• 20:05 Дек. 30, 2014

    В гостях

    Владимир Груздев

    Губернатор Тульской области

    В. КАРПОВ: В эфире программа «Отбой». У микрофона Владимир Карпов. Сегодня с нами будет гость Владимир Груздев, губернатор Тульской области. Здравствуйте, Владимир Сергеевич.

    В. ГРУЗДЕВ: Добрый вечер.

    В. КАРПОВ: Мы будем говорить про следующий непростой год, 2015-ый. Но хотелось бы начать с событий, которые сейчас актуальны для Москвы, по крайней мере. Насколько они актуальны для Тульской области? Я имею в виду Навальный, митинг, Манежная площадь. Эта политическая турбулентность она как-то отзывается у туляков?

    В. ГРУЗДЕВ: Я, честно говоря, вообще не наблюдаю никакой политической турбулентности. Политическая ситуация в стране настолько стабильна, что какие-то шероховатости… может, Вы на это как-то обращаете внимание, а жители города-героя Тулы, Тульской области, они работают, трудятся. У них совершенно другие заботы. Люди готовятся к Новому году и, конечно, подводят итоги уходящего.

    В. КАРПОВ: 2014 год был не самый простой год, учитывая и последние события. А 2015-ый обещает быть ещё более непростым. Я знаю, что у Вас сегодня был ряд встреч на уровне вице-премьеров, министров, где Вы наверняка пытались эти проблемы решить. Нас интересует как раз простой человек, житель Тульской области, среднестатистический россиянин, если можно так про него говорить. К чему Вы готовите граждан в следующем году?

    В. ГРУЗДЕВ: Каждый год не простой. Я хочу сказать, что 2014 год, уходящий год был очень хорошим, не только для Тульской области, но и в целом для страны. У нас было очень много серьёзных политических решений. Прежде всего, конечно, успешное выступление российской сборной на олимпийских играх, если мы говорим о Российской Федерации. Это воссоединение Крыма с Россией. На мой взгляд, это историческое событие и, конечно, самое яркое событие года уходящего. С точки зрения социально-экономического развития для Тульской области и для страны 2014 год был действительно очень хорошим годом. И уверен, что и 2015 год, не смотря на предрекаемые сложности, он будет непростым, он будет интересным, но при определённых подходах он может быть очень эффективным. Кризис, прежде всего, в головах. Мне кажется, большие руководители, в том числе руководители нашего экономического блока, должны говорить не о том, как нам будет тяжело и рассказывать россиянам, что нужно затянуть пояса потуже, а нужно готовить чёткую программу действий.

    В. КАРПОВ: У Вас она есть? Я именно про это и говорю.

    В. ГРУЗДЕВ: У нас есть три варианта развития событий, при этом мы чётко понимаем, как мы будем действовать в одном варианте событий, во втором варианте событий и в третьем. Все эти программы, прежде всего, направлены на поддержку тех предприятий тех отраслей, в которых Тульская область на сегодняшний день заинтересована больше всего. Это оборонно-промышленный комплекс, это сельское хозяйство, это машиностроение. И у нас есть перспективные направления, которыми мы занимаемся и хотели бы реализовать их в следующем году.

    В. КАРПОВ: Я почему говорю про 2014-й не простой, потому что есть объективные показатели, от которых никуда не денешься. Такая инфляция.

    В. ГРУЗДЕВ: Отличный, на самом деле, год. Поглядите. Я говорю про Тульскую область. У нас реализация программ бюджета, которые были утверждены законом о бюджете Тульской области, составляет почти 98%. Это отличный показатель. Действительно, мы достигли понятных чётких результатов, которые люди ощущают. Мы сказали, что мы предоставляем 289 квартир детям-сиротам, мы эти квартиры предоставляем. Мы говорим о том, что мы переселяем людей из аварийного жилья в нормальное хорошее комфортное жильё, мы эту программу реализуем. Это то, что человек может пощупать руками, и мы понимаем, что конкретной семье мы улучшили жизнь. Поэтому, когда кто-то говорит, как нам будет непросто, я думаю, что будет нормально. Нужно заниматься делом каждый день.

    В. КАРПОВ: Хорошо. Реальная жизнь, экономика, это не статично, это всегда в динамике. Если динамика позитивная, человек как-то шире улыбается. Если динамика негативная, то здесь возникают вопросы, в том числе и к Вам у рядовых граждан. Следующий год. Покупательная способность, скорее всего, упадёт. Рассчитывать на развитие? За счёт чего? За счёт привлечения иностранных инвестиций? Большой вопрос. За счёт внутренних ресурсов? А это уже вопрос к Вам. Возможно, есть какие-то договорённости на федеральном уровне, что сейчас потекут внутренние инвестиции, я не знаю уж откуда в Тульскую область, в частности. Такие договорённости они вообще существуют?

    В. ГРУЗДЕВ: Я, прежде всего, хочу развеять миф о том, что иностранные инвестиции остановились. Это миф. Все предприятия, которые имеют долгосрочные виды на Российскую Федерацию, все свои инвестиционные программы реализуют. Это касается не только предприятий промышленного сектора, но и предприятий розничной торговли, предприятий сферы услуг. Из последнего сегодняшняя сделка о приобретении 40% Шоколадницы – это как раз показывает, что те, кто относится к России в долгосрочном порядке, а не в спекулятивном. И во многом то, о чём Вы говорите, девальвация рубля национальной валюты, она же происходила, потому что уходил с рынка спекулятивный капитал. Это обычная история. Это мы с вами можем видеть и на рынках других стран. Просто спекулятивный капитал он быстрый, он заходит там, где более высокая доходность, выходит там, где возникают какие-то риски или падает доходность. Поэтому сегодня всё, что касается капитальных инвестиций, все программы, которые у нас есть, все программы реализуются. Да, по новым решениям, по новым проектам, здесь есть определённое торможение. Но в этом тоже ничего плохого не видим.

    В. КАРПОВ: Как это?

    В. ГРУЗДЕВ: Я объясню. Потому что некоторые проекты мы имеем возможность пересмотреть. Вы знаете, когда очень много возможностей и ресурсов, горячие головы иногда переходят от проектов в прожекты. Вот от прожектов нужно отказаться. Реализовывать те реальные проекты, которые необходимы сегодня и стране, и нашей области.

    В. КАРПОВ: Это не называется затянуть пояса, когда мы отказываемся от чего-то большего ради конкретного?

    В. ГРУЗДЕВ: Нет, это совершенно разные истории. Просто как раз времена, когда объёмы доходов могут снижаться, или нужно изыскивать внутренние ресурсы, как раз нужно посмотреть, а может у вас есть направления, которые вам в принципе не нужны, которые ничего не несут.

    В. КАРПОВ: От чего Вы отказываетесь?

    В. ГРУЗДЕВ: По разным направлениям. У нас нет такого подхода, как кто-то говорит, давайте всем срежем по 10%. В моём понимании это совершенно неправильный подход. Нужно чётко идти к каждой программе. Есть очень эффективные программы, вот, например, оборонно-промышленный комплекс. Это тот комплекс, который на сегодняшний день нужно поддерживать. Это тот локомотив, который может вытянуть всю экономику России вперёд. Строительство дорог – аналогичная история. А есть программы, где, извините меня, мы не справились с этими программами. Могу вспомнить ФЦП Фармацея, которая до сих пор у нас, к сожалению, до 80% по оценкам специалистов, лекарств импортных. Ну, так извините, давайте тогда спросим, кто эту программу готовил, почему она не реализовывается, и почему мы на сегодняшний день имеем зависимость от иностранных лекарств.

    В. КАРПОВ: Спросят, как я понимаю, в том числе и с губернаторов. Вот Фемафарм пришёл в Калугу, а вот в Туле почему-то нет.

    В. ГРУЗДЕВ: Это немножко разные вещи. Вы говорите о размещении непосредственных производств. Это то, как раз, когда есть конкуренция между регионами за размещение конкретного производства. А я в данном случае говорю о федеральной целевой программе Фармацея, которая, к сожалению, у нас она оказалась неэффективна.

    В. КАРПОВ: Хорошо. Когда Вы говорите о том, что у всех по 10% срезать не будете. Но мне показалось, но, по-моему, Вы сегодня с госпожой Голиковой обсуждали программу компенсаций и помощи пострадавшим от Чернобыльской аварии.

    В. ГРУЗДЕВ: Вы имеете в виду с Ольгой Юрьевной Голодец.

    В. КАРПОВ: Да, прошу прощения, с Ольгой Голодец. Вы сегодня обсуждали программу чернобыльцев. Такое ощущение у меня возникло, что вот там как раз что-то резанут.

    В. ГРУЗДЕВ: Есть такая попытка резануть. У нас есть великолепное Министерство финансов, которое иногда готовит решения, не посоветовавшись с регионами как раз по тем направлениям, где есть вопросы и интересы не только федерации, но в том числе и региональные интересы. Пока решения и постановления Правительства России не принято. Консультации идут, мы очень активно принимаем участие в этих консультациях. Могу для наших радиослушателей сказать, всего в Российской Федерации свыше 1,5 миллионов человек получают всевозможного рода льготы, те граждане, которые пострадали от аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Из 1,5 миллионов человек 670 тысяч проживают на территории Тульской области. Тульская область – это не только оружейный щит России, но это ещё оказался таким щитом, это территория, над которой осаживали осадки, облако после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, перед 1 мая 1986 года.

    В. КАРПОВ: Тульская область, Брянская область, Калужская область.

    В. ГРУЗДЕВ: Самая большая численность пострадавших – это Тульская область, 670 тысяч. На втором месте Брянская область, чуть больше трёхсот тысяч. Все остальные области гораздо меньшее количество. Поэтому для меня, как для губернатора, который представляет такое количество людей, в отношении которых идут разговоры о возможном сокращении субсидий и льгот для территорий, которые пострадали после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, это вопрос принципиальный. Я буду здесь отстаивать позиции туляков до конца.

    В. КАРПОВ: Пока получается или нет?

    В. ГРУЗДЕВ: Пока получается. Мы с Вами сегодня 30 декабря, не смотря на то, что с 1 января полномочия федеральным законом по выплате Чернобыльских льгот переданы с Пенсионного фонда Российской Федерации на уровень регионов, пока постановления Правительства об уменьшении количества населённых пунктов нет.

    В. КАРПОВ: А ресурсы есть для того, чтобы выполнять именно эту программу на региональном уровне?

    В. ГРУЗДЕВ: Нет, конечно.

    В. КАРПОВ: А как?

    В. ГРУЗДЕВ: Таких возможностей нет. Там предусмотрены субсидии с федерального бюджета. Всё дело в том, что федеральным законом о бюджете объём субсидий почему-то уже уменьшен, не смотря на то, что постановления Правительства нет. Это опять вопрос взаимоотношений Минфина и регионов.

    В. КАРПОВ: Понимаю. Межбюджетные отношения сложная штука. Но. Ставлю себя на место Антона Силуанова. Передо мной стоит задача оптимизировать бюджет. Я буду естественно искать пути этой оптимизации и поставлю перед регионами задачу посмотреть, где можно изыскать те ресурсы, где можно отрезать. Возможно, такую задачу поставили и перед Вами. Первое, на что замахнулись, это как раз чернобыльцы.

    В. ГРУЗДЕВ: Вы передёргиваете. Во-первых, льготы. Это федеральные льготы, а не региональные. Они предусмотрены федеральным законодательством. Это полномочия Российской Федерации. Это первое. Второе. Соответственно, с нами этот вопрос не обсуждался. Мы с Силуановым этот вопрос обсуждать начали 10 дней назад, чуть больше, две недели назад, когда увидели, что закон принимается в достаточно оперативном порядке. И когда поняли, что есть яркое желание срезать количество населенных пунктов, который сегодня получают эти льготы. Здесь мы уже врубились, и, соответственно, отстаиваем наши интересы.

    В. КАРПОВ: Вы же альтернативу должны предложить, нет?

    В. ГРУЗДЕВ: Ещё раз смотрите. Во-первых, я хочу сказать, кого касаются эти льготы. Это пособия по беременности, по уходу за ребенком, по рождению ребенка, то есть в большей степени, больший объём льгот получает всё, что касается наших вопросов демографии. Центральный федеральный округ, центральная Россия, к сожалению, за исключением Москвы и Московской области, мы выглядим все не очень хорошо. Мы минусуем, и на мой взгляд, когда кто-то говорит о том, что нужно уменьшить льготы, потому что авария произошла давно, и фон уменьшился, да, в каких-то уменьшился, но есть накопленный ущерб здоровья, он никуда не делся. У нас в три раза смертность от онкологических заболеваний выше, чем в среднем по России, более чем в два раза сердечно-сосудистые заболевания. Ведь это же изменение специалистов. Это понятная и чёткая статистика. Здесь у меня нет другого выбора. Я отстаиваю интересы туляков, и я буду отстаивать их до конца. У меня нет другого выбора.

    В. КАРПОВ: Этот момент вы будете отстаивать до конца, но что-то Вы же должны принести в жертву?

    В. ГРУЗДЕВ: Да, мы сокращаем расходы. Могу привести пример - за 3,5 года моей службы губернатором Тульской области мы сократили состав правительства Тульской области на 40%. То есть если раньше был 1590 человек, сейчас у нас 1160, и мы уже четвёртый год держим этот состав, при этом мы существенно увеличили минимальную заработную плату. Три с половиной года назад она в бюджетной сфере и в не бюджетной составляла 4300 рублей. Сегодня в бюджетной сфере минимальная заработная плата 10 тысяч рублей. Во не бюджетной – 12 тысяч рублей. Практически все предприятия области за редким исключением присоединились к этому трёхстороннему соглашению. У нас существенно выросли доходы регионального бюджета более чем 50% за 3,5 года. У нас четвёртый год рост промышленного производства 110% ежегодно, 52% общий рост за 4 года. Это то, что создано не мною, а туляками и их руками. Это то, что создают жители области.

    В. КАРПОВ: А на 2015 год есть прогноз? Опять 110%?

    В. ГРУЗДЕВ: У меня 3 варианта развития событий. Три конверта. Будем смотреть, ориентироваться по ситуации в зависимости от того, как будет происходить поступление доходов в региональный бюджет. Мы чётко понимаем, что все социальные программы мы выполним. Второе направление для нас очень важно – это развитие сельского хозяйства. В этом году мы собрали 1,5 миллиона тонн зерна, по тонну на каждого жителя области. Это результаты сопоставимые с результатами советского времени. У нас серьёзное направление по поддержке индустриальных парков. К сожалению, их не было, и мы сейчас реализуем эту программу, и, конечно, оборонно-промышленный комплекс и машиностроение.

    В. КАРПОВ: Драйверы развития в следующем году – это оборонка? Они гарантировали уже заказы наследующий год?

    В. ГРУЗДЕВ: По оборонке нужно поддерживать, потому что тот триллион рублей, который законом выделен сегодня на поддержку банков, этот триллион в моём понимании должен быть окрашен. Эти деньги должны поступить в капиталы банков  в виде облигаций или в виде имущественных взносов, но важно, чтобы эти деньги были окрашены, деньги поступили предприятиям реального сектора экономики, прежде всего, промышленным предприятиям, машиностроению и по понятной фиксированной ставке. В моём понимании эта ставка не должна быть больше, чем 9, 9,5% годовых. Если же ставка будет 30% годовых, то, конечно, ни о каких доходах и ни о какой прибыли речи идти не может. Это то направление, которым я буду заниматься в новом году.

    В. КАРПОВ: То есть сейчас это только разработки.

    В. ГРУЗДЕВ: Есть чёткие поручения президента страны Владимира Путина о том, что те деньги, которые направляются на до капитализацию банковской системы, должны поступить в реальный сектор экономики. Прежде всего, в те предприятия, которые выполняют государственный оборонный заказ и предприятия, которые имеют экспортные контракты, в том числе по оборонке, машиностроению и так далее. То есть там, где есть чёткий фиксированный покупатель.

    В. КАРПОВ: Что просядет в следующем году? Химия?

    В. ГРУЗДЕВ: Следующий год будет достаточно непростым для строительной отрасли, потому что на скачках по изменению курса нашей национальной валюты было сделано очень много импульсивных покупок. Гражданами было куплено очень много бытовой техники, автомобилей, в том числе и квартир, поэтому возможно проседание по строительному комплексу первой половины года. Дальше должна произойти стабилизация. Курс не важен, он может быть любой. Он может быть 40, 50, 60. Важно, чтобы не было резких движений, чтобы не было спекулянтов на рынке, и чтобы предприятия, как импортеры, так и экспортеры, предприятия розничной сферы услуг, чтобы они приспособились к тем новым показателям, которые есть. Драйвер роста следующего года – это чёткое выполнение указов президента от 7 мая 2012 года. Если мы будем чётко выполнять указы президента, то, как раз повышение заработных плат в бюджетной сфере сгладит тот негатив, который у нас есть по девальвации национальной валюты.

    В. КАРПОВ: А эти указы от 7 мая они по-прежнему актуальны?

    В. ГРУЗДЕВ: Я более скажу – они не то, что актуальны, они чрезвычайно актуальны, потому что именно указы президента позволят нам не только вытаскивать и создать бюджетную сферу как локомотив и драйвер роста, как дополнительный драйвер роста, но и это ещё вопрос политический, потому что таким образом мы с вами сформируем реальный средний класс.

    В. КАРПОВ: Что касается пенсионеров, то на пресс-конференции чётко прозвучало, что будут индексировать пенсии по фактической инфляции. Что касается бюджетников, то те же самые обязательства?

    В. ГРУЗДЕВ: У нас та линейка, которая предусмотрена по всем направлениям, она больше, чем та фактическая инфляция, которая у нас была по итогам 2014 года. То есть по учителям в следующем году мы должны вырасти по заработным платам где-то на 22%, а инфляция 2014 года по оценке 14,5%.

    В. КАРПОВ: Сейчас эти расходы и затраты на региональном бюджете?

    В. ГРУЗДЕВ: Это наши совместные расходы с федерацией. Минфином пока заложено только 5,5%. Я Силуанову об этом говорил. Я считаю, что однозначно мы должны выполнять указы президента. Мы со своей стороны, со стороны региональной части будем выполнять, но это наша совместная задача, и мы, я уверен, должны получить поддержку Министерства финансов.

    В. КАРПОВ: Взаимоотношения Минфина и губернаторов всегда очень непростые.

    В. ГРУЗДЕВ: Это рабочие отношения. Ничего личного. Хорошие рабочие отношения.

    В. КАРПОВ: Что касается среднего бизнеса, который нам преподносит как возможные драйверы экономики,  Вы на них рассчитываете?

    В. ГРУЗДЕВ: Более того, я ещё и возглавляю рабочую группу Государственного совета по подготовке большого Госсовета, который должен ориентировочно пройти в конце марта под председательство президента России Владимира Путина. Поверьте, мы дадим очень серьёзные предложения по поддержке малого и среднего бизнеса. У меня разный опыт. Я больше 10 лет прослужил в Вооруженных силах и спецслужбах, более 10 лет занимался бизнесом. Уже 12-ый год я работаю и служу на общеполитической ниве, и могу Вам сказать, что все успехи страны будут зависеть от сильного, самодостаточного, самозанятого населения, когда человек сам сможет решать те проблемы, которые он видит, поэтому мы должны просто дать возможность простому человеку создать своё малое и среднее предприятие. Сначала малое, потом из малого вырастет среднее, а, может быть, потом из среднего вырастит крупное.

    В. КАРПОВ: Ваша задача – помогать или не мешать?

    В. ГРУЗДЕВ: Прежде всего, не мешать, а с точки зрения помощи как у высшего должного лица региона у меня есть возможность через площадку Государственного совета Российской Федерации доносить и отстаивать интересы всех регионов с точки зрения развития в данном случае, как и руководителя рабочей группы, малого и среднего бизнеса.

    В. КАРПОВ: Идёт Москва по концентрации дорожного полотна, потом в Московской области, потом в Тульской области. Многие жалуются, что с дорогами беда. Вы сами упоминали, что эти инфраструктурные проекты, Вами сейчас рассматриваются как один из драйверов развития.

    В. ГРУЗДЕВ: Можно конкретику. Основные дороги Тульской области с основной интенсивностью у нас приведены в безаварийное состояние. В этом году мы потратили 4 миллиарда рублей, и отремонтировали 600 километров дорог.  

    В. КАРПОВ: А в следующем?

    В. ГРУЗДЕВ: В следующем году с учётом того, что у нас будет нефтяной манёвр, финансовый манёвр производиться Министерством финансов, в следующем году дорожный фонд составляет меньше – 3,5 миллиарда,  мы запланировали отремонтировать 500 километров дорог.

    В. КАРПОВ: Доходы населения сильно упадут по Вашим расчётам в следующем году?

    В. ГРУЗДЕВ: В этом году мы выросли, но мы ожидаем снижения реальных доходов населения примерно на 1,5%. Я говорю о тех показателях, которые учитываются статистикой. В реальные доходы входят и накопления, они по-другому немного считаются, но поверьте, что рост на 1,5% реальных доходов населения, это рост заработной платы должен составлять не менее, чем 15%, что достаточно высокий показатель.

    В. КАРПОВ: Спасибо.

    В. ГРУЗДЕВ: Всех слушателей хотел поздравить с наступающим Новым годом, пожелать здоровья, счастья и любви.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено