7 апреля 1908 года родился выдающийся полярный исследователь Михаил Сомов

06:00 Апрель 7, 2016

Советский океанолог, полярный исследователь и Герой Советского Союза родился в семье студента естественного отделения физико-математического факультета Московского университета.

Позднее отец Сомова стал известным учёным-рыбоводом, доктором биологических наук, профессором Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии в Мурманске.

Интересно, что мать Сомова являлась правнучатой племянницей друга и  секунданта Пушкина --  Константина Данзаса. В молодости она занималась литературными переводами текстов зарубежных писателей, затем сосредоточила своё внимание на ведении хозяйства и воспитании детей.

Уже в студенческие годы Сомов написал несколько научных статей, а его блестящая дипломная работа была опубликована как самостоятельный научный труд. В 1937 году Михаил окончил Московский гидрометеорологический институт.

Через два года на борту ледокола "Иосиф Сталин" Сомов совершил первое в истории двойное сквозное плавание (на восток и обратно) по Северному морскому пути в течение одной навигации.

В годы Великой отечественной руководил работой самолётов ледовой разведки, разрабатывал планы полётов, консультировал капитанов по вопросам ледовой обстановки, совершил несколько полётов для авиаразведки. В августе 1942 года Михаил Сомов участвовал в отражении нападения на Диксон фашистского тяжёлого крейсера "Адмирал Шеер".

В 50-ом году Сомов был назначен начальником  дрейфующей станции "Северный полюс-2".  Весной того года первая группа полярников во главе с Михаилом Михайловичем была доставлена на льдину в высоких широтах Восточной Арктики. Сомов не только руководил организацией станции, но и работал на ней наблюдателем, занимался разработкой новых приборов.

Работа проходила в исключительно трудных условиях, в обстановке полной секретности – в мире шла холодная война. Станция "Северный полюс-2" работала в Северном Ледовитом океане в течение 376 дней, изучая сложность рельефа дна Арктического бассейна, и сделав несколько открытий, в частности, открыв приподнятую часть ранее неизвестного подводного объекта, названного Чукотским плато.

За эту экспедицию Сомов получил Звезду Героя. В 1955-м выдающийся исследователь возглавил первую антарктическую экспедицию. Он открыл первую научную обсерваторию в Антарктиде – станцию «Мирный». Ему принадлежит заслуга многих географических открытий на белом материке.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».