28 октября 1908 года вышел на экраны первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница»

07:59 Окт. 28, 2015

В основе сценария – одноименная былина Василия Гончарова, написанная, в свою очередь, по мотивам знаменитой песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень…».

Главный герой фильма – Степан Разин. В порыве ревности он бросает персидскую княжну в Волгу. Фильм снимался на озере Разлив, в картине была задействована массовка в 150 человек. Организатором съемок был Александр Дранков, режиссёром – Владимир Ромашков.

Говоря по-современному продюсер Дранков познакомился с кинопроизводством в Париже и осенью 1907 года открыл первое в России кинематографическое ателье.  Каждую неделю в течение года Дранков, как обещал, выпускал на экраны новые киносюжеты: светскую хронику ("Свидание монархов в Ревеле", "Прибытие шведского короля в Россию", "Свадьба у князя Трубецкого"), повседневную ("Пожар в Петербурге", "Крушение на станции Померань"), наконец, спортивную и культурную.  Но зрители хотели видеть отечественные художественные фильмы.   Поняв это, Дранков принимается за производство "Понизовой вольницы".  

К фильму заказали специальную музыку. Ее сочинил директор Московской консерватории, известный композитор Михаил Ипполитов-Иванов. Это была увертюра, предполагавшая дальнейшее, по ходу фильма, исполнение песни "Вниз по матушке по Волге".

С позиции современности трудно понять, что привлекло публику в  черно-белой ленте, демонстрация которой длится менее чем десять минут.  Создатели "Понизовой вольницы" еще не знали такого выразительного средства, как монтаж, не строили изобразительный ряд фильма из планов разной крупности, как это будет принято в кино позже. Операторы Александр Дранков и Николай Козловский сняли всю картину исключительно на общем плане и только на натуре, где условность сугубо театральных мизансцен режиссера Ромашкова сделалась особо заметной на фоне естественной среды.

Совсем примитивной на глаз нынешнего зрителя предстанет игра артистов. Они отчаянно жестикулируют, широко размахивают руками, таращат глаза и открывают рты, пытаясь подчеркнуто резкими телодвижениями и чудовищной мимикой восполнить отсутствие звучащего слова, и к тому же заметно боятся выйти за пределы намеченной  площадки, чтобы не исчезнуть из поля зрения объектива камеры. Чувства героев, которые актерам не удавалось выразить или воплощение которых не мог с общего плана на экране усмотреть зритель, авторы поясняли в надписях вроде: "Ревность заговорила".

Тем не менее, успех был грандиозный. В газетах печатались восторженные отзывы, провинциальные прокатчики засыпали Дранкова заказами. Национальное происхождение фильма, глубокая внутренняя родственность музыки и душевного настроя зрителей, узнаваемость разворачивающейся на экране истории предопределили его успех.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено