• Председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов в программе «Умные парни» от 10 октября 2025 года

    15:00 Окт. 10, 2025

    В гостях

    Ярослав Нилов

    председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов

    Е.ВОЛГИНА: 15:06 в столице. Радиостанция «Говорит Москва». У микрофона Евгения Волгина. Всем здравствуйте. К нам пришёл Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов. Здравствуйте, Ярослав Евгеньевич.

    Я.НИЛОВ: Всех приветствую.

    Е.ВОЛГИНА: Координаты эфира: СМС +7-925-88-88-948, Telegram для ваших сообщений govoritmskbot, смотреть можно в Telegram-канале, в YouTube-канале и в нашей официальной группе «ВКонтакте».

    Давайте, наверное, с генеральной темы последних дней — обсуждение проекта бюджета. Так как вы глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, тут, конечно, имеет смысл поговорить про социальные аспекты именно этого проекта бюджета и про те риски, которые есть и которые надо купировать.  

    Я.НИЛОВ: В Госдуме традиционно осенью идёт работа над внесённым проектом бюджета на следующую трёхлетку и бюджетообразующими проектами закона. Вчера мы на комитете по социальной политике рассмотрели свой блок: блок социальная политика, госпрограммы — это содействие занятости, доступная среда и социальная поддержка граждан — с участием Счётной палаты. Говоря про нашу часть, можно сказать, что бюджет, несмотря на все сложности, трудности, колебания курса валюты и стоимости барреля нефти, выпадающих доходов, несмотря на всё это, все публичные обязательства в полном объёме выполняются. Бюджет сбалансирован. Это подтверждается параметрами, которые мы видим, мы проанализировали, ознакомились с документами и пояснительными записками. То же самое подтвердила вчера официально на нашем заседании комитета и Счётная палата. 

    Соответственно, в следующем году, с чего хотел бы начать, что положительно точно и на чём я с коллегами настаивал, внося отдельный проект закона, индексация страховых пенсий пройдёт не 1 февраля, а так же как и в этом году и несколько лет подряд — 1 января. Это правильно. Закладывается индекс, и уже наши пенсионеры, которые получают пенсию в начале месяца, в связи с тем, что у нас продолжительные новогодние праздники, они в конце декабря традиционно смогут получить пенсию в проиндексированном виде. Проиндексированная пенсия теперь касается и работающих пенсионеров тоже. В этом году работающим пенсионерам были пенсии проиндексированы. Это было долгожданное, ожидаемое решение. Решение принял наш президент и дальше закон был скорректирован в этой части.  

    Е.ВОЛГИНА: Интересно про работающих пенсионеров. Получается, что тот эксперимент, который проводился много лет…

    Я.НИЛОВ: С 2016 года. Это не эксперимент. 

    Е.ВОЛГИНА: Хорошо, решение. Оно признано неэффективным, когда не индексировали?

    Я.НИЛОВ: Оно никак не признано. Когда его принимали, это была вынужденная мера. Правительство вышло с этой инициативой, учитывая те тенденции и то состояние, в котором мы находились. И дальше норма, которая должна была быть, по идее, временно действующей, она была заложена в нашем внесённом законодательстве. И неоднократные попытки любыми силами подойти к какой-либо корректировке, хотя бы освободить тех, кто получает небольшие доходы, кто работает в бюджетном секторе (врачи, учителя), кто работает в некоммерческих организациях, даже в ТСЖ. Тот, кто работал из пенсионеров в ТСЖ, они тоже получали пенсию не проиндексированную. Или пенсионеры-инвалиды, которые работали. Это могут быть молодые люди, имея инвалидность, получают пенсию по инвалидности, работая, тоже они не давали возможность пенсии своей быть проиндексированной. Теперь этот вопрос решён. В следующем году пенсия будет проиндексирована выше уровня прогнозной инфляции. 

    МТОР растёт серьёзными темпами. Есть поручение президента. То, что предлагается правительством, явно превышает рост МРОТ и прогнозную инфляцию, и фактическую инфляцию. Подчёркиваю, что сегодня на уровне МРОТ получают порядка 4,5 миллиона наших граждан. На что хотел бы обратить внимание, это ещё одна из инициатив, она пока не рассмотрена: те, кто получает даже на уровне МРОТ, у них удерживается подоходный налог. В этой части, конечно, хотелось бы скорректировать. Пока не получается убедить правительство. Но правильно было бы, чтобы так называемыми минимальными чистыми деньгами граждане могли пользоваться, имея постоянный доход в размере МРОТ. 

    Е.ВОЛГИНА: Это освобождение, получается, от подоходного налога или что это?

    Я.НИЛОВ: Это не освобождение. Всё, что касается дополнительных расходов в виде налога, это уже на плечи работодателей должно быть переложено. Т.е. на руки сегодня получают МРОТ минус 13%. Но это неправильно, по крайней мере для тех, кто получает небольшие доходы.                           

    Е.ВОЛГИНА: А почему так сложно реализовать схему, которую вы предлагаете, с учётом того, что, правда, это небольшие деньги? 

    Я.НИЛОВ: В разрезе всех работающих граждан это приличные деньги. У нас реализована в стране уже новая механика и со следующего года можно будет получать так называемый налоговый кешбэк — семейный возврат, выплату в размере 7%. Это возможность семьям, где двое и более детей, уменьшить размер подоходного налога до 6% через возврат. Это было сделано в прошлом году. Те граждане, которые будут иметь возможность, соответствуя критериям нуждаемости, в следующем году в виде единовременной выплаты получат. Что касается социальных пенсий, они также будут проиндексированы, но с 1 апреля. У нас социальные пенсии индексируются с 1 апреля. Военные пенсии в следующем году будут проиндексированы 1 октября. У нас недавно прошла индексация должностных военных окладов, военных пенсий. Причём военные пенсии — это не только пенсии по линии военного ведомства, это все силовые структуры. Соответственно, прожиточный минимум также индексируется, МРОТ индексируется, а прожиточный минимум и МРОТ — это две ключевые величины, которые влияют на всю социальную сферу. 

    Никакие разговоры про то, что якобы в бюджете социального фонда какие-то дыры, исполнять обязательства публичные не будет возможности — это всё чушь. В полном объёме все средства заложены и все публичные обязательства в полном объёме будут выполнены, несмотря на все трудности и сложности. Поэтому поддаваться панике, вбросами… Специально вбрасывают: то предлагают повысить пенсионный возраст и говорят, что это всерьёз обсуждается, то налог на тунеядство, то налог на бездетность, то ещё какие-то социально чувствительные темы вбрасывают. И так люди напряжены, в тревожном состоянии, и ещё специально вбрасывают разного рода темы для того, чтобы, видимо, людей ещё больше травмировать и держать в подвешенном состоянии. Такое ощущение, что специально такая информационная диверсия. Поэтому ещё раз хочу заверить: деньги в бюджете будут заложены для выполнения всех государственных социальных обязательств в полном объёме. 

    Е.ВОЛГИНА: Когда государство приняло решение повышать НДС, мы же говорим, что это вынужденная мера, потому что нужно компенсировать, наверное, те расходы, которые ложатся в социальной сфере или как?

    Я.НИЛОВ: Бюджет сбалансирован. Конечно, есть расходы. Социальные обязательства публичные, про которые я вам говорю, должны быть обязательно подкреплены деньгами. У бюджета есть доходная часть, в том числе это налоговые поступления. Конечно, повышение НДС приведёт к определённым изменениям. Корректировка законодательства, которое сегодня регулирует работу малого, среднего бизнеса, прежде всего налоговое законодательство — снижение планки с 60 млн до 10 млн — конечно, всё это вызывает определённые дискуссии, тревогу, тревожность. Это есть. Но одновременно с этим, если мы говорим про граждан, кто получает пособие, выплаты, у нас наверно миллионов двенадцать семей получают детские выплаты. Это мера, которая относительно недавно. Это достаточно дорогая мера. У нас 40 регионов сегодня, где рождаемость ниже среднего по стране, получают дополнительные средства для реализации утверждённых на федеральном уровне программ для того, чтобы исправлять демографическую ситуацию. Это в том числе помощь в аренде жилья; это поддержка молодых семей, кто учится; социальные няни; средства, которые выплачиваются при рождении третьего ребёнка — это уже региональная мера поддержки, но через федеральное финансирование. Это всё расходы федерального бюджета. Если у нас законом предусмотрены обязательства, если они финансируются, то задача правительства и Минфина в частности подготовить такой проект бюджета, который бы содержал все необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечить все публичные обязательства. 

    Е.ВОЛГИНА: Не получается ли, Ярослав Евгеньевич, такая проблема, что с учётом того, что жизнь дорожает и государство берёт на себя довольно большой объём социальных обязательств, но при этом люди, которые претендуют на какие-то выплаты, должны соответствовать определённым критериям, и очень часто это недостаточный доход… 

    Я.НИЛОВ: Это базовый принцип социальной политики — адресность и нуждаемость. 

    Е.ВОЛГИНА: Есть другая проблема. Наш слушатель, например, пишет: «Вопрос с ипэшниками, вопрос с малым бизнесом. Мы хотим хорошо работать, а, соответственно, зарабатывать хорошие деньги, а в итоги получается, что на социальное обеспечение могут рассчитывать люди, которые едва концы с концами сводят. А базы для того, чтобы не быть в нужде, в этом большая проблема».

    Я.НИЛОВ: Когда мы говорим про изменение налогового законодательства, конечно, это трогает большое количество наших предпринимателей, прежде всего это представители малого и среднего бизнеса. Я в этом плане согласен. Я понимаю тревожность, обеспокоенность. Я вообще хочу напомнить слова основателя ЛДПР Жириновского, что он говорил про НДС. Он всегда его критиковал и говорил: это вредный налог, его придумал Гайдар у нас в стране и надо его давно было заменить на налог с продаж, тогда был бы справедливый принцип. Но сегодня правительство подготовило такие предложения. Считаю, было бы правильно рассмотреть ещё возможность расширить перечень товаров, которые бы подпадали под льготы налогообложения. Прежде всего, это первой необходимости. 

    Что касается получения мер социальной поддержки. Здесь, с одной стороны, мы социальное государство, мы всё больше и больше определяем и расширяем категории граждан, где увеличивается численность получателей тех или иных мер поддержки. Конечно, это требует дополнительного финансирования, прежде всего федерального финансирования. 

    Но, как наш слушатель говорит, продолжая его вопрос, не могу сказать о тех злоупотреблениях, с которыми сталкиваются регионы. Недавно был на Чукотке. Регион говорит: смотрите, у нас региональный прожиточный минимум высокий; соответственно детское пособие, которое завязано на прожиточном минимуме, выше, чем в других регионах — юга России, центра России. Если происходит доплата к маленькой пенсии до прожиточного минимума пенсионеров, у нас получается высокая доплата. И что происходит? Некоторые никогда даже там не были. Они регистрируются либо покупают несколько квадратных метров и потом на свою многодетную семью начинают оформлять детские пособия, никогда там не бывая. Это есть злоупотребление. Конечно, это несправедливый подход. Если семья живёт в одном регионе, там их соседи получают со стороны региона на каждого ребёнка одну выплату, а вы обходными путями придумали себе лазейку для того, чтобы получать…  

    Е.ВОЛГИНА: Так это проблема не человека, наверное. Человек ищет, как рыба, где глубже. 

    Я.НИЛОВ: Это не проблема человека, конечно. Это реалии сегодняшней правоприменительной практики. Исходя из того, как всё реализуется, есть разного рода предложения, как это скорректировать. Конечно, те, кто привык получать повышенные выплаты, им тоже будет неприятно, когда им скажут: подтвердите факт своего пребывания, своего проживания на территории субъекта; в противном случае будет отказано. 

    Е.ВОЛГИНА: Он в нейросети картинки сгенерирует, что он поле вскапывает.  

    Я.НИЛОВ: Здесь же вопрос объективной оценки. 

    Е.ВОЛГИНА: Это какое-то нововведение? Человек должен будет доказать это?

    Я.НИЛОВ: Никакого нововведения нет, но это проблемы, которые обозначают регионы. Есть злоупотребления, когда живут на юге, а временную регистрацию делают северные субъекты, где прожиточный минимум выше, и соответственно доплата к пенсии выше или прожиточный минимум на ребёнка выше и выплата на ребёнка выше. Это злоупотребление. Это расходные обязательства бюджета. 

    Е.ВОЛГИНА: Вы сейчас сказали про злоупотребления. Я вспомнила статистику, которую давали несколько лет назад по поводу эпидемии разводов, которая была в некоторых регионах.  

    Я.НИЛОВ: Тоже есть.  

    Е.ВОЛГИНА: Говорят, на Северном Кавказе было очень много фиктивных разводов.  

    Я.НИЛОВ: Чтобы соответствовать критериям нуждаемости. 

    Е.ВОЛГИНА: Как с этим бороться? Нельзя же не развести. 

    Я.НИЛОВ: Семейный кодекс позволяет это делать. Мы не должны влезать в личное дело семьи — почему разводятся. Но действительно фиксируется, когда официально люди разводятся только для того, чтобы потом соответствовать критериям нуждаемости при определении пособия, чтобы не учитывался доход члена семьи. Такое действительно есть, это мы тоже наблюдаем. И комитет по семье в Госдуме регулярно на это обращает внимание. 

    Это вопрос всё-таки корректировки сегодняшних критериев нуждаемости. Регионы, которые сами платят пособия, корректируют имеющиеся требования и, например, анализируют твои банковские счета, какие у тебя есть дополнительные доходы. Есть случаи, когда матери отказывали в выделении соответствующих средств в виде социальной помощи на ребёнка в связи с тем, что у неё был постоянный доход; фиксировались поступления на карту. Это были деньги, которые обеспечивали ей доход. Соответственно, анализируя суммарный доход, семья выпадала из определения нуждающихся, и в выплатах отказывали.

    Ещё раз подчёркиваю: в социальной политике есть базовые принципы — адресность и нуждаемость. Перекосы есть, несправедливость какая-то есть, злоупотребления есть, поэтому постоянно происходит совершенствование законодательства — уточнения, изменения и законов, и нормативно-правовых актов.  

    Е.ВОЛГИНА: Вопросов очень много от слушателей, которые занимаются частным бизнесом.  

    Я.НИЛОВ: Самозанятые?

    Е.ВОЛГИНА: Ещё даже не они, ещё до них не дошли. Но мы можем объединить ипэшников и самозанятых. Иван говорит: «Занимаюсь в сфере грузоперевозок, своё ИП. Патент оплачиваю 80 тысяч. С января будет 6%, буду оплачивать примерно 400 плюс в год. Имею ипотеку 120 тысяч в месяц, трёх детей. Очень тяжело. Вопрос, какая помощь? На море не вывезти. Но в категорию нуждающихся мы не попадаем». Это как раз ровно то, о чём я говорила. У человека вроде бы и доход есть, но детей много, обязательств много, под категорию нуждающихся не попадает. Получается, что сами обстоятельства мешают человеку не задействовать государство в том, чтобы самому обходиться собственными доходами.   

    Я.НИЛОВ: И в какой-то степени порождает иждивенчество. Лучше ничего не делать, тогда тебе будут платить пособия. 

    Е.ВОЛГИНА: Ровно об этом и речь.

    Я.НИЛОВ: Во-первых, давайте с новости, которая вчера активно обсуждалась, после того как Совет Федерации принял соответствующий документ. Этот документ носит рекомендательный характер, это некое обращение в адрес правительства после проведённой встречи с министром. Вчера у нас на комитете был замминистра финансов Кадочников и на этот вопрос он дал исчерпывающий ответ. И в правительстве сделали заявление, что никакого изменения при возможности использования льготного налогового режима на профессиональный доход, т.е. для самозанятых граждан, не предвидится. Я напомню, что он появился в 2019 году, одновременно с пенсионной реформой появился этот льготный налоговый режим. Цель была одна — дать людям возможность выйти из тени, легализовать свои отношения с государством. И касалось это, прежде всего, тех, кто сдаёт квартиры, недвижимость.  

    Е.ВОЛГИНА: Печёт тортики. 

    Я.НИЛОВ: Да, продукцию собственными руками изготавливает, услуги оказывает: водитель, няня, уборщик, охранник. 

    Е.ВОЛГИНА: Репетитор. 

    Я.НИЛОВ: Изначально всего несколько регионов участвовали в этом проекте. Потом определённый позитивный социальный эффект увидели, после чего распространили действие этой возможности на всю страну. На сегодня 13 миллионов наших граждан пользуются льготным налоговым режимом. Почему он удобен? Быстро зарегистрировал, скачал приложение, у тебя от оборота берётся 4% либо 6%. Если физическому лицу оказываешь услугу — 4%, юридическому — 6%. Но какие есть проблемы. Проблема первая: налог берётся с оборота; доходы, расходы, прибыль — понятия отсутствуют. Предельный оборот 2 млн 400 тысяч рублей в год. 2 млн 400, которые были в 2019 году, и сегодня — разные 2 млн 400. Пенсию будущую ты себе формировать можешь, только если ты добровольно вступаешь в отношения с фондом, страхуешь себя и формируешь будущую пенсию. Меньше 1% самозанятых, кто себе выбрал добровольное формирование будущей пенсии. Это о чём говорит? О том, что в дальнейшем можно столкнуться с тем, что достигнув пенсионного возраста, баллов не хватит, стажа не хватит. 

    Когда вводился этот режим, тогда особенно профсоюзы били тревогу, говоря о том, что будет трансформироваться рынок труда. Что работодатели начнут побуждать людей увольняться, становиться самозанятыми и это есть. Позже был введён заградительный механизм, когда в течение нескольких лет нельзя оказывать той организации услуги, где ты ранее работал. Это специально было сделано, иначе доначислять налоги, взносы. 

    Но в чём нас заверили, что никаких изменений не предполагается. И в прошлом году, когда вносили изменения в налоговое законодательство, председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы выступил с трибуны и сказал: мы договаривались в 2018 году и сейчас подтверждаем, что никакие правила не меняются, своё слово нужно держать.   

    Е.ВОЛГИНА: До 2028 года.

    Я.НИЛОВ: До 2028 года. Теперь говоря о проблемах ИП и о проблемах самозанятых, о плюсах, минусах, вспоминаем разговор, который состоялся в Совете Федерации с министром экономического развития. Он говорил о том, что нам необходимо уже заранее думать. Полностью согласен. Считаю, что заранее нужно продумать правила игры. Я об этом же говорил, предлагая и в этом году, и в прошлом году на встрече с председателем правительства Мишустиным, своё видение, что мы должны дать удобный инструмент, механизм — прежде всего чтобы он был удобен в регистрации, в администрировании. Почему удобно быть самозанятым? Никакой бухгалтер тебе не нужен. Для ИП уже требуются финансовые документы, формирование.

    Е.ВОЛГИНА: Там ещё ответственность чуть ли не всем имуществом. 

    Я.НИЛОВ: И ответственность тоже другая, конечно. Поэтому если сделать некий гибрид ИП и самозанятые, может быть, даже по категориям подойти, в том числе этот механизм был бы востребован и удобен для отдельных социальных групп. Например, те же участники СВО, которым можно было бы помогать, предоставлять соответствующие льготы, чтобы они запускали своё дело через новый гибридный механизм. Это просто идея, предложение. Но я согласен с министром Решетниковым, надо заранее об этом думать, надо начинать, нужно правила игры прописывать, чтобы сегодня самозанятые понимали, что они не останутся «у моря с погодой», а что у них будет альтернатива — каким путём дальше можно развивать своё дело. 

    Е.ВОЛГИНА: Повышение лимита по доходу. Вы сами сказали: десять лет назад 2,4 млн и сейчас — это разные суммы. 

    Я.НИЛОВ: Предложения вносились, но правительство и Минфин занимают категорическую позицию в данном вопросе, что пересматривать не будем, прежде всего ссылаясь на договорённости, которые были в 2018 году, когда льготный налоговый режим вводился. Хотя предложения есть, чтобы было повышение в следующем году до 3,6 млн и чтобы каждый год увеличивалось. Но пока не сдвинулись.  

    Е.ВОЛГИНА: Продолжим после новостей. 

    НОВОСТИ

    Е.ВОЛГИНА: 15:35 в столице. Радиостанция «Говорит Москва». У микрофона Евгения Волгина. Ярослав Нилов с нами, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Ярослав Евгеньевич, по поводу самозанятых, чтобы закрыть эту тему. До 2028 года, три года ещё осталось. Основные задачи какие, чтобы понять, как должен дальше проект реализовываться?  

    Я.НИЛОВ: Основная задача — это выявить все узкие места, это, прежде всего, вопросы пенсионного социального страхования. Кстати, правительство внесло свои предложения. В ближайшее время будем рассматривать относительно возможности добровольно застраховаться в социальном фонде, сделать соответствующий взнос для того, чтобы при наступлении страхового случая, когда вы должны уйти на больничный, чтобы вам из фонда в этот момент платили соответствующие выплаты по линии фонда. Это правильно, я считаю. Это добровольно, это правильно, это нормально. 

    Если ты самозанятый, ты предоставляешь какую-то услугу, но ты заболел, ты не можешь остаться без заработка, в этом случае ты застрахован. У тебя есть гарантии, что тебе будет выплачивать соответствующие средства социальный фонд. Развивая тему, параллельно с этим вопросом над чем работаем, на что хотел бы обратить внимание. У нас есть ряд стран, откуда приезжают иностранцы, работают у нас, их работодатели страхуют в социальном фонде. Так вот на больничный они могут уйти на следующий день. Не имея никакого социального капитала, на следующий день им уже начнут выплачивать больничный. Это абсолютно неправильный подход. То же самое касается выплат, если уходят в отпуск по беременности и родам, по уходу за ребёнком. В этой части нужно жёстче смотреть, жёстче подходить и скорректировать. Такое предложение внесено, сейчас консультации с правительством ведутся. Это, в том числе, сократит расходы социального фонда. 

    Е.ВОЛГИНА: Там временной ценз должен быть или что?

    Я.НИЛОВ: Должен быть наработанный социальный капитал, хотя бы год. Если вы уходите в отпуск по уходу за ребёнком, вам 1,5 года будут выплачивать пособие. Ну, хотя бы год должен быть. По медицинскому страхованию было три года обязательно наличие страхового стажа для того, чтобы вы могли пользоваться ОМС в полном объёме. Сейчас правительство предлагает пять лет сделать. Отлично! Но экстренные всё равно сохраняются. Но экстренные случаи неизбежно приведут к тому, что за счёт региона будут оказаны медицинские услуги. Например, роды, аппендицит, другое операционное вмешательство. В разрезе страны это десятки миллиардов рублей. Это почему происходят? Потому что иностранцы, которые сюда приезжают, нарушают законодательство. У нас по закону «О правовом положении иностранных граждан» при пересечении границы они обязаны иметь полис добровольного страхования. Они его не имеют, у них не проверяют. Потом возникает страховой случай, им за наш с вами счёт и за счёт наших слушателей делают операции и с них потом никто не взыскивает.

    Е.ВОЛГИНА: Про беременность и роды это про иностранных или вообще про всех?

    Я.НИЛОВ: Про иностранных граждан. Мы про российских граждан не говорим. 

    Е.ВОЛГИНА: Например, приехала женщина из-за границы, устроилась куда-то. Потом говорит, что у неё четыре недели беременности.

    Я.НИЛОВ: Если у неё роды, просто вызывается скорая, ей обязаны все необходимые процедуры провести и медицинскую помощь оказать. Для пресечения так называемого медицинского туризма несколько лет назад мы ввели ограничение три года, чтобы не было такого, что приезжают сюда и начинают… 

    Е.ВОЛГИНА: Пользоваться благами. 

    Я.НИЛОВ: Да. Что касается беременных на позднем сроке, некоторые страны вообще вводят ограничения или с вниманием относятся, почему вдруг беременная на таком сроке въезжает. Здесь тоже необходимо ввести разумные ограничения. Что касается иностранцев, которые работают по патентам, то только имея страховой стаж полгода минимум, они могут пользоваться возможностью уходить на больничный. Если заболел, тогда из фонда приходит соответствующая выплата во время нахождения на больничном. В этой части надо наводить порядок тоже, это тоже расходы сократит бюджета социального фонда. 

    Е.ВОЛГИНА: История с недостатком кадров в медицинских учреждениях. У нас пришли к выводу, что младший персонал и акушерки могут оказывать услуги фактически врачебные, если врачей не хватает. Коллеги из других медиа проводили исследование, оказалось, что врачи не в восторге, да и пациенты, мягко говоря, не в восторге. Кризис именно в сфере медицинского персонала врачей очевиден. Вопрос, как его решать?

    Я.НИЛОВ: Он не просто очевиден, он есть, он официально подтверждён. Об этом говорят представители министерства, в том числе министр, в том числе в Государственной думе. Во-первых, проблем несколько. Первая, мы серьёзно запустили работу механизма целевого набора. Когда подписывали соглашение поступающие в высшие учебные заведения или колледжи молодые люди, но когда получили образование, они не выполняли взятые на себя обязательства. Тем самым, они занимали чьё-то место. Они предпочитали оплатить штраф либо искали другие формы невыполнения взятых на себя обязательств. Поэтому учитывая, что происходит в системе, в связи с тем, какая нехватка, какая потребность, в некоторых регионах есть иностранные работники в системе здравоохранения, врачи и младший медицинский персонал. Опять же это вопрос восприятия, пойдёте ли вы к такому врачу. 

    Соответственно, начали в этой части наводить порядок. Во-первых, был пересмотрен список, который давал возможность льготного получения вида на жительство. Раньше тысячи воспользовались этим механизмом, в том числе те, кто работали в системе здравоохранения, с последующим получением в льготном формате гражданства Российской Федерации. Теперь эту лавочку прикрыли. Только особая категория высококвалифицированных специалистов может вид на жительство получить. Список профессий серьёзно был сокращён. 

    На этой неделе в Государственной думе в первом чтении был рассмотрен проект закона, в соответствии с которым совершенствуется механизм целевого набора. Для того чтобы после окончания обучения отработали взятые на себя обязательства ещё и в присутствии наставника. Т.е. развивается институт наставничества. Все эти шаги позволят хотя бы частично решить вопрос нехватки кадров в системе. Я считаю и мы с коллегами давали свои предложения, здесь без радикального подхода мы бы не смогли этот вопрос решить. Один из таких подходов — это перед работой в коммерческом секторе обязательная работа в государственном или муниципальном секторе. А так получается, что за бюджетные деньги для коммерческих структур готовят специалистов. Потом эти специалисты приходят в коммерческие структуры. В некоммерческих организациях и в государственных у нас кадров не хватает, люди вынуждены идти в коммерческие структуры. А в коммерческих структурах ещё одна проблема, когда зарплата врача зависит от того, какое количество процедур он назначил. Когда эти стимулирующие выплаты напрямую зависят от количества, соответственно желание, как можно больше написать.  

    Е.ВОЛГИНА: Процесс продаж фактически. 

    Я.НИЛОВ: Поэтому в этой части надо наводить порядок. Это отдельный разговор с министерством. Было предложение не давать возможности официального трудоустройства, пока нет стажа в государственной или муниципальной организации, либо если по совместительству, то тоже наличие некого минимального стажа, хотя бы полгода. Но учитывая то, что был другой подход запущен и первое чтение мы прошли, надеемся, что это изменение позволит. 

    Одновременно с этим в интересах граждан, что я считаю нужно сделать. Сегодня есть право у гражданина прикрепиться к любой поликлинике, по ОМС получать медицинские услуги. Поменять можно один раз в год. Считаю, что это неправильно. Должно быть чаще. Почему один раз в год? Давайте хотя бы два раза. Нормально было бы три раза в год. Например, вы живёте в Подмосковье, получаете услуги. Вы переехали, вы сняли квартиру, вы приехали сюда временно. Или в том учреждении здравоохранения нет специалистов, которые вам нужны здесь, чтобы они вам оказали помощь по программе ОМС, по программе госгарантий. Получается, что год нужно ждать. Это неправильно. Поэтому такое предложение, которое даёт возможность чаще менять место прикрепления, нами подготовлено и тоже будет внесено в интересах наших граждан в Государственную думу. 

    Е.ВОЛГИНА: Реакции студентов-медиков, которые мне попадались в социальных сетях, и мнения некоторых врачей сводятся к чему, почему у них скепсис по поводу обязательной отработки. Потому что они говорят: не решается проблема очень низкого заработка и отношение к врачам. Получается, мы вам зарплату повышать не будем, но обязательная отработка у вас будет; мы решим вопрос, что у нас дефицит кадров формально немножко сгладится, но и расходы бюджетные не будут расти, потому что зарплаты останутся такими, какие они есть. Как с этим быть? 

    Я.НИЛОВ: Конечно, я с понимаем отношусь к разным позициям, в том числе к критике. Действительно, мы сейчас одномоментно приняли закон и всё у нас заработало — конечно, нет. Он должен дать эффект через определённое время. Но ничего не делать тоже нельзя. 

    И потом разве справедливо, когда приходит на бюджетное место студент по программе целевого набора, он занимает чьё-то место и заранее понимает, что он не будет отрабатывать. Он же наносит ущерб тому учреждению, которое ему поверило и с ним заключило соглашение. На его месте был бы другой. Тебя же насильно никто не заставлял брать на себя эти обязательства, правильно. Иди в общем порядке поступай.  

    Е.ВОЛГИНА: Человек не против, человек хочет просто, чтобы зарплата была хорошая.   

    Я.НИЛОВ: Что касается зарплат. Во-первых, есть поручение президента. И сейчас готовится нормативно-правовая база для того, чтобы скорректировать и убрать разницу в отрасли. В Минтруде мы недавно проводили совещание. В Минтруде и Минздраве «дошлифовывают всю нормативку». Это поручение президента будет выполнено, оно тоже даст свой эффект. Кроме зарплат ещё должен быть социальный пакет. Кроме этого, ещё и решение социально-бытовых вопросов, это жильё. Мы вышли с предложением давать тем, кто отработал, в данном случае мы говорили о сотрудниках системы образования, но эту же схему нужно распространять и на тех, кто работает в системе здравоохранения. Отработал, тебе предоставляется сразу служебное жильё с возможностью перехода права собственности через определённый период. Это будет справедливо.  

    Е.ВОЛГИНА: Когда какое-то время отработал. 

    Я.НИЛОВ: Десять лет ты отработал, тогда данное жильё к тебе переходит. Но, конечно, вопрос о повышении заработной платы стоит и должен быть решён в полном объёме. У нас есть майские указы президента. У нас есть привязка к средним цифрам по экономике в каждом регионе. Но что происходит на практике. Иногда врач занимает не одну ставку, приходится работать на нескольких. Решением вопроса может стать повышение заработной платы врачам и младшему медицинскому персоналу. И, конечно, нельзя забывать про сферу образования, особенно сельскую местность.  

    Е.ВОЛГИНА: Ярослав Евгеньевич, каким образом линейно решить вопрос недостаточности финансирования зарплатного фонда что у медиков, что у педагогов. Потому что складывается ощущение, что очень часто к сложным формулам расчёта (оклад, премии, стимулирующие и т.д.) применяется немножко корпоративная система. Как в корпорациях принято сложные формулы использовать, здесь ровно то же самое. Много раз с вами говорили: пандемия коронавируса, оказалось врачей нет, и у государства сразу нашлись деньги на то, чтобы людям просто, без обиняков, давать нужную сумму. Также как со специальной военной операцией. 

    Я.НИЛОВ: Это были вынужденные меры. Сегодня специальная военная операция, вы понимаете, какие дополнительные расходы мы несём. Что касается линейного подхода. Если бы было всё так просто, уже давно бы решили. Ведь у нас идёт доплата врачам, которые работают в сельской местности. Есть указ президента, в соответствии с которым такие выплаты есть. Поэтому постепенно для одной категории, для другой. У нас действует программа «Земский доктор». Эта программа тоже дорогая, в разрезе страны это всё серьёзные расходы. Поэтому те ресурсы, которые у государства есть, в правительстве анализируют и предлагают. Ещё раз подчёркиваю, есть поручение президента подготовить нормативно-правовую базу, чтобы поднять там, где ниже среднего зарплаты у наших работников системы здравоохранения. И не снижать там, где выше среднего, а подтягивать к среднему значению там, где они ниже среднего. В правительстве эта работа ведётся. У нас действуют разного рода программы, но этого, я считаю, не достаточно. Прежде всего, нужно заострить внимание на решении социально-бытовых вопросов для молодых специалистов. 

    Если бы полноценно работала программа целевого набора, то у нас такой бы нехватки кадров не было. Когда у нас приезжает из одного региона, получает образование и уезжает работать косметологом в коммерческой структуре, это же тоже ненормально. Ты на себя взял обязательства отработать в конкретной районной больнице, тебя направили. Или посмотрите, как в Татарстане отлично работает система. Ты сначала получил образование в муниципальном учреждении, отработал и у тебя карьерная лестница и сопровождение. Дальше переходишь на региональный уровень, и постоянно идёт кадровое движение, сопровождение. Это правильный подход. 

    Е.ВОЛГИНА: Насколько я понимаю, выбор учиться в региональном медицинском вузе, как раз такое решение принимают люди, которые живут в крупных городах. Просто потому что сравнить стоимость обучения в вузах московских и сравнить стоимость обучения в региональных. 

    Я.НИЛОВ: Во-первых, мы говорим про бесплатные. Второе, сегодня говоря про целевой набор, у нас всё происходит через портал «Работа в России». Чтобы не было разных махинаций и договорых схем, поэтому через портал. Что касается федеральных, региональных, у нас в Москве есть и федеральные, и региональные вузы. Всё зависит от того, какой конкурс, насколько ты соответствуешь. Нельзя говорить о том, что региональные по уровню образования лучше или хуже. Речь идёт о том, что ты можешь получить полноценное высшее образование. Пожалуйста, ты сам выбираешь, кем ты хочешь стать. Если ты хочешь быть врачом, ты должен понимать: если ты идёшь в рамках целевого набора, кроме серьёзной учёбы, потому что нельзя врачу лоботрясничать, от этого зависит здоровье и жизни наших граждан, соответственно, ты должен полноценно, нормально учиться и продолжительное время учиться, и потом ещё отработать обязательства, которые ты на себя взял. 

    Если раньше можно было штраф заплатить, с последнего курса уйти, перейти, в декрет уйти, самые разные механизмы использовать, то сейчас в этом плане будет сложнее. Конечно, когда закрываются лазейки, это не понравится. Вы что думаете, когда принимаются ужесточающие законы, это нравится тем, кто лишается какой-то возможности. Вы что думаете, дети иностранцев, которые не сдали тест на знание русского языка, они довольны, что теперь не могут поступить. Нет, конечно, они недовольны. Но довольны наши граждане, которые понимают, что в классе их дети не сталкиваются с детьми иностранцев, которые не знают русский язык, а своим присутствием они снижают уровень образования для всего класса. А потом приходится родителям искать деньги для того, чтобы нанимать репетиторов, чтобы они сдали ОГЭ и ЕГЭ.  

    Е.ВОЛГИНА: Кстати, по поводу детей, раз вы про них заговорили. Было опасение, высказанное, по-моему, главой СПЧ, что нужно решать вопрос, что делать, потому что в школу они не пошли и, видимо, на улице оказались. А здесь риск, что они будут на улице безобразничать, потому что очень много свободного времени. Как здесь быть?

    Я.НИЛОВ: Элементарно. Этим детям надо ехать домой, если они не в состоянии сдать. И они не виноваты. Одно дело, когда родился ребёнок в семье, где говорят на русском. А другое дело, родился в сельской местности, этот ребёнок русскую речь мог и не слышать. Он сюда приезжает, для него это иностранный язык. Да, мы продвигаем русскую литературу, русскую культуру, открываем русские школы и ведём в этом плане двустороннее сотрудничество. Пропагандируем, развиваем, даём возможность изучать. Есть носители, которые присутствуют в иностранных государствах. Но если ребёнок не знает, он его быстро не выучит, поэтому не нужно мучить ребёнка. Пусть он дома обучается на родном языке, изучает русский как иностранный, готовится и ожидает своих родителей. Как у нас работают в России вахтовым методом: из одного региона уехали в другой, отработали и вернулись.  

    Если ребёнок не получает образование в нашей школе, то это ответственность родителей. За это родители попадают в реестр контролируемых лиц со всеми вытекающими правовыми последствиями. Кроме этого, на родину он должен передать документ, подтверждающий, что его ребёнок получает образование. Если этот документ он не передаст, это уже вопросы со стороны соответствующих органов к своему гражданину Российской Федерации относительно воспитания своего ребёнка. Поэтому они пусть там сами разбираются. 

    Но решается вопрос очень просто. Надо отправлять домой, чтобы дома нормально могли учиться, и ждать спокойно, когда вернутся родители. Не надо никого мучить, не надо перегружать школы, не надо заставлять и создавать дополнительные условия опять же за деньги регионов, чтобы дети ходили и изучали русский язык, потому что это дорого. Давайте мы, во-первых, введём ограниченное количество тестов. Не сдал на первый раз — хорошо, может такое быть. Второй раз сдаёт. Не сдал максимум три раза — и домой. И, конечно, необходимо вводить плату за обучение, а эти деньги направлять на помощь преподавателям, премию и развитие материальной базы школы, тогда будет справедливо. А мы слишком добрые — приезжайте, учитесь, мы за всех будем платить; мы будем терпеть хамство, мы будем улыбаться. А когда к нам на голову залазят, тогда мы начинаем бить тревогу, что вопрос слишком запущен. 

    Я помню, как в Государственной думе проходил закон про введение обязательного тестирования. Не так легко он проходил. Но вывод один — правильно, что его приняли. Да, есть определённые шероховатости. Есть несколько случаев, когда приезжали семьи по программе переселения соотечественников, и дети носителей русского языка тоже должны были проходить тестирование. По какой-то причине они не то, чтобы не смогли сдать, они не успели сдать и не пошли 1 сентября в школу. Но эти случаи не носят массового характера. Сейчас подведут итоги Рособрнадзор, Минпросвещения, регионы, наша комиссия Госдумы, которую возглавляет вице-спикер Яровая. Проанализируем всё и будут предложены решения, чтобы не было перекосов. Если дети репатриантов — один подход, если дети трудовых мигрантов — другой подход. 

    А вообще с трудовой миграцией (ровно год назад мы в этой студии с вами говорили), надо отдать должное, мы серьёзно продвинулись. Мы многие вопросы сумели скорректировать. Мы больше уже склоняемся к формуле целевого набора, когда сюда приезжают иностранные граждане трудиться, но ещё не до конца. И, конечно, нужно совершенствовать механизм для того, чтобы работодателям было проще доказывать необходимость привлечения иностранцев, используя рабочие визы, т.е. получая необходимые квоты через обоснование получения этих квот на региональном и на федеральном уровне. 

    Е.ВОЛГИНА: Это, наверное, сложнее. 

    Я.НИЛОВ: Это и сложнее, и дольше. Многие работодатели понимают, что им лучше привезти целевым образом из визовой страны, подготовить под себя специалиста, нести за него ответственность, но это долго и достаточно дорого в том числе. Но если уж привёз, то это более надёжно, чем те, которые сегодня работают по патентам, у них текучка жуткая. Они пришли, походили и ушли.   

    Е.ВОЛГИНА: Для работодателей обоснование должно проходить легче или, наоборот, сложнее? 

    Я.НИЛОВ: Сегодня схема так и работает: если работодатель кого-либо хотел пригласить из страны, с которой у нас визовые отношения, т.е. получить рабочую визу, необходимо сначала на региональном уровне получить соответствующие квоты и обосновать необходимость этих квот, отсутствие внутренних ресурсов. Т.е. мы не можем взять граждан Российской Федерации по такой-то причине, поэтому просим дать нам разрешение такое-то количество иностранцев привезти. На федеральном уровне это подтвердить, пройти проверочные мероприятия, получить визу и тогда уже пригласить. 

    Кстати, ещё один момент, недавно была официальная статистика озвучена: только в Москве какое количество инфицированных иностранцев было выявлено. Когда они были выявлены? Они идут получать патент, они проходят медицинский осмотр; в ходе медосмотра они выявляются. Нам не надо пускать в страну с такими заболеваниями, с такими инфекциями. Поэтому надо чтобы на границе у них были подтверждающие документы. Да, могут быть поддельные справки. На первом этапе, может быть, они просочатся сюда с инфекциями и заболеваниями, но в любом случае это защитит дополнительно. Поэтому такие предложения тоже сформулированы и в скором времени будут рассматриваться.   

    Е.ВОЛГИНА: Ярослав Нилов был с нами, глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов. Спасибо Ярослав Евгеньевич, ждём снова. 

    Я.НИЛОВ: До свидания.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено