21 декабря 1925 года на экраны вышел кинофильм «Броненосец «Потёмкин»

09:01 Дек. 21, 2015

Фильм Сергея Эйзенштейна появился к 20-летию событий 1905 года. Первый показ картины состоялся 21 декабря в Большом театре, на торжественном заседании, посвященном юбилею революции.

По сюжету ленты восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в черно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине флаг был белым. На копии, предназначенной для премьеры, на ста восьми кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет. Это произвело на зрителей сильное впечатление.

В 1925 году после продажи негатива в Германию и его перемонтажа, «Броненосец «Потёмкин» вышел в мировой прокат в отличающейся от авторского замысла версии: расстрел матросов был перенесен из начала в конец фильма. В дальнейшем он подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Льва Троцкого в прологе были заменены цитатой из  Ленина.

За рубежом «Потёмкин» имел головокружительный успех. Везде о нём говорили как о шедевре. Лента о восстании русских моряков триумфально прошел во многих странах мира и неоднократно признавался одним из лучших кинофильмов «всех времён и народов».

Впервые в истории кинофильм возбудил такие бурные политические страсти. В большинстве стран Европы публичный показ картины был запрещён. В Германии вопрос о демонстрации два раза вносился в парламент. В течение нескольких месяцев шла борьба, и, наконец, во избежание общественного скандала правительство было вынуждено разрешить показ фильма, но выпустило его на экраны с купюрами. «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком», - позже признавал доктор фашистской пропаганды Йозеф Геббельс.

«Броненосец «Потёмкин» неоднократно становился объектом цитирования. Сцена расстрела на лестнице, в частности кадр с катящейся коляской был воспроизведен в десятках других фильмов. Именно после этого главная одесская лестница стала всемирно знаменитой и получила название Потемкинской. По словам самого Эйзенштейна, идея сцены пришла к нему, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам. Кстати, на момент съемок режиссеру было всего лишь 27 лет.

Эйзенштейну удалось найти интонацию универсального эпоса, который не нуждается в переводе. Новаторский вклад «Броненосца» в развитие киноискусства был и в концентрации, нагнетании эмоциональных средств воздействия решающих, ударных сцен (так называемый «монтаж аттракционов»), и в открытии новых законов монтажа, дающих действию невиданную до того эмоционально-взрывную силу. Для сведения , в современном фильме 300—400 склеек, а в «Потёмкине» их около тысячи трехсот.  

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».


Версия для печати
Новости по теме

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus