1 апреля 1906 года родился авиаконструктор Александр Яковлев

06:00 Апрель 1, 2016

Будущий дважды Герой Социалистического Труда и лауреат шести Сталинских премий появился на свет в семье служащего

Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель».

Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

В 1924-ом году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.

С 24-го по 27-ой Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии имени Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения».

В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1, названный так в честь руководителя Общества друзей воздушного флота, предшественника ОСОАВИАХИМа, Александра Ивановича Рыкова, репрессированного в 1937 году.  Говорят, что когда над Рыковым нависли «тучи», Яковлева вызвали в «компетентные органы» и просили объяснить аббревиатуру, на что якобы конструктор ответил: «АИР (Air) в переводе с английского означает воздух».

Так или иначе, но биплан АИР-1 оказался отличной машиной, принесшей Яковлеву первый и громкий успех на поприще самолетостроения. В 1927 году  на этом самолете был совершен беспосадочный рекордный перелет из Севастополя в Москву протяженностью почти полторы тысячи километров, длившийся 15 с половиной часов. 

АИР-1 не только принес Яковлеву известность, но и открыл дорогу в академию. Во время учебы конструктор не переставал заниматься постройкой самолетов, и до ее окончания создано восемь различных машин, а одна из них, АИР-6, была запущена в серийное производство.

Под руководством Яковлева были созданы истребители Як-1, Як-З, Як-7, Як-9, бомбардировщики Як-4, ББ-22, Як-28, учебные самолёты УТ-1 и УТ-2, реактивные пассажирские самолёты Як-40 и Як-42 и другие машины мирового уровня. Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 тысяч «Яков». На яковлевских самолётах установлено 74 мировых рекорда. Яковлев считался «любимцем Сталина». Немалый читательский успех снискали мемуары авиаконструктора, в которых он рассказал и о взаимоотношениях с вождём.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено