18 апреля 1922 года по Москве начал курсировать первый автобус

06:00 Апрель 18, 2016

Весь рейс состоял из двух станций. Маршрут связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом. Определенного расписания движения не было, автобус просто ходил время от времени из одной точки в другую.

Попасть в салон можно было по лесенке, установленной за задними колесами, кабина водителя была отделена от салона. Стоимость билета «на одну станцию» составляла четверть миллиона бумажных рублей. 

«Предками» автобуса в Москве 19-го века были линейки – конные повозки на 10-14 мест, пустили их в 1847 году. В 1890-е годы московские предприниматели пытались обновить этот вид транспорта, обращались в городскую Думу с предложением пустить по улицам Москвы омнибусы – автомобильный общественный транспорт, который в Европе к тому времени уже появился. Но власти города отказали, обосновав это тем, что такой транспорт будет слишком громоздким и широким для узких московских улиц.

Регулярное автобусное движение в Москве открылось только  в августе 1924-го. 8 закупленных в Англии автобусов фирмы «Лейланд» ходили по маршруту: Каланчёвская площадь — Белорусский вокзал. Но проезд на автобусе был дороже трамвая, поэтому москвичи предпочитали все же трамвай.

До этого автобусы уже ходили для москвичей, но лишь на окраинах. Поскольку городские власти не хотели создавать конкуренцию трамваю, первая автобусная линия в Москве была пригородной — от Камер-коллежского вала в районе Марьиной Рощи до Останкино. Она была открыта 17  июля 1907 года и на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу  Шереметеву: За проезд от Москвы до Останкино был установлен тариф в 15 копеек.

 3 июля 1908 года предприниматель Бузинков пустил по маршруту Петровский парк—Покровское-Глебово, а затем и от Семеновской заставы к Измайловскому зверинцу по два 10-местных автобуса богемской фирмы «Лаурин и Клемент».

В 1922 году на московском автозаводе АМО организовали кузовной цех, где начали изготавливать автобусы. Вначале в этом цеху изготавливали автобусные салоны и устанавливали их на отремонтированные грузовики «Уайт», а с 1925 года салоны стали устанавливать на приобретаемые за рубежом шасси «Лейланд», «Рено» и «Заурер».  

Позднее выпуск автобусов был налажен в Ярославле и на ЗИСе. В 20—30-е годы активно развивалась маршрутная сеть, но, тем не менее, вплоть до 50-х автобус играл очень незначительную роль в перевозках. А вот дальше автобус становится основным наземным пассажирским транспортом города. Причины этому – интенсивное снятие трамвайных линий,  а кроме этого – быстрая массовая застройка окраин, куда быстрее и проще всего было пустить именно автобус, а не трамвай с троллейбусом.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати
Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus