31 декабря 1968 года состоялся первый в мире полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144

07:39 Дек. 31, 2015

Этот лайнер не только в два раза превысил скорость звука, но и на десятки лет опередил время.

У Ту-144 был лишь один конкурент - европейский «Конкорд». К сожалению, эра советской машины закончилась, так толком и не начавшись. Между тем, у сверхзвукового самолета были весьма радужные перспективы.  Основной реактивный пассажирский самолет того времени, Ту-104, от Москвы до Хабаровска летел с двумя дозаправками, Турбовинтовой Ту-114 на дозаправку не садился, но в полете был целых 14 часов. А на сверхзвуке это расстояние можно было бы преодолеть  за три с половиной часа.

Первый полет Ту-144 состоялся на два месяца раньше «Конкорда». Советский самолет первым преодолел и звуковой барьер - это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11 тысяч метров. А рубеж в два Маха Ту-144 взял через год: на высоте 16 километров самолет развил скорость 2150 км/ч.  К сожалению, реальная дальность полета оказалась в полтора раза меньше расчетной - как и англо-французский «Конкорд», Ту-144 потреблял слишком много топлива. 

Аэродинамика Ту-144 была выше, чем у истребителей. Корпус суперсамолета на 20% сделали из титана, ведь во время полета фюзеляж разогревался до двухсот градусов. Другим самолетом в мире, где так же применялся титан, был знаменитый «Черный дрозд», сверхзвуковой разведчик   США. Ту-144 сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающиеся на время полёта передние крылья, которые позволяли существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке.

Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР. В то время как Конкорду, чья взлётно-посадочная скорость была на 15% выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку. 

По словам специалистов, конструкция планера Ту-144 была идеальной, недоработки же касались двигателей и различных систем.

Третьего июня 73-го года Ту-144 разбился во время демонстрационного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Все 6 членов экипажа погибли. Точные причины аварии до сих пор неизвестны, но основными версиями считают слишком резкий манёвр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражем» (задача лётчика была сфотографировать Ту-144). 

Тем не менее, Ту-144 стал совершать регулярные рейсы на маршруте Москва—Алма-Ата.    Билет в стоил немалые по тем временам деньги — 82 рубля, а на обычный самолет - 48. Разница была огромной. Из-за этого сверхзвуковые самолеты летали полупустыми, и через 7 месяцев Ту-144 сняли с регулярных рейсов.  

По словам лётчиков, внештатные ситуации происходили практически в каждом полёте. 23 мая 1978 года произошло второе крушение Ту-144. 1 июня того же года Аэрофлот навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.   

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено