28 марта 1940 года в небо поднялся истребитель И-301

06:00 Март 28, 2016

В этот день совершен первый полет на опытном истребителе И-301 конструкции Владимира Петровича Горбунова, Семёна Алексеевича Лавочкина и Михаила Ивановича Гудкова, позднее названный ЛаГГ-1. Испытания прошли успешно.

Это был на редкость красивый самолёт! Механики прозвали его «отполированным роялем». Маневренный истребитель стали готовить к первомайскому авиапараду над Красной площадью. Отличительной чертой И-301 было необычайно мощное вооружение - пушка 23 миллиметра и два синхронных крупнокалиберных пулемета БС, в дополнение к которым могли устанавливаться еще два пулемета ШКАС. Это был наш ответ Мессершмитту-109, показавшему себя в Испании.

На самом деле пиковая ситуация, в которой оказалась советская истребительная авиация после испанского дебюта Мессершмитта, потребовала экстраординарных мер.  В результате к работе над "антимессершмиттом"  были привлечены самые профессиональные авиационные инженеры, предложившие цельнодеревянную конструкцию. Здесь надо отметить, что во всем мире (в том числе и в СССР) использование древесины в качестве конструкционного материала для авиации в конце 30-х годов считалось уже анахронизмом. В нашей стране, тем не менее, дерево продолжали использовать - не от хорошей жизни, конечно. Сказывалась нехватка крылатого металла - алюминия.

Практически все созданные перед войной истребители имели смешанную конструкцию: компромисс между нехваткой дюраля и дешевизной, технологичностью древесины. Металл давал огромную экономию в массе, - равнопрочная с деревянной, конструкция из дюраля весила на 40% меньше, но перед войной было принято стратегически правильное решение, ориентировавшее самолетостроителей на широкое использование в новых самолетах дерева. На первый план вышла возможность массовой постройки самолетов минимально квалифицированными рабочими. В конечном итоге за счет простоты и технологичности советской промышленности удалось сохранить и даже нарастить выпуск истребителей в тяжелейших условиях эвакуации.

В конце 1940-го года Лавочкин, Горбунов и Гудков за создание И-301 были удостоены Сталинской премии 1-й степени. Модификация ЛаГГ-3 строилась серийно. На них сражались асы Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны. Наиболее успешно ЛаГГ-З действовал против бомбардировщиков противника, где его превосходство в летных данных и мощь вооружения имели решающее значение. Хорош был этот самолет и для выполнения штурмовых задач. Ну, а потом на базе ЛаГГ-3 был создан знаменитый фронтовой истребитель Ла-5. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати
Новости по теме
Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus