Заслуженный учитель РФ назвал ошибкой отказ от «европоцентризма» в учебниках истории

15:01 Янв. 24, 2022

Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

В РАН разработали новую концепцию преподавания предмета, согласно которой значительное внимание на уроках будет уделяться Азии, Африке и Латинской Америке.

Доктор педагогических наук Евгений Ямбург заявил в разговоре с радиостанцией «Говорит Москва» счёл предложения нововведений поспешными и популистскими.

«Это не очень продуманное решение. Мне лично оно не нравится. Никакого там европоцентризма не было. Было преподавание российской истории в контексте мировой, не отрывая одно от другого. В этой ситуации, если мы хотим культурных людей со стереоскопическим взглядом на мир, мудрым, дети должны знать, что, скажем, Иван Грозный и Шекспир — это современники, что царь Алексей Михайлович Тишайший и гвардейцы-кардиналы — это современники, что наряду с победной Сталинградской битвой в это же время была битва тоже очень важная при Эль-Аламейне в Северной Африке. Поэтому никакого европоцентризма там не было, был объём. А сейчас в таких псевдопатриотических тонах идеологический тренд пошёл в другую сторону. Я считаю, что это ошибка. Мне кажется, что это лукавство и не очень мудрое решение. Его можно назвать поспешным и популистским».

При этом Ямбург напомнил о важности отношений России с восточными и южными странами. Их историю нужно преподавать «аккуратно, воспитывая в учениках критическое мышление, с учётом многонациональности нашей страны», — подчеркнул педагог.

«Патриотизм — вещь очень тонкая. Она предполагает объём, аналитичность. Хотя я должен сказать, что многие учителя с удовольствием это воспримут. Меньше материала, баба с возу — кобыле легче. Мы между Европой и Азией. История Азии очень важна. Здесь надо понимать всю деликатность. Мы многонациональная и поликонфессиональная страна. В этой ситуации для того, чтобы никого не оскорбить и не обидеть, ну разве можно преподавать взятие Казани Иваном Грозным одинаково и в Казани, и В Москве? Позиция должна быть очень выверенная. Уж не говорю про наши отношения с Японией, Китаем, спорные вопросы и вопросы территорий. Всё это надо обсуждать с ребятами. Тогда у них будет мудрый и трезвый взгляд на историю».

Сопредседатель Российского исторического общества Александр Чубарьян рассказал «Ведомостям», что школьным учителям придётся самостоятельно искать баланс: стандарт программы даёт минимальный перечень событий, о которых нужно рассказать ученикам, а педагоги самостоятельно разрабатывают схему преподавания.

После 1 февраля концепция будет направлена для обсуждения в Российское историческое общество, Российскую академию образования, МГУ, РГГУ и Российское военно-историческое общество.

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено