• Интервью с руководителем общероссийского профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андреем Попковым

    Почему митингуют таксисты?

    14:33 Сен. 10, 2015

    Почему митингуют таксисты?

    В гостях

    Андрей Попков

    председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист"

    А.КАПКОВ: 14.37, всем здравствуйте. Меня зовут Александр Капков, это программа «Город дорог» на «Говорит Москва». Традиционно обсуждаем вопросы транспорта городского, московского, делаем это с экспертами, людьми, непосредственно осведомленными в каждом из вопросов, которые нас интересуют. Сегодня нас интересует такси, потому что 7 сентября проходит митинг. Люди, живые люди, надо это понимать, выходят с какими-то требованиями. И вот с какими? На вопрос как, зачем  и почему сегодня в нашей студии отвечает заместитель руководителя общероссийского профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков. Андрей Валерьевич, добрый день.

    А.ПОПКОВ: Добрый день.

    А.КАПКОВ: 7 сентября выходят таксисты в очередной раз с какими-то требованиями. С какими?

    А.ПОПКОВ: Там было семь требование. Первое требование было по диспетчерским службам, по законодательству, которое не устраивает на сегодняшний день практически всех таксомоторных перевозчиков. Вот здесь, кстати, сошлись интересы и профсоюза и таксомоторных компаний, и других общественных организаций, которые относятся каким-то образом к таксомоторным перевозкам. Потому что первое чтение было в прошлом году, его правительство Российской Федерации , опять же по нашей просьбе, отклонило…

    А.КАПКОВ: Подождите, мы не сказали, что именно в законодательстве не устраивает.

    А.ПОПКОВ: Не устроено то, что не прописана ответственность диспетчерских служб и приложений. Они никак туда не вписаны. Те, кто занимается якобы таксомоторными перевозками, на сегодняшний день они не несут никакой ответственности за безопасность пассажиров, водителей, и вообще стараются как-то откреститься от такси. Они говорят: мы не такси, мы оказываем услугу по предоставлению заказов, мы просто приложение. Хотя телефон указан такси. Написано «такси Вася Пупкин», я не буду рекламой заниматься, телефон 000, допустим. Но это не такси. У него нет никаких обременений, стол, стул, компьютер, программное обеспечение стоит каких-то денег. Но в отличие от таксомоторной компании, которая находится под зорким оком Ространснадзора и других органов, контролирующих перевозки, эти диспетчерские службы и приложения никакой ответственности не несут и никак не зарегулированы законом. Мы хотим, чтобы они были зарегулированы, чтобы они несли ответственность, соответственно, чтобы была добросовестная конкуренция на рынке. Все должны быть в одинаковых условиях. Если этого не будет, то постоянно будет бесконечный демпинг на рынке, кто-то пришел с новым мешком картошки, и начал его продавать. Этого быть не должно, особенно в коммерческих перевозках, не только такси, но и во всех коммерческих перевозках. Это же безопасность граждан, и соответственно должна быть определенная планка захода на этот рынок. Иначе мы сделаем так, представьте себе, такой пример приведу, зубные врачи, клиника по лечению зубов. Там лицензионная деятельность, и мы вдруг открыли диспетчерскую по вырыванию зубов. Пришли, у нас стол, стул, ничего нет, зачем нам высококвалифицированные врачи, которым нужно платить деньги? Мы наняли пару-тройку известных товарищей, дворников взяли троих, и сказали: вот вам 1000 рублей, вырвите зуб у тети Маши.

    А.КАПКОВ: Вам не кажется, что некоторая неточность здесь существует. В данном случае диспетчер не ставит стол, стул, а он находит специалистов, если мы будем продолжать аналогию с врачами, он находит врачей. И насколько я знаю правила приема в эти диспетчерские службы, проверяет у них документы, соответствия, есть у тебя лицензия на то, чтобы осуществлять эту деятельность, или нет.

    А.ПОПКОВ: Вы знаете, не все проверяют. Зачем проверять? У них закон такой – зарабатывание денег любой ценой. Первым делом для них важно заработать деньги. А вторым или пятым  - это проверить какие-то документы, соблюдать законодательство. На сегодняшний момент, допустим, в таксомоторных перевозках, в диспетчерской, там нет таких жестких правил. Там одно правило – чтобы стаж вождения был не менее трех лет. Все, они не путевых листов, предрейсовые медицинские осмотры вообще никто не спрашивает. Хотя это обязательное требование, и предрейсовые медицинский осмотр, и технический осмотр автомобиля, и послерейсовый, это обязательное правило перевозок. Про это все забыли с 1990-х годов.

    А.КАПКОВ: Вопрос: можем ли мы считать одной и той же деятельностью два ремесла, будем называть это так. Первое ремесло – управлять автомобилем и перевозить людей. Второе ремесло- предоставлять клиентов. Это два разных ремесла, как вы считаете?

    А.ПОПКОВ: Вы можете предоставлять клиентов куда угодно, клиенты бывают разные, но если это связано с безопасностью пассажиров, то понимаете, есть перевозки особо опасных грузов. Бензовозы видали?

    А.КАПКОВ: Да.

    А.ПОПКОВ: Есть там определенные требования. Если водитель бензовоза поставит машину около дома, то дом сгорит когда-нибудь. Не дай бог. Поэтому они не ставят. Есть определенные правила. И здесь должны быть определенные правила, и правила должны быть жесткие в такси.

    А.КАПКОВ: Тогда по-другому. Должны быть жесткие правила, и эти правила, вы считаете, должны быть регламентированы, и относится к диспетчерами. Вы водитель, я диспетчер. Не то, чтобы это игра, но это чтобы понимать нам. Вы говорите мне: Александр, вот я работаю, вожу, но что-то не хватает мне. А я вам говорю: Андрей, слушайте, так у меня штат сотрудников есть, которым нужно постоянно куда-то ездить. Давайте я им буду говорить, чтобы они вас вызывали. Вы говорите: без проблем, конечно же, и вы заработаете, и мои сотрудники будут перемещаться туда, куда им нужно. Я понимаю, совершено четко, что за перевозку, за безопасность отвечаете вы. Я вас знаю, мы с вами учились, и вы мне говорите: Саша, посмотри, какие у меня машины, новые все, все хорошие, ты знаешь мой стаж, я 10 лет за рулем, 20, 25.  Я говорю: Андрей, безусловно, я вам доверяю своих сотрудников, вы возите. Вы доверяете мне, мы с вами вместе учились, я напоминаю, вы знаете, что я вам не подсуну человека, который не заплатит за поездку  и не отрубит вам руку в течение этой поездки. Какая на меня в данном случае, по-вашему, должна возлагаться ответственность именно за перевозку?

    А.ПОПКОВ: Вы выступали в роли диспетчера по перевозке. Значит, соответственно, клиент у вас – ваши сотрудники. И Вася Пупкин попадает в аварию, грубо говоря. Либо какие-то еще несчастные случаи бывают. Соответственно, он претензии предъявляет кому? Кто организатор перевозки? Вы. Вы организовали. Соответственно вы организатор перевозки, Водитель постоянно несет ответственность. Но наравне с водителем и директором этого автотранспортного предприятия, так скажем, несет ответственность организатор перевозки. Чтобы организовывать перевозки, и чтобы возить людей, у нас с вами должна быть одинаковая ответственность. Потому что если она не будет одинаковой, то вы завтра найдете другого человека и начнете уже устанавливать цены. А вы начнете устанавливать цены ниже себестоимости поездки. Как сегодня делают. Есть определенная себестоимость поездки – рубль. А вы возьмете и будете 80, 70 и пойдете вот так вот опускать. И остальным всем не останется ничего, кроме как гнаться, и начнется развал. И в конце концов начнут гибнуть люди из-за того, что возят их не квалифицированные водители. А потом уже по классическому варианту, обанкротят всех, придет кто-нибудь один. И начнет работать. Мы этого не хотим. Нам это уже надоело с 1990-х годов, вот эта вакханалия. Когда были таксопарки в советское время, было все нормально и хорошо. Таксисты были уважаемые люди, соответственно, были трудовые отношения, и проблем не было. В 1990-х все развалили, сегодня такси – это нищие, которые побираются, и отрасль валяется на боку. И наша задача – поставить эту отрасль на ноги. И мы этого добьемся.

    А.КАПКОВ: Можно я закончу это театрализованное действие небольшим финалом? Когда мы с вами договариваемся, я вам говорю: Андрей, давайте так, вся ответственность за перевозку, если вдруг что-нибудь случится, она на вас. Вы же вправе мне отказать? Сказать: нет, Саша, мы так не будем работать?

    А.ПОПКОВ:  Да, вправе.

    А.КАПКОВ: Но опыт показывает, что таксисты не отказываются, а говорят: хорошо, мы будем работать на таких условиях, и мы будем работать за такую цену. Либо я ошибаюсь, и их под дулом пистолета заставляют?

    А.ПОПКОВ:  Их жизнь заставляет. Но мы для этого и нужны, чтобы сделать так, чтобы все работали и соблюдали правила, чтобы были одинаковые условия. У всех участников этого рынка, будь то диспетчер, будь то водитель, будь то директор предприятия автотранспортного, неважно, вот ты сказал, что я работаю в такси, и ты должен соблюдать определенные правила. Это как в медицине. Ты сказал, что я работаю в медицине – все, ты даже полы моешь, у тебя есть определенный регламент. Попробуй ты не добавь хлорки в ведро, тебе уже будет административное взыскание. Так же и здесь мы хотим. Если мы этого не сделаем, бардак будет продолжаться.

    А.КАПКОВ:  Правильно я понимаю, что ваша задача в данном случае – замкнуть в одну цепь всех, кто связан с процессом перевозки, воедино.

    А.ПОПКОВ: Воедино, да. Единая система, система таксомоторных перевозок города Москвы – все.

    А.КАПКОВ: Но тогда еще нужно, я так думаю, еще приписать, прибавить сервисный центр. Ведь не дай бог авария случиться по технической причине, и вы будете должны отвечать как водитель, а вы придете и скажете: эй, ребята, я у вас проходил ТО 2 месяца назад, и вы мне сказали, что у меня все в порядке, а у меня, извините, колесо развалилось.

    А.ПОПКОВ: Вы знаете, в советское время были большие автопарки с собственными машинами и собственными техцентрами. Там все свое было. И поэтому был замкнутый цикл. И все понимали, куда идти и с кого спрашивать. Был Мослегтранс, и было понятно, с кого спросить. Случилась авария, убили людей, пришли и с Иванова Ивана Ивановича спросили, почему. А потом это было все размыто. Причем специально. Пришли враги и все размыли…

    А.КАПКОВ: Ну ладно, враги… Я понимаю, это рыночная экономика. Вы наверняка согласитесь, как вы говорите «размытие», процитирую 72-го: получается так,  что я плачу за такси мало, а вы хотите, чтобы я платил много. Вы объясните  человеку, так ли это, и если да, то почему.

    А.ПОПКОВ: Во-первых, есть себестоимость поездки, правильно? Вы идите в магазин, покупаете колбасу, она стоит 3 рубля.

    А.КАПКОВ: В хорошее время.

    А.ПОПКОВ: Я утрированно говорю. Здесь то же самое – есть себестоимость поездки, есть определенные вменяемые наценки, дополнительные услуги, так называемые. Открыли вам дверь – значит, это уже допуслуга. Почистили ботинки вам – это еще одна дополнительная услуга. Разрешили курить в салоне – еще что-то. Есть определенный стандарт. Почему мы стремимся к единым тарифам в такси? Чтобы эти тарифы были понятны и прозрачны всем пассажирам. Вот он знаем, допустим, что от Москвы до Шереметьево 2000 рублей поездка. И дешевле она быть не может. Дешевле только с бомбилой ехать. Соответственно, и себестоимость этой поездки, грубо говоря, 1000 рублей или 12000, неважно. И все должны понимать, все должно быть более-менее прозрачно. И все должны понимать, на чем и как зарабатывают. И тогда у нас будет полный порядок. Если кто-то где-то что-то недопонимает, он может спокойно задать вопрос, и получит на это адекватный ответ, квалифицированный.

    А.КАПКОВ: Он знает, кому этот вопрос задать, и кто ему ответ этот даст. Мы поняли вашу основную цель и задачу. Кто и на каком этапе работает над тем, чтобы изменить законодательство, чтобы объединить в единое целое всех, кто занимается транспортными перевозками пассажиров, чтобы все несли равную ответственность, как вы хотите.

    А.ПОПКОВ: У нас на митинге как раз вопрос этот поднимался, о недоверии. Есть определенные депутаты в Госдуме, которые…

    А.КАПКОВ: Представляют ваши интересы.

    А.ПОПКОВ: Они не представляют наши интересы. Они выбрались на волне нашего возмущения в 2011 году, они никогда не представляли интересы таксистов, и вообще это не профильный комитет, и соответственно, этот человек затянул на себя эту тему, хотя в ней не разбирается. И мы хотим, чтобы работу над законом о такси отдали в профильный комитет Госдумы, в комитет по транспорту. А во-вторых, приняли все наши поправки, которые мы туда направили, в Госдуму. Потому что те поправки, которые направили не мы, направили не пойми кто. Не таксисты. Получается, что за нас решают какие-то приложения и диспетчерские службы, аффилированые с депутатами, еще с кем-то. Мы не хотим этого. Мы вышли на митинг, народу было не очень много, но были люди, которые представляли достаточно большое количество людей, работников, до 40 000 – 50 000 их, просто на Суворовской площади больше 100 человек не поместиться

    А.КАПКОВ: Неправда, она собирала и больше людей. На митинге медиков, который там проходил.

    А.ПОПКОВ: В этом скверике тысячу людей нельзя поставить, даже вместе. Соответственно, нужно было перекрывать всю эту Суворовскую площадь, что никто не даст. Ну, неважно. Мы надеемся, что мы добьемся своих требований. Кроме этого, было еще несколько требований именно по американской компании Юбер, это отдельная тема была, по введению штрафа за безбилетный  проезд в такси. Вот эта тема сейчас активно муссируется в средствах массовой информации. У нас было много случаев неоплаты, есть уже некая статистика, что из 100 поездок  5-7 поездок, как правило, не оплачиваются клиентами. И клиенты заведомо знают, что они платить не будут. И мы хотим ввести такое понятие, как неоплата проезда в такси. Как в общественном транспорте.

    А.КАПКОВ: За это тоже не несут ответственность ни диспетчер, ни приложение?

    А.ПОПКОВ: Никто не несет ответственности.

    А.КАПКОВ: Вот здесь я вижу совершено четкую связь. Когда не оплатил тебе пассажир, с него должны сниматься деньги автоматически тем же самым диспетчером или тем человеком, сервисом, который тебе предоставил этого клиента. Он должен оплатить тебе поездку.

    А.ПОПКОВ: А мне задают вопрос некоторые товарищи, есть у нас противники этих требований: а как вы будете контролировать, кто будет контролировать это все? Ребята, кто контролирует в автобусе? Там один водитель сидит на 100 пассажиров. И кондукторов сейчас нет, их мало, сейчас карточки…

    А.КАПКОВ: Ну, автоматизированный процесс.

    А.ПОПКОВ: А зашел хулиган, сломал турникет, сказал водителю: я не буду тебе платить. Но наша задача не в этом. Наша задача – донести до людей, до пассажиров, что нельзя не платить в такси. У пассажира мороз по коже должен пробегать от одной мысли только, чтобы не заплатить в такси.  И вот еще одно требование у нас было – аэропорты, Московский регион, все наши аэропорты, там орудуют организованные преступные группировки, еще  с тех времен…

    А.КАПКОВ: Это довольно сильное заявление.

    А.ПОПКОВ: Да, не пускают, это подтвердит любой перевозчик, любой таксист.

    А.КАПКОВ: Я ехал недавно с таксистом из аэропорта и спросил у него напрямую: сколько стоит работать на этой территории. Он мне назвал все ценники и стоимости, и сказал, что нет никаких преступных группировок, есть просто стоимость, она всем известна, сколько стоит получить карточку, сколько стоит заехать. И заплатив эти деньги, ты можешь там работать.

    А.ПОПКОВ: Нет, это не так совершенно.

    А.КАПКОВ: Это мне рассказывал сам таксист.

    А.ПОПКОВ: Это сказки, детский лепет на лужайке, я так скажу. Все совсем по-другому. Мы хотим, чтобы этот вопрос был решен, и я думаю, что постепенно, не сразу, конечно, он решиться. Еще один вопрос был по трудовым отношениями в таксомоторной отрасли вообще. На сегодняшний день нет этих трудовых отношений, есть эта аренда, эти ИП, машины отдают в аренду ИП, соответственно, опять же все на этого бедного водителя. Наша главная задача – конечно же забота о здоровье водителя. Цели главные профсоюза – это трудовые отношения в отрасли, нормальная зарплата, страховка медицинская, и пенсия таксиста. Вот такие вот моменты мы озвучили. Невыполнимых требований не бывает. Мы будем добиваться, привлекать на свою сторону союзников, партнеров для достижения наших вот этих вот благих целей и намерений.

    А.КАПКОВ: Андрей, позвольте, у нас осталось буквально полторы минуты. Главное заключение, которое я для себя сделал – ваши цели, вы считаете их благородными, конечно же, как мне кажется, приведут к удорожанию стоимости поездки. Это так или не так? И если да, то согласны ли вы с этим?

    А.ПОПКОВ: На сегодняшний момент поездка не дорожала с 2008 или 2009 года. Вы сейчас посмотрите в интернете, как она была, так и есть…

    А.КАПКОВ: Либо снижалась.

    А.ПОПКОВ: Так что ни о каких повышениях, каких-то зверских, речи не идет. Речь идет о том, чтобы это было стабильно, и чтобы было безопасно, и чтобы люди, которые возят пассажиров, были адекватны, здоровы, и радовали пассажиров….

    А.КАПКОВ: Своим хорошим настроением и хорошим автомобилем.

    А.ПОПКОВ: Да, да.

    А.КАПКОВ: Позвольте все-таки коротко, я от вас добьюсь. Вы сказали: зверских не будет. Повышение будет, и это правильно – вы так считаете?

    А.ПОПКОВ: Ну, конечно, все подорожало. Бензин-то какой?! 40 рублей скоро. А мы все возим по старым ценам. Ценить надо.

    А.КАПКОВ: За хорошую улыбку и счастливые глаза. Я благодарю вас, Андрей Валерьевич. У нас в гостях был заместитель руководителя общероссийского профсоюза работников общественного транспорта «Таксист»  Андрей Попков. Меня зовут Александр Капков. Это была программа «Город дорог», разбирались с проблемами такси, уверен, еще не раз к этому вернемся. На этом программа закончилась. Всем хорошего четверга. Пока! 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено