13 апреля 1934 года успешно завершено спасение челюскинцев
06:00 Апрель 13, 2016
В феврале 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход "Челюскин". Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана. Часть грузов и продовольствия удалось с парохода снять.
Два месяца челюскинцы вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях — большой подвиг.
История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления.
Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. На льдине он издавал стенную газету и читал лекции по философии. Умение Шмидта поддерживать в людях стремление к жизни и надежду на благополучный исход было важной причиной успеха в борьбе с арктической стихией. И еще людей спасала вера в непременную помощь страны.
Между тем, многие специалисты не верили в возможность спасения. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Оставалась надежда на авиацию.
Американское правительство обещало помощь, но неконкретную. Посылка летчиков исключалась. Дело в том, что в недалеком прошлом несколько летчиков американских ВВС погибли, работая по контрактам на перевозке почты на Аляске и обслуживая частные фирмы. Все контракты поэтому были аннулированы.
Переговоры с частными фирмами шли медленно и вскоре необходимость в них отпала. В это время на Чукотке находился экипаж Анатолия Ляпидевского и его самолет АНТ-4. Он 5 марта 1933 года нашел ледовый лагерь, совершил там посадку и вывез десятерых женщин и двоих детей.
Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 150-ти километрах от ледовой стоянки.
В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено всем участвовавшим в операции спасения летчикам. Золотая Звезда №1 была вручена Ляпидевскому.
О других памятных датах читайте в журнале «Историк».
-
16:04 Апрель 23, 2020
-
17:50 Дек. 19, 2016
Коллеги посадившего в Якутии Ил-18 пилота назвали его лётчиком от бога
-
06:00 Апрель 20, 2016
20 апреля 1934 года награждение первых Героев Советского Союза
-
06:00 Апрель 18, 2016
18 апреля 1922 года по Москве начал курсировать первый автобус
-
06:00 Апрель 15, 2016
15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде восстановлено движения трамвая
-
06:00 Апрель 14, 2016
-
06:00 Апрель 12, 2016
-
06:00 Апрель 11, 2016
-
06:00 Апрель 8, 2016
8 апреля 1954 года открыта дрейфующая станция "Северный полюс-4"
-
06:00 Апрель 7, 2016
7 апреля 1908 года родился выдающийся полярный исследователь Михаил Сомов
-
06:00 Апрель 6, 2016
Связь с эфиром
- СМС+7 (925) 88-88-948
- Звонок+7 (495) 73-73-948
- Telegramgovoritmskbot
- Письмо[email protected]