8 октября 1823 года родился Иван Аксаков, русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства

08:27 Окт. 8, 2015

Получив домашнее образование, в 1842-ом году он окончил петербургское Училище правоведения, а потом некоторое время служил в уголовном департаменте Сената.

Спустя десять лет окончательно вышел в отставку и посвятил себя журналистике, — с этих пор начинается  публицистическая деятельность Аксакова, принесшая столько славы, а рядом с нею, вплоть до самой смерти, и борьбы, как с литературными врагами, так и с  цензурой.

Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славян под руководством русского народа.

Во время Крымской войны Иван Аксаков  вступил в Серпуховскую дружину, командуя отрядом московского ополчения. Путешествуя затем по Европе, в Лондоне встречался с Герценом,  дружба с которым так и не сложилась из-за поддержки Аксаковым политики царского правительства в Польше. В славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов.  

По мнению публициста, вся задача Европы состоит в том, чтобы положить предел материальному и нравственному усилению России, чтобы не дать возникнуть новому, православно-славянскому миру, которого знамя предносятся России и который ненавистен Западу. 

Аксаков призывал к формированию в России всесословной "среды", одухотворенной внепартийным "народным сознанием", упраздняющей "ненародную" дворянскую интеллигенцию — придаток государственного аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия».  Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.  Аксаков утверждал, что "прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, - уже совлекает с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином". 

Основополагающими принципами   теории Аксакова были единство «земли» - народа и «государства» - Царя - при духовной власти Православной церкви. При этом  народ должен не просто слепо подчиняться Царю, он должен был иметь свои права, и, в первую очередь,  иметь право высказывать своё мнение. «Силу мнения - народу, силу власти - Царю!», - подобную   формулу отстаивает Аксаков на протяжении всей своей жизни.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати
Новости по теме
Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus