-
С. РЫБКА: «Центральный буфет» начинает работу. В студии Айсель Герейханова.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: И Сергей Рыбка.
С. РЫБКА: Сегодня к нам присоединяется губернатор Тульской области Владимир Груздев. Поговорим о том, как скоро у него в области возведут китайскую стену. Владимир Сергеевич, приветствую Вас, добрый день.
В. ГРУЗДЕВ: Добрый день.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Здравствуйте.
С. РЫБКА: Я так понимаю, Вы прямо с самолёта, с Шанхая, прямо сюда и сразу, можно сказать, на питерский форум.
В. ГРУЗДЕВ: И сразу на питерский форум, не к себе в Тулу.
С. РЫБКА: По поводу китайской стены, чтобы Вы не недоумевали лишний раз, речь идёт о том, что компания Great Wall будет строить или инвестировать строительство заводов в Тульской области. К подробностям этой истории обратимся чуть позже. Сейчас по горячим новостям Вам сразу вопрос. В Шанхае, судя по всему, состоялась, мы наблюдаем какой-то итог этих продолжительных затяжных переговоров по газовому вопросу, кажется подписано некое соглашение между Газпромом и CNPC. Вы там наблюдали за переговорами, возможно, не по газу, а в принципе за какой-то обстановкой атмосферой. Было ощущение, что к тому идет? Потому что мы здесь с коллегами, когда обсуждали, честно говоря, уже вздыхали и думали, что не будет никакого конкретного итогового соглашения по газу. Вот в Шанхае это как выглядело?
В. ГРУЗДЕВ: Я хочу сказать, что сегодня в Китайской республике проходит второй день официального визита президента России Владимира Путина и, конечно, наше соглашение с компанией Great Wall, что в переводе на русский язык «великая стена». Конечно, самым важным, самым центровым, самым объёмным соглашением был проект соглашения между компанией Газпром и CNPC о долгосрочных поставках газа. Речь идёт о поставках 38 миллиардов кубов ежегодно и срок, если мне память не изменяет, около 30 лет. То есть действительно соглашение объёмное, очень важное и с учетом важности этого соглашения было видно, что стороны заинтересованы в том, чтобы соглашение состоялось. А дальше есть нюанс. Я думаю, что такое соглашение и согласие сторон достигнуто, то это очень позитивно для экономического развития не только России, но и Китайской народной республики, потому что хочу сказать, что Китай очень заинтересован в российском газе. Тот объем угля, который добывает Китайская республика, который, соответственно, перерабатывается, сжигаясь и так далее, производит разную энергию топлива, то это, конечно, сильно влияет на экологию Китая. И, наверное, все наши граждане, кто побывал когда-то в поднебесной или Шанхае, замечали, что солнца практически не видно, потому что всегда стоит дымка, мгла. Конечно, газ – это экологически чистое топливо, и Китайская республика серьёзно заинтересована в развитии этих отношений.
С. РЫБКА: Один из ключевых мотивов экологический, то есть не только политика такая.
В. ГРУЗДЕВ: Я думаю, что, прежде всего, это экономика Китая. Китайская республика самая быстро растущая экономика в мире. На сегодняшний день даже не смотря на то, что она замедляется, то темпы замедления при снижающихся темпах, у них плановый рост в этом году чуть больше 7,5%. Поэтому вы же прекрасно понимаете, и база очень большая и уже ожидается, что к 2020 году это может стать экономика №1 в мире. Китайская сторона прекрасно понимает, что им нужны энергоресурсы, и газ это одно из направлений по замещению или, скажем, по дополнительным возможностям по энергоресурсам, которых у Китайской республики просто нет.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Сейчас, как я понимаю, все всё-таки ждут, пока нет на агентствах информации о цене, по которой договорились, нет об условиях.
С. РЫБКА: Я думаю, по срокам могут быть какие-то поправки. Вот Владимир Сергеевич говорил, что это долгосрочная история на 30 лет, на три десятилетия.
В. ГРУЗДЕВ: До тридцати лет. Я думаю, что основные условия – это ценообразование и возможность предоплаты, то есть, может быть, некая похожая ситуация, как был контракт с компаний Роснефть.
С. РЫБКА: Вы участвовали в большом таком посольстве. Всё-таки позвольте, прежде чем перейдем к истории непосредственно с этой договоренностью с Great Wall, кто ещё там представлял Россию помимо президента, помимо представителей администрации, помимо наверняка представителей правительства, помимо представителей Газпрома. Кто-то еще из российских регионов подобно вам представлялся?
В. ГРУЗДЕВ: Большое представление российских регионов. Более десяти субъектов были в официальной делегации президента Владимира Путина. И, действительно, вы правильно говорите, посольство было очень большое. Было подписано более 40 соглашений. Есть рамочные соглашения, которые определяют, скажем, направления деятельности. А есть какие-то конкретные соглашения к соглашениям между государственной корпорацией развития Тульской области и компанией Great Wall по строительству автомобильного завода. Строительство начнётся в августе текущего года, и мы планируем, что первый автомобиль сойдет с конвейера в 2017 году.
С. РЫБКА: А как давно появилась вообще идея этого взаимодействия?
В. ГРУЗДЕВ: Мы работали над этим проектом почти полтора года.
С. РЫБКА: Есть ощущение некой стихийности, то есть наши представители приехали в Шанхай и тут же назаключали десятки всех этих договоров. По существу это не стихийно, это продолжительная полуторагодовая работа.
В. ГРУЗДЕВ: У нас соглашение оно не рамочное, конкретно, то есть в августе месяце уже начнется строительство. У нас определен земельный участок, у нас определены объемы предоставления необходимых коммуникаций инженерной инфраструктуры, определены юридические шаги по предоставлению юридического участка. Юридические обязательства китайской стороны, то есть это действительно достаточно долгосрочные переговоры. Они не простые были и вы прекрасно понимаете, что компания Great Wall в отличие от остальных автомобильных производителей на территории России идёт, они пользуются льготами теми, которые имеют сегодняшние автопроизводители от компании, которые фактически начинает с чистого листа. Льготы сегодня у наших автопроизводителей действуют до 2018 года. Я сказал, что мы ожидаем первый автомобиль в 2017 году, и мы, соответственно, с учётом того, что первый автомобиль в 2017 году, получать федеральные льготы не было смысла. Соответственно, мы идём только по региональным льготам, и мне кажется это дополнительный даже, может быть, стимул для более глубокой конкуренции.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Вы сказали, что давно работа велась, по сути. Но вот была информация также, что в 2013 году эта же компания хотела строить завод примерно в таком же формате в Приморском крае. Вы как-то конкурировали с другими регионами за эту компанию?
В. ГРУЗДЕВ: Конкуренция между регионами идёт всегда. Это нормально, потому что регионы, губернаторы и правительство регионов заинтересованы в том, чтобы создавались рабочие места, чтобы была она дополнительно инвестиционная привлекательность. Я думаю, что здесь неважно российские это инвестиции или иностранные. Мы заинтересованы в Тульской области в привлечении любого рода инвестиций, и я готов в прямом эфире назвать мобильный телефон заместителя председателя Правительства Тульской области, который ответственен за промышленное экономическое развитие Тульской области. Это Денис Владимирович Тихонов. Его мобильный телефон +7 980 589 90 23.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Бизнесмены, которые нас сейчас слушают, записывайте, обращайтесь, звоните со своими маленькими заводиками
В. ГРУЗДЕВ: Я вообще хочу сказать для всех предпринимателей, которые слушают нас при реальной поддержке в том случае, если есть какие-то реальные проекты, вы можете получить очень существенную поддержку со стороны Правительства Тульской области. Это не только рамочные льготы по налогу на имущество и по налогу на прибыль, которые действуют во многих регионах РФ. Но в нашем случае, мы готовы предоставлять за, скажем, символическую цену земельные участки подведенные, полностью обеспеченные всей инфраструктурой для того, чтобы там были размещены новые производства. Мы заинтересованы в развитии логистических услуг и тоже готовы рассматривать предложения, и у нас есть готовые площадки сегодня на территории Тульской области. У нас 6 проектов в разной степени готовности для принятия наших иностранных и наших российских инвесторов.
С. РЫБКА: Кстати, когда читал материалы с этим договором, который Вы накануне подписали, там упоминалось некий индустриальный парк Узловая. Я правильно понимаю, что Вы в области, может быть, даже с оглядкой на московский сколковский проект или ещё на что-то пытаетесь что-то секторами развивать. То есть выделили какую-то площадку и собираетесь загружать различными проектами.
В. ГРУЗДЕВ: У нас на сегодняшний день 6 площадок. Один из них Узловая. Это самый крупный парк, 2,5 тысячи гектар, остальные парки несколько меньше. Но у нас также есть площадки и бранфилд. То есть это существующие производства, которые были построены ещё в советские времена, которые могут быть использованы, в том числе для машиностроения, станкостроения, автомобилестроения, размещения фармацевтической промышленности. Мы готовы работать с каждым инвестором индивидуально. Чаще всего, к сожалению, но, может быть, и к счастью, сегодня инвесторы всё-таки предпочитают гринфилд, потому что когда у них просто чистое поле, но с подведённой всей инфраструктурой, железная дорога, автомобильная дорога, электричество, газ, тепло, вода, им проще поставить энерго, проще поставить новый ангар, тот, который соответствует всем современным требованиям по энергоэффективности и, соответственно, избежать лишних затрат на снабжение.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Возвращаясь всё-таки в социальной нагрузке этого проекта, Вы сказали создание рабочих мест. Вот слушатели нам тоже уже пишут, а кто же там будет работать? Прописаны как-то квоты, сколько должно быть именно людей там жить именно Тульской области, сколько они привезут собственных специалистов, будут ли вообще привозить.
В. ГРУЗДЕВ: Всего планируется создание до 2700 рабочих мест и на начальном этапе количество китайских специалистов составит до 250 человек, по завершению строительства проекта и запуска конвейера их количество будет сокращено до 150 человек. Работать как раз будут жители Тульской области, Узловая расположена в Тульско-Новомосковской конгломерации, то есть это в 20 км, в 25 км от Тулы и в 15 км от Ново-Московска. Это та агломерация, которая фактически уже складывается и Узловая сама по себе достаточно большой центр, где проживает около 80 тысяч человек. Вот на территорию индустриального парка Узловая мы планируем создать около 30 тысяч новых рабочих мест. Вот на этих двух с половиной тысяч гектарах.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: А люди-то готовы работать? В смысле у Вас со специалистами всё в порядке? Как Вы будете их готовить?
В. ГРУЗДЕВ: Тульская область – это одна и немногих областей, которая сохранила очень сильный квалифицированный состав, кадровый состав. В Тульской области проживает 1 миллион 530 тысяч человек. Мы совершенно спокойно можем предоставить, действительно, серьёзную подборку кадров и в целом проблемы нет. Кроме того, мы готовы в наших учебных заведениях Тульской области готовить тех специалистов по тем промышленным направлениям, в которые будут приходить новые инвесторы.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Прочитаю срочную новость. Всё-таки по газу сообщение очень прекрасное. Цена контракта с Китаем – это коммерческая тайна. То есть мы, видимо, так и не узнаем пока подробности.
С. РЫБКА: Подробности Вы пока не узнаете. Слушайте, мы сейчас оперировали названиями различных территорий, в том числе даже сказали, что одна из вот таких бизнес-площадок называется Гринфилд, такое не лишённое экологического подтекста название, но я припоминаю, что года два назад или три назад, по-моему, даже во время одной из прямых линий с президентом Путином, там речь заходила о таких районах, как Киреевский, Плавск. То есть районы, которые, обобщая, именуют Чернобыльской зоной. У людей были вопросы по этим районам. Я так понимаю, Узловая географически тоже где-то рядом. Вот наличие этих районов как-то на инвестиционную привлекательность влияет?
В. ГРУЗДЕВ: Вы знаете, действительно, часть территории Тульской области пострадала после аварии Чернобыльской атомной электростанции, но те замеры, которые у нас проводит Министерство по чрезвычайным ситуациям, показывают у нас существенную положительную динамику. Узловая не находится в территории, скажем, зоны поражения. Но и вот поражение было достаточно большое в Плавске. Но там, наверное, самое большое поражение из всей Тульской области было, но динамика очень существенная, и сегодня у нас, мы подошли даже к тому моменту, когда производство сельхозпродукции на тех же территориях осуществляется безболезненно.
С. РЫБКА: Какие-то социальные льготы, выплаты жителям этих территорий сейчас назначаются, полагаются?
В. ГРУЗДЕВ: По Чернобыльской зоне?
С. РЫБКА: Да.
В. ГРУЗДЕВ: Да, конечно. Это предусмотрено федеральным законодательством.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Возвращаясь всё-таки к автопрому и китайским машинам, Вы проводили какие-то маркетинговые исследования или это компания проводила, возможно, маркетинговые исследования, готовы ли потребители покупать в России вот ту продукцию, которую они будут производить? Как я понимаю, речь идёт о внедорожниках достаточно такого не экономного класса.
С. РЫБКА: А вот с Great Wall поди ты тут, разберись.
В. ГРУЗДЕВ: Поживём, увидим. Какое будет брендирование для России, потому что Вы знаете, что одна и та же марка в разных странах иногда продаётся так сказать с разным названием. Это первое. Второе. Сегодня компания продаёт около 30 тысяч автомобилей. По прошлому году продаж на территории Российской Федерации, но большинство автомобилей привезено. То есть очень большое транспортное плечо, сами понимаете, это существенно влияет на ценообразование. Второе, Центральный федеральный округ, Северо-Запад, это как раз самые крупные потребители автомобилей. И просто хочу сказать, что для понимания. Китайская народная республика ежегодно покупает 27 миллионов автомобилей, из них более 90% собственного производства. Всё остальное – это только импорт. У нас же продаётся около 2,5, чуть меньше 3 миллионов автомобилей ежегодно. При этом Китайская республика на сегодняшний день производит более 25 миллионов автомобилей самостоятельно. Есть государственные компании, и компания Great Wall самая крупная частная компания по производству автомобилей и компания с высокими нормами рентабельности и прибыльности. Мы уверенны, что компания прежде, чем принимала решение о размещении автопроизводства, производить будут 150 тысяч внедорожников, но это всё-таки больше паркетный внедорожник, и я уверен, что ценообразование будет привлекательным. Они прекрасно понимают, что им нужно будет конкурировать с японскими, с корейскими автомобилями, поэтому здесь стоит вопрос и срока гарантий. Корейские автомобили сегодня предоставляют 5, а по некоторым маркам и 7 лет гарантии. Поэтому для китайцев это очень важно, но они очень быстро развиваются, поверьте мне, что по мере строительства завода, я думаю, что у них будут очень серьёзно доработано производство и они, я думаю, так же как и Фольксваген, первыми кто начнут производить, в том числе и двигатели на территории России. На сегодняшний день никто из иностранных инвесторов, из иностранных автопроизводителей на территории России двигатели пока не производит. Завод начинает строить в этом году в Калуге Фольксваген. Поэтому у нас будет строительство завода полного комплекса и планируется, что где-то в конце середине 2016 года будет начато строительство завода по производству двигателей. Планы у них достаточно амбициозные, поэтому если они правильно отработают с ценой и с комплектацией и с условиями, я думаю, что они могут быть очень конкурентоспособны.
С. РЫБКА: Самому Вам не случалось тестировать китайские автомобили?
В. ГРУЗДЕВ: Я на этой машине ездил. Могу сказать, что, в целом, автомобиль мне понравился. И качество отделки, то есть вот всё, что видит потребитель, всё в очень приличном состоянии. Что они не производят, они не производят трансмиссию, то есть трансмиссия - это тоже будущее и, скажем, у них пока нет линейки для автомобилей с более мощными двигателями. Те автомобили, которые сегодня они производят, 1,6 и 2 литра, собственного производства двигатели, соответственно остальные, более мощные, они покупают. Поэтому у нас всё-таки иногда любят машины с более мощными двигателями, поэтому о них думают, о том, чтобы уже выпускать, в том числе и марку с двигателем 3 литра.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: 52-й наш слушатель пишет: «Мерседес собирался строить завод в России. Он не к Вам? Или в Калугу? Вот европейцы к Вам собирались приходить или Вы пытались привлечь всё-таки какие-то европейские концерны?».
В. ГРУЗДЕВ: Вы знаете, я не могу комментировать вещи, которые у нас находятся в разной стадии переговоров, просто потому, что я занимаю позицию губернатора Тульской области, и моё любое рано сказанное слово может быть не так воспринято. При этом я стараюсь меньше говорить, а стараюсь больше делать.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Но была ли какая-то конкуренция на стадии переговоров со стороны и, возможно, там каких-то европейских автоконцернов.
В. ГРУЗДЕВ: Конкуренция есть всегда. Но мы имеем все возможности для привлечения и остальных иностранных инвесторов. Давайте, может быть, я как раз, продиктую, в продолжение для наших российских инвесторов адрес своей электронной почты gruzdev@tularegion.ru .
С. РЫБКА: Если у вас есть вопросы к Владимиру Сергеевичу, пожалуйста, обращайтесь. Напоминаю наши номера прямого эфира 737-39-48 – это телефон для звонков в прямой эфир, код 495 не забывайте, sms-сообщения ваши принимаем на номер +7-925-888-89-48. Сразу несколько сообщений есть от разных слушателей, видимо, бывающих у Вас в гостях. 57-й спрашивает: «Почему в Туле такие ужасные дороги?». Следом за ним спрашивает 51-й слушатель: «Был в Туле, ужасно разбитые дороги. Почему в регионах всегда это проблема? Совместных предприятий в Туле навалом. Далее несколько вульгарно, но всё-таки спрашивает слушатель, что бабла нет что ли? Почему к дорогам претензии у слушателей у наших у московских?».
В. ГРУЗДЕВ: Наверное, 51-й, 57-й давно не были в Тульской области, поэтому мы их приглашаем, чтобы они посмотрели и Тульскую область. Мы в этом году М4, у нас две основные федеральные трассы М2 и М4. М4 у нас полностью функционирует, приведена в порядок. М2 в этом году мы завершаем её капитальный ремонт. Дороги регионального значения, в том числе в славном городе-герое Туле, мы приводим активно в порядок, поэтому 51-й, 57-й, видимо, давно не бывавших у нас в гостях, приглашаем. Хочу сказать, что М2 на территории Тульской области полностью освещена и такой дороги нет наверное
С. РЫБКА: Поискать надо.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Общая стоимость 30-летнего контракта, всё-таки Миллер нам сообщает, составит 400 миллиардов долларов.
В. ГРУЗДЕВ: Имеем это в виду.
С. РЫБКА: Вы уже сказали, что сперва будет достаточно большое количество китайских специалистов трудиться на этом производстве, но потом оно будет сокращаться.
В. ГРУЗДЕВ: Нет, не большое. Мы в начальном этапе ожидаем не более 10% от общего числа.
С. РЫБКА: Да, действительно, немного тогда. Но 38-й хочет уточнить, а строить предприятия кто будет.
В. ГРУЗДЕВ: Китайцы в данном случае, они готовят тендер и будут проводить тендер. Они предполагают, что генподрядчик будет российский.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: И спрашивает вас 01-й: «А сами Вы пересядете всё-таки на китайско-тульский автопром?».
В. ГРУЗДЕВ: А у меня выбора нет. Конечно, пересяду.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть будете ездить с 2017 года
В. ГРУЗДЕВ: Буду ездить на машине, которая произведена на тульском автомобильном предприятии, точно так же как мой коллега Анатолий Дмитриевич Артамонов ездит на автомобиле, который произведён в Калуге. Мне кажется, это очень правильно и очень патриотично с точки зрения представления области. А почему нет?
С. РЫБКА: 737-39-48 – это телефон нашего прямого эфира, код 495. Можете вслух соответственно сейчас задать свой вопрос Владимиру Сергеевичу Груздеву, губернатору Тульской области. Алло, слушаем вас. Добрый день.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Скажите, пожалуйста, и большая вам благодарность, что помогаете городу-герою Керчи, а вот предприятия этого города будут интегрированы в Ваши проекты?
С. РЫБКА: А Вы участвуете?
В. ГРУЗДЕВ: Да, спасибо большое за вопрос. Действительно, есть соглашение между городом-героем Тулой и городом-героем Керчь, на сегодняшний день основная, конечно, работа, это вхождение Керчи в российское законодательство, потому что оно очень сильно отличалось от украинского. И мы, в том числе, планируем налаживать вопросы кооперации между предприятиями Тулы и Керчи.
С. РЫБКА: 737-39-48, присоединяйтесь к нашему разговору, пожалуйста. Здравствуйте.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я приношу извинения. Возможно, я буду груба, но Ваш гость лукавит. В Тульской области бардак.
С. РЫБКА: Какую-нибудь конкретную проблему укажите, что Вы так обобщаете.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Хорошо. Это относится к Тульской области. Там живёт моя мама. Мы туда ездим периодически, дороги от центральной, всю текстуру, перекрёсток и уже…
С. РЫБКА: Выслушали Вас, спасибо. Не верят вот вам в наличии этой невероятно освещённой дороги.
В. ГРУЗДЕВ: Не совсем так. Потому что вот как раз женщина, которая ездит в Алексин, если я правильно услышал, как раз она и пользуется услугами трассы М2 и как раз вся трасса в ночное время освещается. Что касается непосредственно дорог уже внутри, скажем, муниципальных образований, там, действительно есть чем заниматься и этими вопросами мы занимаемся достаточно чётко, поэтому Вы знаете, важно стараться видеть позитивное. Стакан бывает наполовину пустой, наполовину полный, поэтому от того, как Вы воспринимаете действительность, от этого она так и складывается. О Вашей маме мы обязательно позаботимся. Удачи Вам.
А. ГЕРЕЙХАНОВА: Для равновесия 17-й пишет: «Да, нормальные дороги в Туле». В общем, вот такая у нас дискуссия по поводу дорог. Съездите, убедитесь всё-таки те, кто ещё не ездил.
В. ГРУЗДЕВ: Приглашаю всех в Тулу, у нас огромная, надо сказать, туристическая привлекательность. Это, конечно, и Ясная Поляна, Толстой, и Поленово, и, конечно, Куликово поле.
С. РЫБКА: В студии был губернатор Тульской области Владимир Груздев. Говорит Москва. Далее информационный выпуск, после него мы вернёмся с программой «Центральный буфет».
-
Популярные Гости
-
Сергей Миронов
Лидер партии «Справедливая Россия – За правду»
-
Геннадий Зюганов
Лидер КПРФ
-
Никита Кричевский
Экономист
-
Сергей Кургинян
политолог, лидер движения «Суть времени»
-
Игорь Стрелков
Бывший министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики
-
Александр Дугин
Лидер международного "Евразийского движения"
-
Рамзан Кадыров
Глава Чеченской Республики
-
Ирина Прохорова
Главный редактор издательского дома "Новое литературное обозрение"
-
Максим Шевченко
Телеведущий, журналист
-
Максим Ликсутов
Заместитель мэра Москвы, глава департамента транспорта Москвы
-
Связь с эфиром
- СМС+7 (925) 88-88-948
- Звонок+7 (495) 73-73-948
- Telegramgovoritmskbot
- Письмоinfo@govoritmoskva.ru