28 декабря 1985 года в Новосибирске открыт метрополитен

11:45 Дек. 28, 2015

История строительства метро в Новосибирске в чем-то типична для городов-миллионников России, а в чем-то отлична от них.

Новосибирск имеет титул столицы Сибири. Основанный на месте поселка мостостроителей он в течение уже первой четверти 20-го века стал крупнейшим центром за Уралом. Сейчас это третий по численности город в России. Динамизм его роста характеризуют такие факты: с момента основания до достижения миллионного уровня населения прошло меньше ста лет. Для сравнения – Нью-Йорку на это потребовалось 250 лет, а Москве – целых 700!

Миллионный житель появился на свет в Новосибирске в 1962 году. Однако даже по достижению этого уровня в утвержденном Совмином РСФСР очередном генеральном плане Новосибирска упоминания о метрополитене не было. Впрочем, с ростом населения города, интенсивного развития промышленности, науки, больших объемов жилищного строительства возникали мощные внутригородские пассажиропотоки, которые не мог перевезти только наземный общественный транспорт. Развитие транспортной инфраструктуры не поспевало за быстрым ростом крупнейшего мегаполиса на Востоке страны. Поэтому, несмотря на уже утвержденный генплан, решением городских властей  была создана группа специалистов, которые провели технико-экономические расчеты, обосновывающие необходимость строительства в городе метрополитена.

Новосибирское метро было спроектировано с неглубоким заложением станций, входы в которые совмещались с  городскими подземными переходами. Неглубокое заложение диктовалось относительно благоприятными геологическими условиями, удобством эксплуатации и значительным удешевлением стоимости строительства. Интересный факт -  в случае атомной угрозы новосибирский метрополитен не может использоваться как укрытие, в отличии, например, от московского. Самая глубокая станция заложена всего в 15-ти метрах от поверхности земли, поэтому станции даже не стали оснащать гермоворотами.

Работы по строительству метро начались 12 мая 1979 года. Проектировщики предлагали несколько вариантов перехода через Обь. Рассматривались варианты подводного тоннеля, привязки трассы к опорам существующего Коммунального моста, отсыпки дамбы. В результате был построен отдельный метромост общей протяженностью более двух километров.

А на новый 1986-й год новосибирцы получили подарок. Сибирский метрополитен, конечно, должен был стать не только удобной транспортной системой, но и произведением искусства. Талантливые архитекторы и художники оживили по-сибирски просторную «подземку».

Кстати, на линиях Новосибирского метрополитена есть несколько заброшенных тоннелей, недостроенный перегон и станция-призрак «Спортивная». И станцию, и перегон не могут достроить из-за того, что необходимая техника постоянно «кочует» к более важным объектам: сначала механизированный щит увезли в Москву для строительства новой линии, затем оборудование было отправлено в Сочи. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати
Новости по теме

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus