулировать вопрос стоит. И мы соответствующий законопроект летом внесли. Надеемся, осенью он будет рассмотрен, чтобы у нас обязательно были в административном кодексе штрафы. Сегодня штрафов практически нет для тех, кто использует эти самокаты. Правила для них есть, а нарушение правил ни к чему не приводит. Мы считаем, что неотвратимость наказания должна быть и штрафы мы соответствующие предложили. В противном случае, конечно, если порядок не будет наведён… а мы уже запустили ситуацию — много лет вопросы с использованием самокатов не решались, в ПДД поправки не вносились. И вот мы получили некую вакханалию. Сегодня на МКАДе в третьем ряду можно развозчика пиццы встретить, который несётся с огромной скоростью на электросамокате.  

    Ю.БУДКИН: Вы думаете, это потому что так законы были сделаны?

    Я.НИЛОВ: Нет, это потому, как при появлении новых гаджетов современных надо было сразу же анализировать и регулировать этот вопрос. Тогда бы такой вакханалии не было. А у нас сначала всё распустили, а теперь начинаем приводить всё в соответствие и призывать к порядку.

    Ю.БУДКИН: Насколько это соответствие? В России ввели новый штраф, во всяком случае, так говорят, новый штраф за установку гаджетов, вы наверняка слышали это, за установку новых гаджетов на лобовое стекло автомобиля. И как только журналисты начали об этом писать, выяснилось, что в общем много вопросов.

    Я.НИЛОВ: Да, вопросы есть. Я соответствующий запрос в ГАИ, в МВД направил. Ответ когда придёт, обязательно  будет опубличен. На самом деле, этот вопрос не первый раз поднимается. Несколько лет назад он уже активно обсуждался. Действительно, за использование любых средств, приборов, игрушки кто-то детские вешает, которые мешают обзору водителя, за это предусмотрен штраф. Но на практике я не встречал, чтобы кого-то привлекли. Тем более штраф 500 рублей. Но учитывая, что разные интерпретации, разные трактовки, разные домысли, вот чтобы этого не было, должны быть чёткие, ясные разъяснения. Я считаю, что регистраторы надо только приветствовать, если регистратор есть в машине. Во-первых, он тебя спасает от любых автоподставщиков, он тебе обеспечивает безопасность в том случае, если ты стал участником ДТП, где тебя спровоцировали или ты невиновен, доказать твою невиновность. Не дай бог ты сбил кого-то — животное или пешехода, переходившего в неположенном месте. Также спасает при общении с сотрудниками патрульно-дорожной службы. Ты можешь доказать, что ты не выезжал на встречную полосу, когда тебя в этом пытаются обвинить.  

    Ю.БУДКИН: Видите, запретили и всё.

    Я.НИЛОВ: Нет. Запрета прямого нет. Сказано, что нельзя использовать предметы, которые…

    Ю.БУДКИН: Там сказано: исключение — зеркала заднего вида, стеклоочистители и нагревательные элементы. Где здесь видеорегистратор?

    Я.НИЛОВ: Ещё раз повторяю, что на практике за много лет существования этого запрета, этот запрет ведь не сегодня введён, я не слышал, чтобы кого-то штрафовали за видеорегистратор.

    Ю.БУДКИН: Говорят, что теперь за это может быть запрет эксплуатации. А это уже совсем другая история.

    Я.НИЛОВ: Это не входит в перечень тех нарушений. Эксплуатация может быть запрещена, если у вас не работает нормально рулевая система, тормозная система, за это может быть остановлена возможность эксплуатировать.

    Ю.БУДКИН: Вам должны ответить в течение месяца?

    Я.НИЛОВ: Да. И мы обязательно это опубликуем моментально.

    Ю.БУДКИН: Попрошу вас надеть наушники. 7373-94-8. Слушаем вас. Здравствуйте.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. У меня только один вопрос: почему за все законы, которые вы принимаете, платим мы, обычные люди? Допустим, такси у меня стоило 400 рублей, теперь 900. Эти законы не работают, вы подтверждаете, для чего тот закон, если он не работает? Послабление людям?

    Ю.БУДКИН: А почему стоит тогда, если не работает?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Если приняли закон…

    Ю.БУДКИН: Вы сказали, были 400, стало 900. Если не работает, откуда тогда рост?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Да я не про регистратор. Говорили до этого.

    Я.НИЛОВ: Давайте уточним. Когда стоимость такси увеличилась в два раза? Если вы говорите, 400 рублей стоило три года назад, а сейчас 900, это одна история. А если вчера 400, а сегодня 900 — это другая история. Вы уточните, когда такая разница появилась?

    Ю.БУДКИН: 7373-94-8. Слушаем вас. Здравствуйте.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Сергей Алексеевич. Такой вопрос. Как вы оцениваете эффективность социальной политики в области демографии и здоровья нации? И какие видите главные проблемы по этим направлениям?

    Я.НИЛОВ: Мы находимся в демографической яме. Проблемы действительно существуют. Прошлый год — отрицательный прирост, практически минус миллион. Позапрошлый год — отрицательный прирост, практически минус миллион. Это и COVID-19, и сокращение рождаемости, сокращение продолжительности жизни в отдельных регионах. И несмотря на принимаемые государством меры, достаточно много принимается мер, всё равно у нас проблемы есть. Конечно, СВО тоже свою лепту внесёт в этот процесс. Что необходимо делать? Необходимо больше средств вкладывать для поддержки многодетных семей, надо вводить материнский капитал на третьего и последующих детей в регионах, где плохая демографическая ситуация, а это практически все регионы. Приглашать этнические…  

    Ю.БУДКИН: Последние секунды эфира.

    Я.НИЛОВ: Читайте книжку Жириновского «Рожать». Там всё написано, что нужно делать.

    Ю.БУДКИН: Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политики и делам ветеранов. Благодарю вас. Спасибо.

    Я.НИЛОВ: А я вас благодарю. Всем всего доброго и хорошего настроения.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено