29 августа 1912 года в Москве открылась панорама Франца Рубо "Бородинская битва"

06:00 Авг. 29, 2016

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения – когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций – деревню Семёновская и Курганную батарею.

Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов – рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.

Интересно, что на первоначальном эскизе автор "Бородинской битвы" показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения — Курганную батарею генерала Раевского, в частности, контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. 

Газета "Русский инвалид" отмечала: "Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно "русская" панорама. Но специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения".

Фокус был в том, что панорама создавалась в тот момент теснейших союзнических отношений России и Франции. Очевидно, что из политических соображений лишний раз раздражать бывшего смертельного противника не следовало. Франц Рубо писал: "Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов".

Как бы то ни было, работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года. Под панораму был построен специальный деревянный павильон  у Покровских ворот. При громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал император Николай Второй.

К весне 1918 года временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти 40 лет оно хранилось в ужасном состоянии, порой в самых неблагоприятных местах — под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора,  на театральном складе сада "Эрмитаж". А к 150-летию Бородинской битвы творение Рубо получило вторую жизнь, переехав в новое здание на Кутузовском проспекте в Москве, где экспонируется и поныне. 

 О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено