Генетик допустил использование открытия нобелевских лауреатов по химии в борьбе с коронавирусом

12:41 Окт. 8, 2020

Фото: РИА Новости/Александр Вильф

Накануне престижной научной награды были удостоены учёные, которые нашли способ редактирования ДНК.

Исследовательницы Эммануэль Шарпентье и Дженифер Дудна создали генетические ножницы — CRISPR/Cas9. Благодаря этому изобретению можно вырезать из молекулы отдельные участки и вставлять их в другие места, меняя особенности организма.

Директор Центра генетики и репродуктивной медицины Genetico Артур Исаев рассказал в эфире радиостанции «Говорит Москва», что предпосылки открытия этого способа редактирования генов появились около тридцати лет назад в Японии. Сейчас специалистам удалось изучить технологию и применить её на практике.

«В конце восьмидесятых годов японские исследователи обнаружили некоторые повторяющиеся последовательности в бактериях кишечной палочки. Долгое время исследователи не могли понять, что означает этот код. Коллеги, которые получили нобелевскую премию, это действительно смогли открыть. Эту систему назвали CRISPR/Cas9. Это, по сути, была некая система иммунной защиты бактерий против вирусов. Вирусы попадали в бактерию, и вот эти последовательности узнавали нужные места в вирусах, разрезали их и уничтожали. Эту систему смогли использовать для редактирования генома. Эта возможность разрезать молекулу ДНК в определённом точном месте с очень высокой точностью, она дала возможность редактирования генома и в этот разрез вставить какую-то нужную последовательность, либо наоборот убрать какую-то ненужную последовательность».

Исаев отметил, что CRISPR/Cas9 отличается от уже существующих инструментов редактирования ДНК более высокой точностью и эффективностью. По словам специалиста, через какое-то время эта система поможет бороться с рядом заболеваний и вирусов, в том числе с COVID-19.

«Это одно из направлений, в котором мы достаточно активно думали, поскольку эта система иммунной защиты против вирусов, с которыми бактерии борются. Теоретически можно предположить, что эту систему можно использовать и для борьбы с различными вирусами, в том числе с коронавирусами, как-то меня геном человека, делать его более защищённым. Но это такие истории, которые не из цикла нескольких месяцев — один год. Это десятки лет, и на самом деле есть более эффективные методы».

СRISPR/Cas9 также может быть использована для удаления при лечении диабета, лейкемии и шизофрении. Два года назад китайский молекулярный биолог Цзянькуй Хэ заявил, что использовал CRISPR/Cas9 для создания первых «генномодифицированных» детей, почти неуязвимых для ВИЧ.