• 14:10 Янв. 12, 2015

    В гостях

    Андрей Кураев

    Протодьякон

    С.РЫБКА: Андрей Вячеславович, у вас есть своя трактовка или вы готовы на кого-то сослаться, что мы в наши дни понимаем, когда называем кого-то врагом? Рамзан Кадыров называет Михаила Ходорковского своим личным врагом и врагом мусульман. Термин «враг» , что означает в наши дни?

     

    А. КУРАЕВ: К сожалению, это тот случай, когда различия не личностные, но культурные. Потому что различия между разными народами – это различия в культурных сценариях, то есть в том, что считается принятым. Вот как мальчишки дерутся, вот сценарий дворовой мальчишеской драки разный на Кавказе и в России. У нас, скажем, идет очень долгая прелюдия к этому. На грязное слово отвечают другим грязным словом, потом идут тычки плечами, но тычки, а не удары, потом удары по торсу, но не по лицу, и чтоб взять камень или нож, уж не знаю какая степень должна быть. На Кавказе же быстрое загорание. Там мгновенно на слово могут  все что угодно ответить. Поэтому, если обычный наш селянин скажет: «Ванька мой враг», это означает, что когда я пьяный, то иду орать частушки ему под окна. А я боюсь, что когда в чеченско-мусульманской среде кого-то объявляют врагом, то это может кончиться расстрелом.  Поэтому, я думаю, надо серьезно реагировать на такие заявления.

     

    С.РЫБКА: Как, например, нужно реагировать? Карикатурами на Рамзана Ахматовича?

     

    А.КУРАЕВ: В условиях нашего режима, естественно, никак. Это неприкасаемый человек, которому можно все. Но вообще, речь серьезная. Государственный чиновник высокого уровня объявляет своим врагом, в исламе нет не смертельных врагов, касаемо вопросов веры, то это вообще может быть как покушение на убийство.

     

    О.БАЙКАЛОВА: Андрей Вячеславович, вы сказали, что присуще мусульманам, которые живут в Чеченской республике или это присуще всем мусульманам? Или такое отношение  присуще всем мусульманам?

     

    А.КУРАЕВ: Счастье России в том, что у нас есть разные культурные типажи ислама. Например, татарско-башкирский ислам гораздо более мирный, он вполне европейский я бы сказал.

     

    С.РЫБКА: Спасибо, кстати, что вы в это направление сейчас разговор повели. После того, что произошло в Париже, отношение к мусульманам по всему миру должно измениться?

    Я не имею в виду призыв к изменению. А в принципе вы прогнозируете изменение? К той же Индонезии люди начнут относиться иначе просто сознавая культурную принадлежность этой страны.

     

    А.КУРАЕВ: Ну, по крайней мере, Европе стоит задуматься, не пора ли снять некоторые запреты со своей собственной прессы. Там до некоторых пор были табу на обсуждение успешности проекта мультикультурализма, вопрос о том, зачем Европе столько мигрантов, которые совсем не хотят растворяться в ней. Вообще, это вопрос последних 20 лет. Почему Европа так тщательно отгораживается визами от России, Украины, Белоруссии, при том, что как показывает опыт, именно граждане постсоветского пространства великолепно ассимилируются в Европе. То есть с радостью забывают свою былую идентичность, с радостью становятся немцами или американцами, подчеркнуто лояльны к местной власти. И тем не менее, получить вид на жительство нашим гражданам гораздо тяжелее, чем жителям Турции или Марокко.

    С.РЫБКА: А у вас есть теория почему таков европейский подход?

     

    А.КУРАЕВ: Поскольку у меня нет фактов, я не имею права ее озвучивать.

     

    С.РЫБКА: Давай тогда вернемся к разговору о том, что такое враг. ВЫ сказали, что в исламе это термин, который довольно быстро возникает в споре, то есть довольно быстро человек объявляется врагом. А для человека православного враг вообще существует?

     

    А.КУРАЕВ: К сожалению, я вижу нравственную деградацию в православном сообществе за последние три года. Потому что у нас стало хорошим тоном ставить в пример мусульманскую мстительность. Сплошь и рядом вроде бы интеллигентные и верущие  люди начали говорить: «А вот если бы они сплясали в мечети, а если бы они написали такое про ислам». Это что за вуайеризм такой? То есть сам изнасиловать не смогу, но с удовольствием посмотрю как это сделает другой? Почему ученик Христа радуется и завидует тем, кто Евангелие не принял и остался в мире Ветхого завета, где принцип «око за око, зуб за зуб»?  Значит, какие-то комплексы внутри нас самих есть. Вот это меня печалит.

     

    С.РЫБКА: А вам случалось, чтоб вас веселила карикатура на религиозную тему? Или может сюжет какой-то?

     

    А.КУРАЕВ: Безусловно. Во-первых, в самой церковной среде есть масса наших профессиональных анекдотов, шуток и так далее. А иногда и взгляд со стороны что-то очень метко в нас подмечает. У меня есть коллекция карикатур на меня самого.

     

    С.РЫБКА: Это где вы возлежите, например, рядом с бельком?

     

    А.КУРАЕВ: Это не карикатура, это документальное фото.

     

    С.РЫБКА: Ну да. Но там есть масса всяких подписей и вариантов.

     

    С.КУРАЕВ: А, ну, подписей, да.

     

    О.БАЙКАЛОВА: Еще вот в каком моменте хотелось бы разобраться: вы отметили ранее, что христианская культура реагирует на слово словом, вы сказали, мол, частушки матерные под окнами будем петь, а исламская культура на слово действием, но если вспомнить ранние христианские времена, времена инквизиции и крестовых походов, изначально же христианство тоже на слово действием реагировало. Так может это особенность новых религий?

     

    С.КУРАЕВ: Нет, простите, инквизиция и крестовые походы это не раннее христианство. Христианству к тому времени было уже полторы тысячи лет, а что касается инквизиции, то это вообще 16 век. Так что нет, это позже. Это очень дешевая отмазка, дескать, у мусульман на семь веков позже родились, поэтому они в средневековье. Это не серьезно.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено