28 августа 1851 года было открыто сквозное железнодорожное движение между Санкт-Петербургом и Москвой

09:07 Авг. 28, 2015

Самая первая российская железная дорога, протянувшаяся от Царского Села до Петербурга, служила скорее аттракционом, чем средством сообщения.

Поэтому уже в 1841 году Николай Первый приказал учредить комиссию для составления проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Председателем комиссии был назначен знаменитый Александр Христофорович Бенкендорф.

Дорога проектировалась как ещё один вид путей сообщения, способный частично разгрузить водный и гужевой транспорт и обеспечить более быструю доставку грузов и пассажиров.

Строительство Николаевской железной дороги началось 27 мая   1843 года. Линия строилась двухпутной, под колею шириной 1524 миллиметра (т.е. 5 футов), ставшую впоследствии стандартной на русских железных дорогах.  Стоит отметить, что Царскосельская дорога имела шестифутовую колею. Земляные работы велись вначале на участках от Петербурга до Чудова и от Вышнего Волочка до Твери, а с 1845 года — на всём протяжении трассы.

Мосты строились с каменными устоями и деревянными пролётными частями. Их опоры облицовывались кирпичом или гранитом. Для устройства деревянных частей применялась лучшая рудовая сосна, благодаря чему эти пролёты простояли довольно продолжительное время.  Наиболее длинным был Мстинский мост на 117-й версте, построенный инженером Крутиковым. Он имел девять пролётов, почти по 29 саженей каждый.  Напомним, что под мерной саженью принято понимать расстояние между  кончиками пальцев раскинутых в стороны рук взрослого мужчины. Это около 176 сантиметров.  Таким образом, длина каждого пролета Мстинского моста равнялась примерно пятидесяти метрам. Мост сохранился до сих пор, хотя в процессе эксплуатации и поменял свой первозданный вид. 

На Николаевской железной дороге было построено 34 станции четырех классов. Станции первого класса расположены на расстоянии примерно 160 километрах друг от друга, второго и последующих классов – на расстоянии от 80-ти до 20-ти километров. «Первоклассными» станциями были Петербург, Малая Вишера, Бологое, Тверь и Москва. В список станций четвертого класса входили   Колпино и Химки.   В Москве и Питере были построены идентичные вокзалы. И там, и там они назывались Николаевскими.

Первое время плата за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы составляла 19 рублей в первом классе, 13 рублей во втором и 7 рублей в третьем. За меньшую плату людей возили в товарных поездах, а летом на открытых платформах. Поездка же в Москву в дилижансе стоила в те времена 95 рублей, в то время как сам дилижанс можно было доставить поездом за 75 рублей.

27 февраля 1923 года Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую. Под этим названием она продолжает служить прочным связующим звеном между  двумя столицами России. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».



Версия для печати
Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus