Вирусолог предупредил о массовом выявлении новых штаммов коронавируса в ближайшем будущем

14:34 Янв. 4, 2022

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Накануне очередной вариант COVID-19 обнаружили на юге Франции.

Предположительно, штамм, получивший название B.1.640.2, появился в Камеруне. Впервые его выявили в ноябре 2021 года. По информации специалистов, он содержит в себе 46 мутаций. Данных о его уровне угрозы или заразности пока нет, говорится в исследовании, опубликованном на портале MedRxiv.

В беседе с радиостанцией «Говорит Москва» доцент РНИМУ имени Н.И. Пирогова Михаил Розанов рассказал, что эволюция COVID-19 в человеческой популяции не уникальна, но она ускоряется, так как ранее вирус не контактировал с человеком и теперь активно мутирует. Кроме того, наука получила развитие во время пандемии, поэтому новые штаммы будут выявляться быстрее, отметил специалист.

«Никакого сверхъестественного ускорения нет, конечно. Но тут новый вирус взаимодействует с новым хозяином — эволюционирует бурно. В этом смысле можно говорить об ускорении. Мы наблюдаем большое количество мутантов, но ведь мы их активно ищем и теперь имеем доступные средства их выявления, которых раньше не было. Мы сейчас гораздо больше знаем о вирусах благодаря тому, что попали в такую ситуацию с пандемией. Наука скакнула на следующий этап. Так же, как это было с первым SARS. Тогда было сделано столько же или даже больше, чем за всю предыдущую историю изучения молекулярной биологии коронавирусов. Теперь масштабное секвенирование [определение последовательности нуклеотидов — прим. ГМ] вирусных РНК будет выявлять штаммы, которые раньше могли бы пройти незамеченными. Новые варианты патогенов будут выскакивать как чёрт из табакерки».

Также Розанов подчеркнул, что новый вариант коронавируса не связан с «омикроном» и имеет другое происхождение. Эволюция этого штамма проявляется в изменении его белковой структуры, заявил вирусолог.

«Скорее всего, тот штамм, который появился, ничего не знает про штамм «омикрон», а штамм «омикрон» ничего не знает про этот. Они не близкие родственники. Мутации в основном в S-белке. В других местах мутаций нет, или они «молчащие». Это ожидаемо говорит о том, что вирус уходит от иммунитета. Непонятно, откуда он взялся, но эволюция его шла в основном по пути изменения S-белка, это меняет его антигенные свойства и способность связываться с клетками».

Наличие нового штамма, обнаруженного на юге Франции, показали тесты, взятые у 12 граждан страны. Отмечается, что полученная информация свидетельствует о том, что появление новых вариантов коронавируса предсказать невозможно. Предыдущим штаммом, который широко распространился, стал B.1.1.529, получивший название омикрон. Учёные выявили в нём более 32 мутаций.

В декабре главный санитарный врач России Анна Попова предсказала, что новые штаммы инфекции будут появляться и дальше. Она отметила, что на сегодня COVID-19 показывает сезонность.