Ева Меркачёва заявила о нерешённой проблеме пыток в российских исправительных учреждениях

11:32 Март 15, 2024

Подвергшиеся насилию люди часто отказываются от показаний.

Во многом ответственность за такие случаи лежит на руководителях колоний — их должны проверять психологи. Такое мнение в эфире радиостанции «Говорит Москва» выразила член Совета по правам человека при президенте Ева Меркачёва.

«Я их называю тюремщиками — тех, кто пытает. И у нас ряд регионов, которые проблемными были, они таковыми и остались. Проблема там даже в какой-то степени усугубилась, потому что те люди, которые заявляли о пытках, они же остались в этом же регионе, в тех же СИЗО и колониях, где их пытали, и сейчас стали отказываться от своих показаний. Даже следствие немножко сейчас в тупике, потому что следователь какой-то добропорядочный довёл это дело до суда, и вот уже на стадии судебного производства заключённый, которого пытали, говорит: «Знаете, нет, я больше не буду ничего говорить, всё это не так, меня кто-то заставил», — дают такие показания.

Но есть категория людей, которые считают, что это всё неправильно. Но всё это присутствует, потому что в самой системе это считается как бы обыденностью, а как без этого? Как бы крамольно ни звучало, но некая часть культуры, что называется. Есть регионы, где совершенно не практикуется ничего подобного. Всё зависит, как я считаю, от начальника учреждения, от его заместителей. Есть порядочные люди, которые понимают, что просто нельзя такое делать. А есть те, кто сам по себе, может быть, и садист, его бы нужно проверить.

Проверить как раз психиатрам и психологам. А есть те, которые просто в процессе своей службы начали деградировать, такое тоже случается. И здесь, конечно, комплексная проблема. Потому что нужно их и тестировать, этих начальников учреждений, надо как-то думать про то, чем они занимаются вне своего служебного времени. Люди должны развиваться, какой-то вести в том числе светский образ жизни — ходить в театры, не знаю, и так далее. А те, кто полностью завязан на тюрьме и ничего другого, кроме неё, не видит».

По словам Меркачёвой, во ФСИН часто идут работать люди, желающие «проявить свою власть».

«Я всё-таки считаю, что многие приходят не просто так, а чтобы проявить свою власть. С такими я тоже общалась, и в процессе, когда я изучала уголовные дела против них, это проявлялось. Изучаешь биографию человека, и выясняется, что мама его била, в школе его сверстники не любили, никакой профессии он толком не получил. И куда можно было пойти? Пойти работать инспектором. И он пошёл».

Ранее Ева Меркачёва предложила внедрить в России автоматическое УДО. Условно-досрочное освобождение можно применять к заключённым, которые за период отбывания наказания не совершали нарушений, отметила правозащитница.

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено