• Директор Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко и учитель истории школы № 2030, руководитель школьного Музея Победы Илья Нестеров в программе «Выход в город» от 16 апреля 2025 года.

    Музеи боевой славы в школах и районах Москвы

    12:00 Апрель 16, 2025

    Музеи боевой славы в школах и районах Москвы

    В гостях

    Илья Нестеров

    Учитель истории школы № 2030, руководитель школьного Музея Победы

    Елена Слесаренко

    Директор Детского центра Музея Победы

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 12 часов 7 минут в Москве. Всем добрый день, дорогие друзья. С вами программа «Выход в город». В студии Марина Александрова и Анна Соловьёва. Напомним, что этот выпуск подготовлен совместно с программой мэра Москвы «Мой район». Программой, цель которой — сделать комфортной и благоустроенной жизнь во всех районах нашего огромного города и для всех горожан.

    Осталось не так много времени до большого праздника, к которому мы все готовимся и который мы все ждём. Это 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Большая работа идёт и в школьных музеях боевой славы, краеведческих музеях.

    И сегодня у нас в гостях директор Детского центра Музея Победы на Поклонной горе Елена Слесаренко и учитель истории школы № 2030, руководитель школьного Музея Победы Илья Нестеров. Друзья, здравствуйте.

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Добрый день.

    И.НЕСТЕРОВ: Добрый день.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В начале нашей программы напомним координаты. Друзья, если у вас будут возникать вопросы, пожалуйста, задавайте. СМС-портал +7 (925) 88-88-948; Telegram govoritmskbot. Давайте начнём с самого начала и поговорим о музеях в школах. Сколько сейчас в Москве музеев в школах, колледжах и в центрах дополнительного образования?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: В этом году исполняется шесть лет долгосрочной программе развития «Школьный Музей Победы». Это программа, которая объединяет на сегодняшний день всю страну. Более 2,5 тысячи образовательных организаций уже вместе с нами, в единой команде, развивают свои школьные музеи. Конечно, Москва всегда была и остаётся флагманом в этом направлении. Безусловно, московские ребята, педагоги, образовательные организации, которые десятилетиями сохраняют память о героях Великой Отечественной войны, о героях своего района, о героях своей семьи, достойны того, чтобы о них говорить.

    Со мной коллега из московской школы Илья Нестеров. Я думаю, что он расскажет очень интересные факты. В каждой школе Москвы сегодня есть школьные музеи. Они, конечно, разного формата, разной направленности. Многие из них десятилетиями работают, а есть, которые — всего лишь год. Вчера у нас в музее был руководитель школьного музея, которому исполнится совсем скоро всего лишь год. Они его открыли благодаря поддержке Музея Победы, потому мы оказываем очень мощную информационную поддержку, методическую поддержку.

    Огромное экспертное сообщество собрано за 5,5 лет работы. И, конечно, ученическая и родительская общественность активно участвует в процессе создания выставочных проектов, посвящённых Великой Отечественной войне. Сегодня на площадке Музея Победы создано уже более семидесяти, причём каждый из этих проектов состоит из двух частей: одна часть представлена Москвой, вторая часть региональная. Мы видим, что вся страна сегодня стремится к тому, чтобы сохранить доступ к исторической правде для наших ребят. В школе это действительно школьные музеи, где ветераны Великой Отечественной войны оставили нам своё наследие, свои заветы, свои истории. Это то, что точно не найдёшь ни в одном учебнике.

    А.СОЛОВЬЁВА: Елена Сергеевна, я правильно понимаю, что сейчас эти музеи есть во всех районах Москвы?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Да, безусловно. Они и были всегда. Когда мы начинали в 2019 году программу «Школьный Музей Победы», мы столкнулись с тем, что они просто в разной степени работают в том числе и на район, на тех, кто окружает школу, на общественные организации и так далее. Благодаря системной работе, объединяющей неравнодушных педагогов, школьников, образовательные организации столицы, нам удалось сформировать мощное сообщество, которое и поддерживает их деятельность, и стимулирует на создание совершенно новых. Это очень важно сегодня.      

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Когда движение создания школьных исторических и краеведческих музеев стало массовым?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Если мы посмотрим историческую справку, это на самом деле для педагога, для слушателя будет интересно, мне кажется, узнать. Потому что ещё в 1919 году в нашей стране на первой Всероссийской конференции по делам музеев Луначарский выделил следующие функции музея. Сегодня у нас 2025 год, уже больше ста лет эти функции не меняют своей актуальности. Школьный музей — это опорный пункт в великом деле народного образования, это хранилище ценностей, это памятная книга человечества, это опора науки, это эстетический центр, средство самообразования. По данным министерства культуры, в 1966 году в России было более 300 общественных музеев, в 1972 году — более 600, а в 1977 году вместе со школьными — более четырёх тысяч. Мы понимаем, что это очень актуально.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: По нарастающей идёт.

    Е.СЛЕСАРЕНКО: У нас программа существует шесть лет. Музей Победы взял на себя такую мощную функцию, когда мы соединяем всех тех, кто стремится сохранить историю в своих школьных музеях независимо от того, где они находятся — в Москве или в маленьком посёлке на окраине России.  

    А.СОЛОВЬЁВА: А где старейший школьный музей в Москве?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Я думаю, что Илья знает точный ответ, давайте его спросим.

    И.НЕСТЕРОВ: Спасибо большое. Я немножко вернусь назад: вы говорили про музеи, когда они начали массово создаваться. Очень много школьных музеев, которые в основном связаны с Великой Отечественной войной, начали образовываться к 20-летию Победы, к 25-летию, к 30-летию.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть это шестидесятые годы.

    И.НЕСТЕРОВ: Шестидесятые-семидесятые годы. Из школьных музеев боевой славы на моей памяти один из старейших — это музей боевой славы 85-го гвардейского миномётного полка Катюш в гимназии № 1529 им. Грибоедова. Этот музей был создан в 1956 году. Ещё в 1956 году был создан музей боевой славы 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения. Они тоже активные участники программы «Школьный Музей Победы», это школа № 1539.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Многие музеи одновременно являются и патриотическими, и краеведческими, и этнографическими. Какова палитра направлений музейной деятельности и есть ли у музеев задача выбрать своё оригинальное направление? 

    И.НЕСТЕРОВ: Конечно, очень много музеев связаны с краеведением. Допустим, музей истории школы, как он может быть не связан с краеведением. Очень много музеев, которые были созданы в советское время, связаны с боевыми частями, то есть со стрелковыми дивизиями, танковыми и так далее. В основном они были созданы по принципу того, что рядом жили фронтовики, фронтовики приходили в школу, рассказывали. И они говорят: мы хотим создать в вашей школе музей. Бывали такие случаи, что музеи создавались на территории школы, где формировались их части.

    К примеру, мне хочется привести музейный комплекс боевой славы 4-й гвардейской танковой армии школы № 627 имени генерала армии, дважды Героя Советского Союза Дмитрия Даниловича Лелюшенко. Как раз на территории этой школы (сейчас школа перестроена) в 1943 году формировался на базе 19-й кавалерийской дивизии штаб 4-й гвардейской танковой армии. Фронтовики после войны пришли в эту школу и создали музей.

    Если позволите, на примере нашего музея могу рассказать. У нас музей боевой славы 1-й Московской специальной артиллерийской школы и музей боевой славы 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного Краснознамённого ордена Суворова III степени полка. Я хочу сказать, что там были созданы эти два музея. Музей боевой славы 1-й Московской специальной артиллерийской школы был создан у нас 7 мая 1970 года. Через две-три недели мы отметим свой 55-летний юбилей. Он был создан потому именно на территории нашей школы № 2030; на её месте стояли две школы довоенной постройки — № 90 и № 101. В 101-й был создан музей 1-й Московской специальной артиллерийской школы. Эта школа была прообразом кадетских корпусов суворовских училищ, она находилась через дорогу. И когда ветераны захотели создать музей, в том здании уже школы не было, оно было переподчинено.

    Музей боевой славы 345-го полка был создан, когда директором школы № 90 была Татьяна Константиновна Антонова — заслуженный учитель России. Она дружила с женой командира полка Николая Ивановича Сердюкова. Это человек, который вводил полк в Афганистан, ему 7 мая исполнится 80 лет. Они подружились и создали музей 345-го полка на базе 90-й школы. Потом он переехал на территорию нашей школы № 2030.

    Чем известен 345-й полк. Фильм «9 рота» Фёдора Бондарчука — это фильм, который описывает подвиг девятой роты 345-го парашютно-десантного полка в бою на высоте 3234 в Афганистане.    

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Очень интересно вы рассказали.

    А.СОЛОВЬЁВА: Школьный музей — это же не только про экспозицию.

    И.НЕСТЕРОВ: Конечно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Детей же надо вовлекать, выезжать на места боевой славы, где были бои наиболее значимые. Вы же всё это делаете, всё это происходит.

    И.НЕСТЕРОВ: Как раз вы сказали про места боёв. Конечно, надо детей заинтересовывать. Это создание различных проектов, видеопроектов, выступление на конкурсах. Вы говорите про выезды на места боевой славы. 20-21 числа ученики нашей школы, ученики школ Пресни, ученики школ некоторых других районов, мы поедем по боевому пути 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. Это дивизия, подразделения которой формировались на территории нашей школы в 1945 году. Я везу детей уже в третий раз. И, конечно, очень интересно, потому что мы едем именно туда, где погибала эта дивизия. А дивизия была очень интересна, потому что там воевали представители консерватории, там воевали писатели. Виктор Сергеевич Розов, автор сценария к фильму «Летят журавли», он тоже воевал в этой дивизии. У нас напротив школы доска, посвящённая Виктору Сергеевичу Розову и этому произведению. Все эти выезды и все эти мероприятия, конечно, активно проводятся. 

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Я могу добавить про вовлечение ребят и вообще по основным сегодняшним принципам работы современного школьного музея, которые мы видим благодаря сотрудничеству с огромным количеством образовательных организаций. В первую очередь, мы считаем, что музей должен выходить за рамки образовательной организации. Мы всегда говорим коллегам о том, что он не должен быть только внутри школы. Это развивает и с точки зрения краеведения, и с точки зрения общения, межрегионального сотрудничества.

    Второй постулат — музей должен начинаться с порога школы. Когда мы заходим в школу и видим, кто здесь учился, её историю, уже понимаем, что в данной образовательной организации есть свои традиции, есть своя культура. Школьники действительно знают, почему школа названа именем какого-то героя или значимого человека для района, почему улица названа и так далее. Мы видим, что школы тоже переформатируют историю таким образом, чтобы родители, ребята и все, кто приходит в школу, сразу понимали, что школа не сегодня образовалась, что здесь очень большое уважение к истории.

    Третье, школьный музей — это средовое пространство образовательной организации. Когда нам говорят, что нет помещений, где может находиться школьный музей, это, конечно, ерунда. Для того чтобы сохранять историю, нам не нужны какие-то условия, нужно только желание в первую очередь педагогов и родительской общественности для своих ребят. Поэтому очень часто сегодня при строительстве новых школ, такие тоже есть примеры и мы показываем, как это можно сделать, когда в рекреациях музей выведен для детей, чтобы они были погружены в это пространство, в воспитывающую среду, и они автоматически всё читают, смотрят. Это очень большой эффект даёт.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Илья хочет что-то добавить, я вижу.

    И.НЕСТЕРОВ: У нас музей 1-й специальной артиллерийской школы вынесен как раз в рекреацию третьего этажа. У нас дети всегда могут ознакомиться с экспонатами, с судьбами людей. Елена Сергеевна очень мудро сказала, что это действительно очень действенно. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Можно сказать, что у вас уникальный музей? Либо, может быть, есть ещё какие-то другие уникальные музеи? 

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Я скажу за Илью, потому что «сам себя не похвалишь». У Ильи, конечно, прекраснейшие музеи, и работа, и весь коллектив, он очень стремится развивать. Возвращаясь к тому, что ребят надо вовлекать, мы не ограничиваемся только экскурсионной деятельностью по экспозиции школьного музея. Мы говорим здесь о более широкой палитре возможностей благодаря тому, что музей в школе развивается. Но, вообще, очень много школьных музеев в Москве, которые можно взять за образец. Действительно очень эффективно воспитатели используют мощнейший ресурс для наших ребят. Мы это всегда показываем в Музее Победы, когда наши коллеги создают новые экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне.

    А.СОЛОВЬЁВА: Как собирается экспозиция каждого школьного музея?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Изначально многие музеи созданы на основе экспонатов, которые приносили фронтовики, ветераны Великой Отечественной войны. Сейчас очень много поисковых отрядов, которые дополняют экспозиции школьных музеев. Конечно, это семейные архивы. Я говорю с точки зрения Музея Победы, когда ребята привозят фотографию своего прадедушки в Музей Победы на Поклонной горе, конечно, вокруг одной только фотографии можно создать целую экспозицию, целую работу, закрутить, в хорошем смысле. Конечно, невероятная гордость, и музей уже никогда не будет простым монументом или просто зданием на Поклонной горе, это будет часть жизни семьи.   

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы сказали, что некоторые экспонаты, фотографии посвящены какому-то боевому подразделению, какому-то герою. Как происходит выбор темы или посвящение определённой теме?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Если мы говорим об экспозициях, которые создают лучшие школьные музеи нашей страны и на площадке Музея Победы, то здесь мы подбираем соответственно каким-то значимым датам, допустим, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Московская битва. Есть удивительный, очень хороший проект «Московское народное ополчение». Мы сотрудничаем с Московской городской думой, как раз занимаемся развитием школьных музеев, посвящённых этой тематике. Конечно, мы подбираем такие музеи, которые объединены общей тематикой. Во-первых, это всегда уникальные экспозиции. Их потом, к сожалению, не повторить; они две недели у нас на Поклонной горе существуют.

    Это очень серьёзнейшая работа не просто профессиональных музейщиков, это работа именно педагогов и детей, которые несмотря ни на что, сквозь года сохраняют в своих школьных музеях память о Великой Отечественной и историю нашей страны. Конечно, они пропускают всё это через себя, через свою душу, сердце. Многие из них дружат долгие годы, десятилетия. Это вообще уникально для нашей страны и наверно для всего мира, нигде такого больше нет. Коллективы школ благодаря развитию школьных музеев и тематики — какая-то дивизии или история какого-то человека — они дружат между собой. И когда мы их приглашаем в Музей Победы, у них идёт очень интересная коллективная работа, когда они отбирают: а что же мы покажем; какие экспонаты будут самые уникальные; какими событиями мы наполним эти две недели, когда идёт выставка.

    На самом деле, мало создать экспозицию, нужно ещё возле каждого экспоната выстроить некую работу, которая способствует вовлечению ребят и повышению их интереса к истории нашей страны.   

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Чтобы они узнавали и хотели узнать всё больше и больше. А если какая-то тема посвящена одному герою войны, связано ли это с тем, что он жил или учился в этом районе, в этой школе?

    И.НЕСТЕРОВ: Я хочу про наш Пресненский район сказать, если вы разрешите. Недалеко от нас, в Стрельбищенском переулке, была школа № 83. Это школа, где формировался штаб 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. Монумент 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения как раз находится там. В этой школе учились два мальчика — Юрий Костиков и Анатолий Живов. Они стали одними из самых молодых Героев Советского Союза. Оба погибли, Живов погиб под Тернополем, Костиков погиб под Кёнигсбергом. Сейчас мы отмечали 80-летие победы в битве за Кёнигсберг.

    Мне хочется сказать, что ещё в советское время там создали музей 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения и был музей Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова. Эти музеи существуют до сих пор. Посвящено ребятам, которые учились в этой школе, которые жили в этом районе, оба стали Героями Советского Союза. Ребята погибли.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Но память сохранилась о них.

    И.НЕСТЕРОВ: Да, память сохранилась.

    А.СОЛОВЬЁВА: Наверное, не всегда герой войны, которому посвящён музей, учился обязательно в этой школе, нет такой зависимости. 

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Конечно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, мы сегодня говорим о музеях боевой славы в школах и районах Москвы вместе с руководителем школьного Музея Победы Ильёй Вадимовичем Нестеровым и директором Детского центра Музея Победы Еленой Сергеевной Слесаренко. Сейчас новости на «Говорит Москва», затем мы вернёмся и продолжим.

    НОВОСТИ 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 12 часов 35 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Программа «Выход в город». Напомним, что этот выпуск подготовлен совместно с программой мэра Москвы «Мой район». Программой, цель которой — сделать комфортной и благоустроенной жизнь во всех районах нашего огромного города и для всех горожан.

    Говорим мы сегодня о музеях боевой славы в школах и районах Москвы вместе с директором Детского центра Музея Победы Еленой Сергеевной Слесаренко. Елена Сергеевна, здравствуйте.

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Здравствуйте.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И учителем истории школы № 2030, руководителем школьного Музея Победы Ильёй Вадимовичем Нестеровым. Илья Вадимович, здравствуйте.

    И.НЕСТЕРОВ: Добрый день.

    А.СОЛОВЬЁВА: Добрый день ещё раз. Я напомню наши координаты: СМС-портал +7 (925) 88-88-948; Telegram для сообщений govoritmskbot. Наш Telegram-канал со всеми последними новостями radiogovoritmsk.

    Продолжаем нашу беседу. Идёт ли работа с советами ветеранов, поисковым движением, родственниками героев войны? Ведь она идёт, это очевидно.

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Да, безусловно. И музей школьный — это всегда место диалога, место передачи информации, место передачи истории. Понятно, что сейчас технологии, доступ к информации и можно узнать о своих родственниках на различных порталах, но мы наблюдаем каждый день в рамках программы «Школьный Музей Победы» на площадке Музея Победы, как наше поколение, наши ребятки с удовольствием слушают тех, кто приходит к ним с рассказами, проводит различные мастер-классы. Это могут быть и поисковики, и ветеранские организации и так далее.

    Вы знаете, кто бы что ни говорил, технологии — это прекрасно, сегодня без этого никак, но диалог учителя с ребёнком, родителя с ребёнком, ветерана или потомка ветерана, представителя поискового движения, того, кто своими глазами был свидетелем и кто отправляется в поисковые экспедиции и находит ребят, которые не были захоронены. Нет ничего эффективнее. Можно, конечно, прочитать исторические события в учебнике, в интернете, пройти квиз, себя проверить. Но так повелось у нас в стране, что любовь мы можем передать только через рассказы, с такой историей как у России. Это всегда было, это сейчас тоже есть, просто мы всеми силами стараемся.

    Всё сообщество неравнодушных людей, которых собрала программа «Школьный Музей Победы», это уже более миллиона человек, абсолютно в инициативном порядке присоединяются. Мы находим те форматы и пути к сердцу современного ребёнка, которые сегодня позволяют нам донести до него историческую правду, и наша совесть будет чиста, потому что мы с вами видели и слышали ветеранов Великой Отечественной войны, а они уже нет. Здесь на нас ответственность особая, наша сознательность должна проявляться, мы должны обязательно рассказывать о героях своей семьи, школы и района.

    И.НЕСТЕРОВ: Про ветеранов можно сказать, потому что эта тема очень важная. На примере нашего музея, если вы позволите, 1-й Московской специальной артиллерийской школы. На сегодняшний день живы семь человек — выпускников 1-й Московской специальной артиллерийской школы. Двое из них преодолели столетний рубеж. Владимиру Васильевичу Григорьеву исполнилось 100 лет в августе 2024 года, он у нас самый старший из ветеранов. Он у нас самый ходячий, он всегда к нам приходит на мероприятия. Даже когда мы завершали экспозицию в Музее Победы, он тоже к нам приехал. Человеку 100 лет, он может здраво говорить, пообщаться с ребятами, передать опыт. Второй ветеран Лев Фёдорович Трифонов отметил свой 100-летний юбилей 5 марта. Участник обороны Москвы, участник Ржевской битвы.

    Вы знаете, как интересно получилось. В ходе нашей работы в том году мы с ребятами готовили книгу по воспоминаниям ветеранов. И мы нашли по нашей стране ещё пятерых живых ветеранов нашей 1-й Московской специальной артиллерийской школы. А четырёх из них мы не знали ранее. И какие это люди! Один проживает в Курске, это Юрий Кондратьевич Воскресенский — первый директор Курской атомной электростанции. Человек, который строил Курскую АЭС, который строил город Курчатов. Мы с ним созванивались не так давно. Это выпуск 1946 года, уже послевоенный, но они труженики тыла, они работали во время войны. Это его одноклассник (они серебряные медалисты) Лев Васильевич Крюков — лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ленина. Он был заместителем генерального конструктора Московского института теплотехники. Все наши ракетные комплексы — «Пионер», «Сармат», «Булава» и многие другие — двигатели для них создавал Лев Васильевич Крюков, наш выпускник.

    Когда мы верстали нашу книгу, искали ветерана по нашему Центральному округу, зовут его Романов Александр Александрович. И нашли другого ветерана — Романова Александра Александровича, который оказался нашим выпускником 1-й Московской специальной артиллерийской школы. Через три дня мы с ним связались, встретились, сейчас дружим; он нам передал личные вещи. Надо сказать, что в основном мы общаемся с потомками — дети, внуки. Мы активно работаем, конечно, в этом направлении и многие музеи, потому что вариантов поиска много. Это и социальные сети, потому что многие пишут «ВКонтакте», в «Одноклассниках» и других, это и сайт «Бессмертный полк».

    Например, мы сейчас держим связь — около 47 выпускников 1-й Московской специальной артиллерийской школы. Что касается 345-го полка, это в основном ветераны-десантники, участники афганских событий, участники абхазских событий начала 90-х. Они тоже являются частными гостями, очень часто приезжают к нам. Работа с ветеранами идёт.  

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Представьте, такие люди, как Илья, увлечённые своим делом — это действительно носители уникальной информации, которую точно не найдёте в учебниках, и ребята наши не найдут. Школьные музеи — это уникальное явление нашей страны, нашего отечественного образования и культуры, которые сегодня необходимы абсолютно точно поддерживать. Потому что иначе мы просто потеряем целый пласт важнейшей информации, которая хранится и десятилетиями собирается педагогами и ребятами.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: По поводу хранения, есть какие-то уникальные экспонаты, на которые нужно обязательно обратить внимание?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: В каждом музее, безусловно, есть такие экспонаты. Вообще, вся работа музея строится вокруг таких экспонатов. Сейчас Музей Победы открывает новую экспозицию к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне — «Путь к Победе». В этой экспозиции активное участие принимают школьные музеи страны, в том числе Москвы. Экспозиция «Битва за Москву. Первая победа!» — часть экспонатов отобрана из школьных музеев московских. Это тоже очень интересный момент.     

    А.СОЛОВЬЁВА: Занимаются ли музеи изучением истории именно своего района? Расскажите, пожалуйста, о музеях, которые серьёзно этим занимаются.  

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Илья, я думаю, дополнит, а я бы привела в пример интереснейший музей писателя Евгения Войскуновского. Располагается он в районе Южное Бутово. Музей посвящён писателю, в годы войны — военкору Балтийского флота. Впоследствии он был одним из пионеров советской научной фантастики. Музей уникален тем (это школьный музей), что располагается в отдельном помещении вне школы, что позволило ему стать одним из главных центров культурной и просветительской работы в районе. В условиях отсутствия во многих спальных районах государственных музеев этот музей стал точкой притяжения для многих городских и районных программ и проектов. Музей работает как большой взрослый музей по предварительной записи, является опорной точкой московской олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Конечно, он является такой районной площадкой для многих событий военно-исторической, краеведческой направленности.   

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы говорили, что очень много ребят работают с информацией о Великой Отечественной войне. Как вы привлекаете ребят к работе с музеем, к участию в исследовательской работе?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Мы сторонники того, и находим подтверждение своей теории на практике, что вообще работа музея — это детско-взрослые общности, то есть дети не могут быть без педагога, педагог не может быть без детей, это команда. Поэтому здесь нужно в двух направлениях вести работу. Для педагогов мы даём очень много методических наработок, доступа к информации, а для ребят у нас существует, во-первых, сама площадка Музея Победы, где они представляют свою экспозицию; это для них новое открытие культурной жизни. Ребята, которые представили успешно свои школьные музеи в школе, потом в Музее Победы, справились с этой задачей, теперь у нас работают экскурсоводами в Музее Победы, то есть мы им доверяем уже музей. Это молодые ребятки, которые открыли для себя музейную работу, культурную, просветительскую деятельность. У нас уже 37 экскурсоводов-школьников — юных москвичей, к которым вы можете прийти в Музей Победы.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть они сами водят экскурсии?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Да, они уже сдали экзамены. Сейчас у нас открывается новый сезон парка «Главный патриотический» на Поклонной горе, поэтому они будут работать как в самом музее по основным экспозициям, так и на территории Поклонной горы. Кроме того, мы проводим ряд форумных кампаний совместно с «Орлёнком», «Артеком» и «Океаном», где юные историки со всей страны (такого не было никогда) приезжают и обмениваются опытом развития своего серьёзного дела. Потому что ребята заняты действительно серьёзным делом — они историю сохраняют, они не дают закрыться школьным музеям, они видят, как продвигать это в социальных сетях, как сегодня делать альтернативную повестку всему негативному, что на них сыпется. Это могут быть юные журналисты, я всегда это говорю, культурологи, будущие учителя, музейные работники, переводчики, SMM-специалисты.

    Однажды мы сделали день самоуправления в Музее Победы, когда вовлекли ребят: они поменялись местами — от работы в гардеробе до музейных смотрителей и директора Музея Победы. Эти команды целый день руководили музеем. Конечно, мы за ними присматривали.  

    А.СОЛОВЬЁВА: И как?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Они справились. У них было четыре часа работы. Они очень гордились этим, музей в руках детей.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Было интересно, да.

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Так и должно быть. Потому что мы, взрослые, и так всё понимаем и знаем, а как их…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Заинтересовать, привлечь, удержать.

    А.СОЛОВЬЁВА: Поддерживают ли связь школьные музеи с крупными музейными комплексами и друг с другом?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Музей Победы и программы — это яркий пример практики, которую видит вся страна. Несколько раз в адрес ребят и программы прислал своё обращение президент нашей страны Владимир Владимирович Путин. Все видят и понимают, что это очень перспективная история, потому что в данном случае Музей Победы является старшим наставником для маленьких школьных музеев. Этот пример сейчас берут регионы; мы видим, что в Туле такая история, в Рязани или в Пензе.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Опыт перенимают. Как вписаны школьные музеи и жизнь района, в котором они располагаются?  

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Это место встреч, это культурные центры там, где нет государственных музеев, это точки олимпиады. Здесь всё зависит от руководителя. Здесь должен быть увлечённый человек, знающий, развивающий школьных музей. Благодаря программе очень многие московские музеи познакомились с региональными. Допустим, музей в Южном Бутове № 1161. Они познакомились с уникальным школьным музеем «А музы не молчали» в Санкт-Петербурге и создали вместе проект, который называется «За кадром войны» — уникальная вставка с подлинными предметами военных корреспондентов Балтики. Они такую тему осветили, потом представляли в Общественной палате и на различных форумах. Ребята выходят на сообщества со своими проектами, эти проекты касаются непосредственно сохранения истории. Абсолютно точно каждый из них вносит свой вклад.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Родители детей вносят какой-то вклад, проявляют инициативу?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Конечно. Когда выставки открываются, происходит торжественное открытие в Музее Победы, очень часто родители подключаются к написанию сценариев. Понятно, что это маленькая часть, хотелось бы больше. Вчера мы с коллегами разговаривали, у нас была лекция по развитию музейной педагогике нашей страны, и мы поняли, что такая проблема есть у педагогов, как вовлечь родителей; детей порой легче, чем родителей. С этим надо работать, не опускать руки.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Интересная ситуация. Принимает ли музей участие в культурных программах своего района?

    И.НЕСТЕРОВ: Конечно, да. Я опять-таки по примеру Пресненского района Центрального округа, если вы разрешите. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Мы разрешаем.

    И.НЕСТЕРОВ: Спасибо большое. У нас музей связан с Пресней непосредственно, потому что посвящён жителям Пресни, которые были учениками 1-й Московской специальной артиллерийской школы. Это проведение различных встреч по знаковым датам. Каждый год совместно с управой, совместно с муниципалитетом Пресненского района мы проводим мероприятия. У нас возле школы стоит пушка, обелиск выпускникам 1-й Московской специальной артиллерийской школы, установлен 53 года назад — там проводим. Уже третий год мы проводим акцию памяти выпускников специальных артиллерийских школ на Ваганьковском кладбище. Мы нашли на Ваганьковском кладбище захоронения более 50 выпускников не только нашей школы (преимущественно 1-й Московской специальной артиллерийской школы), но второй и третьей, которые учились в специальных артиллерийских школах. В мае, октябре и ноябре, мы стараемся ближе ко Дню Победы и около дня артиллерии, либо в октябре, когда памятные даты московского ополчения специальных артиллерийских школ, мы туда ходим, проводим такие акции, возлагаем цветы.

    Сейчас по согласованию с управой и с муниципалитетом Пресненского района мы стали инициаторами проведения памятной акции — памяти 1-й Московской специальной артиллерийской школы. Есть день памяти Московского народного ополчения, как правило, первая суббота октября, когда погибали дивизии народного ополчения. В этом году мы в первый раз отметим день памяти выпускников 1-й Московской специальной артиллерийской школы во вторую субботу октября. Потому что в это время, примерно 15-16 октября 1941 года, все спецшколы города Москвы уезжали в эвакуацию в Сибирь. Мы приурочили к этому. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как вы планируете этот день отметить?

    И.НЕСТЕРОВ: Мы планируем отметить в два этапа. Это возложение на могилах наших ветеранов на Ваганьковском кладбище и памятный митинг-реквием возле нашей пушки с приглашением потомков наших ветеранов спецшкол, с приглашением местной власти. И управа, и муниципалитет Пресненского района оказывают нам поддержку в этом плане.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Принимают ли участие школьники, слушатели колледжей в мероприятиях по благоустройству своего района?

    И.НЕСТЕРОВ: Конечно, да. Допустим, ученики нашей школы являются членами молодёжного парламента района, членами различных благотворительных организаций. Поэтому, конечно, ребята активно принимают участие в благоустройстве района и, в принципе, не всегда только своего. Если дети идут возложить цветы и прибраться на могиле ветерана, это благоустройство района? Мне кажется, что да. Если говорить о мероприятиях, как субботники, ученики очень часто вместе с родителями принимают участие.         

    А.СОЛОВЬЁВА: Здесь родители как раз подключаются к субботникам.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Можно их как раз хватать и привлекать к мероприятиям, про которые вы рассказывали.

    А.СОЛОВЬЁВА: Хочу зачитать сообщение от слушателя. Юлия пишет: «Уважаемые гости, огромное вам спасибо, вы замечательные люди и делаете очень благородное дело. С уважением, Юлия».

    И.НЕСТЕРОВ: Спасибо Юлии.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ещё нам пишет слушатель: «Очень рад слышать голос благородной, светлой личности, подвижника просвещения детей в духе великого почитания героев советской истории, гениального учителя истории Нестерова. С великим уважением, Алексеич».

    И.НЕСТЕРОВ: Спасибо большое, Алексеич. Я догадываюсь, кто это.   

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У меня вопрос к Елене Сергеевне по поводу 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Детский центр Музея Победы что готовит к этой дате?

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Мы встретим эту дату не только в Музее Победы, но и в шести точках нашей страны. Мы будем работать во Всероссийском детском центре «Океан», в Международном детском центре «Артек». У нас открыты три детских центра в Луганской и Донецкой народных республиках, тут тоже огромную работу ведём. И, конечно, непосредственно в Музее Победы. Это что касается детской повестки, где ребята будут флагманами в организации мероприятий для сообщества, для родителей и так далее.

    Самым главным событием Музея Победы станет открытие экспозиции «Путь к Победе», и ряд онлайн конкурсов, проектов, в которых могут принимать участие абсолютно все ребята нашей страны. Здесь очень важно отметить, что мы работаем с проектом «Учим. Знаем». Это ребята, которые находятся в онкологических клиниках, и мы считаем, что они должны не быть оторваны от общего празднования 80-летия Победы, быть в детской аудитории, в детской повестке. Мы недавно начали проект «Учим знать историю», поэтому тоже для них готовим ряд онлайн мероприятий о победе. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Все желающие могут принять участие как лично, так и онлайн.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это же огромная работа, это гигантская работа. Тем более вы координируете не только Москву, а всю Россию. 

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Да. У нас завтра будет очередной экспертный совет. К нам в программу поступают заявки. Честно говоря, мы в 2019 году не ожидали, что дойдём до цифры более 2,5 тысячи школ нашей страны. Мы этот процесс не останавливаем. Наоборот, коллеги видят очень мощную методическую поддержку информационную и личную. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Желаем, чтобы у вас всё получилось.

    А.СОЛОВЬЁВА: И получается.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, мы сегодня говорили о музеях боевой славы в школах и районах Москвы вместе с директором Детского центра Музея Победы Еленой Сергеевной Слесаренко и учителем истории школы № 2030, руководителем школьного Музея Победы Ильёй Вадимовичем Нестеровым. Друзья, большое вам спасибо, было очень интересно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо.

    И.НЕСТЕРОВ: Вам огромное спасибо.

    Е.СЛЕСАРЕНКО: Спасибо.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В студии была Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено