29 марта 1891 года император Александр Третий подписывает рескрипт о строительстве Транссиба

06:00 Март 29, 2016

Транссибирская магистраль превосходит любую железнодорожную линию на нашей планете, ее протяженность составляет более 10 тысяч километров.

Транссиб надежно соединяет российские западные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Ванино, Забайкальск). 

Нельзя сказать, что необходимость этой магистрали признавалась всеми современниками Александра Третьего. Скептики пугали гнилыми болотами и дремучей тайгой, страшными холодами и невозможностью развивать сельское хозяйство. 

Тем не менее, проект стоимостью 350 миллионов рублей золотом был утвержден. Почти все работы производились вручную, с помощью топора, пилы, лопаты, кайла и тачки. Несмотря на это ежегодно прокладывалось около пятисот километров пути. Таких темпов история еще не знала. Наиболее острой и трудноразрешимой была проблема обеспечения строительства Транссибирской магистрали рабочей силой. Потребность в квалифицированных рабочих удовлетворялась вербовкой и переброской в Сибирь строителей из центра страны. В разгар строительных работ на сооружении Транссиба было занято около 80-ти тысяч человек.

Работы начались одновременно с двух сторон – от Челябинска и Владивостока и велись одновременно на нескольких участках. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты. Исключительные трудности для строителей представлял участок вокруг Байкала. Здесь приходилось взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в Байкал.

Трудно переоценить стратегический смысл этого начинания, соединившего Европу с Дальним Востоком. Кроме того, это был невиданный по масштабу технический проект. В 1907 году на станции Мозгон было построено первое в мире здание на вечной мерзлоте, которое стоит и сейчас. Новый метод строительства переняли в Канаде, в Гренландии и на Аляске.

Движение поездов по Транссибу началось осенью 1901-го года, после того как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги. Время путешествия из Москвы во Владивосток сократилось с трёх месяцев до двух недель.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати
Новости по теме
Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus